Традиции русского народа.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Иовлева Валерия Игоревна

Пусть звучит музыка и веселятся дети, потому что узнавая о традициях русского народа и играя в то, во что играли наши предки, дети радуются, восхищаются, интересуются, увлекаются, а самое главное: улыбка не сходит с их лиц!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_nod_maslenitsa.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-занятие

План – конспект непосредственно  образовательной деятельности

 

По теме "Русский народный праздник - Масленица"   с детьми старшей группы.

Образовательная область: Музыка.

Подготовила:  муз.рук.1-ой кв.категории В. И. Иовлева.

Формы работы с детьми:

  • слушание,                                            
  • музыкально – дидактическая игра,
  • продуктивная деятельность,
  • импровизация.      

Задачи:

Способствовать созданию условий для творческого самовыражения детей через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова и произведений руссского народного творчества.

Развивать у детей эмоционально-образное и ассоциативное восприятие музыки.

Развивать музыкальное мышление, память, воображение, фантазию детей.

Побуждать детей к сочинению мелодий на заданную тему.

Формировать навыки выразительных движений.

Воспитывать у детей положительное отношение к творчеству композиторов.

Задачи по интегрированным областям:

-расширять и активизировать словарный запас по теме "Русский народный праздник - Масленица";

-совершенствовать навыки связной речи;

- развивать быстроту реакций, быстроту движений, пространственные представления, внимание, непроизвольную память;

- воспитывать чувство любви и бережного отношения к истокам русской культуры, толерантное отношение к ответам детей.

Место проведения:  музыкальный зал.

Материалы: демонстрационный, раздаточный.

Оборудование:

  1. Репродукции из Русского музея.
  2. Магнитофон, видеопроектор, слайд – шоу  по фрагментам  «Масленица».
  3. Костюм  Весны для воспитателя, колокольчик, зеленые ветви,ленты, чучело Масленицы.
  4. Музыка.

                                         

Ход непосредственно  образовательной деятельности.

Масленица.

Дети заходят в зал П. И. Чайковский "Масленица".

Танец "Скоморохи" муз.П. И. Чайковского "Трепак".

(танец мальчиков).

Ребенок:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом-

Все покрылось серебром!

Танец "Снежинки" муз. Г.В. Свиридова "Метель".

 (танец с лентами для девочек).

В конце дети складывают ленты в большой белый мешок.

Ведущий: Кто спешит в наш хоровод?

Дети: Это к нам Зима идет!

Звучит музыка  П.И.Чайковский "Святки "

по дорожке идет Зима (взрослый).

Зима: Дети, гости, вот и я!

Все вы знаете меня!

Подружились вы со мной,

С белой Зимушкой - зимой!

С вами я в снежки играла,

На лошадках вас катала (показывает вожжи),

Ну, давайте все играть,

Меня, Зиму, развлекать!

Зима: Что вам нравилось зимой?

Дети: Белые полянки,

Мы катались на коньках,

На лыжах и на санках!

Покажите, как.....!

Игра-эстафета с санками.(Песня "Саночки" для зала).

 Дети делятся на две команды.

В каждой команде один ребенок садится в санки, другой везет его до ориентира, обратно возвращаются бегом и передают санки следующей паре. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Зима: Весело катались! А небось, дедушку Мороза ох как боялись?!

Ведущий: Да что ты, Зимушка, совсем не боялись!

 Да и сейчас не боимся!

Дети встают в круг, берутся за руки.

Дети: Ты Мороз, Мороз, Мороз,

(идут к центру, сужая круг)

Не показывай свой нос,

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

(расширяют круг)

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем,

(идут хороводом)

Сядем в саночки-самокаточки.

(выполняют «пружинку»)

С горки- бух (падают в снег, быстро вскакивают)

Зима:

Вижу, хорошо вам было в мое зимнее время! Побыла я в гостях у людей, да пора уходить из гостей! Время мое вышло, пора !

А про меня не забывайте, добром вспоминайте!

До свидания! (Уходит.)

Ведущий: Ребята, давайте Весну в гости звать!

