Исследовательская деятельность в старшем возрасте «Русской̆ берёзки».
план-конспект занятия на тему
С давних пор береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с ее многочисленными целебными свойствами. Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkoy.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность в старшем возрасте
«Русской̆ берёзки».
Этапы нод. | Содержательная деятельность педагога. | Содержательная деятельность детей (варианты ответов детей) | Примечание. |
Органи- зационный момент. | Ведущий: -Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки. Берёзка пригласила нас на праздник, который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте. На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали лентами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры. Вед. Где наша березка? | Под народную музыку входят дети. Проходят и садятся на стулья. Ведущая смотрит по сторонам. | |
Ход занятия. Загадки. Гр №5 | Ладно подождем, а пока будем ждать, ребята группы №5 загадают нам загадки. А я провею как вы можете отгадывать загадки. | 1.Зеленеют луга, В небе радуга-дуга. Солнцем озеро согрето. Всех зовёт купаться … (лето) 2.Ты весь мир обогреваешь, И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все … (солнце) 3.Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малиной, 4.А Васю – хворостиной. (Лес) Плачет по весне слезами, В почках растворяет камень И бумага для письма, И - резные терема 5. Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю: «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это вы все меня. Я … ( ЛЕТО) 6. Кто скажет, кто знает, какой лес бывает? Внимание, внимание! Слушайте задание! Любит подберезовик лес какой?.... ( БЕРЕЗОВЫЙ) 7. Что за дерево такое: клейкие почки, зеленые листочки, С белой корой стоит под горой … ( БЕРЕЗА). | Картинки солнце, лето, лес, березовая роща. |
Игра «Лапти» | Берёза – щедрое и доброе дерево! Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали. В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Вам понравился мой рассказ? Я предлагаю вам немного поиграть, так как играли на Руси мальчики и девочки. Хотите? Игра «Лапти» | Ответы детей Да нам очень понравилось. Да! | Звучит веселая народная музыка. Поставить две березы, растянуть канат. Дети делятся на две команды. Каждой команде даётся по лаптю большого размера. Необходимо каждому надеть лапоть на ногу и обежать берёзу, затем вернуться к своей команде, передав лапоть следующему. Кто быстрее справиться с заданием, та команда и победила. |
Стихи группы №1, №3, №4. | Ребята вы все победители. Молодцы! Березка все к нам не приходит? Я знаю, что делать? Нам нужно почитать стихи, посвящённые березка, она нас услышит и придет. | 1 ребёнок: Берёзка белый Сарафан надела, Кудри завила, Косы заплела. До чего же хороша, Словно девица-душа! 2 ребёнок: Белоствольная берёза – Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей. (И. Агеева) 3 ребёнок: Разбежались по лужайке Беззаботной, лёгкой стайкой, Словно девочки-подростки, Белоствольные берёзки. За руки взялись, и вот – Закружился хоровод! 4. ребёнок: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. ( А. Прокофьев) 5. ребёнок: Белая берёза – Машина сестричка. У берёзы белой Тоже есть косичка. Машенька к дерёзе Белой подойдёт, Ленточку берёзе В косы заплетёт. 6. ребёнок: Берёзы белоногие, Колготки со штрихами, Кудрявые, высокие Серёжки с янтарями. Сверкают, как монетками Лощёными листочками, И машут они ветками, Как девушки платочками. Их освещает вечером Закат от солнца розовый, Поёт им ветер песенки Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова) 7. ребёнок: Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Берёзка зелёные косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Наряд её лёгкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И столько задумчивых песен Поётся в народе о ней. (Вс. Рождественский) | Дети читают стихи. |
Выход березки. | Березка. Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Береза я березонька, Береза я белая, Береза кудрявая. Стою я, березонька. Посредь долинушки, На мне, березоньке, Листья зеленные, Подо мною, березонькой, Трава шелковая. Березка Я слышала те стихотворения, которые читали вы, и они мне очень понравились. Но мне шепчет ветерок, что ребята хотите в игры поиграть. | Дети: ДА!!!!. | Выходит девочка березка по музыку «Березка, русская хоровод» (орк. Гос. ансамбля) |
Игра «Заря- Зареница. | Вед давайте поиграем в игру «Заря – Зареница | Дети: Заря-Зареница – Красная девица | Правило игры. Заря-Зареница После игры все садятся на стулья. |
