Музыкально - литературный вечер "Пушкиниана"
материал (подготовительная группа) на тему
Закрепить полученные знания о творчестве А.С.Пушкина , в инсценировании сказки "Сказка о царе Салтане", игре на музыкальных инструментах, в танцах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkiniana_podgotov._gr.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЗАИКА
«Пушкиниана»
(Для детей подготовительной группы и их родителей)
Цель:
- закрепить полученные знания о творчестве А. С. Пушкина;
- обогащать детей новыми впечатлениями, доставить радость и удовольствие;
- закрепить умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях;
- развивать речь;
- приобщать родителей к совместному проведению праздников.
Предварительная работа:
- чтение сказок А. С. Пушкина;
- беседы о жизни и творчестве Пушкина;
- просмотр мультфильмов по сказкам;
- разучивание музыкального репертуара;
- выполнение рисунков по сказкам Пушкина.
Ход праздника:
♦ Звучит вальс. Мальчик и девочка у входа в зал встречают гостей праздника, вручая им приглашение – программу (в виде веера для женщин, в виде цилиндра – для мужчин).
♦ Дети парами входят в зал, занимают места на стульчиках.
Ведущая: Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас в нашем зале, и хотим пригласить в гости. В гости к Александру Сергеевичу Пушкину. Трудно представить нашу жизнь без творчества великого русского поэта. Его сказки известны и любимы нами уже с детства. А свои первые сказки А. С. Пушкин услышал от няни. Ах, какая она была мастерица рассказывать сказки и петь песни. Звали ее Арина Родионовна.
А кто он ей?
Не сын, не внук –
Дитя господское. И все же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
А не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Ее питомец ненаглядный. (Т. Веселова)
Давайте попробуем представить, как Арина Родионовна сказки рассказывала.
♦ В зал входит Арина Родионовна.
Арина Родионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая кругом красота! А то и песенку спою. Сегодня вам песенку споет моя маленькая подруженька – Катеринка.
♦ Выходит Катеринка – девочка в русском сарафане и исполняет русскую народную песню: «А я по лугу».
Арина Родионовна: Между собой тогда богатые люди говорили по-французски, и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. И все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказку сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.
Катеринка: Нянюшка, расскажите нам сказку.
♦ Арина Родионовна садится за прялку и начинает свой рассказ.
Арина Родионовна: Ну что же, слушайте сказку и помогайте мне ее рассказывать.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три девицы. А красавицами были они какими! Бывало, наденут они яркие сарафаны да и заведут хоровод.
♦ Входят три девицы и приглашают всех в хоровод.
♦ Дети исполняют хоровод «У калинушки» (муз. и слова Ю. Михайленко).
♦ После хоровода девицы с рукоделием садятся на стульчики и заводят разговор (из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина).
Арина Родионовна: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица: «Кабы я была царица, -
Арина Родионовна: Говорит одна девица. –
1-я девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.»
2-я девица: «Кабы я была царица, -
Арина Родионовна: Говорит ее сестрица, -
2-я девица: То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3-я девица: «Кабы я была царица, -
Арина Родионовна: Третья молвила сестрица, -
3-я девица: Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
♦ Три девицы исполняют русскую народную колыбельную «Котенька-коток».
Арина Родионовна: Царь женился на меньшой, и вскоре уехал воевать. А ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой, завидуя невестке – царице, решили ее погубить. Царица тем временем родила чудного мальчика. Послала известить о том царя. Но сватья Бабариха задержала гонца на дороге, подменила письмо, в котором написала, что царица родила неведомую зверушку. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда для законного решения. Бабариха опять подменила письмо и написала повеление: «Царицу с сыном посадить в бочку и бросить в море». Так и сделали.
♦ Звучит аудиозапись «Океанская волна». Появляется мальчик, исполняющий роль царевича.
Царевич: Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Топишь берег ты земли.
Подымаешь корабли -
Не губи ты наши души:
Выплесни ты нас на сушу!
Арина Родионовна: И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько...
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
Царевич: «Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?»
Арина Родионовна: Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын решил построить город. С благословения матери город был построен. И много чудес было в том городе!
Вот оно чудо! Помните пушкинские стихи про белку?
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
♦ Детский оркестр исполняет русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Девочка в костюме Белочки солирует на металлофоне.
Арина Родионовна: Ай да белка! Чудо, да и только!
Ведущая: Сказки, услышанные от Арины Родионовны, Александр Сергеевич Пушкин записывал в специальную тетрадь, которая называлась дневником. Само название тетради подсказывает ее назначение. Поэт ежедневно записывал в дневник наиболее яркие впечатления прошедшего дня.
Ведущая: Открывается тетрадь стихами:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Ведущая: Внимательно слушайте, о чем я буду говорить, и попробуйте вспомнить названия сказок.
♦ Конкурс «По сказкам Пушкина».
Ведущая: Да, удивительные сказки писал Александр Сергеевич Пушкин – добрые, веселые. Мы продолжаем хоровод сказок.
♦ Входит мальчик в костюме Старика с неводом в руках. На фоне звуков «Шум моря» звучат стихи. Ведущая говорит, Старик сопровождает текст жестами.
Ведущая: Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
♦ Звучит фрагмент «Аквариум» К. Сен-Санса. Девочка исполняет «Танец Золотой рыбки».
Ведущая: Как взмолится Золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь. –
Старик: Бог с тобою, Золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо:
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Ведущая: Прошел хоровод героев сказок,
Но пушкинская муза не молчит.
И снова мы в далеком прошлом.
И снова музыка звучит.
Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Бывая на балах, он с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
♦ Дети исполняют «Вальс» (музыка Райкеруса).
Ведущая: Пушкин вел светский образ жизни. В то время говорили: «Выехать в свет». Это значит, бывать и в салонах. Салон – это особое место, куда приходили знатные и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал тоже может на время стать салоном. Сегодня, ребята, взрослые приготовили для вас сюрприз. Ваши мамы и папы будут читать стихи Пушкина. У каждого есть самые любимые.
♦ Родители читают стихи Пушкина.
Ведущая: поэзия А. С. Пушкина созвучна с музыкой. Многие композиторы обращались и обращаются к стихам поэта и сочиняют к ним музыку. Послушайте романс композитора М. Яковлева на стихи А. С. Пушкина «Зимний вечер».
♦ Романс в исполнении взрослых.
Ведущая: Итак, мы побывали в салоне, вместе попытались представить ту атмосферу, которая царила в салонах того далекого времени. И закончить наш чудесный праздник мне хочется стихотворением, посвященным Пушкину.
К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганнибала.
Вчитаемся в черновики
И письма перечтем, - и все же
Нас тайна пушкинской строки,
Как в детстве, дразнит и тревожит.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно.
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадежно.
И на вопрос: «Кто наш поэт?»
В строенье ль каменном, в избушке
Один у русского ответ –
Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».
Ведущая: приглашаем всех посетить выставку рисунков по сказкам
А. С. Пушкина.
♦ Под звуки музыки все идут на выставку детских рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...
Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"
Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....
Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
Формирование навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к классической музыке, создание условий для творческого общения....
Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"
Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....
Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников
В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...
«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)
laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...