Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка»
проект (старшая группа)
Сценарий "Ярмарка" был представлен на конкурсе в номинации "Сборники сценариев" по теме: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклорных праздников. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка»
(старший дошкольный возраст)
Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору.
Задачи:
- способствовать формированию интереса у воспитанников к народному искусству;
- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности, побуждать детей к активному участию в инсценировках.
- воспитывать уважение у воспитанников к прошлому своего народа.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатель (хозяйка).
Предварительная работа: беседы о ярмарке и ее традициях, подбор музыкального репертуара, разучивание песен, инсценировок, русских народных игр, небылиц, хороводов.
Материалы и оборудование: русские народные костюмы, коромысло, самовар, чугунок, столы с декоративными промыслами, скатерть, русская изба, рушник, лапти, обруч с лентами, угощение.
Место проведения: музыкальный зал оформлен в русском народном стиле.
Работа с родителями (законными представителями): оказание помощи в предоставлении экспонатов для выставки, подготовка костюмов в соответствии с темой мероприятия, разучивание стихотворений.
Ход мероприятия
Зал оформляется, как ярмарка. На скамейках, накрытых расписными салфетками – выставка изделий народного промысла: поделки из бересты, вышитые полотенца, кружева, расписная посуда (хохлома, гжель), деревянные ложки, подносы, украшения, гребни, самовар и т.д. Там же находятся предметы – отгадки для «Загадок о товарах». Воспитатели и дети одеты в народные костюмы.
Ведущая – хозяюшка
Здравствуйте, гости дорогие – маленькие и большие!
Всех на праздник приглашаю!
Веселья и хорошего настроения желаю!
Мы всех на ЯРМАРКУ зовём,
Игры, песни, пляски, сказки заведём!
Народ собирается, ярмарка открывается!
Под музыку заходят дети в народных костюмах, встают полукругом.
1. ПЕСНЯ «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» после песни садятся.
Хозяюшка: Снова ярмарка шумит, пряники с конфетами!
На товар народ глядит, люди разодетые!
Мои хитрые загадки кто сумеет разгадать?
Тому сушки и баранки обещаю к чаю дать!
2. ЗАГАДКИ О ТОВАРАХ
Дети отгадывают загадки, отгадки находят на прилавках и показывают.
1. Носят женщины, старушки, 8. Эту обувь не забыли,
Носят малые девчушки - Хоть давным – давно носили.
К уголочку уголок Влезут дети на палати,
Сложен красочный…( платок) У печи оставят…(лапти)
2. Без неё в деревне скучно, 9.Воду дед носил с утра
Вместе с ней поют частушки, Каждый день по два ведра!
Пляшут Маша и Антошка На плечах дугой повисло,
Под весёлую…(гармошку) Держит вёдра …(коромысло)
3. Не страшны зимой морозы 10.Как нужна она в лесу!
Ни большим, ни маленьким. В ней грибы домой несу,
Что нам зимушки угрозы - Полюбуйся на картину -
Мы обуем…( валенки) Белых целая…(корзина).
4. Если маленький мороз - 11.Он, как круглая кастрюля,
Не хватает он за нос. Он чумазый, не чистюля.
Как начнёт мороз сердиться, Где там в печке уголёк?
Мы наденем…(рукавицы) Кашу сварит…(чугунок).
5. Волосам моим дружок - 12. Любят девочки-подружки
Длиннозубый…(гребешок) С маком бублики и…(сушки)
6. Лезет в печь за чугунком 13. Мне в частушках подыграет,
И в углу стоит молчком, Хоть и не гармошка.
Кочерге родимый брат - За обедом в суп ныряет
Старый, кованый…(ухват). Расписная…(ложка).
7. Выпускает жаркий пар 14. Целый час избу мела
Древний чайник..(самовар) Чистоплотная…(метла)
Хозяюшка
Мы товары приглядели и про ярмарку запели!
3. ПЕСНЯ «НА ЯРМАРКЕ»
4. Выход Деда
Заезжает под музыку на лошадке.
Дед. Но! Лошадка. В путь пора.
Надо ехать со двора.
На базар наш путь не близок.
Будем ехать до утра!
Едет под музыку. Останавливается около прилавков, слазит с лошади.
Дед. Надо бабке к дню рожденья
Приготовить поздравленье.
А ещё купить платок,
А себе и молоток…
Дед выбирает на прилавках товар, Хозяюшка комментирует.
Хозяюшка. Вот наш дед решил купить И платок купил наш Дед.
Ярких ложек расписных! Вот уж много-много лет
И теперь баклуши будут Хочет бабка нарядиться-
Они с бабкой вместе бить! Превратиться в молодицу!
Дед. Да, посуда высший класс!
Надо чашек для порядку бабке прикупить сейчас! Покупает.
Хозяюшка. Целый день наш дед ходил! Всем гостинцев накупил!
Деньги кончились давно. Но доволен, всё равно!
Дед. Сколько накупил добра! Покупкам рада будет бабка моя!
Бабка моя – мастерица! У неё всё в хозяйстве сгодится!
Ох, устал я! Посижу. С пряником чайку попью.
5. ИНСЦЕНИРОВАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Хозяюшка. Ярмарка сильней шумит! Новый гость к нам спешит.
- «Лиса на ярмарке»
Инсценируют два ребёнка – один в костюме лисы с пустой корзиной,
второй – продавец за прилавком с продуктами.
- Где ты, Лисонька, ходила? Что на ярмарке купила?
- Ах, иду я из торжка. Присмотрела петушка.
Голосистый и красивый… Жаль, что денег не хватило.
-Так идёшь ты без покупки?
- Голодаю третьи сутки!
На прилавках рыбка, мясо,
Да развешаны колбасы.
Мне б кусочек колбасы…
Нету денег у Лисы! трёт глаза.
-Не горюй, Лисица, зря ты!
Мы хоть тоже не богаты,
Но поделимся с тобой.
- Сжальтесь, люди надо мной! берёт угощение, кладёт в корзину.
Там ещё сыры видала. Только денег было мало.
-Вот тебе кусочек сыра.
- Мне на масло не хватило.
- Вот тебе кусочек масла.
- Мои детки просят мяса!
- Вот подарочки лисятам.
- Жаль, что я не так богата.
- Хватит, Лисонька, просить.
- Ох, как хочется попить!
- Вот тебе воды глоток.
- От воды, какой мне прок?
Мне бы ковшик молока.
Кружка-то невелика!
-Хоть подарков нам не жалко,
Но ты просто попрошайка!
-Что вы, что вы, я шучу,
За гостинцы отплачу!
Я станцую для ребят
И пойду кормить лисят.
Под весёлую музыку и аплодисменты детей Лиса танцует и убегает с корзиной.
6. «ШАРИК НА ЯРМАРКЕ». Инсценирует ребёнок в костюме собаки.
