"Колыбельная"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тематическое музыкальное занятие "Колыбельная". Старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое занятие | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Музыка".
"Колыбельная".
Цель: Духовно-нравственн6ое воспитание через малые фольклорные формы.
Задачи:
- Развитие музыкально-эстетического восприятия музыки в процессе слушания.
- Развивать умение давать оценку прослушанным музыкальным пьесам, высказывать свои суждения, опираясь в своем рассказе на особенности звучания музыки.
- Формировать умение сравнивать произведения с одним названием, но имеющим разное эмоционально-образное различие.
Ход занятия.
Звучит музыка из музыкальной шкатулки "Колыбельная", дети входят в зал, рассаживаются на места.
Слайд № 1
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на музыку, которая звучала, когда вы входили?
Дети: Да, Это была очень тихая, спокойная музыка.
Восп.: Откуда она доносилась?
Дети: Из музыкальной шкатулки, что стоит на столе.
Восп.: Где в жизни вы могли услышать такую музыку?
Дети: Когда мама укладывает малыша спать.
Восп.: Как называется такая музыка?
Дети: Колыбельная.
Восп.: Правильно. Сегодня мы поговорим о колыбельной.
слайды № 2, № 3.
С давних времен протяжные ласковые песни напевали детям их мамы. Засыпая под пение матери, ребенок чувствовал покой, защиту и любовь.
Малыш учился различать интонацию мелодии, а затем и значение отдельных слов. а потом и содержание песни.
В колыбельных мамы желали своим детям счастья, здоровья, рассказывали о нелегком крестьянском труде, о домашних хлопотах.
В старину верили, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют волшебную силу, которая защищает дитя от болезней, злых духов и жизненных неудач.
Колыбельная дарила исцеляющий, здоровый, успокоительный сон расшалившимся детям и долгожданный отдых усталой матери. Для этого звали сказочных героев: Дрему и Сон-угомон.
слайд №4 (Демонстрация рисунков)
Восп.: А теперь посмотрите на иллюстрации и скажите - какие из этих животных упоминаются в колыбельных, а какие нет.
Звучит музыка. Колыбельные: "Гули, гули", "Танечка, баю!", "Бай, бай, бай", "Ты собаченька не лай"," "Уж ты, котенька-коток". Дети слушают музыку.
Слайд №5
Восп.: А теперь выберите на рисунках тех животных, которые не упоминаются в данных колыбельных.
Дети: Корова, свинка.
Восп.: Правильно. В прозвучавших колыбельных об этих животных не говорится.
М.Р.: Ребята, вы послушали фрагменты народных песен-колыбельных. Но оказывается композиторы тоже сочиняли колыбельные. Прослушайте "Колыбельную" А.К. Лядова, русского композитора, который жил почти 200 лет тому назад.
слайд №6 портрет А. К. Лядова.
Постарайтесь определить разницу между композиторской музыкой и народной.
Звучит музыка "Колыбельная " Лядова.( голос в сопровождении гитары)
М.Р.: Что вы услышали необычного в звучании этой колыбельной?
Дети: Звучала гитара и голос.
М.Р.: Правильно, в народных песнях редко бывает звучание музыкальных инструментов. а по содержанию и мелодии музыка очень похожа на народную. Потому, что композитор использовал подлинно народные слова, а музыку старался сочинить в народном стиле. Такую, какую он сам слышал в детстве.
Но не только русские композиторы сочиняли колыбельные. Сейчас вы услышите "Колыбельную" немецкого композитора Иоганеса Брамса в исполнении группы ребят.
Слайд №7 портрет И.Брамса.
слайд №8 группа детей исполняющих колыбельную.
Дети слушают исполнение колыбельной.
М.Р.: Эта музыка отличается от русских колыбельных.
Дети: Да, мелодия другая, "длинная", и слова похожи на стихи.
М.Р.: Послушайте музыкальную загадку, эта музыка часто исполняется, отгадайте ее.
Звучит колыбельная Моцарта В-А.
Дети: Это колыбельная, она звучит в "Спокойной ночи, малыши", в мультфильмах.
М.Р.: Это популярная музыка Вольфганга Амадея Моцарта
слайд №9 портрет Моцарта
М.Р.: Вы услышали о чем поется в этой колыбельной?
Дети: В песне говорится о рыбках, пчелках.
М.Р.: Как мама обращается к малышу в этой колыбельной? Кто внимательно слушал?
Дети: Моя радость, так мама называет своего малыша.
М.Р.: Правильно, вы очень внимательно слушали. А теперь скажите мне каким характером отличаются колыбельные песни?
Дети: Музыка в колыбельных песнях спокойная, ласковая, медленная, нежная, убаюкивающая.
Слайд № 10 Релаксация
М.Р.: Ребята, с какими композиторами мы познакомились на нашем занятии?
Дети: Лядов, Брамс, Моцарт.
Восп.: Девочки, а вы будете исполнять колыбельные своим куклам?
Дети: Да! (мальчики тоже высказали свое желание исполнять колыбельные...медвежонку или зайчику).
Восп.: Наше занятие подошло к концу. Можете спокойно возвращаться в группу.
Дети уходят из зала под звуки муз. шкатулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние колыбельных песен на детей и взрослых.
Концультация для родителей...
Конспект открытого занятия «Колыбельной песни добрый свет»
Ознаколмение с фольклорными формами народного творчества....
"Колыбельная для внука" - музыкальная гостиная для бабушек
сценарий музыкальной гостиной , посвященной Дню Матери...
Влияние колыбельных песен на взрослых и детей.
Этот материал будет полезен настоящим и будущим мамам....
Образовательная область “Развитие речи”. Тема занятия: “Знакомство с колыбельной песней”. Название занятия: “Колыбельной песни свет”.
Занятие проведено с детьми в первой младшей группе от 2 до 3 лет. Состав группы составляет 21 человек. Дети группы имеют ровное психо-эмоциональное развитие. Большое внимание в работе уделяется развит...
Консультация для родителей «Мамина колыбельная. Значение колыбельной в жизни ребенка.»
Мамина колыбельная. Значение колыбельной в жизни ребенка....
Формы работы с детьми в подготовительной группе в рамках проекта « Московская колыбельная.» « Колыбельные разных народов».
Знакомство с темой межрайонного проекта « Колыбельные разных народов»....