Сценарий праздника "Люблю тебя, моя Казань!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий праздника посвященный 100-летию ТАССР. в сценарии использованы стихи, песни, сказка татарских писателей, композиторов и поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К 100-летию ТАССР | 43.42 КБ |
konspekt.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
“Люблю тебя ,
моя Казань!”
100-летию ТАССР посвящается
Сценарий праздника для детей старшего
дошкольного возраста
Подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ “Детский сад
“Рябинушка” города Тетюши
Николаева Т.М.
г. Тетюши
Программное содержание.
1. Познакомить детей со столицей нашей республики городом Казань, её культурными объектами.
2. Продолжить приобщать детей к истокам народной культуры, воспитывать любовь и уважение к родным местам, воспитывать чувство гордости за нашу столицу.
3. Продолжить знакомство с музыкой, песенным, поэтическим творчеством и фольклором родного края.
4. Пробуждать и развивать у детей художественный вкус, чувство прекрасного.
5. Познакомить с народным татарским и башкирским инструментом курай и татарской народной мелодией “Галиебану” исполненной на курае.
6. Развивать слуховое восприятие, память, внимание в процессе слушания музыки.
7. Обогащать словарный запас детей, продолжать работу над музыкальной определительной лексикой.
8. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, совершенствовать оценочные суждения.
9. Петь песни коллективно и индивидуально, выразительно, эмоционально, на татарском и русском языках, понимая о чём поётся в песне.
10. Выполнять выразительно танцевальные движения, передавая характер и темп музыки.
11. Добиваться выразительного чтения стихов на русском и татарском языках.
12. Закреплять знание татарского языка русскоязычными детьми и педагогами.
Содержание занятия.
1. Песня Е.Гомоновой« Край родной».
2. Песня «Күнеллебезнеңшеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева
Компьютерная презентация.
3. Театрализация сказки Г. Тукая «Коза и Баран».
4. Песня «Ребенок и мотылек»
«Бала беләнкүбәлек».Г. Тукай., З.Хәбибуллин
5. Танец бабочек и девочки.
6. Игра «Вслепую бить мяч».
7. Песня «Буре».
8. Слушание музыки. Видео. Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану.
9. Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.
10. Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев
11. Хоровод «Во поле березка стояла».
12. Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.
13. Татарский парный танец с полотенцами./ Исполняют дети./
14. Песня “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин
Материал. Слайды видов города Казань, видео о Казани, минусовые фонограммы для песен “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев, “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин, аудиозапись для татарских танцев,аудиозапись для слушания. Курай. Галиябану, полотенца, ёлки, котелок, дрова, тренога для котелка, маски, костюмы для сказки.
Зал украшен шарами цветами. На центральной стене вид Казанского Кремля.
Ведущий: Нынче в зале нашем светлом
Музыка, песни и смех.
Праздник чудесный, края родного
Мы приглашаем отпраздновать всех.
Здравствуйте, добрый день!
Сегодня, в этот светлый, теплый апрельский день, мы собрались с вами в этом зале, чтобы отправиться в путешествие по нашей Родине - Татарстану. Мы отправляемся вверх по Волге, к великому и красивому городу Казани. Казань старинный, древнейший, красивейший город нашей республики, её столица.
Ну, что ж, пора отправляться в путь! А путешествовать я вам предлагаю на трехпалубном теплоходе. /Слайд 1/.
Дети выстраивают клин и исполняют песню Е. Гомоновой
«Край родной»
/Дети садятся/.
Ведущий:
...Вечерний город башенок и шпилей,
Решетчатых балконов, львиных морд
Застыл вкруг сада в совмещенье стилей,
Губернской исключительностью горд;
Провинциальной ностальгией болен
Готов он возвестить во все концы:
Союзны с позолотой колоколен
Мечетей азиатских изразцы!
Он вправду обстоятелен и четок,
Певуч, как в небе - угол журавлей,
Вечерний город флюгеров-трещеток,
Чугунных кружев, кованых решеток,
Трилистников, узорных вензелей./Слайды 2,3,4,5/.
А вот и Казань. /Слайд 6./ Казань - мираж, заколдованный, святой и прекрасный город. Город - энциклопедия татарской и русской истории и культуры.
Дети. Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город – славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.
/Дети выстраивают полукруг к ним выходят две девушки в национальных костюмах, татарском и русском в руках они держат каравай и чак-чак/.
Татарочка: Исәнмесез!