Хозяюшка. Где ты, Шарик, побывал? Что на ярмарке видал?
Шарик. Что увидеть там я смог? Мимо мальчик проходил,
Только много разных ног. Мне сухарик подарил.
В сапогах, лаптях, ботинках, А потом хозяин лавки
На шнурках, ремнях, резинках. Отдал вкусные остатки:
Все торопятся, снуют, От обеда плошку щей
Мне прохода не дают. И в придачу горсть костей.
Не люблю я шума, давки, Целый день я сытый был,
Притаился у прилавка. Даже косточку зарыл.
Хозяюшка хвалит Шарика. Он убегает.
Дед. Отдохнул маленько я. Эх, веселись, душа моя!
Хочу на карусели покататься! Хозяюшка, куда мне, деду, податься?
7. ИГРА «КАРУСЕЛЬ»
Хозяюшка. Вот резные карусели – ленты радугой горят!
Подходите, не стесняйтесь! Покатаем всех ребят!
И тебя, дед, покатаем.
Коли, не умеешь – ребята научат. Они всё знают!
Первый этап.
Дети берутся правой рукой за ленту. Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Хозяюшка. Раз, два, три – направление смени!
Дети перекладывают ленту в левую руку, кружатся в другую сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Второй этап.
Хозяюшка. Раз, два, три, четыре, пять – игру будем продолжать.
Синий цвет! Не зевай – в кругу место поменяй!
Дети с синими лентами меняются местами, пробегая через круг.
Красный цвет! Не зевай - в кругу место поменяй!
Должны поменяться все цвета.
Третий этап.
Хозяюшка. В тройки быстро становитесь – только, чур, не торопитесь!
Будем косы заплетать, попрошу не отставать!
Четвертый этап.
Хозяюшка. Вот ещё одна игра – ленты гладить нам пора!
Ленту можно закрутить, так прижать и отпустить.
Посмотри, что получилось – лента в миг вся распрямилась!
Раз, два, не зевай и за мною повторяй!
Хозяюшка. Мы на радуге катались и с заданьями справлялись.
Но закончилась игра – отдохнуть нам всем пора!
Отдохнуть, но не скучать!
Продолжаем гостей встречать!
8. СЦЕНКА С МЕДВЕДЕМ. Разыгрывают двое детей.
Хозяюшка. Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке?
Под р.н.м «Барыня», ребёнок выводит «медведя».
Дрессировщик. Расступись, народ честной! Идет Медведюшко со мной!
Много знает он потех, будет шутка, будет смех!
Медведь кланяется публике.
- Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в детский сад собираются?
Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.
- А какие в нашей группе мальчики?
Медведь дерется, рычит.
- А как Ваня проспал, в сад опоздал?
Медведь «спит», вскакивает, бежит.
- А как наш воспитатель по группе ходит?
Медведь важно ходит по сцене.
- А как Дуняша пляшет?
Медведь выставляет ногу.
- Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя!
Медведь крутит задом.
- Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись!
Медведь кланяется и уходит.
Хозяюшка. Ох, и повеселил же нас мишка. А мы-то играть ещё будем?
Дети. Да!
Хозяюшка. В круг тогда вставать пора!
9. ИГРА «С ЛЕНТОЙ»
10. ИГРА «ПЕТУШИНЫЕ БОИ»
Хозяюшка. А в эту игру я мальчишек позову!
Кто самый смелый да ловкий?
На одной ноге умеет стоять,
Да крепким плечом соперника толкать?
Дед, помогай! Двух силачей выбирай!
Дед выбирает пары игроков. Помогает им встать в обруч, поджать ногу, комментирует поединок, организует болельщиков.
Хозяюшка. На Руси уж так идёт, что талантливый народ-
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец!
А на ярмарках в старину тешились не только голь и баре,
Но и родовитые бояре! А мы чем хуже?
У нас девчонки хороши и мальчишки удальцы.
Повеселим мы всех сейчас –
Перевёртыши и нескладушки расскажем для вас!
Дети рассказывают по очереди или все вместе, или несколько детей (на усмотрение воспитателя).
11. ПЕРЕВЁРТЫШИ И НЕСКЛАДУШКИ.
1. Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из-под собаки лают ворота.
2. Выскочила палка с мальчиком в руках,
А за ней вареник с бабкою в зубах.
3. «Тпру!» - сказала лошадь, а мужик заржал,
Лошадь пошла в гости, а мужик стоял,
4. Лошадь ела кашу, а мужик—овёс.
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
5. Крыши испугались, сели на ворон,
Избы убежали из деревни вон.
6. На болоте, да на мху укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе, умирает со смеху!
7. Между небом и землей поросенок рылся
И нечаянно хвостом за небо зацепился.
Хозяюшка. Ох, и насмешили вы народ, гости дорогие!
А я тоже вас повеселю.
На весёлый танец приглашу!
Для начала танца выбираются 5 детей. В конце танца вовлекаются все дети.
12. ТАНЕЦ-ИГРА «ШЁЛ КОЗЁЛ ПО ЛЕСУ» (В конце танца дети садятся.)
Хозяюшка. Для таких весёлых гостей принесу я угощение скорей!
Вы, ребята, подходите и баранки получите.
Дед. И я бараночку возьму. Своей бабке отвезу.
Где лошадка моя? Поехал до дому я!
Прощается с Хозяюшкой, с детьми, уезжает.
Хозяюшка. Мы на ярмарке побывали, веселились и играли,
Только праздник нам заканчивать пора.
Не болейте, братцы, взрослых почитайте,
Друг друга не обижайте – лучше гостинцами угощайте!
А на следующий год к нам на ярмарку приезжайте!
Дед уезжает. Детям раздаются угощения. Ярмарка закрывается.
Структура ярмарки
- Песня «К нам гости пришли»
- Загадки о товарах
- Песня «На ярмарке»
- Выход Деда
- Инсценированные стихи: «Лиса на ярмарке»
- Инсценированные стихи: «Шарик на ярмарке»
- Игра «Карусель»
- Сценка с Медведем
- Игра «С лентой»
- Игра «Петушиные бои»
- «Перевертыши и нескладушки»
- Танец-игра «Шёл козёл по лесу»
- Прощание с Дедом, угощение детей, закрытие ярмарки.
РЕПЕРТУАР:
1. «На ярмарке» муз. Е.Шаламоновой 2. «Игра с лентой»
1. Как на ярмарке весёлой Вышел Ваня погулять,
Собрались деревни, сёла, (вышла Аня погулять)
Да из города народ Стал подружку выбирать
Весь на ярмарку идёт. (стала друга выбирать)
Стал подружку выбирать,
2.Кто торгует соболями, Кому ленточку отдать?
кто приманит кренделями, Поклонись,
Кто кричит на весь базар: Поклонись,
«Подходи смотреть товар!» Да за ленточку держись!
