Сценарий праздника "Масленица"
материал

Праздник проводится на спортивной площадке. После театрализованной части праздника группы двигаются по маршруту, дойдя до нужной площадки воспитанники играют в народную игру. После игр на спортивной площадке проводится заключительная часть праздника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_maslenitsa.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Широкая Масленица».

Цель: познакомить детей с проведением  русского исконного праздника, отмечающего уход зимы и наступление весны.

Задачи: воспитывать интерес к традициям своего народа, прививать желание и воспитывать умение общаться друг с другом, быть терпимыми к людям.

Место проведения: спортивная площадка.

Техническое оснащение: музыкальный центр, микрофоны, усилители, записи русских народных песен.

План проведения праздника:

  1. Сбор групп
  2. Театрализованная часть
  3. Проведение русских народных и спортивных игр
  4. Сбор и построение на спортивной площадке  площадке
  5.  Театрализованная часть  
  6. Прощание с  чучелом Масленицы
  7. Угощение блинами

Театрализованная часть

Скоморохи.

Выходят девушки с парнями.

Девушка

Парень

Девушка

Девушка

Парень

Парень

Девушка

Девушка

Девушка

Девушка

 Девушка

Парень

Девушки

Парни

Сценка в избе (исполняют родители)

Автор

Тёща

Автор

Тёща

Девушка

Скоморохи

Девушки

Родители

Все дети встают в круг и водят хоровод вокруг костра.

Все

Все! Все! Все!

Все на праздник!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займёшь – соседу достанется!

Приходите без стеснения!

Билетов не надо –

Предъявите хорошее настроение!

Спешите скорей! Спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Масленицу встречаем, зиму провожаем,

Весну закликаем!

Ау! Весна-голубушка!

Весна-красна!

Весна-весняночка!

Весна-матушка!

Весна родимая!

Скоро март пойдёт по земле

Март-капельник!

Март-протальник!

Март-свистун!

Март-березол!

Весна-красна, долгожданная,

Где же ты долго бродишь?

Когда Масленицу нам пришлёшь?

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие:

И блины, и калачи

С каравайцами.

Да, вон она к нам идёт!

Эй, весёлый люд!

Встречай Масленицу, её к нам везут!

Вносят чучело Масленицы.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостюшка дорогая!

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости

 На широкий двор.

На горах покататься.

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

Уж ты ль, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Ясочка, ты же моя.

 

Приезжай к нам во тесовый дом

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться!

Куклу Масленицы проносят по кругу

Широкая на двор въезжает!

А мы девушки её состречаем!

А мы красные её состречаем!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица! Масленица!

Блинами попеканщица!

Пришла раненько,

Встретим тебя хорошенько!

Хорошенько!

И водою из ключа,

Половинкой калача

Тебя встретим хорошенько!

Милости просим,

Будьте как дома,

Вся территория вам знакома.

Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Гостья важная, долгожданная.

Коса длинная, трёхаршинная.

Лента алая, двуполтинная.

Платок беленький да с горошками.

Брови чёрные, наведённые.

Здравствуй, гостюшка наша Масленица!

Ой, а кто у нас гость большой,

Хороший – пречестной!

Масленица-гость большой!

Хороший-пречестной!

На ней одёжа новая?

Новая, новая,

Всей одёжи цены нет!

Масленице шлём привет!

От Велика дня

До Петрова дня

Не жалей, сударыня,

На блины огня.

Исполняется песня «Блины»

После исполнения песни выносится блюдо с блинами.

Ах, какие блины у вас сочные -

И крупитчатые и молочные.

Блины, блинчики с разносолами.

Ах, тин-тинка

Подай мне блинка,

Оладышка-прибавышка,

Что пекла нам бабушка!

Подайте

Оладушка переженчика,

Подмасленного,

Поджаренного!

Нам везде надо успеть!

Съесть корзину пирогов!

Да с три короба блинов!

Тёща для зятя пирог пекла.

В этом пироге три осьмины муки.

