Фольклорные спортивные праздники в детском саду
методическая разработка (старшая группа) на тему
Содержание. 1.Пояснительная записка, в которой говорится об острой необходимости активизации воспитания патриотизма дошкольников. Одним из эффективных средств решения задач по воспитанию патриотизма у дошкольников являются занятия физкультурой и спортом. Необходимо с раннего возраста воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко сему живому, нравственные качества.Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым и терпимым, должен быть готов прийти на помощь тем, кому она нужна, направлять свои умения и силу только га добрые поступки. Формирование патриотических чувст у детей дошкольного возраста можно и нужно осущетвлять в процессе применения разных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр и эстафет, досугов, праздников и развлечений. Ведь спортивные праздники оказывают больший эффект, т.к. данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы.
2. Методическая разработка "Творческое использование фольклора на спортивных праздниках и физкультурных досугов в физическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников".
3. Сценарий фольклорного спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Праздник русской рубахи".
4. Сценарий фольклорного спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Добрые молодцы и красные девицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f-fizkulturnye_prazdniki_v_dou.docx | 64.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
«Фольклорные спортивные праздники в детском саду»
Арсенченкова Лариса Владимировна
инструктор по физической культуре
2018 год.
Содержание
1.Поясниткльная записка
2.Методические разработки
1.1. Сценарий фольклорного спортивного праздника «Праздник русской рубахи».
1.2. Сценарий фольклорного спортивного праздника «Добрые молодцы и красные девицы».
1.Пояснительная записка.
Содержание.
- Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения на занятия физкультурой и спортом.
1.2. Творческое использование фольклора на спортивных праздниках и физкультурных досугах в физическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников.
1.3. Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
1.1 Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения на занятия физкультурой и спортом.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим развитием ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно-волевых черт личности. Ряд авторов (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаев, Н.Н. Ефименко, Э.Я. Степаненкова и др.) подчеркивают, что задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимодействии с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста можно и нужно осуществлять в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
В последние годы принято несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Среди них «Федеральный государственный образовательный стандарт». В этом документе определены:
- цель - развитие каждого ребенка;
- форма - игра;
- принципы - интеграция образовательных областей;
- комплексно-тематическое построение педагогического процесса.
На этих позициях строиться работа с детьми. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников мероприятий. Ими являются народные праздники и игры, способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.
1.2. Творческое использование фольклора на спортивных праздниках и физкультурных досугах в физическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Цель. Творческое использование фольклора на спортивных праздниках и физкультурных досугах для формирования физических и духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- формировать психофизические качества дошкольников;
- прививать художественный вкус и эстетические предпочтения на основе образов фольклорных произведений;
- развивать двигательное творчество.
Воспитательные:
- прививать любовь к родному краю, к культурному наследию своего народа;
- формировать нравственные качества: доброжелательность и добродетельное поведение;
- воспитать любовь и уважение к своим национальным особенностям;
- развивать способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств
Оздоровительные:
- создавать благоприятные условия для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх, развлечениях, занятиях;
- развивать чувство ритма, пластичность и грациозность движений;
- содействовать формированию правильной осанки.
Условия включения фольклора в процессе физического воспитания дошкольников
- Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
- Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
- Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений
- Нужно учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой - колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
- Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.
Фольклорные физкультурные занятия
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой, козли- прыжки через скамейку боком).
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
В работе дошкольных учреждений использую различные типы фольклорных физических занятий:
1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества - потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками ил загадками.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр - драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц. ¬
4. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.
5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.
6. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
7. Интегрированные физкультурные занятия с элементами фольклора позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.
Помимо перечисленных форм работы необходимо включаю фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.
Фольклор - эмоционально - образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
Физкультурные досуги и праздники
Для проведения физкультурных досугов и спортивных праздников подбираю уже освоенные детьми физические упражнения, в которых можно состязаться в быстроте, силе, ловкости, и знакомый фольклорный материал.
По содержанию физкультурные досуги могут быть различными. В своей работе с дошкольниками использую три варианта физкультурных досугов.
1-й вариант. Вариант физкультурного досуга проводится на основе русских народных подвижных игр, игр-аттракционов и игр-поединков, игр-забав.
Структура физкультурного досуга:
- Русская народная игра средней подвижности, повышающая эмоциональный настрой дошкольников (повторяется 2-3 раза).