Мы считаем:
3.Мы по ярмарке ходили, Раз! Два! Три!
Всем гостинцев накупили: Ну-ка, ленту забери!
Поясочков золотых
И платочков расписных.
4. Ах, пригожие девицы,
Разоделись, как царицы.
Любо, любо посмотреть,
Любо, любо с вами петь!
4. «К нам гости пришли» муз. Ан. Александрова
1. К нам гости пришли, дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили, пироги пекли-2р.
2.С морковью пирог, и с капустой пирог,
А который без начинки –самый вкусный пирог-2р.
3. А сейчас вдвоём мы для вас споём,
Вы похлопайте в ладоши – мы плясать пойдём -2р.
4.Ты топни ногой, да притопни другой,
Я волчком кружиться стану, а ты так постой-2р.
5. Наш детский сад дружбой славится,
Приходите, гости, чаще, если нравится.- 2р.
Сценарий мероприятия в детском саду «Посиделки у печки»
(средний и старший дошкольный возраст)
Цель: воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе изучения русской культуры.
Задачи:
- познакомить дошкольников с традициями и обычаями русского народа;
- способствовать развитию речевой активности детей;
- способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- воспитывать любовь к своей Родине, к русскому устному народному творчеству.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатель.
Предварительная работа: беседы о русских посиделках, рассматривание иллюстраций о русском народном быте, разучивание стихотворений, песен, закличек, небылиц, пословиц. Знакомство с народными играми, хороводами.
Материалы и оборудование: прялка, декорации «Мини-изба», домотканые половики, стол, скатерть, самовар, посуда, каравай, костюмы.
Место проведения: музыкальный зал оформлен в русском народном стиле.
Работа с родителями (законными представителями): оказание помощи в предоставлении экспонатов для выставки, подготовка костюмов в соответствии с темой мероприятия, разучивание стихотворений.
Ход мероприятия
Зал оформляется в стиле русской избы с русской печкой, сундуками, лавками. На полу лежат домотканый половики. Стол застелен вышитой скатертью, на столе – самовар, чайная посуда, рушник с караваем. Воспитатели и дети одеты в русские народные костюмы.
Ведущая: На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по "сусекам"
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить (поклон).
(Под русскую народную музыку дети заходят в зал, встают полукругом. Дети в костюмах, с хлебом-солью.)
Ведущая: Сегодня день чудес!
Сегодня радость до небес!
К нам гости пришли, дорогие пришли!
Будем мы гостей встречать
Хлебом-солью угощать! (поклон)
- СТИХОТВОРЕНИЯ РАССКАЗЫВАЮТ ДЕТИ
1. Ребенок: Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками!
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
2. Ребенок: Жива традиция, жива!
От поколенья старшего
Пришли обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
3. Ребенок: И потому принять изволь,
Друг, что пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
4. Ребенок: Хлебом-солью привечаем
Самовар на стол несем
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
(дети низко кланяются, ставят хлеб-соль на стол).
Ведущая: Ну, дорогие гости, будьте как дома.
В тесноте, да не в обиде
Как говорит русский народ.
- ПОГОВОРКИ РАССКАЗЫВАЮТ ДЕТИ
1. Ребенок: Не бойся хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим!
2. Ребенок: Дома сидеть, ничего не высидеть.
3. Ребенок: Туда голуби летят, где их привечают.
4. Ребенок: Гости, люди подневольные, где посадят, там и сядем.
(Дети садятся)
Ведущая: Проходите, садитесь на лавку. Дети, сегодня мы узнаем о том, как было принято отдыхать на Руси в старину. Наши предки умели и любили веселиться.
-Кто такие предки?
Они всегда почитали праздники, но веселились иначе, не так как мы современные люди. Долгими вечерами, после работы, собирался народ на посиделки. Не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, потешки, небылицы, чтобы развлечь друг друга. Так и говорили:" Делу время, а потехе час". Молодые люди на посиделках учились у старших мудрости, жизни. Ну и я сяду с вами рядышком на лавке, вместе свами посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу. Мои хитрые загадки кто сумеет отгадать, тому сушки и баранки обещаю к чаю дать.
- ЗАГАДКИ:
Эту обувь не забыли,
Хоть давным - давно носили.
Влезут дети на палати,
У печи оставят…(лапти)
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло,
Держит ведра…(коромысло)
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек?
Кашу сварит…(чугунок)
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки.
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую…(гармошку).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник...(самовар)
Ведущая: Народ русский смышленый, много загадок хитрых придумал. Кто из вас знает загадки?
(Дети загадывают загадки).
Ведущая: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. С детства не научишься - всю жизнь будешь мучиться. Кто хочет свое умение показать?
- ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ С КЛУБОЧКАМИ
(Смотай нитки в клубочек - чей клубочек больше. Когда музыка начнется, тогда вы начинаете ниточку мотать, а когда музыка закончится - хватит вам ниточку мотать.)
- ИГРА НА ЛОЖКАХ
Ведущая: А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу: и вам поиграть хочется.
-Звонкие резные, ложки расписные
От зари до зари веселятся ложкари.
Эй, ребята, ложкари, поскорей товар бери.
(мальчики играют на ложках).
- СКОРОГОВОРКИ
Ведущая: Русский народ любил скороговорки. Соберется бывало молодежь и устраивает соревнование: кто кого переговорит, кто скажет быстрее, без ошибок. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать, кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
(дети повторяют скороговорки)
- Три сороки тароторки, тараторили на горке.
-Баран- буян, залез в бурьян.
- Белка на дубу живет, белка желуди грызет.
- У осы не усы, а усики.
- На дворе трава, на траве дрова.
Ведущая: Ай, да молодцы! Славно у вас получается.
Ведущая: Там, где песня льется, там легче живется. Запевай-ка песню звонкую, шуточную, прибауточную.
- ПЕСНЯ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»
Ведущая: Много русских игр есть на свете
Мы любим в них играть.
А на этих посиделках
В игру " Просо" мы хотим сыграть.
- ИГРА: "А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ"
Ведущая: Как у наших у ворот, собирается народ,
На завалинках сидят, да пословицы говорят.
- Ребята, а вы знаете пословицы?
9. ПОСЛОВИЦЫ
1. Ребенок: Не торопись языком, торопись делом.
2. Ребенок: Худо тому, кто добра не делает никому.
3. Ребенок: Добрые дела человека красят.
4. Ребенок: Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
5. Ребенок: Поспешишь- людей насмешишь.
Ведущая: Молодцы ребята, много пословиц знаете.
Снова нас зовет игра, выходите детвора.
В круг становитесь, начинается игра.
- ИГРА " ГОРИ-ГОРИ ЯСНО"
Ведущая: Небылицы в лицах
Сидят в теремах - светлицах,
Щелкают орешки, да творят насмешки.
