27 января День воинской славы России.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Жикина Юлия Вячеславовна

Обогатить знания детей о героическом прошлом г.Ленинграда. Формировать у детей нравственные понятия и этику людей Ленинграда. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать устную речь. Закреплять навыки создания постройки из строителнього материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27_yanvarya_den_voinskoy_slavy_rossii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

27 января День воинской славы России.

День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками

Свет!

Звучит песня Е. Долматовского. «С чего начинается Родина?»

Дети старшей групы входят в зал, садятся на стулья.

Ведущие:

Родина! Ты раскинула свою красоту на просторы Великой земли,

Родина! Ты, как Мать нужна бойцу, за тебя мы скрестили мечи,

Родина! За тебя проливаем мы кровь, за твою красоту я борюсь.

Родина! Никогда не остынет к тебе любовь, ты священна Великая Русь.

Родина – это наш дом, улица, город. Родиной человек называет ту страну, в которой он родился и живет.

Выключить свет. Слайд: карта России.

Наша Родина – Россия. Россия – огромная страна. В ней есть горы и леса, реки и моря, много красивых городов и сел.

На Россию не раз нападали враги. Но наш народ героически самоотверженно вставал на защиту родной земли. Много славных побед есть в истории нашей страны. Не случайно эти дни называют днями воинской славы.

Слайд: 27 января.

Один из таких дней 27 января – День полного освобождения города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

Сегодня мы хотим рассказать вам о Городе-Герое Ленинграде, жители которого проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны.

Свет!

Сейчас этот город называется Санкт-Петербург, а в годы войны он носил имя Ленинград. Жители Ленинграда назывались ленинградцами.

Это было давно, но память об этом жива.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия во главе с Адольфом Гитлером.

(звучит отрывок 7 симфонии Шостаковича)

Дети:

Фашисты идут…

И во мраке

За ними и стоны, и плач.

И в огненно-красной рубахе

Гуляет пожар, как палач.

(С. Поделков «Память»)

Что может быть страшнее, чем война?

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей

Любимых разлучает и друзей.

Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.

Выключить свет. Слайд: карта Ленинграда.

- Ребята, посмотрите, как выглядит этот город на карте. Он расположен на берегу Финского залива. В городе протекает большая река Нева. Она широко разветвляется. От главного русла отходит много более мелких. Через реки пролегают многочисленные мосты. В городе много красивых улиц, проспектов, на которых стоят дома и величественные дворцы. В Ленинграде много парков, фонтанов, исторических памятников. Очень красивый большой город.

Свет!

-Ребята, а давайте построим город Ленинград?

(на полу перед экраном дети выставляют макеты домов, строят город)

-Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

-Ребята, давайте мы встанем вокруг нашего города

(звучит песня «вставай страна»)

В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.

Выключить свет. Слайд: укрепления – 2

-Вот  и тогда все встали на защиту города. Под обстрелами спешно проводили маскировку памятников, красили золотые купола соборов серой краской, стоили оборонительные укрепления на подступах к городу, продолжали трудиться на заводах.

Слайд: зима

Наступила холодная зима… Стояли лютые морозы.

Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900…это почти 2,5 года (карта блокадного Ленинграда).

В город перестало поступать продовольствие.

Слайд: хлеб – 2

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда – 125 грамм (показать детям кусок хлеба). И все, только вода. Свыше 300 тысяч ленинградцев погибло от голода в ту первую блокадную зиму.

Слайд: буржуйка

-Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки. Они сохранили их для нас с вами.

Слайд: прорубь

В домах не было света, не работал водопровод, за водой ходили на набережную реки Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Слайд: окна

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбежке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки, так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Свет!

Дети:

  1. В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь отдали,

Чтобы в мире больше не было войны.

  1. Кружился снег, а город тот бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтобы мирной стала каждая зима!

Выключить свет. Слайд: обстрелы

-Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). Заслышав сигнал воздушной тревоги, люди спешили в бомбоубежище.

Слайд: бомбоубежище

А после отбоя воздушной тревоги люди слышали звук метронома

(звучит запись метронома)

Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям ,что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Слайд: Ладога – 3

-Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ карты).

По льду Ладожского озера с Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями, под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому это путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Свет!

Дети:

  1. Тот город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

  1. Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет.

Выключить свет. Слайд: концерт

-В осажденном городе симфонический оркестр Филармонии впервые исполнил героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонады, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций

(звучит отрывок из Седьмой симфонии).

Слайд: дети у станка

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты, тяжелые орудия, минометы и пулеметы, снаряды и мины.

Постоянно требовались рабочие, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ.

Слайд: у станка на подставке

Многие их них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Слайд: на крышах

Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Многие школьники трудились в госпиталях, помогая раненым.

Юные ленинградцы в двух-трех километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжелые бревна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна и до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождем. Городу нужно было топливо…

Слайд: дети-герои

В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Слайды: медаль, дети с медалями

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд: победа – 4

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады.

Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

Слайд: Пискаревское кладбище

На Пискаревском мемориальном кладбище похоронено более 400 тысяч ленинградцев.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты – красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград!

Слайд: вечный огонь

У братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Свет!

Дети:

  1. На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

  1. Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтобы взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

- Ребята, а мы с вами зажжем свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

Звучит «Песня о подвиге Ленинграда» музыка: В. Плешак слова: М. Дахие.

(Воспитатели прикрепляют детям зрителям эмблемы).

 

Выключить свет.

Ведущие с детьми-участниками, держа в ладонях свечи, поют песню «Ленинградцы» (муз. И. Шварц сл. В. Коростылев)

В далеком тревожном военном году,

Под гром батарей, у страны на виду,

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь –

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь двенадцать,

Но были они – Ленинградцы!

Ведущие:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Звучит песня «от героев былых времен…»

Дети-участники медленно по одному отступают назад, ставят свеч и на стол, выстраиваются в шеренгу.

Свет!

Дети-зрители друг за другом выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " День воинской славы России"

В презентации паказывается и рассказывается о Бородинском сражении и его главных участниках....

Сценарий занятия "День воинской славы России - День Бородинского сражения (1812 г.)".

Сценарий  занятия "День воинской славы России -  День Бородинского сражения (1812 г.)"....

27 января День воинской славы России.

Обогатить знания детей о героическом прошлом г.Ленинграда. Формировать у детей нравственные понятия и этику людей Ленинграда. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать устную речь. Закреплять нав...

Беседа «День воинской славы России — День народного единства»

День народного единства, который отмечают 4 ноября – относительно новый праздник. В современной России его начали отмечать с 2005 года. Однако история праздника уходит корнями к началу XVII века...

День воинской славы России. День победы в Сталинградской битве в 1943 году. Февраль 2021г.

Цель: воспитание патриотических чувств детей, воспитание любви и уважения к людям, завоевавшим для нас Победу....

27 января День воинской славы России.День полного освобождения Ленинграда от блокады.

Подборка стихотворений советских и российских детских писателей. Будет интересна воспитателям старших и подготовительных групп детского сада, а так же, учителям начальных классов, педагогом ГПД....