- 2. Игры-аттракционы, игры-поединки (не более 3-х) проводятся по подгруппам. Они дают возможность детям проявить свои умения и навыки, физические и психические качества, а также выразить свои эмоции в роли болельщиков.
- Русская народная игра большой подвижности (3-4 раза).
- Спокойная народная игра-забава.
2-й вариант. Этот вариант физкультурного досуга строится на основных движениях (прыжках, метании, упражнении в равновесии и ползании) с использованием средств фольклора (речитативов, потешек, загадок). Он является своеобразным зачетом по овладению детьми определенными видами движений. Данный вариант проводится в игровой форме как в одной возрастной группе, так и между группами с одинаковыми по возрасту детьми.
3-й вариант. Вариант музыкально-ритмического досуга. Он предусматривает индивидуальные и коллективные соревнования детей по выполнению общеразвивающих упражнений (без предметов, с предметами и на предметах), русских танцевальных упражнений. Включение в план досуга народных мелодий содействует в полной мере красивому и выразительному выполнению движений, способствует развитию творческой инициативы, воображения, наглядно-образного мышления.
Физкультурные досуги с детьми провожу 1 раз в месяц, продолжительность их составляет от 20-30 до 45-50 минут в зависимости от возраста детей.
Праздники спорта проводятся 2-3 раза в год с целью демонстрации здорового жизнерадостного состояния детей и их достижений в области физической культуры. В сценарии спортивных праздников включаю комплексы общеразвивающих и танцевальных упражнений, подвижные игры и веселые аттракционы, песни, пляски, загадки, пословицы, поговорки, а так же эпизоды из сказок.
Особое место в работе с дошкольниками отвожу народным и христианским праздникам. Такие праздники проводятся с целью знакомства детей с родной культурой, приобщения их к русским традициям не менее 2-3 раз в год.
Разновидности русских народных подвижных игр
Игры с преимущественным проявлением двигательных качеств | Игры с преимущественным проявлением психических качеств | Игры по характеру использования фольклорного подкрепления | Игры по способу распределения на роль |
игры на развитии ловкости и точности движений; игры на развитие быстроты реакции; игры на развитие меткости и глазомера; игры на развитие ритмичности и пластичности движений; игры на ориентировку в пространстве. | игры на развитие концентрации и устойчивости внимания; игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти; игры на развитие творческого воображения; игры на развитие наглядно-образного мышления; игры на развитие связной речи. | народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества); народные игры без речевого сопровождения. | игры с выбором водящего при помощи считалок; игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьевок. |
1.3. Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств этно-педагогики. В любом, даже самом малом произведении – потешке, песне или сказке – высвечивается эпоха, быт и колорит национальной культуры.
Благодаря традициям, обычаям и обрядам формировалась и обогащалась физическая культура русского народа. Ее ценности передавались из поколения в поколение, например русские народные подвижные игры, национальные виды спорта. В настоящее время в России происходит возрождение культуры русского народа, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты.
Освоение ребенком столь близкого ему по духу фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Воспитательно-обучающие возможности фольклора особенно актуальны в работе с детьми дошкольного возраста.
Фольклор значительно древнее литературы. Он возник значительно раньше, в процессе формирования человеческой речи (100000-130000 лет тому назад). Русский фольклор так же, как и фольклор других народов, почти не знает стихотворных жанров непесенного характера. К.Д.Ушинский указывал на большое значение произведений устного народного творчества в воспитании и обучении детей и рекомендовал широко использовать в работе с детьми дошкольного возраста народные игры.
Русские педагоги утверждали, что русскому народу необходимо иметь свою систему дошкольного воспитания, построенную на «чисто русском фундаменте», то есть на народной речи, на народных песнях, загадках, пословицах, сказках, играх.
Русский философ И.А.Ильин подчеркивал, что «воспитание детей есть пробуждение их бессознательного чуствилища к национальному духовному опыту…». В особенности он предлагал обогащать детей следующими сокровищами: родным языком, песнями, сказками, поэзией.
Ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми. Звучность и четкий ритм фольклорных произведений способствуют создания речедвигательного образа, служащего опорой для запоминания. Существенную роль в обучении играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. Дети тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то детям нравится фольклор, поэтичная природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональной потребности ребенка.
Миниатюры народного творчества
Неотъемлемой частью освоения фольклора является изучение местных народных традиций. Знакомство детей с фольклором начинаю с миниатюрных песенок, попевок, поговорок, прибауток, потешек. Стихотворная речь с малых лет привлекает ребенка: еще не понимая смысла, он реагирует на ритм потешки. Вслушиваясь в текст потешки, в ее ритм и музыкальность, ребенок притопывает, прихлопывает, двигается в такт произносимому тексту. Простые короткие попевки использую в своей работе, включая их в комплексы логоаэробики. Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движения галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей.