Русская: Здравствуйте!
Татарочка: Хәерле көн сезгә!
Русская: Мы рады приветствовать вас.
Гостеприимная татарская земля приветствует своих гостей, желая им мира и благополучия, с тех самых пор, когда в 12 веке на реке Казанке недалеко от её впадения в Волгу закладывалась наша родная Казань. /Слайд 7/.
Татарочка: Долгий путь пройден с того времени народом, в городе сменилось много поколений и множество властей. Сегодня город входит в новую эпоху своего древнего существования, но она же - эпоха возрождения старинных и самых великих ценностей народа.
Дети:
Казань - столица Татарстана
Торжественна и величава!
Раскинулась на берегу реки,
Как город древней красоты. /Слайд 8/.
Твоей истории страницы
Хранишь ты бережно в себе:
В Кремле, домах, музеях, лицах
И в стенах башни Сююмбике. /Слайд 9, 10, 11/.
Ты хорошеешь год от года
Растешь и расцветаешь ты,
Как город дружбы и свободы,
Как город мира и любви. /Слайд 12/.
Так славься же во все века,
Сияй, как яркая звезда!
Торжественна и величава
Казань - столица Татарстана! /Слайд 13/.
Л. Кулибина.
Исполняетсяпесня на татарском языках
«Күнелле безнең шеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева/Слайд 14/.
Стихотворение «Казан!» Хәсән Туфан/Слайд 15/.
И нурлары Казан –
Туган ил төсе,
Синең ташларда
Бабайлар эзе.
И якты Казан,
Синең нурларың
Кыйбласы безнең
Озын юлларның...
Еракта да син
Йөрәккә якын;
Торган җир – көмеш,
Туган җир – алтын.
Туган җир якын!
Туган тел якын!
Ведущий: А сейчас мы отправляемся на экскурсию по городу, по его культурным местам. И первая остановка - это театр. В Казани несколько театров: театр Г. Камала /Слайд16,17/, Театр Юного Зрителя /Слайд 18, 19/. Культурная жизнь города постоянно бурлит и развивается. Театры, как русские, так и татарские своей историей уходят в века.А я вас приглашаю в кукольный театр “Экият”/Слайд 20/ на спектакль по сказке Г.Тукая «Коза и баран»
Какие сказки татарских писателей вы знаете?
Ответы детей.
Ведущий:Рассаживайтесь поудобнее мы начинаем.
Театрализация сказки Г. Тукая
«Коза и Баран».
Ведущий: Жил - был Мужик с Женой в былые времена.
Бедна их жизнь была, убога и скудна.
К тому ж Баран с Козой кормились у людей,
Но были все равнонекормленых худей.
Сказал однажды Муж: «Гляди, Жена сама:
На сено денег нет, а вскорости зима...
Барана и козу нам прокормить невмочь.
Впустую ведь едят пускай уходят прочь.»
Не спорила Жена: «Пускай, давно пора.
Согласна я взашей согнать их со двора.
Чему на свете быть - того не миновать!
Уж сколько кормим их, а не видать добра!»
А что ж Баран с Козой, бедняги из бедняг?
Хозяин порешил — и значит, будет так.
Несчастные, пошив один большой мешок,
Пустились в путь - куда укажет посошок.
/Заходят грустные Коза и Баран/.
Коза: Раз хозяин решил - значит будет так.
Баран:Несчастные мы./Идут молчком/
Заходит девочка собирает ягоды и поет.
Җиләк җыям, как коям,
Дәү әнигә бүләккә.
Монда җиләк күп икән,
Аю-бүре юк икән.
«Залетает бабочка» летает по залу девочка ею любуется.
Девочка: какая красивая бабочка!
ИсполняетсяПесня «Ребенок и мотылек»
«Бала белән күбәлек». Г. Тукай., З.Хәбибуллин
Девочка поет:
Мотылек, как ңе так!
Не пойму я никак –
целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как живёшь?
Что ты ешь, что ты пьёшь,
Где твой мир, где твой дом...
Расскажи обо всём.
Бабочка поет:
Я живу на лугах,
И в садах, и в лесах,
Я летаю весь день
В голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня.
Танец бабочек и девочки.
/Движения по выбору музыкального руководителя.Уходят./
Молча выходят Коза и Баран.
Вдруг около тропы видят волчью голову.
Стоят около головы дрожмя дрожат.
Баран: Что это такое?
Коза: Кажись, волчья голова.
