Речевое развитие детей посредством театральной деятельности.
материал (средняя группа) по теме
Речевое развитие детей посредством театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое развитие детей посредством театральной деятельности».
Человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рождён для добра и любая деятельность должна, прежде всего, учить его добру – не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии.
Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста.Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлечённости, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
В нашем детском саду на протяжении одного года я руковожу театральным кружком «Сундучок сказок», где веду планомерную работу по развитию творческой инициативы и театрально-игрового творчества. Театральный кружок работает по программе М.А. Васильевой. Направлен на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире.
Цель: Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Последовательное знакомство детей с видами театра;
- Поэтапное освоение детьми видов творчества;
- Совершенствование артистических навыков детей;
- Раскрепощение детей;
- Работы над выразительностью речи, интонации;
- Коллективные действия, взаимодействия.
Отличительные особенности программы:
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина,пальчиковый театр.
Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности;
(обучением вербальным и невербальным видам общения);
-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Формы и режим занятий кружка:
Программа рассчитана на три учебных года.
В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
1.Запоминание и эмоциональное обыгрывание потешек.
2.Чтение и совместный анализ сказок.
3.Проигрывание отрывка из сказок.
4.Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
5.Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
6.Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
7.Словесные, настольные и подвижные игры.
8.Пантомимические этюды и упражнения.
9.Дыхательная гимнастика
10.Артикуляционная гимнастика.
11.Пальчиковые игры со словами.
12.Разучивание чистоговорок.
13.Разучивание потешек.
Правила работы с детьми.
-Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
-Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
-Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Для театрализации художественных произведений использовать ,яркие костюмы,аксессуары и декорации.
Результаты и способы определения результативности.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.
Дети знают и умеют:
- самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
- снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- учатся запоминать и описывать любого героя.
- произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
- сочинять этюды по сказкам.
- строить простейший диалог.
- используют средства выразительности драматизации. (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Многие дети приобрели:
- уверенность в себе;
- умение играть в коллективе.
Работа кружка складывалась следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность младшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции.Дети с удовольствием заучивают потешки:»Пошел котик на торжок»,»Топ-топ-топотушки» и многие другие ;проговаривают их с эмоциями,с движением рук,ног,головы.Дети учатся раскрепощаться «превращаясь»в героев сказки.У многих это получается.Катя С.,Даша Е.,Даша С.легко и с удовольствием играют различные роли.Никита Д. и Катя . очень выразительно читают стихи и потешки. А Глеб и Максим немогут запомнить строчку стихотворения. С ними работаю по развитию памяти,эмоций.
.2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашей группе проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы театрального кружка в начале и в конце года было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Таким образом, работа театрального кружка «Сундучок сказок» является оптимальным средством социально-личностного развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-513294-1414948790.jpg)
проект Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности "Театральный калейдоскоп".
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-575458-1422461552.jpg)
Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/13/picture-587946-1670944705.jpg)
Мастер – класс по проекту «Речевое развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
Познакомить воспитателей с разными видами театров.Побудить к широкому использованию театральной деятельности в своей педагогической работе.Научить воспитателей изготавливать ложковый театр кукол...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/25/picture-1316240-1614249878.jpg)
Развитие речевой активности детей посредством театральной деятельности.
Данная презентация разработана для методического семинара по развитию речи дошкольников....
Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольника является театральная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1016956-1581276632.jpg)
"Речевое развитие детей через театральную деятельность"
Развитие детей через активную театлализованную деятельность воспитанников....