Не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз, как от меня до вас.
11. НЕБЫЛИЦЫ РАССКАЗЫВАЮТ ДЕТИ
1. Ребенок: Эх, вы сени мои сени
Комары в щелях засели.
Прусаки-то, тараканы вдоль по печке поскакали.
2. Ребенок: Дед да баба то видали, всей деревне рассказали
Смеху было - страсть!
3. Ребенок: Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке и давай дубасить коня на мужике.
4. Ребенок: Лошадь ела сало, а мужик овес, лошадь села в сани, а мужик повез.
ВЫХОД ДЕДА
(раздается стук в дверь, входит дед с балалайкой).
Дед: Хозяюшка, принимай гостей из всех волостей!
Ой, как много здесь ребят, на меня они глядят.
Доброго здоровьица, хозяюшка. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Вам ли сегодня дома сидеть, в окно глядеть, да печалиться.
Ведущая: Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. У нас здесь праздник для ребят радостный. По обычаю русскому, посиделками называется. Гостям-почет, хозяину-честь. (поклон)
Дед: Пришел я на праздник, на вас посмотреть, да себя показать.
Ведущая: Мы славно гуляем на празднике нашем,
Нигде не найдете вы праздника краше.
Выходите дети в хоровод, возле дома у ворот.
12.ХОРОВОД «НА ДВОРЕ-ТО КАЛИНА»
Дед: Эх, возьму я балалайку, да потешу я хозяйку.
(поет: Ой, вы, ноги мои, ноги, что мне делать с вами? Для хороших для ребят, вы пляшите сами). Пляска деда.
Ведущая: Потешил нас. Мы тебя частушками удивим. Так уж повелось на Руси: работали люди, да частушки пели. Какие же посиделки без частушек? Где гармошка заиграла, там частушка зазвучала. Русская, народная, веселая задорная!
- Тара- тара-ра, идут девчонки со двора, частушки петь да плясать, всех вокруг забавлять (идут девочки)
- Проходи честной народ, не пыли дорожка, добры молодцы идут погулять немножко (идут мальчики).
Ведущая: Эй, мальчишки, девчонки-хохотушки, затевайте-ка частушки, запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
13. ЧАСТУШКИ:
1. Ребенок: Мы культурные ребята в славном городе живем
И сегодня разрешите, мы частушки пропоем.
2. Ребенок: Мы артисты молодые, скромно мы себя ведем
Не судите вы нас строго, как умеем, так поем.
3. Ребенок: Как у наших у ворот собирается народ,
На завалинках сидят и на улицу глядят.
4. Ребенок: Я надену платье бело, буду я красавица
Пусть ребята не подходят, пока не исправятся.
5. Ребенок: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас
Повезу свою подружку всем соседям на показ.
6. Ребенок: Не глядите на меня, глазоньки сломаете
Я не в вашего села, вы меня не знаете.
Вместе: Мы частушки вам пропели хорошо ли плохо ли
Авы гости дорогие, дружно нам похлопали.
Дед: Ну что ж хозяюшка! Спасибо тебе за гостеприимство. За внимание и ласку.
Ведущая: Ну, вот и месяц показался, пора нам по домам. Завтра дел много. Нужно грядки полоть, да дрова колоть, сено косить, да по ягоды ходить.
В небе, будто от побелки засветился млечный путь
Отшумели посиделки в нашей праздничной светелке, где пришлось нам отдохнуть.
Я прошу, чтоб вы не охладели, не опускали рук и плеч
Вам спасибо скажут, что сумели для потомков прошлое сберечь.
Спасибо вам дорогие гости!
Мы славно гуляли на празднике нашем, нигде не найдете вы праздника краше. А какой же праздник на Руси был без каравая, сладких пирогов. Не зря говорит русский народ: «Чем богаты, тем и рады»; «Не красна изба углами, а красна пирогами».
14.ВЫНОС ПИРОГА
Ведущая: Кушайте на здоровье, гости дорогие, поправляйтесь, здоровья набирайтесь!
Дед: Спасибо хозяюшка за веселье, за угощенье знатное, пора и честь знать. До свидания!
(дети под русскую народную мелодию уходят в группу на чаепитие).
Структура мероприятия
- Стихотворения
- Поговорки
- Загадки
- Игра-соревнование с клубочками
- Игра на ложках
- Скороговорки
- Песня «Как у наших у ворот»
- Игра «А мы просо сеяли»
- Пословицы
- Игра «Гори-гори ясно»
- Небылицы
- Хоровод «На дворе-то Калина»
- Частушки
- Вынос пирога
РЕПЕРТУАР:
«Как у наших у ворот» музыка и слова народные
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.
Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала.
Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной.
Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал.
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот.
Сценарий развлечения «Рождественские колядки»
(старший дошкольный возраст)
Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.
Задачи:
- поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
- продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
- воспитывать чувство патриотизма.
Участники: дети всех возрастных групп, музыкальный руководитель, воспитатели.
Предварительная работа: беседы: «Что такое Рождество», «Обычаи и традиции русского народа», подбор музыкального репертуара, разучивание песен, колядок, русских народных игр, хороводов.
Материалы и оборудование: вефлиемская звезда на палке, русские народные костюмы, костюм Бабы Яги, шумовые инструменты, пшеница, угощение.
Место проведения: групповые комнаты, музыкальный зал.
Работа с родителями (законными представителями): оказание помощи в предоставлении экспонатов для выставки, подготовка костюмов в соответствии с темой мероприятия, разучивание стихотворений, колядок.
Ход мероприятия
- КОЛЯДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ
Дети-колядующие ходят по детскому саду, играя на шумовых музыкальных инструментах, рассказывают колядки.
- Рождество, рождество
Все колодцы занесло
Мы пришли откапывать
Деньги зарабатывать!
- На улице мороз,
Подмораживает нос
Не велит нам долго стоять
Велит скоро подавать!
- Мы пришли Вас прославлять
Хозяев величать
Житья Вам сто лет
Всегда здоровьица! (кланяется)
- Коляда, коляда,
Ты подай пирога
Или хлеба ломтину
Или денег полтину
Или курочку с хохлом
Петушка с гребешком!
- Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овец с овсом,
Жеребец с хвостом!
- Не режь, не ломай,
Лучше весь пирог давай
А не дашь пирога –
Пустим камень в ворота!
- Коляда, коляда
Подавай еду сюда
Конфет коробок
Или вилы в бок!
- Хозяйка, хозяйка!
Что в доме есть,
То нам и подавай!
Пирог да кашу,
Серебряну деньгу!
- Уж ты, тётушка, подай,
Ты, лебёдушка, подай
Ты подай – ка пирог
С рукавичку широк,
Ты начинку не теряй
Целиком пирог давай!