Дети: Приходи, Весна, приходи, красна!

Звучит музыка, "Баба Яга" П.И. Чайковский,

на метле «летит» Баба Яга.

Яга: Ага! Опять меня на праздник не зовете! Все о весне говорите!

А я ее спрятала, ни за что не найдете! ХА-ХА-ХА!

Ведущий: Да что же ты наделала, Баба Яга!

Мы так соскучились по весне! Ведь и у тебя, наверное, косточки, старые зимой застудились! Неужели не хочешь под весенним солнышком погреться?

Яга: Ой, хочу! Ой, хочу! Простите меня, старушку древнюю…

 Да ведь запамятовала я, куда Весну спрятала! Что теперь делать? (Думает.)

Придумала! Позову-ка я сейчас дружка своего - Лешего, может,

он подскажет?

(Свистит в свисток, прибегает Леший.)

Леший: Бр-р! Замерз, окоченел! Жду, не дождусь, когда Весна придет!

Яга: Да не придет, спрятала я ее! А куда - не помню!

Помоги, Лешенька, подумай!

Леший: Да как тут думать,уф,  холодно!

Ведущий: А вы поиграйте с нами, разогрейтесь, может, и вспомните?!

Яга: И то верно! Я и считалку знаю:

«Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски,

Стук, звон, выйди вон!»  

    (выбирает водящего)

Яга: Вставайте в пары, играть будем!

Проводится игра «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!».

 Дети и взрослые стоят парами в колонне, ребенок «водящий» стоит на некотором расстоянии лицом к детям. После слов дети из последней пары бегут с двух сторон вдоль колонны, стремясь встать впереди первой пары и взяться за руки. Водящий бежит, старается схватить за руку одного из бегущих. Оставшийся без пары становится «водящим».

Леший: А у меня дудочка есть! (Показывает.)

Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда!

Яга: А как дудочку почуют-

Сами ноженьки танцуют!

Леший играет дети произвольно пляшут.

Русск.нар м. " Кадриль "

Ведущий (Яге и Лешему): Ну, вспомнили?

Оба: Нет, не вспомнили!

Ведущий: Тогда мы еще в «дразнилки» поиграем!

В игре участвуют две команды.

(снежок за  дразнилку).

Например:

Ребенок 1-й команды:

Николай, Николай, сиди дома, не гуляй!

Ребенок 2-й команды:

А ты, Сашка-таракашка, на сарай полезай!

Ребенок 1-й команды:

Маринка-корзинка прыгала, скакала,

В болото упала!

Ребенок 2-й команды:

А у Васьки на носу ели кошки колбасу!

Ребенок 1-й команды:

Федя-бредя съел медведя!

Ребенок 2-й команды:

А Наташка ела - три лягушки съела!

Ребенок 1-й команды:

Алёнушка-сердце ест конфету с перцем!

Ребенок 2-й команды:

Ваня едет на быке, балалаечка в руке!

Ребенок 1-й команды:

Лена-пена, дай полена, нечем печку растопить!

Ребенок 2-й команды:

Антошка-картошка, соломенная ножка!

Ребенок 1-й команды:

Алёша-белёша, стоит три гроша!

Ребенок 2-й команды:

Таня-мотаня, волосы в сметане!

Ребенок 1-й команды:

Ваши вороны кверху пузом летают!

Ребенок 2-й команды:

А ваши зеваки задравши головы глядят!

Дети выбегают из-за укрытий, подходят к персонажам.

Дети: Леший бегает в лесу-

И сосулька на носу!

Леший (подпрыгивает): ОЙ!

Дети: Бабка-Ёжка- нос, как поварешка!

Яга (подпрыгивает): Ой! Вспомнила, вспомнила!

Спит Весна-красна за Колдун-горой, надо её разбудить, волшебные слова сказать: «Весна, Весна, пробудись ото сна!».

Дети повторяют,

делают «ворота», звучит музыка  П.И.Чайковского " Подснежник"

Появляется Весна, проходит сквозь ворота,

Дети идут хороводом за Весной,

на окончание мелодии Весна собирает ветви, ставит в вазон.

