Музыкально-эстетическое развитие детей посредством театральных постановок. Музыкально-театрализованная постановка "Заяц Пляши-гуляй". Методическая разработка.
методическая разработка (старшая группа)
Музыкально-эстетическое развитие детей посредством театральных постановок
Музыкально-театрализованная постановка
«Заяц Пляши-гуляй»
Методическая разработка
Автор-составитель Островская И. Н.,
Музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 90
Приморского р-на СПб
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый сценарий является музыкальным театрализованным представлением, работа над которым поможет решению главной задачи музыкального воспитания –всестороннему развитию ребёнка посредством образно-игровой деятельности. У детей повышается интерес к занятиям, пробуждаются мысли, фантазии, детские эмоции, развиваются музыкальный слух, память, чувство ритма.
Воспитатель, используя общий перспективный план, получает возможность творчески решать задачи в работе над литературным произведением, направлять детей к «проживанию» сюжета произведения в продуктивной, театральной и игровой деятельности.
Музыкальный руководитель развивает у детей музыкальные способности, учит чувствовать настроение, которое живёт в музыке, видеть музыкальные средства, используемые композитором для передачи данного настроения, побуждает к проживанию чувств, рождаемых музыкой.
Как происходит работа над сказкой?
На музыкальных занятиях дети неоднократно слушают фрагменты произведений, включённых в спектакль, размышляют о характере музыки, средствах музыкальной выразительности, учатся различать смену настроений, передавать оттенки настроений в движениях, образных и танцевальных.
Далее, следуя содержанию спектакля, предлагаем детям создать сказочные образы в различных этюдах. Например, в предлагаемой сказке «Заяц Пляши-гуляй», используем этюды «Белочки в лесу», «Ёжики готовятся к осени», «Медведь», «Лиса», «Волк» и т. д.
Затем объединяем этюды в единое целое – спектакль. Кроме того, в повседневной жизни мы используем просмотр мультфильмов и снятые на видео сказки-спектакли. Ценность этих просмотров в том, что дети могут сравнить игру актёров, знакомых им персонажей со своим собственным исполнением, проанализировать удачное или менее удачное исполнение.
Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. Образы, создаваемые литературным произведением, музыкой и жестом живут в душе детей и находят выход в театрально-игровой и продуктивной деятельности
Связующим звеном развития творческих способностей детей на основе разных видов деятельности является сказка: она близка и понятна детям, но
одного восприятия недостаточно – только деятельный подход ведёт к развитию способностей, к творчеству. Игра и становится ключиком, который приводит в действие механизмы творчества.
Форма игры, в которой дети в сотрудничестве со взрослыми (воспитателем и музыкальным руководителем) имеют возможность импровизировать. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя направлено на то, чтобы прожить вместе с детьми в разных видах деятельности сказочный сюжет и подготовить их к созданию образа так, как они его понимают, используя те средства, которые они уже освоили.
Театрализованная форма игры для дошкольников является средством развития творческих способностей, которые могут проявиться у разных детей в разных видах деятельности в зависимости от природных данных.
Подводя итог, скажем, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусства, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что театрализованная деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. И, как уже было сказано выше, именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако педагогическая ценность музыкальной театрализации будет
проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности. Наша работа направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы внимательных педагогов – воспитателя и музыкального руководителя.
Данная работа – это итог занятий, цель которых была обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в процессе весёлой, насыщенной музыкальной игры.
Театрализованная постановка «Заяц Пляши-гуляй» с использованием музыки рекомендуем в работе с детьми 5-6 лет для проведения досугов, музыкально-театрализованных представлений, праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayats_plyashi-gulyay.docx | 27.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Заяц Пляши - Гуляй»
Сценарий осеннего музыкально-театрализованного праздника
для старшего дошкольного возраста
Музыкального руководителя
ГБДОУ детский сад № 90
Приморского района Санкт-Петербурга
И. Н. Островской
Действующие лица
Взрослые: Дети:
Ведущая Заяц Пляши-Гуляй
Осень (роль Осени Птички (3)
может исполнять Ежи
ребёнок) Ежиха
Белочки
Медведь
Волк
Дети под музыку входят в зал, исполняя танцевальную композицию. В заключении становятся полукругом, лицом к зрителям.
Дети:
1. Осень, Осень золотая,
Снова в гости ты пришла!
Всё кругом принарядила,
Всем наряды раздала.
2. Осень всё позолотила,
Золотое всё кругом:
И берёзы, и осины
Золотым горят огнём.
3. Как, Осень, ты была красива!
Запомнился нам листопад!
