Традиции нашего народа.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно - образовательная деятельность по художественно – эстетическому» направлению.
Образовательная область музыки.
Тема: «Традиции нашего народа»
Музыкальный руководитель: Завадская Н. П.
Цель:
- Использовать разные виды деятельности детей (музыкальную, речевую, изобразительную) для развития музыкального восприятия детей.
- Развивать активность детей, стимулировать их творческие проявления.
- Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
Обучающие:
-формировать певческие навыки
-учить двигаться в соответствии с различным характером музыки
-уметь выполнять различные танцевальные движения
-расширять знания детей о празднике «Святки»
Развивающие:
-развивать творческое воображение
-развивать чувство ритма
-развивать эмоционально – эстетические чувства
Воспитательные:
-воспитывать уважение к традициям русского народа
-прививать патриотические чувства
Предварительная работа:
- познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, разучивание песен, ритмических и танцевальных движений
- познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования, разучить с ними святочные песни, колядки, игры и хороводы, объяснить значение слов коляда, колядка, авсень, вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования – звезду, месяц.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности:
- игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Материал и оборудование:
диапроектор (мультимедиа), слайды с изображением:
панорамы страны;
русского леса;
святочных гуляний;
шапочки животных;
музыкальные инструменты (ложки, бубны).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети входят в зал.
Муз. рук.: Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Муз. рук.: Ребята, к нам сегодня в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям пожелаем доброе утро. А желать доброе утро мы будем по музыкальному. Давайте все вместе пропоем: «Доброе утро!»
Дети здороваются.
Муз. рук.: Скажите, а как называется наша Родина?
Дети: Россия!
Муз. рук.: Молодцы, правильно! А сейчас давайте мы послушаем стихи о нашей Родине (слайды).
1 ребенок: Старый двор, березки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2 ребенок: Васильки, как глазки голубые
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетает осенью в снопы.
3 ребенок: А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота!!!
Муз. рук.: Какие замечательные стихи о нашей Родине написали поэты.
А вы знаете, как в старину называли нашу Родину?
Дети: Русь.
. Муз. рук.: Наши предки – русские люди - всегда почитали, ждали и любили праздники, но отмечали их по-другому, не так как сейчас. А вы хотели бы узнать как?
Дети: Да!
Муз. рук.: А чтобы нам лучше узнать о народных традициях, давайте мы с вами отправимся в гости в деревню к бабушке Маланье. Бабушка живет недалеко, но чтобы к ней попасть, нам надо будет пройти через лесок, там и живет бабушка. А чтобы не увязнуть в сугробах, как мы будем идти?
Ответы детей.
Муз. рук.: Да, мы будем идти, высоко поднимая колени, потом будем приминать снег ногами, а когда выйдем на тропинку, то пробежимся легким бегом на носочках. Ну что, отправимся в путь? Все готовы?
Дети: «Да!»
Муз. рук.: А поможет нам в пути музыка.
Дети идут под рус. нар. мел. Шаг с высоким подъемом, топающий шаг, легкий бег на носочках. Дети садятся на стульчики.
Вот мы и пришли, а вот и бабушка
Бабушка: Здравствуйте, внучата! Гости мои дорогие! Очень я вас видеть рада. Заждалась я вас уже. Зима - самое интересное время для игр и забав. А еще зима богата разными праздниками. Сидишь себе зимой в избе, чаек попиваешь, про былое вспоминаешь. Помню в молодости весело было зимой. С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году. Ребята, а кто нибудь из вас знает, что такое святки?
1 ребенок: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
2 ребенок: От Рождества и до Крещения
Приготовив угощенье
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
3 ребенок: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у вас.
Бабушка: А что, давайте встретим!
Муз. рук.: Ребята, как вы думаете, какой праздник изображен на этом изображении?
(ответы детей)
Правильно. Это Святки. Святки, или как еще называют Святые вечера. В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гулянья – по дворам ходили толпы ряженых, пели песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью. Сейчас мы послушаем произведение великого русского композитора П. И. Чайковского, которое так и называется «Святки».