Хозяйка (воспитатель) угощает детей сладостями.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Уж хорошую вы колядку спели
Вот вам угощенье-
Сыр да печенье
Вот вам на потешки –
Сладости, орешки,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!
Вот вам пирожок,
Положи – кА на зубок
А вот вам леденец
А моим подарочкам конец!
Ах, спасибо вам ребятки,
Что пришли вы к нам на святки!
Ведущий: Спасибо вам щедрые хозяева!
Дай бог тому, кто в этом дому!
Живите без бед сто лет!
А мы пойдём к другому
Молодцы колядовщики, вон сколько наколядовали!
Красны девицы и добры молодцы
Собирайтесь, снаряжайтесь
С нами на колядки отправляйтесь
Разбирайте в группе бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем по группам ходить
Коляду заводить!
Коляда, коляда всех зовёт за ворота!
- КОЛЯДОВАНИЕ НА КУХНЕ
Ведущий: Чем, родимые, нас одарите?
Что любимые нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Коляда, коляда
На кануне рождества
Тётенька добренька
Пирожка дай сдобненька
Не режь, не ломай
Поскорей подавай,
Двоим, троим,
Мы уж давно стоим,
Да и не выстоим.
С новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили! (кланяется)
Дети: Подарите, не знобите
Колядовщиков!
Либо из печи пирогом,
Либо из клети осьмаком,
Либо кружечкой певца
Либо чарочкой винца.
Хозяин – месяц ясень
Хозяйка – красно солнышко.
Повар: Спасибо Вам, колядовщики,
Спасибо милые за добрые слова,
За поздравления.
В подарок от меня примите
Рождественские подарки!
- КОЛЯДОВАНИЕ В КАБИНЕТЕ ЗАВЕДУЮЩЕГО
Ведущий: Ой, какие у Вас высокие окошки-
Подайте нам по лепёшки –
А не подадите лепёшки – разобьем окошки!
Сколько в лесу пеньков – столько Вам светлых деньков!
Заведующий: Вот вам угощенье-
Сыр да печенье
Вот вам на потешки –
Сладости, орешки,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!
Вот вам пирожок,
Положи – кА на зубок
А вот вам леденец
А моим подарочкам конец!
Ведущий: Всех гостей рождества примечая,
Всех, встречая хлебом и солью
Приглашаю всех участников
Пройти в зал для угощенья.
Все проходят в музыкальный зал. Музыкальный зал оформлен в новогодней тематике.
Ведущий: Здравствуйте, детишки – малолетушки,
Красны девицы и добры молодцы!
Мы пришли Вас с праздником поздравить,
С Рождеством Христовым!
Ребёнок: Рождество, рождество
Все колодцы занесло,
Мы пришли откапывать
Деньги зарабатывать!
Ведущий: Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли к нам на колядки
День сегодня не простой,
Праздник к нам пришел святой.
Наступило Рождество, наступает торжество.
В каждой семье готовятся к этому празднику.
Давным - давно в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария.
Большой путь они прошли, измучились и захотели отдохнуть. Но в домах ни у одного не нашлось места для ночлега, и они пошли в пещеру, где пастухи загоняли овец, коров.
Там и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец, о котором говорят и которого все любят. Когда Иисус родился, на небе зажглась большая, яркая звезда. Вот такая. (показывает).
С рождеством Христовым начинались раньше святки, веселились ребятки. Ходили они по избам, ряженые, пели песни, прославляли хозяев, желали им здоровья, богатого урожая, счастья. Главное, чтобы у всех было хорошее настроение.
В ответ, колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Вот и сегодня мы с вами повеселились, поколядовали.
Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Мы стали его праздновать совсем недавно. В Рождество принято дарить подарки.
У вас дома стоят ёлки, свечи. Свечи – это символ домашнего очага. Как и раньше, колядки сопровождались вот с такой звездой.
Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трём царям путь показала.
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.
3. СЦЕНКА КОЛЯДОВЩИКОВ
Ведущий: Ну, расскажите колядовщики,
Где бывали, много ль наколядовали?
1-й ребёнок: Заходили мы к Олегу
Там не выпросишь и снегу
И хитёр, и жаден он, боязлив со всех сторон.
2-й ребёнок: Ой, побывали у Данилы, лучше б и не заходили
Сушка прошлогодняя, ни на что не годная.
3-й ребёнок: А Павлуша – молодец, вынес хлеб и холодец
Дал нам двадцать пять рублей, и в придачу калачей.
4-й ребёнок: Угощенья хватит нам, и соседям и гостям
Вам спасибо от души, что местечко нам нашли.
Ведущая: Эй, спешите все сюда, в гости коляда пришла
Будем мы шутить, кривляться
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее друг!
Ждём вас всех в весёлый круг.
4. ХОРОВОД: «В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА»
Ведущий: Ой, ребята, тише, тише
Что-то страшное я слышу
Кто – то к нам сюда бежит
Кто – то к нам сюда спешит!
5. ВЫХОД БАБЫ-ЯГИ
Под музыку выбегает Баба-яга
Баба-яга: Наконец - то я пришла
Наконец – то вас нашла
Ух, народу много в зале
Знаю все вы меня ждали!
Ну здравствуйте детишки – плохишки!
Что празднуете, веселитесь? (осматривает елку)
Ведущий: Рождество Христово празднуем!
Баба-яга: Всех зверей пригласили и лесу, и волка, а меня красавицу,
Бабусю – ягусю, забыли позвать!
Всё о ёлке, да о ёлке поёте
А что хорошего в этой ёлке?
Длинная, колючая, бррррр….
Правда, дети, злющая ёлка
Ведущая: Не верьте ей дети!
Баба-яга: Зачем собрались здесь?
А ну – расходись!
Праздника захотели?
Колядки им подавай!
Ведущая: Баба – яга, не шуми! Поиграй – ка лучше с нами
Баба-яга: Я красавица яга
Сама в гости к вам пришла,
Поиграю с вами в игру
И к себе в избушку я уйду
6. ИГРА: «В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЕСТЬ ИЗБУШКА»
Баба- яга охает, кричит, бегает хватаясь за зуб.
В хороводе (показывая вместе с детьми)
В темном лесе есть избушка
Стоит задом наперёд,
А в избушке той старушка
Бабушка – яга живёт
Нас крючком, глаза как плошки
Словно огоньки горят
Фу – противная какая
Дыбом волосы стоят.
Ведущая: Ты бабуль чего не в духе,
Так кричишь, что звенит аж в ухе.
Баба-яга: Ох, не мил мне белый свет,
Зуб болит, аж мочи нет!
Ведущая: Это горе не беда, дай -ка ниточку сюда
Фокус – мокус покажу,
К зубу нитку привяжу. (привязывает, дергает)
Баба-яга: Боли нет, будто мне шешнадцать лет!
Ну родные, что хотите
У меня сейчас просите, добрая я сейчас.
