27 января День воинской славы России.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Обогатить знания детей о героическом прошлом г.Ленинграда. Формировать у детей нравственные понятия и этику людей Ленинграда. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать устную речь. Закреплять навыки создания постройки из строителнього материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27_yanvarya_den_voinskoy_slavy_rossii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
27 января День воинской славы России.
День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками
Свет!
Звучит песня Е. Долматовского. «С чего начинается Родина?»
Дети старшей групы входят в зал, садятся на стулья.
Ведущие:
Родина! Ты раскинула свою красоту на просторы Великой земли,
Родина! Ты, как Мать нужна бойцу, за тебя мы скрестили мечи,
Родина! За тебя проливаем мы кровь, за твою красоту я борюсь.
Родина! Никогда не остынет к тебе любовь, ты священна Великая Русь.
Родина – это наш дом, улица, город. Родиной человек называет ту страну, в которой он родился и живет.
Выключить свет. Слайд: карта России.
Наша Родина – Россия. Россия – огромная страна. В ней есть горы и леса, реки и моря, много красивых городов и сел.
На Россию не раз нападали враги. Но наш народ героически самоотверженно вставал на защиту родной земли. Много славных побед есть в истории нашей страны. Не случайно эти дни называют днями воинской славы.
Слайд: 27 января.
Один из таких дней 27 января – День полного освобождения города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.
Сегодня мы хотим рассказать вам о Городе-Герое Ленинграде, жители которого проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны.
Свет!
Сейчас этот город называется Санкт-Петербург, а в годы войны он носил имя Ленинград. Жители Ленинграда назывались ленинградцами.
Это было давно, но память об этом жива.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия во главе с Адольфом Гитлером.
(звучит отрывок 7 симфонии Шостаковича)
Дети:
Фашисты идут…
И во мраке
За ними и стоны, и плач.
И в огненно-красной рубахе
Гуляет пожар, как палач.
(С. Поделков «Память»)
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей
Любимых разлучает и друзей.
Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
Выключить свет. Слайд: карта Ленинграда.
- Ребята, посмотрите, как выглядит этот город на карте. Он расположен на берегу Финского залива. В городе протекает большая река Нева. Она широко разветвляется. От главного русла отходит много более мелких. Через реки пролегают многочисленные мосты. В городе много красивых улиц, проспектов, на которых стоят дома и величественные дворцы. В Ленинграде много парков, фонтанов, исторических памятников. Очень красивый большой город.
Свет!
-Ребята, а давайте построим город Ленинград?
(на полу перед экраном дети выставляют макеты домов, строят город)
-Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.
Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
-Ребята, давайте мы встанем вокруг нашего города
(звучит песня «вставай страна»)
В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.
Выключить свет. Слайд: укрепления – 2
-Вот и тогда все встали на защиту города. Под обстрелами спешно проводили маскировку памятников, красили золотые купола соборов серой краской, стоили оборонительные укрепления на подступах к городу, продолжали трудиться на заводах.
Слайд: зима
Наступила холодная зима… Стояли лютые морозы.
Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900…это почти 2,5 года (карта блокадного Ленинграда).
В город перестало поступать продовольствие.
Слайд: хлеб – 2
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда – 125 грамм (показать детям кусок хлеба). И все, только вода. Свыше 300 тысяч ленинградцев погибло от голода в ту первую блокадную зиму.
Слайд: буржуйка
-Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки. Они сохранили их для нас с вами.
Слайд: прорубь
В домах не было света, не работал водопровод, за водой ходили на набережную реки Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Слайд: окна
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбежке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки, так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Свет!
Дети:
- В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтобы в мире больше не было войны.
- Кружился снег, а город тот бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтобы мирной стала каждая зима!
Выключить свет. Слайд: обстрелы
-Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). Заслышав сигнал воздушной тревоги, люди спешили в бомбоубежище.
Слайд: бомбоубежище
А после отбоя воздушной тревоги люди слышали звук метронома
(звучит запись метронома)
Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям ,что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Слайд: Ладога – 3
-Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ карты).
По льду Ладожского озера с Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями, под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому это путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Свет!
Дети:
- Тот город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
- Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне им победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет.
Выключить свет. Слайд: концерт
-В осажденном городе симфонический оркестр Филармонии впервые исполнил героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонады, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций
(звучит отрывок из Седьмой симфонии).
Слайд: дети у станка
Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты, тяжелые орудия, минометы и пулеметы, снаряды и мины.
Постоянно требовались рабочие, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ.
Слайд: у станка на подставке
Многие их них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Слайд: на крышах
Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Многие школьники трудились в госпиталях, помогая раненым.
Юные ленинградцы в двух-трех километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжелые бревна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна и до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождем. Городу нужно было топливо…
Слайд: дети-герои
В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Слайды: медаль, дети с медалями
В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда».
Слайд: победа – 4
В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады.
Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Слайд: Пискаревское кладбище
На Пискаревском мемориальном кладбище похоронено более 400 тысяч ленинградцев.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград!
Слайд: вечный огонь
У братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Свет!
Дети:
- На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
- Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтобы взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
- Ребята, а мы с вами зажжем свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.
Звучит «Песня о подвиге Ленинграда» музыка: В. Плешак слова: М. Дахие.
(Воспитатели прикрепляют детям зрителям эмблемы).
Выключить свет.
Ведущие с детьми-участниками, держа в ладонях свечи, поют песню «Ленинградцы» (муз. И. Шварц сл. В. Коростылев)
В далеком тревожном военном году,
Под гром батарей, у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь –
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать,
Но были они – Ленинградцы!
Ведущие:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Звучит песня «от героев былых времен…»
Дети-участники медленно по одному отступают назад, ставят свеч и на стол, выстраиваются в шеренгу.
Свет!
Дети-зрители друг за другом выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " День воинской славы России"
В презентации паказывается и рассказывается о Бородинском сражении и его главных участниках....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет на тему: «День воинской славы России – празднование годовщины Куликовской битвы 635 лет 8 сентября 2015 года»
Цель: познакомить с ходом и значением Куликовской битвы....
Сценарий занятия "День воинской славы России - День Бородинского сражения (1812 г.)".
Сценарий занятия "День воинской славы России - День Бородинского сражения (1812 г.)"....
27 января День воинской славы России.
Обогатить знания детей о героическом прошлом г.Ленинграда. Формировать у детей нравственные понятия и этику людей Ленинграда. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать устную речь. Закреплять нав...
Беседа «День воинской славы России — День народного единства»
День народного единства, который отмечают 4 ноября – относительно новый праздник. В современной России его начали отмечать с 2005 года. Однако история праздника уходит корнями к началу XVII века...
День воинской славы России. День победы в Сталинградской битве в 1943 году. Февраль 2021г.
Цель: воспитание патриотических чувств детей, воспитание любви и уважения к людям, завоевавшим для нас Победу....
27 января День воинской славы России.День полного освобождения Ленинграда от блокады.
Подборка стихотворений советских и российских детских писателей. Будет интересна воспитателям старших и подготовительных групп детского сада, а так же, учителям начальных классов, педагогом ГПД....