Во- время выполнения движений использую также и прибаутки – рифмованные выражения шуточного содержания, в которых даны отдельные картины какого-либо яркого события или изображается какое-либо стремительное действие.
Пословицы и поговорки – элементы устной речи наряду с другими устоявшимися разговорными формами (присловьями, приговорками, побасенками, пожеланиями, шутливыми советами, небылицами) украшают речь, делают ее образной, формируют элементы знаний и представлений о значении физической культуры, о важности и необходимости здорового образа жизни.
Небылицы-перевертыши способствуют активизации мыслительной деятельности ребенка, являясь одним из средств, стимулирования познавательной деятельности дошкольников.
Загадки
Загадки – один из видов устного народного творчества. В них простыми словами достигается зримость и осязаемость предметов, которые можно отобразить в движении. Я заметила что, предметность, конкретность загадки, направленность на детали, помогают детям выполнять движения более выразительно и качественно. Ритмико-мелодическая основа жанра загадок тесно связана с песнями, сказками и т.д. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалки, и тем самым способствует развитию ритмический способностей детей.
Русские народные сказки
Путешествие в мир русских народных сказок развивает воображение детей, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Сказкам присущ красочный язык повествования. Яркие образы в сказках лучше запоминаются детям и помогаю выразительно, эмоционально через язык жестов , мимики, слова передать движение сказочного персонажа. А сами сказочные персонажи учат детей доброте, справедливости, милосердию и т.д. Поэтому в физическом воспитании подрастающего поколения необходимо использовать обширный сказочный репертуар русского народа
Русская народная песня
Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием. Народная музыка является не только фоном, создающим эмоциональный настрой, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером музыкального произведения. Народная песня наиболее доступна для восприятия дошкольников, так как музыкальные образы раскрываются в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему национальному характеру. Нередко пением сопровождаются различные виды деятельности ребенка-дошкольника: танец, хоровод, игра.
Русские народные подвижные игры
Русские народные подвижные игры являются сокровищницей человеческой культуры. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных факторов: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой стороны – получают эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей из среды. А с третьей стороны – учатся взаимовыручке, умению радоваться успехам товарищей, умению поддержать и помочь отстающему.
Для большинства русских народных подвижных игр характерна простота, и общедоступность.
Ни сохраняются веками, потому что одновременно поддерживается вариативность конкретных проявлений, обеспечивается свобода импровизации. Все это придает русским народным играм свежесть, жизнеспособность, способствует постепенному обновлению игр.
П. Ф. Лесгафт указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая из наиболее доступными и понятными детям вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению. Вместе с тем он видел в играх большую воспитательно-образовательную силу, подчеркивая, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
Народные подвижные игры как ценное средство психофизического и духовно-нравственного воспитания дошкольников:
- в играх дети легко улавливают музыкальность, напевности родной речи, познают меткость и лаконичность русского слова;
- народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, на развитие нравственных и эстетических чувств;
- подвижные игры физически укрепляют детей, положительно влияют на развитие эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых ситуаций, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения;
- участвуя в играх, дети также знакомятся с обычаями и своеобразием быта русского народа.
Таким образом, творчески используя, фольклор в физическом и духовно-нравственном воспитании как эмоционально-образное и речедвигательное средство влияния на детей дошкольного образа стараюсь добиватся активного, качественного и выразительного выполнения движений и воспитания таких черт характера как воля, взаимовыручка, сострадание и т.д.
Как в мире не хватает доброты,
А нашим детям русских умных сказок,
Загадок, поговорок, игр, плясок.
Как в мире не хватает доброты!
Как в мире не хватает красоты,
Не напоказ раскрашенной крикливо,
А нежной, тонкой и неповторимой.
Как в мире не хватает красоты!
Как в мире не хватает волшебства
Чудес и сказок всем нам не хватает
И щука в прорубь все не приплывает
Как в мире не хватает волшебства!
Как в мир такой, малыш, тебя мне отпустить?
Чтоб умным, добрым, смелым смог ты в жизни быть,
Чтобы в него вступал ты без опаски,
Пожалуйста, читайте детям сказки!
Учите с ними поговорки и потешки, загадывайте загадки, водите хороводы и играйте в русские народные игры, ведь в них живет душа нашего народа – чистая как родниковая вода, красивая как белая березка и святая как русская земля.
