Сценарий мероприятия, посвященного дню снятия блокады Ленинграда.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Мероприятие проводилось в виде литературной гостиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_snyatiya_blokady.docx | 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Ленинград…Блокада …Дети…».
Мероприятие проводится в связи с 73 годовщиной полного снятия блокады Ленинграда.
Цели: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ; формировать начальные чувства патриотизма.
Задачи:
- Обогащать детей знаниями о героическом прошлом нашего города.
- Формировать у детей нравственные понятия: героизм, мужество, стойкость, преданность на примере произведений советских поэтов.
- Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества.
- Сказать слова приветствия, благодарности и гордости людям, пережившим блокаду.
В зале присутствуют обучающиеся подготовительных групп, жители блокадного Ленинграда, бабушки и дедушки детей подготовительных групп.
1 Ведущий. Городу – герою Ленинграду посвящается!
Мы – ленинградцы!
И мы не скрываем,
Что влюблены в наш чудный город навсегда.
И Ленинград не променяем
Ни на какие города!
- Дети исполняют песню «Город мой любимый» слова и музыка Быстровой М.Д., на припев дети одной из групп кружатся парами.
2 Ведущий. В память блокады
В известные даты
Над городом вновь метроном.
И сердце сожмется,
И время вернется
Снова опалит огнем…
Слышится стук метронома.
1 Ведущий. Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном -
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада,
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном.
2 Ведущий. Тишина стоит такая,
Тишина стоит такая,
Дремлет Нарвская застава,
Спит под снегом Летний сад.
Метроном не умолкает,
Метроном не умолкает,
Будто все сердца погибших
И сегодня в нём стучат.
1- Здесь нас бомбами глушили,
2- Здесь нас голодом душили,
Только мы с тобой, мой город,
Были всё-таки сильней.
1 - Нет, мы их не позабыли,
2 - Нет, мы их не позабыли -
1 - Девятьсот ночей блокадных,
2 - Девятьсот блокадных дней.
1 Ведущий. Всего за два с половиной месяца немецкие войска подошли к нашему городу, который тогда назывался Ленинград, и окружил его со всех сторон. Началась блокада.
Дети. 1.Прорвались все - таки, бомбят!
Горят Бадаевские склады!
В огне пожарищ Ленинград!
Пришел он - первый день блокады!
2.Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня ночью пала Мга –
И все отрезаны дороги!
3. В кольце, в осаде Ленинград,
Не умолкает канонада!
Опять летят, опять бомбят!
Пылает первый день блокады.
4. Их будет много - девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе!
2 Ведущий. Война в жестокой своей слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы войны наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Началась эвакуация жителей вглубь страны, подальше от врага. В первую очередь увозили детей и стариков.
Груз драгоценный баржа принимала –
Дети блокады садились в нее.
Лица недетские цвета крахмала,
В сердце у каждого горе свое.
- Инсценирование песни «Белые панамки» Вадима Егорова. На экране слайды.
1 Ведущий. Но порой эти усилия были напрасными. И дети вели себя как герои, осилили, вынесли то, что казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
632 тысячи человек погибло за годы блокады. Из них – 18тысяч от бомбежек и обстрелов, а остальные (614 тысяч) – от голода.
Ребенок.
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали"
Л. Хямелянина
Дети с кусочками хлеба.
1.Я-хлеб. У меня есть душа.
Я-хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
2.Я слышу осколков удушливый свист.
Я-ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я-хлеб. У меня есть душа.
3.Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я- хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
4. Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…(уходят).
2 Ведущий. Мамы, бабушки слабели от голода первыми, потому что почти весь хлеб отдавали детям. Часто именно дети стояли в очереди за хлебом. Послушайте стихотворение Андрея Шутко «Блокадница»
Из булочной шла девочка в тревоге,
Ох, только б нечего не потерять!
За пазухой несла хлеб с нормой строгой,
Сегодня всем прибавили опять.
А голова вся кружится от голода,
Но надо всё до дому донести.
Пальтишко продувает ветер, холодно.
Девчушке лет чуть больше десяти.
На худеньком лице глаза, как блюдечки.
Закуталась вся в бабушкину шаль.
В глазах её не детская печаль,
Что бабушка давно не поднимается,
лежит пластом и кашляет в платок
И только нежно внучке улыбается,
Зовет её, мой ангельский цветок.
И девочка по лестнице торопиться,
Скорей, печурку надо протопить.
И бабушку любимую, как водится,
С кусочком хлеба чаем напоить,
Обрадовать, что вся блокада прорвана,
Что на дворе почти уже весна.
И бабушка в ответ ей скажет, здорово!
Поправлюсь я, пусть кончится война!
2 Ведущий. О чем мечтали дети в те страшные блокадные дни?
Ребенок.
Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!
Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть – взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!
1 Ведущий. Другая беда – не работал водопровод. Люди таскали воду из реки Невы.
Здесь неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Стихотворение «По воду» Варвары Вольтман-Спасской.