Ходят вокруг головы, топчутся, дрожат.
Коза: Хватай!
Баран: Нет, лучше ты!
Коза: Ты, дядюшка Баран, сильней.
Баран: Зато ты, борода, смелей.
Подходят к голове и обратно убегают.
Коза: Нет, боюсь!
Баран: И я боюсь!
Подходят вдвоем, открывают мешок, поднимают голову за оба уха и опускают в мешок. Идут дальше.
Забегают волки.
1 Волк: Ой, есть хочу!
Старший волк: Давайте кашу варить!
Несут дрова, котелок, вешают котелок над «костром» мешают кашу ложкой, пробуют по очереди.
2 Волк: Пока каша варится, давайте как-нибудь поиграем?
3 Волк: Я знаю очень интересную игру. Она называется «Вслепую бить мяч».
Игра «Вслепую бить мяч».
От мяча на расстоянии трех шагов чертят линию. Играющий подходит к мячу и встает задом. Считая сколько шагов прошел, доходит до черты. Потом ему завязывают глаза, поворачивают лицом к мячу и велят ударить мяч ногой.
Считалка: Бер, ике, өч – бездә бөтен көч!
Дүрт, биш –безне җиңеп булмый һич!
Алты, ңиде – куркаклар башын иде
Сигез, тугыз, ун – дүрт бүре – бер туп!
Күзең бәйләп тип!
Волк: Ая песенку спою.
Исполняется Песня «Буре».
Волк: Ах, как вкусно пахнет!
Старший волк: Садитесь, каша готова, покушаем.
Заходят Коза и Баран.
Коза: А там огонь горит.
Баран: Давай, Коза, пойдем и заночуем там.
Волкам-то ведь к огню никак не подойти
Зубастым у костра никак нас не найти.
Коза: Что ж милый друг, идем.
Приближаются к огню и видят волков.
Испугались дрожат.
Коза:Ме-е-е!
Баран:Бе-е-е!
Коза: Приветствуем, друзья! Небось не ждали нас?
Волки/вместе/ У-у-у-у! /Воют от радости/.
1 Волк: Обоих сгложем враз!
2 Волк: Какая красота!
3 Волк: И мясо на зубах, и каша не пуста!
Коза: Друзья, зачем тужить
Мы мясом можем всем на славу удружить!
Чего глядишь, Баран? Достань - ка из мешка
Припас, ты что забыл? Там волчья есть башка.
Баран вынимает из мешка голову. Увидев голову, волки испугались.
Коза:Ме-е! Ведь дюжина голов была у нас в суме!
Не можешь разве счесть гостей, глупец Баран!
Башку-то покрупней достань скорей, болван!
Баран сначала сует голову в мешок, потом снова достает её.
Баран: Держи, эта, кажись самая крупная.
Старший волк подходит к ним и просит разрешения уйти.
Старший волк: Я принесу в котел еще воды
Сгорит ведь ужин наш и пропадут труды. /Уходит/.
1 Волк: Куда же делся водонос? Пойду его искать. /Уходит/.
2 Волк: Я сейчас пойду, всех найду и сюда приведу. /Уходит/.
3 Волк: Ой-ой-ой! Помогите! /Убегает/.
Коза: Как хорошо! И волки убежали, и каша цела!
Баран: Как есть хочу! Давай покушаем?! /Едят кашу/.
Ведущий:
У жаркого огня уселись, развалясь,
И каши из котла наелись, не таясь.
Насытясь, от костра не вздумали вставать,
Вблизи огня, в тепле, остались ночевать.
Там выспались они, и с утренней зарей,
Мешок свой захватив с волчиной головой,
по лесу путь вдвоем продолжили друзья,
Пускай! Завершена история моя.
Понравилась вам сказка, ребята? Кто оказался хитрее?
Далее наш путь лежит к концертному залу Сайдашева. /Слайд 21/. А как вы думаете, что происходит в концертном зале?
Ответы детей.
Ведущий: Да, там поют песни, танцуют известные артисты, звучит музыка, стихи. Сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки.Выуслышите татарскую народную мелодию исполненную на курае. /Слайд 22/. Курай – это татарский и башкирский духовой народный инструмент.
А почему он называется духовым?
Ответы детей. /Слайд 23, 24/
Молодцы. Сели правильно, слушаем музыку и знакомимся с прекрасным городом Казань. /Слайд 25. Видео/
Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану. Татар Халык җыры.