2.Методические разработки
1.1. Сценарий фольклорного спортивного праздника «Праздник русской рубахи».
1.2. Сценарий фольклорного спортивного праздника «Добрые молодцы и красные девицы».
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «№10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Фольклорный, спортивный праздник
для детей старшего дошкольного возраста
«Праздник русской рубахи»
Инструктор по физической культуре:
Арсенченкова Лариса Владимировна
2018 г.
1.1. Сценарий фольклорного спортивного праздника «Праздник русской рубахи».
Цель. Повышение двигательной активности и развитие нравственных и психофизических качеств детей 6-7 лет по средствам подвижных русских народных игр.
Образовательные задачи: развивать ловкость, быстроту, координационные способности, силу, внимание, память.
Воспитательные задачи: воспитывать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнеров в игровых ситуациях, умение действовать слажено одной командой
Оборудование: две русские рубахи, два набора пластиковых шариков, два набора подков больших и малых, гимнастические палки, красные и синие пояса (по количеству игроков команд), четыре контейнера, веревка длиной 5-6 метров, холст длиной 3-4 метра и шириной 1,5-2 метра, два русских сарафана, две косынки, бусы, ленты атласные, сундук.
Предварительная работа в группах. Провести беседу «История русской рубахи», художественно-продуктивная деятельность по изготовлению поделок по мотивам русского прикладного искусства.
Ход праздника.
В спортивный зал украшенный русскими народными рубахами, платками, лентами и т.д. входят одетые в русские народные рубахи дети – коробейники с коробами и завлекают всех своими товарами (предварительно сделанными подарками).
Звучит русская народная песня «Ой, полным-полна коробочка!»
1й коробейник: «Торопись, честной народ, нынче ярмарка идет!»
2й коробейник: «Подходи, раскупай товар!»
3й коробейник: «Доски гладильные, яблочки молодильные, корзиночки плетеные, петушки сластеные!»
Коробейники хором: «Покупай товар и девица и молодец, к вам на ярмарку приехал из самой Москвы купец!»
Ведущий. Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы! Добро пожаловать на праздник «Русской рубахи»!
Вот висит под вашим взором
Вся покрытая узором
Не кафтан и не папаха.
А простая русская рубаха!
Ведущий. Сегодня мы будем все вместе играть и соревноваться, но для этого нужно немного размяться!
Дети строятся в колонну по одному, в зал вбегает Емеля.
Емеля. Здравствуй, весь честной народ, что праздник уже начался?
Ведущий. Начался, а ты где ты так задержался?
Емеля. Да печка в сугробе застряла, пока я ее толкал-вытаскивал вот и припозднился. А что это вы делаете?
Ведущий. Веселую разминку, давай с нами!
Емеля. А я не умею.
Ведущий. Ничего, мы тебя научим.
Разминка «Палочка выручалочка»
Во время разминки Емеля делает упражнения неправильно, а дети показывают ему как надо делать.
Комплекс с гимнастическими палками «Палочка-выручалочка»
Построение в колонну по одному.
Ходьба (2 мин):
- в колонне по одному (палка лежит на правом плече);
- на носках (палка в руках над головой);
- на пятках (палка за плечами).
Легкий бег (палка в руках перед собой 30-40 с).
Упражнения на восстановление дыхания.
Перестроение в колонну по три в движении через середину.
И.п. – стойка ноги врозь, палку вниз, хват за концы. 1- палку на грудь; 2- палку вверх, встав на носки; 3- опуститься на всю стопу, палку на грудь; 4- вернуться в и.п. Выполнять 6-8 раз.
И.п. - стойка ноги врозь, палку вниз, хват за концы. 1- палку вверх; 2- палку на лопатки; 3- палку вверх;4- вернуться в и.п. Выполнять 6-8 раз.
И.п. – широкая стойка, палку за спину вниз, хват за концы. 1- наклон вперед, палку вверх; 2- вернуться в и.п. Выполнять 6-8 раз.
И.п. – стоя на коленях, палка вверх. Хват за концы; 1- наклон вправо; 2- вернуться в и.п.; 3- наклон влево; 4- вернуться в и.п. Выполнять 6-8 раз.
И.п. – сидя на полу палка на бедрах. 1-2- палку вверх; 3-4- наклон вперед, коснуться палкой носков ног. 5-6- вернуться в и.п. Выполнять 6-8 раз.