Ребенок.
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
2 Ведущий.
Без еды, воды, тепла и света
День похож на страшную ночь.
Может в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь.
И люди довольствовались малым и верили, что их страданиям придет конец.
Стихотворение Валерия Шумилина «Буржуйка».
Ребенок. Мороз в декабре стал свирепствовать жутко.
Но здорово нас выручала «буржуйка».
Вселилась, полкомнаты заняв собой,
И в печь упиралась огромной трубой.
Я счастлив, и вот оно диво:
В буржуйке огонь заметался игриво.
Я рядом присел, чтоб чуток отогреться,
Растаяла сразу ледышка на сердце.
А после глотаю пустой кипяток,
И к жизни меня возвращает глоток.
Буржуйка в трубу, словно в горн, загудела
Взялась, наступая на холод, за дело.
Ремень нам сварила – отличный обед!
И нет ни печали, ни горести нет.
1 Ведущий. За время блокады люди привыкли к бомбежкам, артобстрелам. Многие перестали ходить в бомбоубежище. А кому – то просто было не дойти. Но страшнее всего было остаться совсем одному, одному на всем белом свете. Так произошло с Митькой из стихотворения Александра Еськова «Шел месяц май сорок второго».
Ребенок.
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
А Митька под ступенькою порога
Нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье,
Забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.
Летел пацан к малой сестрёнке,
Зажав конфету в кулаке, домой.
Пусть будет радость у девчонки...
Вдвоём остались лютою зимой.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
Туда, где был когда-то магазин...
Но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал.
2 Ведущий. Дети старались во всем помогать взрослым. Они думали, что даже малейшая помощь приближает победу. Дежурство на крыше было обычным делом, а кто постарше работал на заводе, делал снаряды для фронта, для Победы. Стихотворение Валерия Шумилина «Дежурство»
Ребенок.
Кромсали небо яростные вспышки.
И днем и ночью город был в огне.
Расстался с детством я совсем мальчишкой,
Досрочно: на войне, как на войне!
Сирены вой. Воздушная тревога.
Ночной налет зениткам не сдержать.
Но у кого проснулась вера в Бога,
Тот не спешил в укрытие бежать.
С молитвою на битву город вышел,
Чтоб разорвать смертельное кольцо.
И я дежурил с мамою на крыше,
И я глядел опасности в лицо.
А в двух шагах от нас рвались фугаски…
И пахло горькой гарью от руин.
Война месила сумрачные краски
На пепле преждевременных седин.
1 Ведущий.
- Давайте споем песню «Ленинградские мальчишки» Е. Шварца и В.Коростылева, в память о бесстрашных мальчишках блокадного Ленинграда.
1 Ведущий. Не только девочки, но даже мальчишки были частыми гостями в госпиталях и медсанбатах. Хотя они совсем не были артистами, но поддержать и порадовать раненых, они считали своим долгом. Послушайте стихотворение В. Шумилина, который в годы ВОВ был ребенком в Ленинграде и спасся просто чудом, «Концерт в госпитале».
Три мальчика:
Пришли ребята в госпиталь.
Концерт даем с утра.
Руками – «Ох, ты Господи!» -
Всплеснула медсестра:
- Одни лишь жилы – косточки.
А скулы как свело!
И как назло, ни корочки,
Ни крошки как назло!
1.Мы легче, чем былиночки,
Что гнут к земле ветра.
И в теле ни кровиночки –
Студеная вода.
А мы едва не падали,
Мы спали на ходу,
В сердца поглубже спрятали
Недетскую беду.
Осиротеть успевшие,
Продрогшие, неевшие,
Мороз хлестал, как плеть.
Но были мы артистами,
А значит, надо выстоять,
А значит, будем петь!
2.Раз, два, взяли!
И на сцену мы вскарабкались гуськом,
Огляделись: « И откуда в зале гром?»
Гром сердца нам жжет сильнее, чем огонь.
Гром! – солдат отбил культяпкою ладонь.
Гром! – гремят аплодисменты, костыли.
Мы артисты, мы концерт давать пришли.
3.Легкий взмах, затем другой, -
Из осипших наших глоток
Песня хлынула рекой.
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!»
И песня наша – ротная,
Сплоченностью сильна:
«Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!»
Взволнованно, решительно подхватывает зал
И песня оглушительна,
Как орудийный залп.
Подтянутые, строгие,
Поем ,слова кипят.
А с мест встают безногие,
И костыли гремят.
2 Ведущий. Холодный дом, промерзшие постели.
Злорадно смерть смотрела им в лицо.
Но письма, словно птицы в тыл летели,
Преодолев, блокадное кольцо.
Мальчик в пилотке.
Письма, идущие с фронта. Письма. И кто знает, что там?
В каждом письме свой секрет, спрятанный в пыльный конверт.
В ранах от грязи дорожной письма с тоской невозможной.
Строчки размыты слезой,
Письма стремятся домой.
Девочка с письмом.