Осенние гроздья рябины
Огнём ярко-красным горят.
4. Прощаемся, Осень, с тобою,
Совсем уже рядом зима.
Спасибо тебе за подарки,
За всё, что ты, Осень, дала!
5. Мы праздник сегодня устроим
И Осень к себе позовём,
Попляшем мы с ней, поиграем,
Осенние песни споём!
ПЕСНЯ ПРО ОСЕНЬ
В заключение песни дети садятся на места.
Звучит музыка, в зал входит Осень.
Осень:
Вот пришла моя пора,
В гости к вам я прибыла.
Всё закончить в срок успела:
Я леса, поля раздела,
Урожай весь собрала,
Птиц на юг отправила.
*Можно и повеселиться:
Поиграть и покружиться.
*ТАНЕЦ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ
После танца дети садятся на места.
Осень:
В свой шатер волшебный и прекрасный
Я вас всех на праздник позвала.
Из далеких и чудесных странствий
Сказку новую с собою принесла.
Сказка необыкновенная,
поучительная, современная
про Зайца Пляши-гуляй, да провесь народ лесной.
Занавес открывается, сказка начинается.
Осень кладёт на пол веточки рябины и уходит.
Под музыку вылетают Птички, облетают зал.
1 –я Птичка:
Мы - маленькие птички,
Не устаём, летаем,
И ягоды лесные
На зиму запасаем.
2-я Птичка:
Нам некогда лениться,
Зима наступит скоро,-
Приходится трудиться,
Чтоб быть к зиме нам с кормом.
3-я Птичка:
Осенние подарки
Мы быстро соберём.
В своё дупло уютное
С собою заберём!
Под музыку собирают ягоды и улетают.
Под веселую музыку выходит Заяц в наушниках, с мячом.
Ведущая:
Заяц, что же ты гуляешь,
Никому не помогаешь
Все готовятся к зиме.
Заяц:
Это дело не по мне!
Собирайте урожай,
Мой девиз: «ПЛЯШИ – ГУЛЯЙ!»
Под музыку пританцовывает, всматривается в сторону.
Вон, и друзья Ежи гуляют.
Под музыку входят Ежи, они обходят деревья, ищут грибы.
Заяц:
Эй, колючие иголки!
Что вы ходите без толку?
Веселитесь от души,-
С вами я - Гуляй-Пляши!
ТАНЕЦ ЕЖЕЙ (Заяц подтанцовывает)
По окончании танца появляется Ежиха. Она идёт и качает головой, сердится.
Ежиха:
Что за шум здесь?
Что за праздник?
Заяц! Это ты проказник?
Здесь и вы, мои ежатки?
Ну-ка, быстро все на грядки!
Нам ведь некогда плясать –
Надо яблоки собрать!
Под музыку Ежата уходят за Ежихой.
Заяц:
Вот, подумаешь, забота,
На уме одна работа!
Я без вас не пропаду!
Я других друзей найду!
Под музыку выскакивают Белочки.
Заяц:
Эй, вы, Белки, рыжий хвост!
Чем орехи собирать,
Лучше в салочки играть!
Белка:
Нет уж, заяц, сам играй,
Нам работать не мешай!
ПЕСНЯ «БЕЛОЧКИ» (музыка З. Левиной, слова Л. Некрасовой)
После песни Белочки убегают.
Заяц (обиженно):
Ну и ладно, и бегите!
Чур! Ко мне не подходите!
Под музыку выходит Медведь, напевает:
Медведь:
Наберу малины, сладкий мёд,-
Скоро ведь холодная Зимушка придёт.
Чтоб голодным не остаться,
Чтобы было чем питаться,
Чтобы крепче Мишке спать,
Лапу больше не сосать!
Заяц:
Славно, Мишенька, поёшь!
Лучше голос не найдёшь!
И танцор, наверняка,
Может, спляшем гопака?
Медведь:
Что ж, могу и гопака.
Только после. А пока
Соберу я урожай,-
Вот тогда пляши-гуляй!
Что ж, Заяц, пока! Мне уже давно пора.
Машет лапой и под музыку уходит.
Заяц, расстроенный, садится на пенёк, хватается за голову.
Заяц:
Ну, пошёл лесной народ!
Поле, грядки, огород!
Не поют и не играют,
Все в работе пропадают!
Ведущая: Заяц Пляши-Гуляй, а зверята наши и поют, и играют, и урожай собирают!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. РАССТАВЛЯЕМ СТУЛЬЧИКИ И КЛАДЁМ НА НИХ РУЛИ.