И.п. – лежа на спине, палка вверх. 1- поднять вверх правую ногу, согнутую в колене, палку вниз на голень правой ноги; 2- вернуться в и.п. 3- то же с левой ноги. Выполнять 8 раз.
И.п. – лежа на животе, палка за спиной, хват сверху. 1-2- поднять плечи вверх, палку назад вверх; 3-4- и.п. Выполнять 6-8 раз.
И.п. – стойка, палка на полу, руки на пояс. 1-5- 8 прыжков на правой ноге, вокруг палки; 9-16- 8 шагов на месте; то же на левой ноге. Выполнять 2 раза.
Упражнения на дыхание.
Емеля. Ой, устал я ох, уморился я с непривычки, ох пойду на лавочке полежу, да на вас погляжу.
Ведущий. Ну, отдохни, и вы ребята садитесь рядом с Емелей на скамейки и послушайте, что я вам расскажу. Раньше на Руси ходить не подпоясанным считалось позором. Поэтому поясками рубахи и подпоясывались. Сейчас вы тоже своим рубахам пояса подберете.
Игра «Подбери поясок»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, ловкость, внимание,
Атрибуты: пояса двух цветов (красные и синие).
Ход игры. По всему залу разложены пояса. Дети выбирают себе любой, подбегают к поясу, берут в руки и подпоясываются. Строятся в две команды «Синие» и «Красные». Команда первой, справившаяся с заданием получает большую подкову, вторая команда – малую подкову.
Ведущий. А, еще в старину наши с вами предки приветствовали друг друга поклоном.
Команды кланяются друг другу.
Ведущий.
Без веретена – не пряха,
Без иглы – не портной!
У ленивой пряхи нет про себя и рубахи!
Чтоб рубаху нам соткать
Надо пряжу намотать!
Игра «Веретено»
Задачи: развивать ловкость, внимание, умение действовать сообща.
Атрибуты: веревка длиной 5-6 метров.
Ход игры. Ведущий (веретено) встает на конец веревки (пряжа), команды встраиваются по обе стороны от него двумя колоннами. Емеля берет в руки второй конец веревки и наматывает ее на ведущего, то приподнимая, то опуская веревку. Игроки команд в это время перешагивают, перепрыгивают, подлезают под веревку. Кто не успел, кого веревка задела – выходит их игры. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков, она и получает большую подкову, а команда, в которой осталось наименьшее количество игроков – малую подкову.
Емеля. А вы, знаете, как называли на Руси человека одетого несуразно? (Пугало). Я знаю веселую игру которая так и называется «Пугало», хотите научу вас в нее играть, а, ребята? Ну, тогда посоветуйтесь друг с другом и решите, кто в вашей команде будет водящим.
Игра «Пугало»
Задачи: развивать ловкость, быстроту, смекалку, внимание.
Атрибуты: две рубахи, две гимнастические палки, две корзины (контейнера) с малыми мячами или набором пластиковых шариков.
Ход игры. По разным углам зала на полу лежат обручи, в них стоят «Пугала» водящие из двух команд, в рукава их рубах вставлены палки, а на головах шапки. Перед водящими стоят корзины с малыми мячами.
Команды стоят по разным сторонам зала, возле них пустые корзины, по корзине на команду.
В поле пугало стоит
И на нас оно глядит
Мы на огород пойдем
И картошки наберем!
После произнесения этих слов игроки обеих команд одновременно бегут на другую сторону зала «чужой огород» и пытаются вытащить мячи из корзины и перенести их в пустую корзину. «Пугало» старается помешать им, пытаясь дотронуться до игроков рукой. Те до кого «Пугало» дотронулось, выбывает из игры. Побеждает команда быстрее перенесшая все мячи из корзины пугала в свою корзину. Она и получает большую подкову, вторая команда соответственно малую подкову.
Ведущий. В стародавние времена девочки наряжались на праздник в свои лучшие наряды и украшения. А какие это были красавицы, мы сейчас увидим.
Емеля. А я как раз и сундук с нарядами припас!
Игра «Русская красавица»
Задачи: развивать координационные способности, мелкую моторику, умение действовать сообща.
Атрибуты: две русские рубашки, два сарафана, две косынки, бусы, ленты.
Ход игры. На середине зала стоят две девочки. Игроки команд по очереди подбегают к ним и наряжают их в рубашку, сарафан, бусы, ленты, платочек.
Побеждает команда быстро и аккуратно нарядившая свою красавицу. И получает большую, а вторая команда малую подкову.