Дети: Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью!                         (встают в круг)

Со льном высоким,                                      (руки вверх)

С корнем глубоким                                       (руки вниз)

С дождями сильными,                                  (хлопают в ладоши)

С хлебами обильными! (разводят руки в стороны)

Весна: Здравствуйте, друзья мои верные! Долго я к вам добиралась- Баба Яга за Колдун-гору меня спрятала! Что нам делать с ней?

 Дети отвечают: «Простить!» Простить? Будь по-вашему!

(Баба-яга и Леший радуются, обнимаются, кланяются Весне.)

 Ну, давайте играть, плетень заплетать!

Проводится игра «Плетень» .

Весна: Не одна я к вам пришла, со мной дорогая гостья- Масленица! Зовите ее!

Дети:

Приезжай к нам, приходи, да веселье приноси!

Звучат колокольные звоны (фонограмма),чучело Масленицы.

Леший (подхватывает):Дорогая гостья,  Масленица! Лента алая!

Яга: Платок беленький, новомодненький!

Весна: Проходи, Масленица, в гости на широкий двор!

Звучит музыка П.И.Чайковского "Масленица"(встали в круг).

Дети (по очереди):

- Ой ты, Масленица-кривошейка,

Поиграй - ка с нами хорошенько! Ух!

Играет мл.гр.

Весна: Раз, два, три! К Бабе Яге беги!

Дети бегут и обнимают Ягу.

Яга: Раз, два, три! К Лешему беги!

Дети бегут и обнимают Лешего.

Леший: Раз, два, три! К Весне беги! (Обнимают Весну)

Весна: А сейчас, по русскому обычаю, обнимемся,

 да попросим друг у друга прощения!

Дети по примеру взрослых обнимают друг друга и говорят:

«Прости меня!»

Ведущий: А теперь пойдем гулять,

Нашу Масленицу провожать!

Дети:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Раздать ленты.

(либо дети исполняют попевку с лентами:

"Гори, гори ясно!").

Дети: Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 3раза.

(положить ленты к чу)

Взрослые: Пусть огонь и дым заберут все наши печали и неприятности!

Яга (принюхивается): Как вкусно пахнет! Что это?

Ведущий: А это - блинчики отличные,

Очень вкусные, пшеничные!

На столах в гр   скатерти самобраные,

Проходите гости званые!

(встают в хоровод).

Взрослые вовлекают детей в хоровод:

Хоровод "Мы давно блинов не ели".

 в конце – фотографируются на память с персонажами,

звучат веселые русские народные песни.

Конец.

Действующие лица:

Ведущий, Баба Яга, Леший, Весна, Зима.

Атрибуты:

Ленты (белые, красные, желтые), снежки,свисток, вербовые ветки,вазон,

Павловские платки (белый, красный, коричневый),шляпа(Леший),бубны,

дер.ложки,колпаки скоморохам.

Репертуар:

Г. В. Свиридов "Метель"

П.И.Чайковский: "Трепак", "Подснежник"Апрель,

"Масленица" Февраль, "Святки" Декабрь, "Баба Яга".

Колокольный звон

Считалки: "Ехала телега","Не воронь"

Прибаутки: "Масленица", "Весна", "Мороз".

Игры - хороводы: "Плетень", "Саночки",  "Блины".

Заклички, дразнилки.

Фонограмма:

1. Все выходят на улицу "Масленица"( П. И. Чайковский)

2.Танец "Скоморохи" ("Трепак" П.И.Чайковский)

3. Танец "Снежинки" (Г.В.Свиридов "Метель" вальс)

4. Появляется Зима (П.И.Чайковский "Святки" Декабрь)

5. Появляется Баба Яга (П.И. Чайковский "Баба Яга")

6. Игра - пляска "Кадриль" ( с дудочкой)

7. Выход Весны ("Подснежники" Апрель П.И.Чайковский - хоровод с вербовыми ветками).

8. Колокольный звон.

9.  Песня - хоровод "Блины"

10."Байновская кадриль" (дети идут в группу есть блины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...