Ведущий: Понравилась вам музыка, ребята? А какие чувства она у вас вызывает? Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки и увиденного на экране?
Ещё в концертном зале можно увидитеть и танцевальные коллективы. Вашему вниманию мы представляем татарский танец в исполнении взрослых.
Тыпыр-тыпыр-тыпырдый
Аяк бер дә тик тормый
Бию көе уйналсын
Апалар биеп алсын.
Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.
Дети читают стихи.
1. Идел ярларына нурлар сибеп
Матур булып ата бездә таң
Таң шикелле якты туган илем
Бәхет биргән җирем – Татарстан. /Слайд 26/.
2. Казан, казан, сабый чагыбыздан
Күңелләргә якын башкала!
Туган илгә чиксез мәхәббәтем
Синең белән башлана. /Слайд 27/.
3. Сәйдәш моңы, Тукай, Җәлил җыры
Шаулап тора әллә кайларга.
Туган илем халкын шатландырып
Үсә Казан – данлы, зур кала./Слайд 28/.
Г. Зәйнашева
Исполняется Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов
Дети:
1. Живет Казань, работает, растет,
Россию удивляя чудесами,
И молодеет сердцем здесь народ
Тысячелетье города встречая.../Слайд 29/.
2. Казань! Тебя ли позабуду!
Закрою я на миг глаза -
И вижу вновь тебя, как будто
Вчера лишь был с тобой, Казань!/Слайд 30/.
Ведущий: К сожалению, малоизвестно,
Но достоин тот факт пьедестала.
Что татарином создана песня «Во поле березка стояла».
И за это мой названный брат
Честь тебе, Ибрагимов Нигмат!
Хоровод «Во поле березка стояла»
/Исполняют дети. Движения на усмотрение музыкального руководителя./
Дети выстраивают полукруг.
Стихи: Син – дәрт тулы моңлы җырым
Син – бетмәс көчем минем.
Син – иркәли белгән аннам
Җылыңда яшим илем./Слайд 31/.
Казан үсә, матурлана! Күрәсезме?
Тиздән аңа мең яш тула. Беләсезме?
Мең ел гомер, гүя мизгел аның өчен
Кичә генә төзелгән күк безнең өчен. /Слайд 32/.
Исполняется Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.
Татарский парный танец с полотенцами. / Исполняют дети. Движения по выбору музыкального руководителя/
Дети: Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода
Мы хлеб растим, пасем стада
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане. /Слайд 33/.
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы родом из Казани
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Татарстане. /Слайд 34/.
Я люблю свою сторонку
Свою Родину люблю.
Ветерку пою вдогонку
Песню добрую свою. /Слайд 35/.
Татарстан наш - край богатый
Край лесов, полей и рек.
От души тебе желаем
Расцветать из века в век./Слайд 36/.
Для такой земли прекрасной
Нужен только мир всегда
Чтоб сияло солнце красно
И звучала песньмоя! /Слайды 37, 38/.
Җырладык та, уйнадык
Күңел ачтык, биедек.
Тормышлар матур булсын
Кояш елмаеп торсын.
Песня “Әйлән – бәйлән”. Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин./Слайды 39, 40, 41/.
Исполняют все участники мероприятия.
Литература.
- Файзуллина Р.А. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань, Татарское книжное издательство, 1982.
- Кулибина Л. Песни и стихи для детей и юношества. Казань, 1997.
- Закирова. К.В. Мин бәйрәмнәр яратам. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2009.
- Гомонова Е.А. Весёлые песенки для малышей круглый год. Ярославль, Академия развития, 2001.
- Закирова К.В. Иң матур сүз. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2000.
- Юсупов Ф., Юсупова Г., Хамидова Ф. Балалар бакчасы. Казань, Идель – Пресс, 2003.
- Фәизова Ф. Сайра, сандугачым. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2002.
- Исхакова И.Г. Балалар бакчасында музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 1999.
- Хәйруллина З. Күңелле маҗаралар. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1990.
Предварительный просмотр:
“Люблю тебя ,
моя Казань!”
100-летию ТАССР посвящается
Сценарий праздника для детей старшего
дошкольного возраста
Подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ “Детский сад
“Рябинушка” города Тетюши
Николаева Т.М.
г. Тетюши
Программное содержание.
1. Познакомить детей со столицей нашей республики городом Казань, её культурными объектами.
