Социально-педагогическая направленность - III место_Цветкова Е.П., Легачёва Е.Н._10_
методическая разработка (подготовительная группа)
Название работы: «Пасхальные чудеса»
Ссылка для скачивания приложения: https://cloud.mail.ru/public/3phb/3bdszwcU9
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городской конкурс методических материалов
«Организация досуговой деятельности в детском саду»
Номинация: «Лучшее досуговое мероприятие социально-педагогической направленности»
Название работы: «Пасхальные чудеса»
Авторы:
Цветкова Елена Петровна,
воспитатель
Легачева Екатерина Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 10 «Щелкунчик»
Саяногорск, 2019
Пояснительная записка
Актуальность. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви и уважения к своему народу, дому, улице, на которой он живет, к друзьям. На сегодняшний день возникла необходимость взглянуть на воспитание подрастающего поколения с современных позиций. В ДОУ важно создать условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через грамотное построение педагогического процесса. В нашем детском саду проводятся мероприятия, направленные на восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду. Важно, чтобы дети знали свою историю, почитали народные праздники, знали обычаи и традиции своих предков.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, знакомство с православным праздником, обычаями русского народа. Вовлечение старшего поколения и родителей в педагогический процесс.
Задачи:
1.Создать условия для расширения знаний воспитанников об истоках обрядов и традиций народного праздника «Пасха».
2. Создать условия для развития творческих способностей детей через активную учебно-познавательную деятельность.
3.Способствовать развитию у детей коммуникативных способностей в ходе взаимодействия со сверстниками, взрослыми, обогащать словарный запас.
4. Создать положительный эмоциональный настрой, хорошее настроение.
5.Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Прививать аккуратность и трудолюбие.
Место проведения мероприятия: музыкальный зал.
Целевая аудитория: дети подготовительной логопедической группы.
Оборудование и необходимые дополнительные материалы: компьютер, мультимедийная установка, экран, презентация, видеоклип «Россия, ты моя звезда», рушник, пасхальный кулич (для угощения детей), русские народные костюмы для гостей, деревянные яйца для игр.
Для практической части: корзина, вареные яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клейстер, кисти, гофрированная бумага, стразы декоративные, подставка под яйца.
Предварительная работа:, разучивание стихов о весне, о Родине, слушание песни «Россия, ты моя звезда» (сл.и муз.Ю.Тарана), «Весеннего хоровода», изготовление пасхальных поделок.
Ход мероприятия:
Дети под музыку входят в зал, встают полукругом возле стульчиков.
Ребенок.Уж тает снег,
Стучит в окно весна.
И улыбаясь,
Просыпается природа.
Цветам и птицам
Нынче не до сна.
Все очень любят
Это время года!
Ребенок. Наступила долгожданная весна,
Просыпается природа ото сна.
Рады солнышку и звери и цветы.
С радостью весну встречаем я и ты!
Ведущая: Весна - прекрасное время года. Все вокруг оживает, просыпается после зимней спячки. Яркие весенние краски поднимают нам настроение. Природа весной красива в любой стране, но особенно красива весна в России. Ребята, а что такое Россия?
Дети: Россия-это наша страна, наша Родина. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все, что нас окружает.
Ведущая: Россия… Какое слово! Вслушайтесь…в нем и роса, и сила, и красота родной земли. Россия-так называется наша с вами страна, наша Родина.
Ребенок. Люблю тебя, моя Россия,
Твои леса, луга, поля.
Твои задумчивые сцены
Из мая и из января.
Люблю березку на опушке
И незабудки на лугу.
И без тебя, моя родная,
Я жизнь представить не могу.
Ведущий: Давайте полюбуемся красотой нашей России и послушаем замечательную песню. Дети садятся, смотрят видеоклип и подпевают слова.
Просмотр видеоклипа « Россия, ты моя звезда»
Ведущая: А кто знает, как называлась наша страна раньше?