ТАНЕЦ ТРАКТОРИСТОВ ( все мальчики)
ПОСЛЕ ТАНЦА ПОД МУЗЫКУ УБИРАЕМ СТУЛЬЯ.
Заяц:
Поле, грядки, огород!
Все в работе да в работе,
Так, гляди, и жизнь пройдёт!
Сзади подкрадывается Волк с магнитофоном, гладит Зайца по голове.
Волк:
Ох, и умные слова,-
От работы лишь беда:
То вдруг лапа заболит,
То согнёт радикулит,
Как танцуешь да поёшь,
Так 100 лет и проживёшь!
Надо всем пример с нас брать:
Петь, играть и танцевать!
Волк включает магнитофон. Заяц и Волк танцуют рок-н-ролл.
Заяц:
Все бы это увидали,
Как Заяц с Волком танцевали!
А меня тобой пугали,
Говорили: «Волк – злодей!»
Ты же лучший из зверей!
Ты мой друг! (Протягивает Волку лапу)
Волк:
В том спору нет. (гладит Зайца по голове)
Ты мой завтрак и обед. (говорит в сторону)
Что ж, теперь давай играть! (говорит зайцу)
Заяц: В догонялки?
Волк: Лучше в жмурки!
Чтоб не портить нежной шкурки! (говорит в сторону)
Волк достаёт платок и завязывает Зайцу глаза.
Волк:
Глазки мы тебе завяжем,
«Раз, два, три»,- тихонько скажем!
Чуть повертим, а затем (вертит Зайца)
Я тебя, Зайчишка, съем! (грозно)
Заяц:
Ой, ой, ой! Мне помогите!
Зайку бедного спасите!
Под музыку выбегают Ежиха и Ежата.
Ежиха: Волк, постой!
Ёжик 1:
Для начала ты, дружок,
Съешь колючий пирожок!
Ёжик 2:
Может быть, полюбят волки
И колючие иголки?!
Волк:
Что?! Да только захочу
Вас я мигом проглочу!!!
Волк хватает за бока Ежиху и Ежат. Колет лапы, вскрикивает от боли.
Волк:
Вот беда! Я весь в иголках!
Я теперь не волк, а ёлка!
Волк убегает, воет.
ПОД МУЗЫКУ ВЫХОДЯТ ВСЕ ЗВЕРИ.
Заяц:
Звери! Слушайте! Сейчас
Ёж меня от смерти спас!
Медведь:
Я тебя предупреждал,
Чтоб ты с Волком не играл!
Белка:
Но над всеми ты смеялся,-
Вот злодею и попался!
Ежиха:
А ещё, Пляши-Гуляй,
Ты бездельник и лентяй!
Заяц:
Вы меня уж извините,
Зайца глупого простите!
Буду я теперь стараться
И работы не бояться!
Всем я буду помогать
Урожаи собирать.
А потом уж петь, плясать!
Все дети:
Заяц, мы тебя прощаем
И на танец приглашаем!
Ведущая:
Становись на перепляс!
А для всех скажем сейчас:
«Делу – время, потехе – час!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ-ТАНЕЦ
В заключении дети садятся на места.
ПОД МУЗЫКУ ВХОДИТ ОСЕНЬ С КОРЗИНОЮ В РУКАХ.
Осень:
Сегодня Зайца вы спасли,
Развеселили от души!
Всех буду рада угостить
И яблоки вам подарить!
Ну, а мне пора прощаться,
В лес осенний возвращаться.
Ждут меня ещё дела,
До свидания, детвора!
Под музыку Осень уходит.
Ведущая:
Корзиночку волшебную с собою мы возьмём,
Подарки в ней осенние мы в группе разберём!
Наш праздник осенний заканчивать пора,-
Из зала друг за дружкою выходит детвора!
Дети под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности
Цель творчества- самоотдача!...
"Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности"
Презентация "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...
Музыкально-эстетическое развитие детей посредством театральных постановок по сказке В. Сутеева "Под грибом". Театрализованная постановка "Грибок-Теремок". Методическая разработка
Предлагаемый сценарий является музыкальным театрализованным представлением, работа над которым поможет решению главной задачи музыкального воспитания – всестороннему развитию ребёнка посредством образ...
проект Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности "Театральный калейдоскоп".
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе...
Речевое развитие детей посредством театральной деятельности.
Речевое развитие детей посредством театральной деятельности....
"Развитие речи детей посредством театральной деятельности" план работы
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...
Музыкально – эстетическоевоспитание детей посредством народного творчества
По идее Л.Малаховой музыкальное воспитание детей необходимо начинать в раннем возрасте, проводить увлекательные и веселые систематические занятия, музыкально – дидактические игры элементы танца с музы...