Ведущий: А теперь давай пляши
Больно уж ножки у тебя хороши (пляшет)
Баба-яга: Ух, устала. Пора и отдохнуть
Желаю вам богатства немереного
Серебра – несчитанного.
С Новым годом Вас! (уходит)
Ведущая: Становитесь в хоровод, попрощаемся с ёлочкой.
7. ХОРОВОД: «МАЛЕНЬКОЙ ЁЛОЧКЕ ХОЛОДНО ЗИМОЙ»
Ведущий: Наш праздник окончен.
Пусть в ваших сердцах
Рождество зажжет свою искорку счастья,
Доброты и любви друг к другу.
А теперь праздничное угощение.
Милости просим всех угощеньем насладиться.
Словами да гаданием сыт не будешь.
С праздником Рождества вас всех!
8. ВЫНОС ПИРОГА
Структура мероприятия
- Рассказывание колядок по группам.
- Рассказывание колядок на кухне, в кабинете заведующего.
- В музыкальном зале. Сценка колядовщиков.
- Песня «В лесу родилась ёлочка»
- Выход Бабы Яги.
- Игра «В темном лесе есть избушка».
- Хоровод «Маленькой ёлочке холодно зимой».
- Вынос пирога.
РЕПЕРТУАР
- Хоровод: «В лесу родилась ёлочка»
Cлова: Кудашева Р., Музыка: Бекман Л.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была.
Зимой и летом стройная, зеленая была.
Метель ей пела песенку:
"Спи, елочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Мороз снежком укутывал
"Смотри, не замерзай!"
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.
Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровеньки,
А в дровнях мужичок,
Срубил он нашу елочку под самый корешок.
Срубил он нашу елочку под самый корешок.
И вот она, нарядная,
На праздник к нам пришла,
И много, много радости детишкам принесла.
И много, много радости детишкам принесла.
7. Хоровод: «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Слова З. Александровой, музыка М. Красева
Маленькой елочке Ветку нарядную
Холодно зимой. Ниже опусти,
Из лесу елочку Нас, шоколадною
Взяли мы домой. Рыбкой угости!
Сколько на елочке Встанем под елочкой
Шариков цветных, В дружный хоровод,
Розовых пряников, Весело, весело
Шишек золотых! Встретим Новый год!
Сценарий Масленицы на улице для всех возрастных групп детского сада «Масленичные забавы»
(дети дошкольного возраста)
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.
Задачи:
- способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным праздником Масленица;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- доставлять детям радость от народных игр, песен;
- воспитывать любовь к народным играм, традициям.
Участники: дети всех возрастных групп детского сада, музыкальный руководитель, воспитатели, младшие воспитатели.
Предварительная работа: беседы о празднике «Масленица» и ее традициях, подбор музыкального репертуара, разучивание песен, русских народных игр, хороводов, просмотр иллюстраций.
Материалы и оборудование: у детей на голове кокошники, платки, 2 детских валенка, 2 конуса, 2 сковороды, 2 ведра, картонные блины, 2 обруча, 2 палки-коня, чучело Масленицы.
Место проведения: площадка детского сада.
Работа с родителями (законными представителями): подготовка костюмов в соответствии с темой мероприятия, разучивание стихотворений, песен.
Ход мероприятия
Под народную музыку дети собираются на площадке.
Ведущий: Как при сказочном царе, да при горохе
Шли веселою гурьбою скоморохи!
Веселиться и плясать,
Весь народ потешать.
1 Скоморох: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
2 Скоморох: Здравствуйте, гости, милости просим!
Мы зовем к себе всех тех
Кто любит веселье и смех.
1 Скоморох: Мы зиму провожаем, весну встречаем!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
2 Скоморох: А сейчас по старинному обычаю нужно Зиму проводить, Весну красную всретить.
Мы по кругу все пойдем,
Дружно спляшем и споем.
- ПЕСНЯ - ХОРОВОД "КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК"
(Идут по кругу, поют песню и выполняют движения по тексту)
1 Скоморох: Из покон веков зимой на Руси, чтобы не мерзнуть носили валенки. А на масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит
2 Скоморох: Валенок. Ох, и холодно стоять надо братцы поиграть!
Давайте валенки возьмем, да играть с ними начнем!
- ИГРА-ЗАБАВА "ВАЛЕНОК"
(средние, старшие, подготовительные группы)
Две команды по шесть человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше? На место падения валенка ставится конус. Если следующий ребенок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остается на месте.
1 Скоморох: Молодцы ребята, поиграли, а теперь можно валенкам прощай сказать и до новой зимы их убрать.
2 Скоморох: Поднимайся, настроение-
К нам Масленица идет без промедления!
Иди сюда, Масленица - кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Сыром, маслом да яйцом,
И румяным калачом!
(Под русскую народную мелодию выносят чучело Масленицы)
1 Скоморох: Масленица! Масленица!
В гости к нам пришла!
Масленица! Масленица!
Счастья принесла!
Масленица! Масленица!
Зиму унеси!
Масленица! Масленица!
К нам весна приди!
2 Скоморох: Каждый день на Масленицу имел свое определенное название, а вы знаете, как называются дни Масленичной недели?
Понедельник - "Встреча"- Масленицу встречают, гостей угощают!
Вторник - "Заигрыш" в народе звать, ряженье, да качели, игры да карусели.
Среда - "Лакомка" друг друга навещают, блинчиками угощают.
Четверг – «разгул"- губы масляны надул. Будем биться, состязаться, своей силой похваляться!
Пятница - " Тещины вечерки"- зятю к теще на блины пора!
Суббота - "Посиделки"- собирайтесь вся родня и подруги у меня!
Воскресенье - "День прощенья" - Мы друг дружку обнимаем
И обиды все прощаем! (Все обнимаются)
1 Скоморох: Еще одна из традиций на Масленицу было принято кататься на лошадях.
Эй, мальчишки и девчонки,
Молодежь и детвора!
Поиграем мы в лошадки-
Нынче самая пора!
- ЭСТАФЕТА" КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ"
Дети младшей и средней группы катаются на палочке-коне, дети старшей и подготовительной группы на "тройках" (обруч)
- ИГРА – ЗАБАВА "ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА"
(Мальчики: средняя, старшая, подготовительная группа)
2 Скоморох: Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждет! Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечешь - солнышко в гости позовешь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных теплых дней. Мы с вами тоже полакомимся сегодня блинами, но чуть позже.
А сейчас, крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь.
Испечем большой мы блин.
Раз, два, три,
Начинаем печь блины.
- ХОРОВОДНАЯ ИГРА "БЛИНОК"
Дети становятся в два круга, в середине дети младших групп, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим тесто, (топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок, (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой,
Да не пригорай! П-ш-ш-ш (приседают на корточки)
Ой, подгорел!