2. Продолжить приобщать детей к истокам народной культуры, воспитывать любовь и уважение к родным местам, воспитывать чувство гордости за нашу столицу.
3. Продолжить знакомство с музыкой, песенным, поэтическим творчеством и фольклором родного края.
4. Пробуждать и развивать у детей художественный вкус, чувство прекрасного.
5. Познакомить с народным татарским и башкирским инструментом курай и татарской народной мелодией “Галиебану” исполненной на курае.
6. Развивать слуховое восприятие, память, внимание в процессе слушания музыки.
7. Обогащать словарный запас детей, продолжать работу над музыкальной определительной лексикой.
8. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, совершенствовать оценочные суждения.
9. Петь песни коллективно и индивидуально, выразительно, эмоционально, на татарском и русском языках, понимая о чём поётся в песне.
10. Выполнять выразительно танцевальные движения, передавая характер и темп музыки.
11. Добиваться выразительного чтения стихов на русском и татарском языках.
12. Закреплять знание татарского языка русскоязычными детьми и педагогами.
Содержание занятия.
1. Песня Е.Гомоновой« Край родной».
2. Песня «Күнеллебезнеңшеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева
Компьютерная презентация.
3. Театрализация сказки Г. Тукая «Коза и Баран».
4. Песня «Ребенок и мотылек»
«Бала беләнкүбәлек».Г. Тукай., З.Хәбибуллин
5. Танец бабочек и девочки.
6. Игра «Вслепую бить мяч».
7. Песня «Буре».
8. Слушание музыки. Видео. Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану.
9. Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.
10. Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев
11. Хоровод «Во поле березка стояла».
12. Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.
13. Татарский парный танец с полотенцами./ Исполняют дети./
14. Песня “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин
Материал. Слайды видов города Казань, видео о Казани, минусовые фонограммы для песен “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев, “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин, аудиозапись для татарских танцев,аудиозапись для слушания. Курай. Галиябану, полотенца, ёлки, котелок, дрова, тренога для котелка, маски, костюмы для сказки.
Зал украшен шарами цветами. На центральной стене вид Казанского Кремля.
Ведущий: Нынче в зале нашем светлом
Музыка, песни и смех.
Праздник чудесный, края родного
Мы приглашаем отпраздновать всех.
Здравствуйте, добрый день!
Сегодня, в этот светлый, теплый апрельский день, мы собрались с вами в этом зале, чтобы отправиться в путешествие по нашей Родине - Татарстану. Мы отправляемся вверх по Волге, к великому и красивому городу Казани. Казань старинный, древнейший, красивейший город нашей республики, её столица.
Ну, что ж, пора отправляться в путь! А путешествовать я вам предлагаю на трехпалубном теплоходе. /Слайд 1/.
Дети выстраивают клин и исполняют песню Е. Гомоновой
«Край родной»
/Дети садятся/.
Ведущий:
...Вечерний город башенок и шпилей,
Решетчатых балконов, львиных морд
Застыл вкруг сада в совмещенье стилей,
Губернской исключительностью горд;
Провинциальной ностальгией болен
Готов он возвестить во все концы:
Союзны с позолотой колоколен
Мечетей азиатских изразцы!
Он вправду обстоятелен и четок,
Певуч, как в небе - угол журавлей,
Вечерний город флюгеров-трещеток,
Чугунных кружев, кованых решеток,
Трилистников, узорных вензелей./Слайды 2,3,4,5/.
А вот и Казань. /Слайд 6./ Казань - мираж, заколдованный, святой и прекрасный город. Город - энциклопедия татарской и русской истории и культуры.
Дети. Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город – славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.
/Дети выстраивают полукруг к ним выходят две девушки в национальных костюмах, татарском и русском в руках они держат каравай и чак-чак/.
Татарочка: Исәнмесез!
Русская: Здравствуйте!
Татарочка: Хәерле көн сезгә!
Русская: Мы рады приветствовать вас.
Гостеприимная татарская земля приветствует своих гостей, желая им мира и благополучия, с тех самых пор, когда в 12 веке на реке Казанке недалеко от её впадения в Волгу закладывалась наша родная Казань. /Слайд 7/.
Татарочка: Долгий путь пройден с того времени народом, в городе сменилось много поколений и множество властей. Сегодня город входит в новую эпоху своего древнего существования, но она же - эпоха возрождения старинных и самых великих ценностей народа.
Дети:
Казань - столица Татарстана
Торжественна и величава!
