Сценарий праздника "Масленица"
материал
Праздник проводится на спортивной площадке. После театрализованной части праздника группы двигаются по маршруту, дойдя до нужной площадки воспитанники играют в народную игру. После игр на спортивной площадке проводится заключительная часть праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_maslenitsa.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Широкая Масленица».
Цель: познакомить детей с проведением русского исконного праздника, отмечающего уход зимы и наступление весны.
Задачи: воспитывать интерес к традициям своего народа, прививать желание и воспитывать умение общаться друг с другом, быть терпимыми к людям.
Место проведения: спортивная площадка.
Техническое оснащение: музыкальный центр, микрофоны, усилители, записи русских народных песен.
План проведения праздника:
- Сбор групп
- Театрализованная часть
- Проведение русских народных и спортивных игр
- Сбор и построение на спортивной площадке площадке
- Театрализованная часть
- Прощание с чучелом Масленицы
- Угощение блинами
Театрализованная часть
Масленица – обряды и обычаи.
Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великом постом. Связь между этими видами народного гулянья прослеживается и на уровне названий: итальянское слово « carnevale» (которое буквально переводится как «прощай, мясо») перекликается с одним из наименований масленицы – «мясопуст».
Масленичная неделя (или «сырная седьмица») была как бы подготовкой к строгостям поста: есть мясо уже было запрещено, зато по-прежнему дозволялось вкушать масло, молоко, сыр, рыбу, икру и прочие вещи, о которых не стоит читать на голодный желудок. И, разумеется, блины, многократно и вкусно описанные русскими классиками: Чеховым, Куприным, Лермонтовым, Шмелевым, Буниным…
По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. Например, не принято было резать блин ножом или накалывать на вилку. Такое непочтительное поведение считалось оскорблением для небесного аналога и вполне могло повлечь за собой неурожай, голод и прочие несчастья. «Блин не сноп – на вилы не наколешь» - гласила пословица.
Во время масленицы существовала традиция много ходить по гостям и принимать их у себя.
Первый день масленой недели назывался «встреча». В понедельник с утра народ (обычно дети) сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело Масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место. В зажиточных семьях начинали печь блины. Родственники, собираясь вместе у кого-то в гостях, обговаривали культурную программу на предстоящую неделю. А выбирать было из чего: катание на горках и качелях, прогулки в нарядных санях, кулачные бои, карусели, балаганы, кукольные представленья, алкогольные возлияния с пением, оборона снежного городка и другие здоровые развлечения. При этом многие из них были связаны с приметами: чем дольше съезжаешь на санках с ледяной горы, тем длиннее будет лен, а чем громче смех и шум – тем обильнее будет урожай.
Вторник назывался «заигрыши». Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе – есть блины и кататься с ледяных горок: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать».
Среда - «лакомка», была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).
Четверг считался началом настоящего, «широкого» разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои, в одном из которых оскорбленный купец Калашников сошелся со своим обидчиком – наглым опричником Кирибеевичем. Другим событием этого дня было взятие снежного городка - символическая битва весны и зимы, отраженная Суриковым на одноименном полотне. А еще принято было устраивать буйные пирушки с песнями и распитием хмельных напитков.
Пятница - «тещины вечерки», давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Зять должен был самолично пригласить тещу с вечера, а утром – еще и прислать за ней специальных посыльных – «званых».
Суббота называлась «золовкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок (для тех, кто путается в терминах родства, напоминаем, что золовкой называют сестру мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить.
И, наконец, воскресенье («прощеный день») было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом (в некоторых случаях – топили в проруби или разрывали на части), чтобы ускорить наступление весны. Иногда в «погребальном» костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными, порой непристойными, прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.
Русские народные и спортивные игры.
- Перетягивание каната.
Выбирается две команды по 5 человек. Одна команда «Блины», другая команда «Оладьи». По сигналу ведущего, каждая команда старается перетянуть канат на себя.
- Игра «Помоги лентяю».
Из группы выбирают 4 «мальчиков-лентяев», которые не хотят одеваться самостоятельно.
Напротив каждого из них встаёт команда из 4 человек. В руках у каждого из команды один из предметов одежды. По сигналу ведущего следует одеть «лентяя». Первые игроки из каждой команды подбегают к «лентяю», одевают на него рубаху, возвращаются, передают эстафету другому игроку касанием руки, вторые игроки бегут к «лентяю», одевают на него штаны и т.д. Побеждает та команда, которая первая оденет «лентяя». «Лентяи» не имеют права помогать себя одевать, могут только протянуть руку или поднять ногу.
- Игра «Черепахи».
Класс разбивается на команды. В каждой команде чётное количество участников. Количество команд соответствует количеству санок. Пара садится на санки спиной друг к другу, сцепившись руками. По команде ведущего каждая пара начинает движение, отталкиваясь ногами. Дойдя до финишной черты, дети встают, берут санки и бегут к команде. Стартует следующая пара. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.
- «Солнышко».
Ведущий стоит по центру, на нём одет круг с атласными лентами, символизирующими лучики солнца. Количество игроков должно соответствовать количеству лучиков. Звучит музыка, ведущий убирает один лучик, игроки под музыку скачут вокруг солнышка, как только музыка остановилась, игроки должны взять один лучик в руки, тот игрок, которому лучика не досталось, выбывает из игры. Определяется лучшая пятёрка игроков.
- «Скоморох».
Дети встают в круг. На одном из игроков одета шапка скомороха. Звучит музыка. Игрок должен обернуться вокруг себя и одеть шапку на следующего игрока, следующий игрок делает то же самое. Неожиданно останавливается музыка. Тот игрок, который остался в шапке, выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
- «Баба-Яга»
На площадке расставляются кегли. Определяются три команды. У каждой команды швабра или метла. Первые игроки «садится» на швабру и бегут змейкой между кеглями, обегают их, передают швабру следующему игроку и т.д. Побеждает та команда, которая меньше всего уронит кеглей и первая завершит эстафету.
- «На ухвате чугунок».
Воспитанники делятся на три команды по 5 - 7 человек. В руках у первых игроков гимнастические палки. На некотором расстоянии от каждой команды в обруче лежат 3 мяча и пустой обруч. Задача: захватить палками мяч и перенести его в пустой обруч.
- «Переправа».
Три команды по 5 человек. Задача: переправиться на другой берег замёрзшей реки. Лёд может выдержать только 2 человек. Следует отвезти одного игрока на санках на другой берег, вернуться за другим игроком, переправить его на другой берег, вновь переправившийся возвращается за следующим игроком и т.д.
- «Дракон»
Дети выстраивается в шеренгу, держат друг друга за пояс. Голова драконы пытается схватить свой хвост, а тот должен увернуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ. Мы предлагаем вашему вниманию интересный и веселый сценарий выпускного праздника для ДОУ. «Фильм! Фильм! Фильм!»
Сценарии выпускного праздника. Интересный, увлекательный, с любимыми героями сказок....
« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.
Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...
Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"
Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта. В сценарии использован музыкальный материал по программе ...
Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете
Программные задачи. Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...
Сценарий выпускного бала для подготовительной группы. Сценарий утренника для подготовительной группы приуроченного к Международному женскому дню: музыкальная сказка "Аленький цветочек"
Выпускной бал "Фильм-фильс-фильм". Музыкальная сказка "Аленький цветочек"....
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...