Музыкально - литературный вечер "Пушкиниана"
материал (подготовительная группа) на тему

Шишмарева Наталья Викторовна

Закрепить полученные знания о творчестве А.С.Пушкина , в инсценировании сказки "Сказка о царе Салтане", игре на музыкальных инструментах, в танцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkiniana_podgotov._gr.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЗАИКА

«Пушкиниана»

(Для детей подготовительной  группы и их родителей)

Цель:

  1. закрепить полученные знания о творчестве А. С. Пушкина;
  2. обогащать детей новыми впечатлениями, доставить радость и удовольствие;
  3. закрепить умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях;
  4. развивать речь;
  5. приобщать родителей к совместному проведению праздников.

Предварительная работа:

  1. чтение сказок А. С. Пушкина;
  2. беседы о жизни и творчестве Пушкина;
  3. просмотр мультфильмов по сказкам;
  4. разучивание музыкального репертуара;
  5. выполнение рисунков по сказкам Пушкина.

Ход праздника:

♦ Звучит вальс. Мальчик и девочка у входа в зал встречают гостей праздника, вручая им приглашение – программу (в виде веера для женщин, в виде цилиндра – для мужчин).

♦ Дети парами входят в зал, занимают места на стульчиках.

Ведущая: Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас в нашем зале, и хотим пригласить в гости. В гости к Александру Сергеевичу Пушкину. Трудно представить нашу жизнь без творчества великого русского поэта. Его сказки известны и любимы нами уже с детства. А свои первые сказки А. С. Пушкин услышал от няни. Ах, какая она была мастерица рассказывать сказки и петь песни.  Звали ее Арина Родионовна.

А кто он ей?

Не сын, не внук –

Дитя господское. И все же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши,

Дай бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души.

Но этот был ее любовью.

А не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч

                        Ее питомец ненаглядный. (Т. Веселова)  

Давайте попробуем представить, как Арина Родионовна сказки рассказывала.

♦ В зал входит Арина Родионовна.

Арина Родионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая кругом красота! А то и песенку спою. Сегодня вам песенку споет моя маленькая подруженька – Катеринка.

♦ Выходит Катеринка – девочка в русском сарафане и исполняет русскую народную песню: «А я по лугу».

Арина Родионовна: Между собой тогда богатые люди говорили по-французски, и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. И все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказку сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.

Катеринка: Нянюшка, расскажите нам сказку.

♦ Арина Родионовна садится за прялку и начинает свой рассказ.

Арина Родионовна: Ну что же, слушайте сказку и помогайте мне ее рассказывать.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три девицы. А красавицами были они какими! Бывало, наденут они яркие сарафаны да и заведут хоровод.

♦ Входят три девицы и приглашают всех в хоровод.

♦ Дети исполняют хоровод «У калинушки» (муз. и слова Ю. Михайленко).

♦ После хоровода девицы с рукоделием садятся на стульчики и заводят разговор (из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина).

Арина Родионовна:          Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девица:                          «Кабы я была царица, -

Арина Родионовна:           Говорит одна девица. –

1-я девица:                           То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.»

2-я девица:                           «Кабы я была царица, -

Арина Родионовна:             Говорит ее сестрица, -

2-я девица:                            То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

3-я девица:                            «Кабы я была царица, -

Арина Родионовна:              Третья молвила сестрица, -

3-я девица:                              Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

♦ Три девицы исполняют русскую народную колыбельную «Котенька-коток».

Арина Родионовна: Царь женился на меньшой, и вскоре уехал воевать. А ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой, завидуя невестке – царице, решили ее погубить. Царица тем временем родила чудного мальчика. Послала известить о том царя. Но сватья Бабариха задержала гонца на дороге, подменила письмо, в котором написала, что царица родила неведомую зверушку. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда для законного решения. Бабариха опять подменила письмо и написала повеление: «Царицу с сыном посадить в бочку и бросить в море». Так и сделали.

♦ Звучит аудиозапись «Океанская волна». Появляется мальчик, исполняющий роль царевича.

Царевич:                              Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь.

Топишь берег ты  земли.

Подымаешь корабли -

Не губи ты наши души:

Выплесни ты нас на сушу!

Арина Родионовна:             И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько...

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко:

Царевич:                          «Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?»

Арина Родионовна:                       Молвил он.

Вышиб дно и вышел вон.

Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын решил построить город. С благословения матери город был построен. И много чудес было в том городе!

Вот оно чудо! Помните пушкинские стихи про белку?

Белка там живет ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

♦ Детский оркестр исполняет русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Девочка в костюме Белочки солирует на металлофоне.

Арина Родионовна: Ай да белка! Чудо, да и только!

Ведущая: Сказки, услышанные от Арины Родионовны, Александр Сергеевич Пушкин записывал в специальную тетрадь, которая называлась дневником. Само название тетради подсказывает ее назначение. Поэт ежедневно записывал в дневник наиболее яркие впечатления прошедшего дня.

Ведущая: Открывается тетрадь стихами:        

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Ведущая: Внимательно слушайте, о чем я буду говорить, и попробуйте вспомнить названия сказок.

♦ Конкурс «По сказкам Пушкина».

Ведущая: Да, удивительные сказки писал Александр Сергеевич Пушкин – добрые, веселые. Мы продолжаем хоровод сказок.

Входит мальчик в костюме Старика с неводом в руках. На фоне звуков «Шум моря» звучат стихи. Ведущая говорит, Старик сопровождает текст жестами.

Ведущая:                       Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

♦ Звучит фрагмент «Аквариум» К. Сен-Санса. Девочка исполняет «Танец Золотой рыбки».

Ведущая:                       Как взмолится Золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Рыбка:                         Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь. –

Старик:                        Бог с тобою, Золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо:

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Ведущая:                      Прошел хоровод героев сказок,

Но пушкинская муза не молчит.

И снова мы в далеком прошлом.

И снова музыка звучит.

Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Бывая на балах, он с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

♦ Дети исполняют «Вальс» (музыка Райкеруса).

Ведущая: Пушкин вел светский образ жизни. В то время говорили: «Выехать в свет». Это значит, бывать и в салонах. Салон – это особое место, куда приходили знатные и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал тоже может на время стать салоном. Сегодня, ребята, взрослые приготовили для вас сюрприз. Ваши мамы и папы будут читать стихи Пушкина. У каждого есть самые любимые.

Родители читают стихи Пушкина.

Ведущая: поэзия А. С. Пушкина созвучна с музыкой. Многие композиторы обращались и обращаются к стихам поэта и сочиняют к ним музыку. Послушайте романс композитора М. Яковлева на стихи А. С. Пушкина «Зимний вечер».

♦ Романс в исполнении взрослых.

Ведущая: Итак, мы побывали в салоне, вместе попытались представить ту атмосферу, которая царила в салонах того далекого времени. И закончить наш чудесный праздник мне хочется стихотворением, посвященным Пушкину.

К чему поэту пьедестал?

Не вечен камень пьедестала.

Суть в том, кем для России стал

Кудрявый правнук Ганнибала.

Вчитаемся в черновики

И письма перечтем, - и все же

Нас тайна пушкинской строки,

Как в детстве, дразнит и тревожит.

Лишь он мог так шутить хитро,

Влюбляться озорно и нежно.

Так лишь его могло перо

Грустить светло и безнадежно.

И на вопрос: «Кто наш поэт?»

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».

Ведущая: приглашаем всех посетить выставку рисунков по сказкам

А. С. Пушкина.

♦ Под звуки музыки все идут на выставку детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...

«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)

laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...