Раскинулась на берегу реки,
Как город древней красоты. /Слайд 8/.
Твоей истории страницы
Хранишь ты бережно в себе:
В Кремле, домах, музеях, лицах
И в стенах башни Сююмбике. /Слайд 9, 10, 11/.
Ты хорошеешь год от года
Растешь и расцветаешь ты,
Как город дружбы и свободы,
Как город мира и любви. /Слайд 12/.
Так славься же во все века,
Сияй, как яркая звезда!
Торжественна и величава
Казань - столица Татарстана! /Слайд 13/.
Л. Кулибина.
Исполняетсяпесня на татарском языках
«Күнелле безнең шеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева/Слайд 14/.
Стихотворение «Казан!» Хәсән Туфан/Слайд 15/.
И нурлары Казан –
Туган ил төсе,
Синең ташларда
Бабайлар эзе.
И якты Казан,
Синең нурларың
Кыйбласы безнең
Озын юлларның...
Еракта да син
Йөрәккә якын;
Торган җир – көмеш,
Туган җир – алтын.
Туган җир якын!
Туган тел якын!
Ведущий: А сейчас мы отправляемся на экскурсию по городу, по его культурным местам. И первая остановка - это театр. В Казани несколько театров: театр Г. Камала /Слайд16,17/, Театр Юного Зрителя /Слайд 18, 19/. Культурная жизнь города постоянно бурлит и развивается. Театры, как русские, так и татарские своей историей уходят в века.А я вас приглашаю в кукольный театр “Экият”/Слайд 20/ на спектакль по сказке Г.Тукая «Коза и баран»
Какие сказки татарских писателей вы знаете?
Ответы детей.
Ведущий:Рассаживайтесь поудобнее мы начинаем.
Театрализация сказки Г. Тукая
«Коза и Баран».
Ведущий: Жил - был Мужик с Женой в былые времена.
Бедна их жизнь была, убога и скудна.
К тому ж Баран с Козой кормились у людей,
Но были все равнонекормленых худей.
Сказал однажды Муж: «Гляди, Жена сама:
На сено денег нет, а вскорости зима...
Барана и козу нам прокормить невмочь.
Впустую ведь едят пускай уходят прочь.»
Не спорила Жена: «Пускай, давно пора.
Согласна я взашей согнать их со двора.
Чему на свете быть - того не миновать!
Уж сколько кормим их, а не видать добра!»
А что ж Баран с Козой, бедняги из бедняг?
Хозяин порешил — и значит, будет так.
Несчастные, пошив один большой мешок,
Пустились в путь - куда укажет посошок.
/Заходят грустные Коза и Баран/.
Коза: Раз хозяин решил - значит будет так.
Баран:Несчастные мы./Идут молчком/
Заходит девочка собирает ягоды и поет.
Җиләк җыям, как коям,
Дәү әнигә бүләккә.
Монда җиләк күп икән,
Аю-бүре юк икән.
«Залетает бабочка» летает по залу девочка ею любуется.
Девочка: какая красивая бабочка!
ИсполняетсяПесня «Ребенок и мотылек»
«Бала белән күбәлек». Г. Тукай., З.Хәбибуллин
Девочка поет:
Мотылек, как ңе так!
Не пойму я никак –
целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как живёшь?
Что ты ешь, что ты пьёшь,
Где твой мир, где твой дом...
Расскажи обо всём.
Бабочка поет:
Я живу на лугах,
И в садах, и в лесах,
Я летаю весь день
В голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня.
Танец бабочек и девочки.
/Движения по выбору музыкального руководителя.Уходят./
Молча выходят Коза и Баран.
Вдруг около тропы видят волчью голову.
Стоят около головы дрожмя дрожат.
Баран: Что это такое?
Коза: Кажись, волчья голова.
Ходят вокруг головы, топчутся, дрожат.
Коза: Хватай!
Баран: Нет, лучше ты!
Коза: Ты, дядюшка Баран, сильней.
Баран: Зато ты, борода, смелей.
Подходят к голове и обратно убегают.
Коза: Нет, боюсь!
Баран: И я боюсь!
Подходят вдвоем, открывают мешок, поднимают голову за оба уха и опускают в мешок. Идут дальше.
Забегают волки.
1 Волк: Ой, есть хочу!
Старший волк: Давайте кашу варить!
Несут дрова, котелок, вешают котелок над «костром» мешают кашу ложкой, пробуют по очереди.