1 Скоморох: с тестом мы справились, блины испекли, а теперь посмотрим, как вы со сковородой умеете управляться.
- ЭСТАФЕТА" ПЕРЕНЕСИ БЛИНЫ"
Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут "блин" (желтые кружки из ведерка и переносят их в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку)
2 Скоморох: Песню дружно запевайте, Масленицу провожайте.
- ПЕСНЯ " БЛИНЫ"
1 Скоморох: Песню спели громко, дружно, поиграть теперь нам нужно! Ой, блины, блины, блины, поиграем с вами мы!
- ХОРОВОДНАЯ ИГРА "БЛИНЧИК"
(Дети встают в круг и передают "блинчик" друг другу со словами):
Ты, катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого горячий блинчик,
Тот сейчас станцует нам (у кого из детей остановился "блинчик", тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют).
Скоморохи вместе: Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Напекли мы всем поесть
Сотен пять, а может, шесть!
Угощение на славу,
А ребятам на забаву.
- УГОЩЕНИЕ БЛИНАМИ
Скоморохи: Прощай, Масленица-плутовка,
Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего семь деньков,
А мы думали - семь годков.
Прошла Масленица - кончилось гуляньице.
Прощай зима холодная, приходи весна красная!
По горам, по долам, по лесам,
Приходи скорее к нам,
К нашим масленым блинам!
Структура мероприятия
- Песня - хоровод "Как на тоненький ледок"
- Игра-забава "Валенок"
- Эстафета" Катание на лошадях"
- Игра – забава "Перетягивание каната"
- Хороводная игра "Блинок"
- Эстафета "Перенеси блины"
- Песня " Блины"
- Хороводная игра "Блинчик"
- Угощение блинами
РЕПЕРТУАР
- Песня - хоровод "Как на тоненький ледок"
Мы по кругу все пойдем, Если холодно стоять,
Хоровод заведем Мы похлопаем опять
Вот так мы пойдем, По коленочкам,
Хоровод заведем. По коленочкам.
Будем весело играть, Чтобы стало нам теплей,
Будем ножки согревать, Будем прыгать веселей,
Все потопаем, все потопаем. Все попрыгаем, все попрыгаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем.
Все потопаем.
7. Песня " Блины"
Русская народная песня.
1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
5. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
6. «Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Сценарий праздника «Ивана Купалы»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купалы;
- способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности;
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели.
Предварительная работа: беседы о празднике и его традициях, подбор музыкального репертуара, разучивание песен, инсценировок, русских народных игр, хороводов, просмотр мультфильма «Цветок папоротника».
Материалы и оборудование: костюм Знахаря, Бабы Яги, Водяного, целебные травы (малина, смородина, крапива, подорожник, мать-и-мачеха), обруч с лентами, пульвелизатор с водой, мыльные пузыри, платочек. Избушка, вокруг нее - лекарственные травы. Рядом с избушкой стоит стол, на нем - деревянная посуда.
Место проведения: музыкальный зал оформлен в виде лесной поляны.
Работа с родителями (законными представителями): оказание помощи в предоставлении лекарственных трав, подготовка костюмов в соответствии с темой мероприятия, разучивание стихотворений.
Ход мероприятия
Ведущая: На праздник всех мы приглашаем, к нему готова детвора.
Друзей улыбками встречаем и пожелаем всем добра!
На празднике нашем поиграем и попляшем,
О том, как Ивана Купала к нам приходит, расскажем.
Здравствуйте девчонки! Здравствуйте мальчишки!
Здравствуйте, их добрые взрослые друзья!
Мы собрались здесь, чтобы отпраздновать праздник Ивана Купала, так делали и наши предки.
Как ярко светит солнце, как оно ласково греет. Поднимите свои личики, протяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья и цветы-все тянутся к нему. Поэтому день Ивана Купала отмечается в честь солнца, цветов, растений. А теперь усаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ.
-Иван Купала один из почитаемых праздников на Руси. В этот день целебная утренняя роса и всякая вода (колодезная, ключевая, родниковая). В этот день раньше прыгали через костры, чтобы очиститься от плохого. Кто выше прыгнет, тот счастливее будет. В купальную ночь во всех лечебных травах появляется особая целительная сила. Поэтому люди идут собирать траву именно в этот день. Некоторые травы собирают ночью, другие утром на заре. Людская молва донесла до наших дней быль о том, как все это начиналось, послушайте.
-Жил был на свете знахарь. Кто такой знахарь? С малолетства он прислушивался к шелесту травы и говору листьев. И слышал он даже шепот матери - сырой земли. Она говорила ему, какие зелья породила для нас, своих детей.
- ВЫХОД ЗНАХАРЯ
(Выходит Знахарь в русском народном костюме, с корзинкой в руке, собирает травы, прислушивается к земле).
Знахарь: Здравствуйте травушки мои, муравушки мои. Сегодня у вас особая сила целительная. Надо собрать вас побольше. Буду заваривать травку, да давать деткам, которые болеют, плохо кушают. (показывает детям)
-Вот у меня малина-от простуды, а вот крапива она поможет кровь останавливать, волосы укреплять. А вот подорожник для лечения ран, ожогов, а вот мать-мачеха- от кашля, от простуды. А вот мята - чай заваривать. Ах, какой замечательный запах трав (нюхает). Пора мне идти, солнце уже заходит, разложу я травы лесные подсушить. (подходит к детям показывает траву, дает ее понюхать, подержать в руках).
Знахарь: Ребята, а кто из вас лечится травами? Какими?
Ведущая: Вот так целыми днями бродил добрый лекарь по лесам и по лугам, слушал голос природы. И слава о нем разнеслась по всему белому свету. Приходили к нему лечиться и бедные, и богатые. Всем помогал бедный знахарь, ни с кого не брал денег. И узнала об этом Баба Яга, взяла ее зависть и стала она нашептывать доброму знахарю мысли злые.
- ВЫХОД БАБЫ ЯГИ
Баба Яга: Ишь, какой добрый, никаких денег не берет. Сейчас я его заколдую и станет он злым.
Знахарь, ты почему денег не берешь? Стал бы богатым на земле, богаче самого царя.
Знахарь: Не надо мне денег, зачем они мне в лесу. У меня есть ягоды, коренья, грибы.
Баба Яга: Ишь, какой честный, я тебя сейчас ужасом испугаю.
Знахарь: Пошла прочь, Баба Яга. На меня не действуют твои чары. Я к людям с добром отношусь, и они ко мне.
Баба Яга (увидев детей говорит)
Здравствуйте, мои касатики! Я вас и не заметила. Какое у меня хорошее настроение с утра. Вы в лес ходили? Папоротник ночью сорвали? Остался он в лесу, я его всю ночь сторожила, глаз не сомкнула. И от этого моя душа поет и на глазах добреет.