Соли да крупы на четыре рубля,

Лучку да мачку на семь рублей.

Маслица с яичком на восемь рублей.

Этот пирог с рублём в двадцать стал.

Зять-то сел, в один присест съел.

Тёща посереде похаживает,

Косо на зятя поглядывает.

Как тебя зять не разорвало?

Пришла масленая неделя.

Была у кума на блинах. 
У кума была сестрица. 
Печь блины-то мастерица. 
Напекла их кучек шесть, 
Семерым их не поесть. 
А сели четверо за стол, 
Дали душеньке простор, 
Друг на друга поглядели
 
И... блины-то все поели!

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

Гости славные! Гости дивные!

Начинаем игры спортивные!

Проводятся народные игры.

 Театрализованное представление на площадке перед костровищем.

Наша Масленица дорогая,

Немножечко постояла.

Мы думали семь неделек,

А Масленица – семь денёчков.

Масленица-обмануха,

С ней востро дерижите ухо!

Пошумела, поиграла,

Сыр и масло полизала,

Поплясала и пропала.

Приглашала на блины.

О красе-весне вещала,

Угощала, обещала,

Обманула, провела,

До поста нас довела.

Ох, ты Масленица-вертихвостка,

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки!

Наступил Великий пост,

Дома ужинать садятся,

Подают от редьки хвост.

Мы его поели, брюха заболели!

Масленица-хитрованка,

У зимы она служанка!

Учащиеся с классными руководителями  становятся вокруг костра.

Эй, весна!

Эстафету принимай!

Эстафету встреч!

Нынче праздничная дата!

Зажигай костёр, ребята!

Будем зиму жечь!

Долго Масленка гуляла,

Песни разные играла,

Пожалела нам блина,

Гори, сатана!

Ходи, хоровод!

Ходи, хоровод!

Веселеё честной народ!

Прощай зима сопливая!

Приходи лето красное!

Сжигается чучело Масленицы.

На земле, ветрам открытой,

Завершаем праздник мы!

В честь румяной, именитой,

Нашей матушки-Зимы!

Угощение блинами.

Масленица – обряды и обычаи.

Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великом постом. Связь между этими видами народного гулянья прослеживается и на уровне названий: итальянское слово « carnevale» (которое буквально переводится как «прощай, мясо») перекликается с одним из наименований масленицы – «мясопуст».

Масленичная неделя (или «сырная седьмица») была как бы подготовкой к строгостям поста: есть мясо уже было запрещено, зато по-прежнему дозволялось вкушать масло, молоко, сыр, рыбу, икру и прочие вещи, о которых не стоит читать на голодный желудок. И, разумеется, блины, многократно и вкусно описанные русскими классиками: Чеховым, Куприным, Лермонтовым, Шмелевым, Буниным…

По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. Например, не принято было резать блин ножом или накалывать на вилку. Такое непочтительное поведение считалось оскорблением для небесного аналога и вполне могло повлечь за собой неурожай, голод и прочие несчастья. «Блин не сноп – на вилы не наколешь» - гласила пословица.

Во время масленицы существовала традиция много ходить по гостям и принимать их у себя.

Первый день масленой недели назывался «встреча». В понедельник с утра народ (обычно дети) сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело Масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место. В зажиточных семьях начинали печь блины. Родственники, собираясь вместе у кого-то в гостях, обговаривали культурную программу на предстоящую неделю. А выбирать было из чего: катание на горках и качелях, прогулки в нарядных санях, кулачные бои, карусели, балаганы, кукольные представленья, алкогольные возлияния с пением, оборона снежного городка и другие здоровые развлечения. При этом многие из них были связаны с приметами: чем дольше съезжаешь на санках с ледяной горы, тем длиннее будет лен, а чем громче смех и шум – тем обильнее будет урожай.

Вторник назывался «заигрыши». Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе – есть блины и кататься с ледяных горок: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать».

Среда - «лакомка», была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).