Емеля. Не перевелись еще красавицы на земле русской, а хороводы водить умеете? Ну, тогда заводи!
Игра «Русский хоровод»
Задачи: развиваем чувство ритма, координацию движений.
Атрибуты: два платка.
Ход игры. Под веселую музыку дети водят хоровод, два водящих ходят в кругу противоходом. Приглашают кого - то из хоровода на танец, вручая ему платочек. Пляшут в кругу, затем те кому вручили платок остаются в кругу, другие возвращаются в хоровод.
Емеля. Ай да молодцы, ай да красные девицы! Весело у вас хорошо танцуете. И рубахи у вас красивые, а моя то, поизносилась, остались одни рукава.
Ведущий. Это ничего, Емеля мы тебе новую рубаху подарим, да в игру сейчас поиграем!
Игра «Пролезь в рукава»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, быстроту, ловкость. умение действовать в команде.
Атрибуты: большие мешки, пришитые к обручам, два ориентира.
Ход игры. Участники команд поочередно пролезают в «рукава», добегают до ориентира и возвращаясь к своей команде передают эстафету следующему игроку команды.
Ведущий. Пусть не будет в доме скучно мы умельцы на все руки!
Емеля. А ну, народ, скорей ставай к нам на русский разгуляй!
Игра «Тяни холсты»
Задачи: развивать силу, умение действовать сообща.
Атрибуты: холст - длиной 3-5 метров, шириной 1.5- метра с красной линией по середине.
Ход игры. Равное количество игроков из двух команд берется за концы холста, разложенного на середине зала. Произносят следующие слова, слегка потягивая холст.
Тяни холсты, потягивай!
В коробочку накладывай!
Тяни холсты на рубашечку!
Тяни холсты на столешницу!
Да поперек покладывай!
Это маме холст, это тяте холст,
А Вовочке холст с мышиный хвост!
Тяни холсты на покроичку,
Тяни холсты на рубашечку!
По окончании слов команды начинают тянуть изо всех сил, стараясь перетянуть противника на свою половину зала.
Емеля. Мы играли и плясали, веселились целый час!
Ведущий. А теперь жюри попросим, не судите строго нас!
Жюри подводит итоги игр-соревнований.
Ведущий. Ребята, вы сегодня доказали, что не перевелись еще крепкие телом и духом люди на Руси!
Емеля. А я хочу наградить команду победителей нашим русским угощением бубликами, а их соперников национальным русским угощением баранками!
Ведущий. Давайте все вместе сядем ладком да рядком и попьем чаю с угощением!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «№1о «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Фольклорный, спортивный праздник
для детей старшего дошкольного возраста
«Добрые молодцы и красные девицы»
Инструктор по физической культуре:
Арсенченкова Лариса Владимировна
2018 г.
1.2. Сценарий фольклорного спортивного праздника «Добрые молодцы и красные девицы».
Задачи:
- развивать ловкость, быстроту, координационные способности, силу, внимание, память;
- воспитывать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнеров в игровых ситуациях, умение действовать слажено одной командой;
- воспитать любовь и уважение к своим национальным особенностям;
- развивать кругозор.
Оборудование: две «булавы», два малых мяча, четыре плоскостных круга «кочки», картинки с изображениями старинного русского оружия, «кольчуги и шлемы» (по количеству игроков команд), два ориентира, канат длиной 5-6 метров, два фитбола, дуб и сундук ( для метания).
Предварительная работа в группах. Провести беседы «Воины Древней Руси», художественно-продуктивная деятельность по изготовлению рисунков и поделок по мотивам русского прикладного искусства.
Ход праздника.
Под русскую народную музыку в зал входят дети. Водят хоровод.
Ведущий.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В крае царственном развернулась.
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов!
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, добрые молодцы!
Здравствуйте, красные девицы!
Все может земля наша, матушка
Накормить теплым хлебом,
Напоить водой родниковой,
Удивить красотой своей несказанной,
Да вот только защитить себя не может.
Защищать землю русскую долг тех.
Кто ест ее хлеб, пьет воду ее чистую.
Чу, кто-то спешит к нам!
Звучит стук копыт, конское ржание, в зал вбегает Воевода.
Воевода. Слушайте люди, беда! Беда пришла на землю русскую!
Ведущий. Что за беда приключилась, зачем ты к нам воевода пожаловал?
Воевода. Похитил Кощей Бессмертный Василису Прекрасную. А прискакал я к вам, чтобы собрать дружину славную, да помериться силой с Кощеем проклятым и освободить Василису Прекрасную.
