Фольклор по теме "Весна"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Фольклор для старших и подготовительных групп
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия.
Входит Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада видеть вас в моей горнице.
Здесь для вас, Гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному посиделками называется.
Под музыку входят дети.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома! У меня для каждого найдется и местечко и словечко.
Воспитатель: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся)
Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем! Гостю-почет, хозяину Честь!
Воспитатель: Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы людей посмотреть, да себя показать!
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Хозяйка: Дорогие, гости! Сегодня мы с Вами узнаем о том, как было принято отдыхать на Руси в старину. Мы совершим путешествие в мир наших предков, во времена наших бабушек и дедушек, у которых было много народных праздников, гуляний, традиций и обрядов.
Слайд. На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом с богатым урожаем.
Дети исполняют закличку:
- Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!
- Приди к нам весна
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
С калиною – малиною,
С черной смородиной
С грушами, с яблочками,
С цветами лазоревыми,
С травушкой – муравушкой!
Весенний хоровод: «Разбудило солнышко…» или «Веснянка»
Хозяйка: Ребята! А как же люди отдыхали весной на Руси, в старину, после трудных весенних работ на полях, в огородах. Долгими вечерами после весеннего дня, когда огороды вскопаны, картошка посажена, собирался народ на посиделки. Не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, пословицы и поговорки и потешки. Небылицы, чтобы развлечь и потешить друг друга. Так и говорили в старину: «Делу время, а потехе час», что означало – больше времени уделяй работе, а немного, всего час, отводи веселью и отдыху.
Песня-инсценировка: «Дуня-тонкопряха»
Вед: Я прочитаю вам закличку, которую с раннего утра пели все ребятишки в деревне.
Коси, коса, пока роса,
Роса — долой, коса — домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка — песок,
Косец — пирожок.
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки
На Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост.
Пели эту закличку, ребята, потому, что начинался в деревне сенокос, и с раннего утра уходили траву косить.
Танец: «Косари» (мальчики)
Хозяйка: А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в путаницу. Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно. Договорились?
- Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только …
- Коньки на льду чертили стрелочки,
С утра в хоккей играли….
- Болтали час без передышки,
В цветастых платьицах….
- При всех помериться силёнкой,
Конечно, любят лишь …..
- Боятся темноты трусишки-
Все, как один, они ….
- Шёлк, кружево и в кольцах пальчики-
Выходят на прогулку ….
Ведущая: Ой, посмотрите, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку.
(Дети по очереди читают скороговорки.)
Летит скворец - зиме конец.
Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
В поле — все, все, все. В поле — сев, сев, сев.
Разноцветное платьице весны сшито солнечными лучами.
Цветут весной цветы, поют весной коты.
«Три сороки тараторки – тараторили на горке»
«Белка на дубу живет, белка желуди грызет»
«Летят три пичужки через три пустые избушки»
Ведущая: А сейчас проведем викторину «Знаете ли вы весну?» Нашу викторину мы посвящаем замечательному писателю В. Бьянки, который в своих книгах дал свое определение трем периодам весны. Первой победой весны В. Бьянка считал весну полевую. Она начиналась, когда на полях появились проталинки. Обрадовались весне птицы, прилетел.
- Какие птицы прилетают к нам первыми?
- Какая птица, прилетающая к нам весной, умело подражает голосам многих птиц (скворец)?
- Почему скворцов называю лучшими друзьями человека? (уничтожают вредителей, гусениц).
- Объясните народную примету: «Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к …..(холодному) лету».
- Какие насекомые появляются первыми? Почему? (комары, бабочки, мухи).
- Почему нельзя делать птичьи домики из фанеры?
- Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (береза, ольха, ива)
- Почему береза и тополь названы пылящими растеньями?
- Что означает «плач» березы весной?
- Почему у березы молодые листочки клейкие?
- Какие травянистые растения зацветаю первыми? Когда?
- У каких зверей весной появляются детеныши?
- Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
- Почему ласточки и стрижи прилетают последними из перелетных птиц?
- Почему особенно весной нельзя в лесу шуметь, включать магнитофон?
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
- Почему весной на лошадях и коровах можно увидеть птиц?