2 Волк: Пока каша варится, давайте как-нибудь поиграем?
3 Волк: Я знаю очень интересную игру. Она называется «Вслепую бить мяч».
Игра «Вслепую бить мяч».
От мяча на расстоянии трех шагов чертят линию. Играющий подходит к мячу и встает задом. Считая сколько шагов прошел, доходит до черты. Потом ему завязывают глаза, поворачивают лицом к мячу и велят ударить мяч ногой.
Считалка: Бер, ике, өч – бездә бөтен көч!
Дүрт, биш –безне җиңеп булмый һич!
Алты, ңиде – куркаклар башын иде
Сигез, тугыз, ун – дүрт бүре – бер туп!
Күзең бәйләп тип!
Волк: Ая песенку спою.
Исполняется Песня «Буре».
Волк: Ах, как вкусно пахнет!
Старший волк: Садитесь, каша готова, покушаем.
Заходят Коза и Баран.
Коза: А там огонь горит.
Баран: Давай, Коза, пойдем и заночуем там.
Волкам-то ведь к огню никак не подойти
Зубастым у костра никак нас не найти.
Коза: Что ж милый друг, идем.
Приближаются к огню и видят волков.
Испугались дрожат.
Коза:Ме-е-е!
Баран:Бе-е-е!
Коза: Приветствуем, друзья! Небось не ждали нас?
Волки/вместе/ У-у-у-у! /Воют от радости/.
1 Волк: Обоих сгложем враз!
2 Волк: Какая красота!
3 Волк: И мясо на зубах, и каша не пуста!
Коза: Друзья, зачем тужить
Мы мясом можем всем на славу удружить!
Чего глядишь, Баран? Достань - ка из мешка
Припас, ты что забыл? Там волчья есть башка.
Баран вынимает из мешка голову. Увидев голову, волки испугались.
Коза:Ме-е! Ведь дюжина голов была у нас в суме!
Не можешь разве счесть гостей, глупец Баран!
Башку-то покрупней достань скорей, болван!
Баран сначала сует голову в мешок, потом снова достает её.
Баран: Держи, эта, кажись самая крупная.
Старший волк подходит к ним и просит разрешения уйти.
Старший волк: Я принесу в котел еще воды
Сгорит ведь ужин наш и пропадут труды. /Уходит/.
1 Волк: Куда же делся водонос? Пойду его искать. /Уходит/.
2 Волк: Я сейчас пойду, всех найду и сюда приведу. /Уходит/.
3 Волк: Ой-ой-ой! Помогите! /Убегает/.
Коза: Как хорошо! И волки убежали, и каша цела!
Баран: Как есть хочу! Давай покушаем?! /Едят кашу/.
Ведущий:
У жаркого огня уселись, развалясь,
И каши из котла наелись, не таясь.
Насытясь, от костра не вздумали вставать,
Вблизи огня, в тепле, остались ночевать.
Там выспались они, и с утренней зарей,
Мешок свой захватив с волчиной головой,
по лесу путь вдвоем продолжили друзья,
Пускай! Завершена история моя.
Понравилась вам сказка, ребята? Кто оказался хитрее?
Далее наш путь лежит к концертному залу Сайдашева. /Слайд 21/. А как вы думаете, что происходит в концертном зале?
Ответы детей.
Ведущий: Да, там поют песни, танцуют известные артисты, звучит музыка, стихи. Сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки.Выуслышите татарскую народную мелодию исполненную на курае. /Слайд 22/. Курай – это татарский и башкирский духовой народный инструмент.
А почему он называется духовым?
Ответы детей. /Слайд 23, 24/
Молодцы. Сели правильно, слушаем музыку и знакомимся с прекрасным городом Казань. /Слайд 25. Видео/
Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану. Татар Халык җыры.
Ведущий: Понравилась вам музыка, ребята? А какие чувства она у вас вызывает? Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки и увиденного на экране?
Ещё в концертном зале можно увидитеть и танцевальные коллективы. Вашему вниманию мы представляем татарский танец в исполнении взрослых.
Тыпыр-тыпыр-тыпырдый
Аяк бер дә тик тормый
Бию көе уйналсын
Апалар биеп алсын.
Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.
Дети читают стихи.
1. Идел ярларына нурлар сибеп
Матур булып ата бездә таң
Таң шикелле якты туган илем
Бәхет биргән җирем – Татарстан. /Слайд 26/.
2. Казан, казан, сабый чагыбыздан
Күңелләргә якын башкала!