Четверг считался началом настоящего, «широкого» разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои, в одном из которых оскорбленный купец Калашников сошелся со своим обидчиком – наглым опричником Кирибеевичем. Другим событием этого дня было взятие снежного городка - символическая битва весны и зимы, отраженная Суриковым на одноименном полотне. А еще принято было устраивать буйные пирушки с песнями и распитием хмельных напитков.

Пятница - «тещины вечерки», давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Зять должен был самолично пригласить тещу с вечера, а утром – еще и прислать за ней специальных посыльных – «званых».

Суббота называлась «золовкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок (для тех, кто путается в терминах родства, напоминаем, что золовкой называют сестру мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить.

И, наконец, воскресенье («прощеный день») было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом (в некоторых случаях – топили в проруби или разрывали на части), чтобы ускорить наступление весны. Иногда в «погребальном» костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными, порой непристойными, прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.

Русские народные и спортивные игры.

  1. Перетягивание каната.

Выбирается две команды по 5 человек. Одна команда «Блины», другая команда «Оладьи». По сигналу ведущего, каждая команда старается перетянуть канат на себя.

  1. Игра «Помоги лентяю».

Из группы  выбирают 4 «мальчиков-лентяев», которые не хотят одеваться самостоятельно.

Напротив каждого из них встаёт команда из 4 человек.  В руках у каждого из команды один из предметов одежды. По сигналу ведущего следует одеть «лентяя». Первые игроки из каждой команды подбегают к «лентяю», одевают на него рубаху, возвращаются, передают эстафету другому игроку касанием руки, вторые игроки бегут к «лентяю», одевают на него штаны и т.д. Побеждает та команда, которая первая оденет «лентяя». «Лентяи» не имеют права помогать себя одевать, могут только протянуть руку или поднять ногу.

  1. Игра «Черепахи».

Класс разбивается на команды. В каждой команде чётное количество участников. Количество команд соответствует количеству санок.  Пара садится на санки спиной друг к другу, сцепившись руками. По команде ведущего каждая пара начинает движение, отталкиваясь ногами. Дойдя до финишной черты, дети встают, берут санки и бегут к команде. Стартует следующая пара. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.

  1. «Солнышко».

Ведущий стоит по центру, на нём одет круг с атласными лентами, символизирующими лучики солнца. Количество игроков должно соответствовать количеству лучиков. Звучит музыка, ведущий убирает один лучик, игроки под музыку скачут вокруг солнышка, как только музыка остановилась, игроки должны взять один лучик в руки, тот игрок, которому лучика не досталось, выбывает из игры. Определяется лучшая пятёрка игроков.  

  1. «Скоморох».

Дети встают в круг. На одном из игроков одета шапка скомороха. Звучит музыка. Игрок должен обернуться вокруг себя и одеть шапку на следующего игрока, следующий игрок делает то же самое. Неожиданно останавливается музыка. Тот игрок, который остался в шапке, выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

  1. «Баба-Яга»

На площадке расставляются кегли. Определяются три команды. У каждой команды швабра или метла. Первые игроки «садится» на швабру и бегут змейкой между кеглями, обегают их, передают швабру следующему игроку и т.д. Побеждает та команда, которая меньше всего уронит кеглей и первая завершит эстафету.

  1.  «На ухвате чугунок».

Воспитанники  делятся на три команды по 5 - 7 человек. В руках у первых игроков гимнастические палки. На некотором расстоянии от каждой команды в обруче лежат 3 мяча и пустой обруч. Задача: захватить палками мяч и перенести его в пустой обруч.

  1. «Переправа».

Три команды по 5 человек. Задача: переправиться на другой берег замёрзшей реки. Лёд может выдержать только 2 человек. Следует отвезти одного игрока на санках на другой берег, вернуться за другим игроком, переправить его на другой берег, вновь переправившийся возвращается за следующим игроком и т.д.

  1. «Дракон»

Дети выстраивается в шеренгу, держат друг друга за пояс. Голова драконы пытается схватить свой хвост, а тот должен увернуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.

Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...

Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"

Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта.  В сценарии использован музыкальный материал по программе ...

Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...