Дети: высказывания детей
Ведущая: Русь-матушка, Святая Русь - так с любовью называли нашу страну раньше. Не простая судьба у нашей Родины, многое ей пришлось пережить. Но какими бы не были тяжелыми времена, на Руси всегда было много детей, озорных мальчишек, веселых девчонок, которые так же как и вы, тоже любили поиграть. Вы же любите играть? Многие игры сохранились и до наших дней. Хотите познакомиться с такой игрой?
Ведущая знакомит детей с правилами русской народной игры «Кривой петух».
Водящему завязывают глаза, крутят на месте. Дети стайкой подходят и спрашивают:
- Кривой петух, на чём стоишь?
– На иголочках.
- И не колко тебе?
-На подковочках.
- Ступай в кут, там блины пекут,
Там блины пекут, тебе блин дадут.
Стучат ногой в пол.
-Кто там?
- Тарас! Лови нас, не открывая глаз!
Петух ловит детей с закрытыми глазами. Затем он должен определить, кого поймал, только после этого он может открыть глаза. Дети садятся
Ведущая: А кто знает, какой праздник люди встречали на Руси весной? Мы с вами тоже будем скоро его отмечать. Высказывания детей
В зал с корзинами яиц входят гости в народных костюмах (бабушки и мама воспитанников), здороваются.
Бабушка 1: Здравствуйте, ребятки! Мне сегодня из деревни привезли 2 корзины яиц. Я себе немного себе оставила, соседям раздала, а остальные решила принести в детский сад. Воспитатель благодарит бабушку и спрашивает у детей, как можно использовать такое количество яиц. Выслушиваются ответы детей.
Ведущая: Знаете ли вы, дети, к какому празднику почти во всех домах люди красят яйца. Ответы детей.
Ведущая: Правильно, через несколько дней мы с вами будем отмечать праздник Святой Пасхи и к этому празднику во многих домах люди будут красить яйца. Что вы знаете об этом празднике? Как вы думаете, всё ли вам известно об этом празднике или хочется узнать что-то еще? ответы
Ведущая: Ребята, а давайте попросим наших гостей, может они нам что-нибудь интересное расскажут.
Бабушка (2) рассказывает о традициях празднования Пасхи на Руси и в своей семье, вспоминая случаи из детства. Рассказ сопровождается показом презентации.
Примерный рассказ бабушки.
На Пасху мы с родителями, как все православные люди,ходили в храм на Богослужении. Там пасхальная служба начиналась очень рано, и люди приходили в храм загодя, потому что желающих попасть в храм было очень много.
Всю пасхальную неделю в церквях звонили колокола. Праздничный колокольный перезвон был слышен повсюду. (слушают колокольный звон)
После службы, православные люди поздравляли друг друга и говорили: «Христос воскресе!» и целовались.
Дома, за праздничным столом собиралась вся семья. Куличи, «пасха», крашеные яйца украшали пасхальный стол.
А потом люди целую неделю ходили друг к другу в гости, дарили крашеные яйца и куличи. В это время мы очень любили играть в пасхальные игры. «Катание яиц» была одной из самых любимых игр детворы.
Еще была игра, которая называлась «Кручение яиц». Играли в нее большой компанией или парами. Всем играющим надо было враз закрутить свои пасхальные яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось — тот и победил. Победитель и забирал яйца тех, кто проиграл.
В старые времена на Руси нельзя было представить празднование Пасхи без качелей. Тогда во всех дворах загодя устанавливались столбы, на которые навешивались веревки, крепились доски.
Девушки и парни во время пасхальных гуляний тоже играли вигры, водили хороводы на лужайках.
А мы с другими детьми ходили по соседям, пели пасхальные песни. А за это нам давали яйца (крашенки), куличи, и всё самое вкусненькое. Мы приносили домой целые карманы яиц!
Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, очень давний. Яйцо — это символ жизни. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.
