"День славянской письменности и культуры 2018г."
методическая разработка (средняя группа) на тему
Сценарий праздника "День славянской письменности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy_pismennosti2018.docx | 8.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника
«День славянской письменности»
Цель: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, рассказать зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры, способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.
Оснащение: Мультимедийная презентация, книжная экспозиция
Ход праздника:
I. Выходит ведущий.
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова.
Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.
Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (рисунок №1)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (рисунок №2)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма»на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий:
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки.Азбуку «Глаголицу» использовали в церковной писменности, а в бытовой письменностииспользовали кириллицу.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Ведущий:
В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.
В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…
Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен- кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами..
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7). Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письмана бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями
Инсценировка «АЗБУКА»
Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей
Жило-было слово.
Играло, училось, ходило в школу
И вообще жило замечательно.
Но вот, что было в нем примечательно,
Слушало учителей своих оно невнимательно,
И никак не могло запомнить, что же оно означает.
И, вот как, ребята, в жизни бывает:
Однажды слово, проснувшись рано,
Оделось, умылось, взяло корзину,
И пошло в лес – за грибами,
Не далеко тут — рядышком с нами.
Долго ходило, проголодалось,
Село на пенечек — съело пирожочек,
Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!
Буквы растерялись, перемешались
Наша с Вами основная задача – помочь
Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!
А в каждом задании – есть свои правила.
Мы, ребята, с вами должны собрать слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Наша задача: внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных.
буква «А»:
Александра и две Али
Астры в садике сажали,
А Артур и два Алёшки
Алфавит читали кошке.
Ведущий:
Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?
Буква «К»:
Куклу Катеньку Камилла
Кашей манною кормила:
«Кушай, Катя, кушай, детка,
К чаю есть у нас конфетка»
Буква «З»:
«Зоя, Зиночка, Захар!
Закипает самовар!
Земляника нынче к чаю.
Заходите — угощаю!»
Буква «У»:
У Ульянки день рожденья.
Ух, какое угощенье:
Утка, устрицы, урюк –
Угощайтесь, все вокруг!
Буква «Б»:
Бэлла, Боря и Булат
Бублики весь день едят.
Бобик крутится у ног:
Бобик бублик съесть не смог.
Дети отвечают.
Ну что же - все буквы мы с вам отгадали — остается теперь из них составить слово целиком.
Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука»
Ведущий.
Ребята, отгадайте загадку:
3)Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Ведущий:
В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.
Гимн “Слава вам, братья, славян просветители”.
Работа с раскрасками.
Ведущий:
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.
Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...
День славянской письменности и культуры
Конспект досуга, посвященного празднованию дня славянской письменности и культуры...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».
Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...
Сценарий праздника в старшей группе "День славянской письменности и культуры"
Цель: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, ...
Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"
Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"...
Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)
На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...
День славянской письменности и культуры или "День рождения азбуки", май 2022г.
Тематическое мероприятие в рамках фестиваля образовательной деятельности «Уральскими тропами: по календарю праздников» для детей 5-7 лет....