Танец и стихи. Гр.№6 | Ведущий: -Русская берёза красива в любое время года! Наши ребята приготовили для тебя стихи и танец «Ай да березка» . | 1 ребёнок: Каждый день я вижу Берёзу из окна – И нет подруги ближе, Милей мне, чем она! 2 ребёнок: Зелёной лёгкой дымкой Окуталась весной, И ветер невидимка Колышет лист резной. 3 ребёнок: А летним днём струится Она живым шатром, В листве щебечут птицы, Порхая за окном. 4 ребёнок: Лишь осень золотая Лист опалит огнём, Берёзка облетает, Тоскует под дождём. 5 ребёнок: Укрытая снегами, Стоит она зимой В расшитой жемчугами Накидке кружевной. | Дети встают в хоровод. Ай да березка, |
Игра. Наряжаем березки. | Вед. Берёзонька ты почему грустишь? Березка: Как мне грустить, сильный ветер подул, да и сорвал все листья с моих подружек. Вед. Ребята поможем нарядить березки. Тогда делимся на две команды по 10 человек, чья команда будет быстрей. Вот молодцы ребята. Березка: Какие наши березки стали нарядные да красивые, предлагаю поводить хоровод. | Да! | После игры березка ходит грустная. Ставятся две березы, два стола и ленты с липучками. |
«Бой петухов» | Вед. На Руси были игры для мальчиков и девочек. | Шесть обручей. Все игроки должны разделиться на пары так, чтобы дети одного возраста и примерно равные по силам оказались друг напротив друга. Затем команды выстраиваются в две шеренги, одна напротив другой, так, чтобы каждый ребенок оказался напротив своего соперника. Дети становятся на одну ногу; другую ногу, согнутую в колене, держат за спиной обеими руками. По команде все дети начинают прыгать на одной ноге по направлению к своим соперникам, выставив вперед плечо. Сблизившись, противники толкают друг друга плечом, отскакивают и снова с разбега сталкиваются. Если во время петушиного боя игрок потеряет равновесие и встанет на обе ноги или обопрется на руку, чтобы не упасть, то он считается проигравшим, и пара выходит из игры. Когда все пары закончат состязаться, по дочитывается, сколько игроков из каждой команды стали победителями в бою петухов. Так определяется команда-победительница. Правила: 1. Толкаться можно только плечом в плечо, другие удары запрещены. 2. Можно толкать только своего соперника по паре. | |
Игра «Аленький платочек». | Вед. Игры для девочек были спокойными, плавными. | Девочка: Я с платочком хожу Всем платочек покажу. Дети останавливаются и хлопают в ладоши, хором проговаривают слова: Твой платочек аленький, Твой платочек маленький. Девочка идет по кругу и незаметно роняет платочек. Девочка: Кто платочек найдет, Тот со мной гулять пойдет. Тот, кто поднимет платочек, выходит плясать. Игра повторяется. | 10 платочков Дети садятся на скамейки. |
Игра Обжималки | Были на Руси игры которые мальчики и девочки играли вместе. | (построение в пары , тройки,..) (во время звучания музыки дети танцуют в центре зала, когда музыка заканчивается необходимо всем построиться парами (затем тройками, четвёрками…) и крепко обнять друг друга). | |
Танец хоровод. «Во поле березка стояла». | Ведущий:-Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. | Все дети встают в хоровод Звучит песня «во поле березка стояла». | |
Прощание березки. | Березка: Спасибо вам за чудесный праздник. Вот вам отменяя подарочки | Все дети встают в хоровод Звучит песня «во поле березка стояла». | |
Итог | Ребята вам понравился наш праздник. | Да! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего возраста"
Развитие познавательно-исследовательской деятельность детей старшего возраста. Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Сохраним берёзку русскую».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по овладению детьми основами экологической культуры в подготовительной группе на тему "Сохраним березку русскую"...
Презентация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста"
Презентация "Развитие познавательн-исследовательской деятельности детей старшего возраста"...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе: «Люблю берёзку русскую!»
Расширять представления о самом почитаемом дереве в России-березе, формировать познавательный интерес к природе....
Развитие исследовательской деятельности детей старшего возраста
Консультация для родителей...
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.
Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...
Конспект образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Русская берёзка»
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территори...