К Пасхе каждая семья собирала и красила по целому ведру яиц. Их раздавали детям, гостям. Яйца на Пасху раскрашивали разными цветами и называли их «крашенки», а яйца, которые украшали разными рисунками, называли «писанки».
Бабушка 1: Ребята, в пасхальную неделю все любили не только играть, но и водить хороводы.
Ведущая: А наши ребята тоже на музыкальных занятиях разучивали «Весенний хоровод». Приглашает детей и гостей в хоровод.
«Весенний хоровод» (сл.и муз.С.Насауленко)
Вед. А сейчас давайте попросим наших остальных гостей рассказать, как в их семьях отмечали и отмечают праздник Пасхи.
Мама воспитанника и бабушка (1) рассказывают о том, как в их семьях готовятся и отмечают этот праздник. Если у детей есть вопросы, они могут задать их гостям.
В конце рассказа мама говорит о том, что сейчас существует очень много способов украшения пасхальных яиц, предлагает детям рассмотреть несколько вариантов, как они в семье украшают. Спрашивает, хотят ли дети сами попробовать украсить яйцо. Ответы детей.
Детям предлагается выбрать из картинок, с изображением яиц ту, которая им больше понравилась. Затем дети делятся на 3 подгруппы (по картинкам), расходятся к столам.
Ведущая сообщает детям о том, что за каждым столом будет находиться один из приглашенных гостей, который научит их своему способу украшения яиц. (проводятся мастер-классы по украшению пасхальных яиц).
После работы предлагается сделать общую выставку украшенных яиц, рассмотреть ее, делясь друг с другом техникой украшения (декупаж из салфеток, декупаж из гофрированной бумаги, украшение декоративными стразами).
Ведущая: Ребята, у вас получились чудесные пасхальные сувениры!
Бабушка 1: Ребятки, на Пасху на Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, и мы с вами поиграем! Когда я была такой маленькой как вы, мне очень нравилась игра «Катание яиц». Хотите поиграть? Дети: Да!
Девчонки да мальчишки, озорные ребятишки!
Выходите поиграть, яйца красные катать.
Игра: «Катание яиц».
Для катания я приготовила специальную "красную" горку, которую установим на полу. Вы будете поочередно пускать крашеные яйца, и тот, чье яйцо прокатится дальше - выиграет.
Бабушка 2: А я любила играть в игру, где надо яйца раскручивать, а называли мы ее «Кручение яиц».
Игра: «Кручение яиц».
Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл.
Ведущая. Ребята, наша встреча подошла к концу. Ой, посмотрите, что это? Это же солнышко, только оно почему-то без лучиков. А давайте мы с вами возьмем лучики и прикрепим к солнышку.
Рефлексия «Солнышко»
(На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне было интересно, я много узнал; голубого цвета – было не интересно).
Спасибо вам, ребята, за работу, за творчество и фантазию. Свой сувенир вы сможете подарить кому-то из близких и дорогих вам людей на Пасху.
А нашим гостям огромное спасибо за такую замечательную встречу. Мы с ребятами очень много интересного сегодня узнали. Правда, ребята? Надеемся, что в семьях ваших детей и внуков и в будущем будут сохраняться традиции празднования Пасхи.
В конце бабушки угощают детей куличами.
Совместное чаепитие.
Список литературы
- Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с.
- Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт.-сост. Т.И.Кандала.-Волгоград: Учитель, 2010
- Русские народные праздники, Михеева Л.Н., Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.
- Интернет-ресурс: https://yandex.ru/video/preview?filmId=19&text=россия ты моя звезда&text=ты моя &noreask=1&p
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: « Помогаю, как могу» Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей. среднесрочный Автор: Суздальцева Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории Год разработки: 2012- 2013г
Проблема: Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам....
ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности Социально – педагогической направленности Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»
Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную деятельность по направлению познавательное развитие личности.Возраст детей, участвующих в реализации данной д...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"
Программа «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...