Ведущая: Баба Яга, а что это ты такая добрая стала?
Баба Яга: Я поиграть с детками хочу.
Ведущая: Ну не знаю Баба Я га захотят ли дети с тобой поиграть. Как ребята, поиграем? Говорит, что настроение у нее хорошее и подобрела вроде бы.
- ИГРА " БАБА ЯГА"
(Дети дразнят Бабу Ягу и произносят слова)
Баба Яга, костяная нога,
С печки упала, ножку сломала,
Пошла в огород, испугала народ.
Пошла в баню, испугала Ваню… (Баба Яга догоняет детей).
Баба Яга: Ох, утомили вы меня. И вправду старая я уже стала, не красивая, да? Уйду я от вас. Не хочу больше быть доброй, да и настроение мое портится что-то.
Ведущая: Ну что ты, бабуленька, ну что ты, Ягуленька. Мы тебе настроение поднимем. Мы просто пошутили, правда, ребята?
Баба Яга: Как ты назвала меня? Повтори-ка!
Ведущая: Бабуленька, Ягуленька!
Баба Яга: Ну вот. другое дело. Приятно даже!
Ведущая: Дети, давайте поиграем с Бабой Ягой в игру.
- ИГРА "КАРУСЕЛЬ"
Первый этап.
Дети берутся правой рукой за ленту. Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Баба Яга: Раз, два, три – направление смени!
Дети перекладывают ленту в левую руку, кружатся в другую сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Второй этап.
Баба Яга: Раз, два, три, четыре, пять – игру будем продолжать.
Синий цвет! Не зевай – в кругу место поменяй!
Дети с синими лентами меняются местами, пробегая через круг.
Красный цвет! Не зевай - в кругу место поменяй!
Должны поменяться все цвета.
Третий этап.
Баба Яга: В тройки быстро становитесь – только, чур, не торопитесь!
Будем косы заплетать, попрошу не отставать!
Четвертый этап.
Баба Яга: Вот ещё одна игра – ленты гладить нам пора!
Ленту можно закрутить, так прижать и отпустить.
Посмотри, что получилось – лента в миг вся распрямилась!
Раз, два, не зевай и за мною повторяй!
Баба Яга: Ну вот, касатики мои, пора мне в лес идти. До свидания! (улетает на метле).
Ведущая: В день Ивана Купала был такой обычай: купаться в реке, чтобы смыть все болезни, горести, которые накопились за год. Наши предки считали, что вода в этот день имеет особую целительную силу, которая оградит человека от болезней. Жалко, что возле нашего детского сада нет ни речки, ни озера.
Ребенок: Жарко, жарко нету сил! Хоть бы дождь заморосил.
Жарко утром, жарко днем, влезть бы в речку, в водоем.
Влезть бы в речку, в озерцо, вымыть дождиком лицо.
Ведущая: Ребята, а вы знаете, что в реках живут водяные? Ой, посмотрите, да вот он и сам в гости к нам идет.
- ВЫХОД ВОДЯНОГО
Водяной: Я, водяной, какая жалость, мне доля горькая досталась.
Сидеть в пруду на самом дне, никто не спустится ко мне.
Ни спросят, как живешь, браток? А мне бы к деткам на часок.
Уж я бы мог совет им дать,
Как праздник Ивана Купала отмечать.
Сколько здесь много русалочек, подруг моих.
Ведущая: Водяной! Ты поиграешь с детьми?
Водяной: Я-водяной, я-водяной.
Никто не водится со мной.
Мои друзья-подружки,
пиявки да лягушки.
Фу, какая гадость!
А мне играть, а мне играть охото!
- ИГРА "ВОДЯНОЙ"
(водяному завязывают глаза, он ловит детей и называет имя пойманного)
Дети произносят слова: Водяной, водяной,
Что сидишь под водой,
К нам сюда
И детей повесели.
Водяной: Ну постарались, ну порадовали меня. Буль...Буль...Буль...Как тут весело у вас, ноги так и рвутся в пляс, ноги сами, ноги сами рвутся в пляс.
- ПЛЯСКА ВОДЯНОГО.
Водяной: Ой, вода, ой вода, разбегайтесь кто куда.
(брызгает водой, пускает мыльные пузыри).
Водяной: Капельки считаю я,
Водяниста жизнь моя.
В вашей жизни без воды,
Ни туды, и ни сюды.
Вами я друзья доволен.
Всех хочу я удивить
И подарки подарить (дарит мыльные пузыри).
Ну а мне пора идти в свое подводное царство.
До свидания, детвора Буль...Буль...Буль...(уходит)
Ведущая: На праздник Ивана Купала самый длинный день в году и самая короткая ночь. Поэтому издавна в этот день играют в игры, в которых говорится о дне и ночи, солнце и месяце, заре-зарянице.
- ИГРА " ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА"
Дети в кругу, руки за спиной. Водящий "заря" ходит с платочком вокруг детей, все дети говорят:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые
За водой пошла.
Водящий кладет платочек на плечо одному из детей в кругу, тот берет платочек, дети бегут в разные стороны по кругу, выигрывает тот, кто первый прибежит к своему месту.
Ведущая: Самое главное волшебство на Ивана Купала - огненный цветок папоротника, который цветет в эту ночь. Счастливцу, сумевшему его найти, откроются клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Охраняет этот цветок Баба Яга. Может сказка это, а может быль.
Главным обрядом купальной ночи было разведение костров. Через них прыгали и очищались от грехов. Так было в прошлом и мы должны сохранить традиции и дополнить их праздничными затеями. Сегодня мы по традиции будем прыгать через огненную крапиву, чтобы весь год не болеть, так делали наши предки. Кто самый смелый и ловкий? Выходи вперед!
- ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ «КОСТЁР»
Знахарь: Я начну, а вы за мной!
Ведущая: Наш праздник закончился, я вам желаю счастья.
А счастье к человеку приходит только тогда,
Когда в его душе распускается цветок доброты и любви.
До встречи дорогие друзья. Здоровья вам и взрослым!
Структура мероприятия
- Выход Знахаря.
- Выход Бабы Яги.
- Игра «Баба Яга».
- Игра «Карусель».
- Выход Водяного.
- Игра «Водяной».
- Пляска Водяного.
- Игра «Заря – зарница».
- Прыжки через «Костер».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Русская ярмарка» Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы.
В данной публикации представлен сценарий "русская ярмарка". Здесь мы учим детей формировать праздничную культуру,знакомим традициями народного праздника,особенности организации праздничного действа.Кр...
Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»
Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» (старший дошкольный возраст)
Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору.Задачи:- способствовать формированию интереса у воспитанников к народному искусству;- способствовать развитию творческой ак...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» (старший дошкольный возраст)...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста.
Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имет глубокий социальный смысл смысл, являясь средством воспитания ...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка»
развлечения «Ярмарка»...