Туган илгә чиксез мәхәббәтем
Синең белән башлана. /Слайд 27/.
3. Сәйдәш моңы, Тукай, Җәлил җыры
Шаулап тора әллә кайларга.
Туган илем халкын шатландырып
Үсә Казан – данлы, зур кала./Слайд 28/.
Г. Зәйнашева
Исполняется Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов
Дети:
1. Живет Казань, работает, растет,
Россию удивляя чудесами,
И молодеет сердцем здесь народ
Тысячелетье города встречая.../Слайд 29/.
2. Казань! Тебя ли позабуду!
Закрою я на миг глаза -
И вижу вновь тебя, как будто
Вчера лишь был с тобой, Казань!/Слайд 30/.
Ведущий: К сожалению, малоизвестно,
Но достоин тот факт пьедестала.
Что татарином создана песня «Во поле березка стояла».
И за это мой названный брат
Честь тебе, Ибрагимов Нигмат!
Хоровод «Во поле березка стояла»
/Исполняют дети. Движения на усмотрение музыкального руководителя./
Дети выстраивают полукруг.
Стихи: Син – дәрт тулы моңлы җырым
Син – бетмәс көчем минем.
Син – иркәли белгән аннам
Җылыңда яшим илем./Слайд 31/.
Казан үсә, матурлана! Күрәсезме?
Тиздән аңа мең яш тула. Беләсезме?
Мең ел гомер, гүя мизгел аның өчен
Кичә генә төзелгән күк безнең өчен. /Слайд 32/.
Исполняется Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.
Татарский парный танец с полотенцами. / Исполняют дети. Движения по выбору музыкального руководителя/
Дети: Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода
Мы хлеб растим, пасем стада
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане. /Слайд 33/.
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы родом из Казани
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Татарстане. /Слайд 34/.
Я люблю свою сторонку
Свою Родину люблю.
Ветерку пою вдогонку
Песню добрую свою. /Слайд 35/.
Татарстан наш - край богатый
Край лесов, полей и рек.
От души тебе желаем
Расцветать из века в век./Слайд 36/.
Для такой земли прекрасной
Нужен только мир всегда
Чтоб сияло солнце красно
И звучала песньмоя! /Слайды 37, 38/.
Җырладык та, уйнадык
Күңел ачтык, биедек.
Тормышлар матур булсын
Кояш елмаеп торсын.
Песня “Әйлән – бәйлән”. Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин./Слайды 39, 40, 41/.
Исполняют все участники мероприятия.
Литература.
- Файзуллина Р.А. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань, Татарское книжное издательство, 1982.
- Кулибина Л. Песни и стихи для детей и юношества. Казань, 1997.
- Закирова. К.В. Мин бәйрәмнәр яратам. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2009.
- Гомонова Е.А. Весёлые песенки для малышей круглый год. Ярославль, Академия развития, 2001.
- Закирова К.В. Иң матур сүз. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2000.
- Юсупов Ф., Юсупова Г., Хамидова Ф. Балалар бакчасы. Казань, Идель – Пресс, 2003.
- Фәизова Ф. Сайра, сандугачым. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2002.
- Исхакова И.Г. Балалар бакчасында музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 1999.
- Хәйруллина З. Күңелле маҗаралар. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий «Люблю тебя и прославляю!..» (город Новосибирск и Октябрьский район)
СЦЕНАРИЙпраздничной краеведческой мультимедиаигры«Люблю тебя и прославляю!..»(город Новосибирск и Октябрьский район)Программное содержание:- формировать патриотические чувства;- расширять ...
Конспект сценария: "Люблю тебе - мой край родной!"
Сценарий праздника посвященного 80-летию Алтайского края. В этом сценарии использован региональный компанент....
Сценарий праздника "Тебе все лучшие слова"
Алексей Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.Вся радость мира - от матерей!.&rdquo...
Сценарий праздника " Тебе моя Россия"
Сценарий праздника " Тебе моя Россия"...
Сценарий "Спасибо тебе, Осень, за эту красоту"
Осенний утренник для старших групп...
Сценарий «Люблю тебя, мой край родной» Старше-подготовительная группа
Цель: продолжать расширять знания детей о национальных праздниках, традициях, обрядах и играх чукотского народа...
сценарий "Ждем тебя мы Дед Мороз"
Сценарий новагоднего утреника, младшая группа с участием клоунов Бим и Бом....