Ведущий. А посмотри-ка, Воевода, сколько у нас добрых молодцев сильных да смелых!
Воевода. Вижу-вижу полно у вас тут добрых молодцев. А не хотят ли эти добрые молодцы вступить в дружину мою храбрую? (Ответы детей).
Воевода. Вижу, многие хотят вступить в дружину, но сначала испытаю я вашу силушку богатырскую.
Ведущий. Ну что, добрые молодцы. Готовы ли вы, к испытаниям? (Ответы детей). Эй, вы кони богатырские, скачите скорей сюда!
Первое испытание «Доскачи до заставы».
Цель: развивать координационные способности, ловкость, ориентировку в пространстве, способствовать развитию вестибулярного аппарата.
Движения: прыжки на больших мячах.
Оборудование: фитболы, ориентиры.
Ход игры. Дети (5-6 человек) выстраиваются в одну линию на старте. Звучит команда «По коням» и дети садятся на фитболы «коней». После команды «Вперед» дружно скачут (5-6 метров) до ориентиров и возвращаются обратно. Побеждают те кто, быстрее всех справился с заданием. Испытание можно повторить несколько раз с другими игроками.
Воевода. Эх лихо вы умеете скакать на конях ваших богатырских. А вот, надеюсь, что успеем мы до заката поучаствовать в русской игре «Перетягивание каната».
Ведущий. Вызываем всех на канат
Пусть мышцы от натуги трещат!
Пятеро слева, пять справа скорей становись
Да за канат покрепче держись!
Э-эх, ухнем!
Второе испытание. «Перетягивание каната»
Цель: развивать силу, умение действовать сообща.
Оборудование: канат.
Ход игры. Игроки команд выстраиваются по обе стороны от воеводы (стоящего по середине зала), берут канат в руки и услышав команду «Раз, два, три тяни!» начинают тянуть канат изо всех сил, стараясь перетянуть противника на свою половину зала.
Воевода. Да, не перевелись еще богатыри на земле русской! Молодцы ребятушки! Что ж будем дальше вас испытывать.
Ведущий. Воевода-батюшка, дай-ка передохнуть нашим добрым молодцам перед новыми испытаниями. А девицы наши красавицы пока хоровод заведут.
Воевода. Ну что же пускай отдохнут, испытания у них трудные, да и путь предстоит нелегкий.
Хоровод «А я по лугу гуляла»
(ходьба дробным шагом в одну и другую стороны; перестроение в два круга, перестроение в один круг; ходьба в середину круга и обратно; ходьба «змейкой» за направляющим).
Ведущий. А вот теперь, Воевода, можешь и дальше добрых молодцев испытывать.
Воевода. Хочу я вам новое задание дать, чтобы смекалку вашу испытать.
Третье испытание «Русское оружие»
Цель: развивать память и сообразительность, дать представление о древнем оружии русских воинов.
Оборудование. Карточки с изображением русского оружия ( меч, булава, топор, лук, колчан со стрелами, ножны, шлем, кольчуга и т.д.)
Воевода. Сила и знания очень важны
И, без сомненья очень нужны.
Но как же в бою одолеть врага?
В этом поможет нам булава!
Четвертое испытание «Бой булавами»
Цель. Развивать ловкость, координационные способности.
Оборудование. Гимнастическая скамейка, две поролоновые булавы.
Ход игры. Два игрока становятся на гимнастическую скамейку напротив друг друга с булавами в руках. По команде бьются булавами (ударяют по булаве соперника) стараясь сбить его со скамейке. Побеждает то, кто сумеет на ней удержаться.
Ведущий. Ну что, Воевода, годятся ли наши молодцы в дружину твою славную?
Воевода. Много раз я вас испытывал, добрые молодцы, все мои испытания вы выдержали, показав и силу свою, и ум, и сноровку. И потому беру я вас в свою дружину. Вас, добрые молодцы, (показывает на первую команду) я возьму в отряд «Соколов», а вас (показывает на другую команду) я возьму в отряд «Витязей». Ну что, готовы ли вы в путь отправиться? (Ответы детей).
Тогда берите шлемы да доспехи богатырские и в путь.
Игроки команд надевают шлемы и кольчуги.
Ходьба по гимнастической скамейке, перепрыгивание через «бревна» разной высоты, подлезание через дуги боком.
Воевода. Вот и пришли мы в заколдованный лес!
Раздается стук и к детям из-за избушки на курьих ножках выходит баба Яга.