Письма, идущие к фронту, письма с молитвой о ком-то,
С подписью детской рукой: "Папа, вернись к нам живой!"
Письма найдут адресата, ночью разбудят солдата.
Тьма бесконечных траншей
Сразу же станет светлей.
Письма, которые снятся, письмам нельзя потеряться.
Шепотом карандаша
Их произносит душа.
Мальчик. Письма пропитаны болью, сердце спасают любовью.
В дыме Великой войны
Письма, как воздух нужны.
Вместе. В дыме Великой войны
Письма, как воздух нужны...
- Звучит песня «Мама, не плачь!» Вари Стрижак (2 куплета)
Девочка продолжает читать под музыку словами:
Мама, не плачь! Мама, я знаю,
Хищников черные стаи нас никогда не найдут.
Мама, не плачь! Мама, не надо.
Мама, я верю – Блокаду наши солдаты прорвут.
Мама, не плачь! Я же с тобою.
Хочешь, секрет я открою? Скоро не будет войны.
Мама, не плачь! Девятого, в среду
Город узнает победу, город дождется весны.
1. Ведущий. Когда в 1942 году, появилась возможность перевозить детей и стариков по льду Ладожского озера, этим незамедлительно воспользовались наши военные. Но блокадные ребятишки не переставали думать о своем родном городе. Это мы узнаем из стихотворения Майи Борисовой «Ленинграду». Читает Вера Чистякова
Ведущий. ДЕТИ войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания.
Минута молчания.
2 Ведущий.
Мы ждали прорыва блокады
Полтысячи дней и ночей,
В мученьях блокадного ада,
Средь тысяч и тысяч смертей.
Сплоченные общим страданьем,
Без света, тепла и еды,
Мы жили, крепясь ожиданьем,
Единою верой тверды.
1 Ведущий.
Как медленно он приближался –
Прорыва святой день и час!
И этого дня не дождался
Почти каждый третий из нас.
(А.Молчанов)
- Всем, кто не дожил до Победы, посвящается танец «Журавли».
2 Ведущий. Еще год потребовалось нашим войскам, чтобы окончательно освободить наш город. И вот, наконец-то наступил этот долгожданный день снятия блокады! Что творилось на улицах Ленинграда…Стихотворение «Залпы Победы».
Ребенок. Улицы, ограды, парапеты.
Толпы... Толпы... Шпиль над головой.
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Гром орудий, но не грохот боя.
Лица... Лица... Выраженье глаз.
Счастье... Радость... Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил!
Ребенок.
Такого дня не видел Ленинград…
Нет! Радости подобной не бывало!
Казалось, что все небо грохотало,
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
И еже - ли отныне захотят
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, проверенном стократ, о доблести,
То скажут - ЛЕНИНГРАД!
И все сольется в этом слове!
Ведущий.
И памятника нет героям краше.
Чем наше сердце,
Жизнь простая наша.
Обычнейшая жизнь под этой кровлей,
Где каждый камень отвоеван кровью. О.Бергольц.
Ребенок.
Годы прошли, но звучит и поныне
В наших сердцах метронома набат.
И мы горды, что в Великой России
Есть такой город, как ты - Ленинград
- Дети исполняют песню « Наш Петербург боевой» М.Д.Сидоровой.
1 Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня в нашем зале присутствуют свидетели тех страшных событий. Низкий Вам поклон и пожелание здоровья!
2 Ведущий. Надеемся, что Вам понравились наши чтецы, которые были очень искренними и проникновенными, все делали с большим желанием и старанием!
Дети.
1.Девочки и мальчики войны,
На земле осталось вас не много…
Дочери страны. Ее сыны.
Чистые, пред Родиной и Богом
2. В этот день и горестный и светлый,
Поклониться от души, должны
Мы живым и не дожившим детям
Той большой и праведной войны.
3. Мира вам, здоровья, долголетия
Доброты, душевного тепла
И пускай нигде на белом свете
Детство вновь не отберет война!
- Все исполняют песню «Не отнимайте солнце у детей», сл. Вл. Попкова, муз. Е. Лучникова.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Данное мероприятие проводится для детей старших и подготовительных групп...
Сценарий мероприятия, посвященного Годовщине снятия Блокады Ленинграда.
Сценарий мероприятия, посвященного Годовщине снятия Блокады Ленинграда. ...
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшей и подготовительной групп
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшей и подготовительной группГБДОУ детский сад № 42 Приморского района г Санкт-ПетербургаСценарий мероприятия, посвящ...
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Беседа для старших дошкольников с использованием литературого и музыкального матрериала....
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшей и подготовительной групп
Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинградадля детей старшей и подготовительной групп...
Сценарий мероприятия посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для детей подготовительной к школе группы.
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи: формирование представлений об историческом прошлом и о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; во...
Сценарий мероприятия, посвященного дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего и подготовительного к школе возраста
Сценарий мероприятия, посвященного дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего и подготовительного к школе возраста...