- Объясните пословицу: «Весенний день год кормит».
- Какие виды труда выполняют люди в городе, селе?
Какие вы знаете приметы про весну:
- Весной рано затает – долго не растает.
- Длинные сосульки – к долгой весне.
- Если ворона купается ранней весной – к теплу.
- Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
- Поверхность снега шершавая – к урожаю, гладкая – к неурожаю.
- Чем сильней первый удар грома по весне, тем лучше будет урожай.
- Дружная весна – жди большой воды.
- Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
- Апрель с водой – май с травой.
- Снег скоро тает – к мокрому лету.
- Увидел на вербе пушок – и весна на шесток.
«Весенняя викторина».
- О каком времени года Алексей Николаевич Плещеев написал следующие строки:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою
- осень
- зима
- лето
- весна
- Какой цветок расцветает первым на лесных полянках?
- ландыш
- мать и мачеха
- подснежник
- тюльпан
- Первыми, из перелетных птиц, в наши края прилетают?
- грачи
- ласточки
- соловьи
- синицы
- Кто, из этих животных, просыпается весной после зимней спячки?
– лось
- рысь
- еж
- росомаха.
- В каком месяце переводят часы на летнее время?
- апрель
- май
- март
- февраль.
- Кого спасал дед Мазай (из сказки Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы») весной от половодья?
- полевок
- сурков
- тушканчиков
- зайцев.
- Как называется разлив рек весной?
- половодье
- цунами
- полынья
- ледоход.
Ведущая: А еще ребята нам приготовили потешки. Потешки – это небольшие забавные стишки. С раннего детства каждому знакомы такие потешки, как “Идет коза рогатая…”, “Сорока-сорока…”
Дети мсполняют потешки:
Ножками ходушечки,
Ручками хватушечки.
Роток болтунок,
Глазки хлоп-хлоп.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Мешу, мешу тесто
Есть в печи место
Пеку, пеку каравай
Головоньку - валяй, валяй.
Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - всё хватать-хватать.
Хозяйка: : Мы и пели, и плясали,
А играть мы не играли.
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех.
К канату: Молодцев, парней, ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа,
Только мускулы трещат.
Хозяйка:Мудрая пословица гласит: «С детства не научишься – всю жизнь намучишься».
Игра соревнование «Смотай нитки в клубок». 3 девочки под музыкумотают нитки в клубок. Музыка кончается, значит хвать вам и ниточку мотать. Понятно ли такое задание? Начинаем соревнование!
Ведущая: А сейчас мы поиграем в игру «Цифра семь».
Игра “Цифра семь”. | Ведущий говорит о том, что есть много пословиц и поговорок с цифрой “семь”. Например, “Семь раз примерь – один отрежь” “Семеро одного не ждут” “Семь пятниц на недели” и т.д. Участвующие с места называют пословицы. Выигрывает тот, кто назовёт последнюю пословицу с цифрой “семь”. Семеро с ложкой раз! Семеро с ложкой два! И если скажет “три”, последний получает приз. (семь баранок) Игра: «Золотые ворота» |
Мальчики: Мы кузнецы, молодцы!
На все руки удальцы!
Куем гвозди и подковы
Раз, два и готово!
Музыкальная композиция: «Во кузнеце» (поем, танцуем и играем на инструментах)
Хозяйка: Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара.
- Тары-бары, растабары,
Посидим у самовара.
- Чаю сладкого попьем,
Нашу песенку споем.
(Заглядывает в него.)
Ой, а воды-то нет в самоваре!
А где же девицы?
Девочки: Мы на ярмарку ходили,
Себе ведра купили.
Танец: «С коромыслами»
Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь.
Славится русский народ
Гостеприимством да угощением!
Вот так веселился народ в старину.
А вас мы приглашаем вас всех чаем угощаем!
Подходите, подходите! Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Чай горячий на столе, пышки и варенье!
Приглашаем вас отведать наше угощенье!
Чай пить – не дрова рубить!
Приглашаем всех к столу!
Ведущая: Всем спасибо за вниманье!
За задор, веселье, смех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песенного фольклора".
Статья об особенностях сибирского фольклора...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...