Баба Яга. Чую-чую русским духом пахнет! Ой, сколько молодцев в мой лес забрело. А ну-ка отвечайте, куда это вы путь держите?
Ведущий. Здравствуй, Баба Яга! Что же ты сразу с расспросами. Ты бы лучше накормила, напоила нас, да и одежонку починила, а потом уже спрашивала.
Баба Яга. Охо-хо-хо, да как же я вас всех-то накормлю, да напою? Вон вас сколько, а я то, одна, да и стара уже стала.
Ведущий. Баба Яга, посмотри сколько у нас сегодня помощниц (показывает на девочек) молоденьких, да красивеньких. Разве они тебе не помогут?
Баба Яга. Да разве они хоть что-то делать умеют?
Ведущий. А как же, все что девочкам положено. И шить и щи варить. Всему их матушки научили. А танцуют как, прямо загляденье! Выходите, девицы, да покажите Бабе Яге, на что вы годитесь!
Хоровод «Девицы-рукодельницы»
Под русскую народную музыку девочки водят хоровод с имитационными движениями (шьют, прядут, заплетают косы, укачивают ребенка и т.д.)
Баба Яга. Да и впрямь, красавицы, все вы делать умеете. Ну, спасибо вам за то, что помогли старушке, а за это я помогу вашим молодцам через черное болото перебраться! Подарю я им волшебные кочки.
Воевода. Спасибо тебе, Баба Яга, за подарок свой бесценный!
Баба Яга. Скачите, да ножки не промочите!
Ведущий. Богатыри, готовы ли вы через черное болото перебраться?
Игра-соревнование «Волшебные кочки».
Цель. Развивать ловкость, ориентировку в пространстве, умение выполнять задание парами.
Движение: прыжки на двух ногах.
Оборудование: два ориентира, четыре плоскостных круга «кочки».
Ход игры. Дети делятся на пары в своих отрядах «Соколы» и «Витязи». Один ребенок в паре перекладывает «кочки» с места на место до ориентира, другой прыгает на двух ногах с продвижением вперед по «кочкам». Обратно возвращаются, поменявшись местами.
Воевода. Вот и добрались мы с вами до дуба заветного. А на дубе том сундук висит, а в сундуке яйцо, а в нем смерть кощеева. Да вот только высоко он больно висит. Попробуем его сбить!
Игра-соревнование «Попади в сундук»
Цель. Развивать быстроту, меткость, глазомер.
Движение: метание, бег.
Оборудование: два малых мяча, цель (дуб-сундук.)
Ход игры. Игроки обеих команд по очереди добегают до ориентира ( канат, начерченная линия), метают мяч в цель и бегом возвращаются к своей команде.
Ведущий. Вот и одолели мы Кощея Бессмертного!
Звучит напевная народная музыка, в зал входит Василиса Прекрасная.
Василиса Прекрасная. Спасибо, вам добрые молодцы! Спасибо, вам красные девицы! И тебе спасибо, Воевода-батюшка! Спасли вы меня от Кощея Бессмертного, за это вам низкий поклон! Знаю, теперь- растут защитники земли русской! Берегите ее, охраняйте от врагов, защищайте от всех напастей и отблагодарит вас земля русская и ясным солнцем, и синим небом, и душистым хлебом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника в детском саду в старшей группе"Мама, папа и я - спортивная семья".
Спортивное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.Цель:- Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. Доставить детям и родителям удовольствие от совмест...
Спортивный праздник в детском саду "Папа,мама,я -спортивная семья"
В ходе праздника ребята,родители соревнуются,вместе интересно проводят время....
Спортивный праздник в детском саду "Папа,мама,я -спортивная семья"
В ходе праздника ребята,родители соревнуются,вместе интересно проводят время....
Сценарий спортивного праздника в детском саду «Папа, мама, я — спортивная семья»
Сценарий спортивного праздника в детском саду...
Сценарий спортивного праздника в детском саду «Папа, мама, я — спортивная семья»
ЦЕЛЬ:· развитие морально – волевых качеств, быстроты, силы, ловкости, выносливости.· пропаганда здорового образа жиз...
Спортивный праздник в детском саду: Мама, папа и я – спортивная семья!
Совмесная работа с родителями у ДОУ...
Спортивный праздник в детском саду для детей подготовительной группы «Мама, папа и я – спортивная семья!»
Сценарий предназначен для инструкторов по физическому воспитанию ДОУ. Игры, эстафеты,конкурсы расчитаны на детей подготовительной группы и родителей....