Дети слушают произведение П. И. Чайковского «Святки».
Муз. рук.: Ребята, какой характер этого произведения? О чем оно нам рассказало? Кто исполняет это произведение?
(ответы детей)
Муз. рук.: Правильно, молодцы. Ну а какое же гулянье в деревне без песен? Поэтому сейчас мы свами споем нашу любимую зимнюю песню, но сначала распоемся
«Да-да-да, наступили холода» - поем низким голосом, трем руками плечи, как - будто замерзли.
«Ду-ду-ду, я на лыжах иду» – поем средним голосом, имитируем скольжение на лыжах.
«Ды-ды-ды, на снегу видны следы» – поем высоким звуком.
«Филин увидел, что мы нашли его следы, и взлетел на самую высокую ветку дерева» - поем гласную от низкого звука, как можно выше голосом на «у». Этим упражнением мы будем развивать наш диапазон.
Муз. рук.: Молодцы!
(Пение песни «Ах, снежок»)
Бабушка: Молодцы, мои внучата! Хорошо спели, постарались!
Святки празднует народ,
Становитесь в хоровод!
(Дети водят хоровод)
Бабушка: Молодцы, внучата!
Детвора, детвора, не хотите пирога
С луком, перцем,
С комариным сердцем?
Дети: Хотим!
Игра «Пирог». Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог».
Все поют: Да экий, он высокинький
Да экий, он широкинький
Да экий, он мягокенький
Режь его да ешь.
Бабушка после игры хвалит команды.
Где песня поется.
Там весело живется!
Веселит нас много раз
Задорный русский перепляс.
Сколько удали, задора!
Сколько радости во взоре!
Приглашаю всех сейчас
Поскорей пуститься в пляс!
Ложки, бубны вы берите,
Сними нас повеселите!
Танец «Варенька».
Муз. рук.: Ребята, присаживайтесь за столы. По традициям нашего народа колядовщики ходили колядовать не с пустыми руками. Они носили с собой чудесную звезду и месяц и украшали их колокольчиками, для того чтобы все люди знали, что идут колядовать и встречали их. Мы с вами на предыдущих встречах сделали и месяц и звезду. А сегодня мы их украсим колокольчиками. А пока мы будем украшать наши месяцы и звезды, еще раз послушаем произведение П. И. Чайковского «Святки».
Дети выполняют работу.
Муз. рук.: Ребята, еще одна из традиций нашего народа – святочные гадания. Бабушка, а что у тебя в горнице стоит? Для чего здесь свеча, зеркало?
Рассказ о святочных гаданиях.
А вы хотите погадать? Давайте нашим гостям погадаем.
Гости достают из мешочка: лента (к долгой, счастливой жизни), деревянная щепка (крепкое здоровье, хорошая жизнь), пуговица (жить в большой семье счастливой жизнью), звоночек (к хорошим новостям), зеркальце (ходить весь год красивым, опрятным), картошка (ждет большое счастье), погремушка (ожидает веселая жизнь).
Муз. рук.: Ну что, ребята, понравились вам гадания? А теперь по традиции давайте споем Рождественские колядки.
Поют колядки.
Бабушка: Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасли мы вам конфет разных. Открывай свой сундук, Механоша.
Дети благодарят.
Муз. рук. : Ну что ж, ребята, вы сегодня постарались, порадовали нас. А что вы узнали сегодня нового и запомнили?
Ответы детей
Я думаю, что теперь, когда вы подрастете, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали наше занятие, у меня для вас подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки и цветных лоскутков. Так как Коляда – это не женщина и не мужчина – лица нет. Но думаю, все равно вам будет интересно с ней поиграть. Берегите и не забывайте народных традиций. Наша встреча подошла к концу, но уходить вы будете тоже согласно народной традиции. Вставай, бери соседа за руку, он следующего, так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдете в группу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Традиции нашего народа"
Статья "Традиции нашего народа"...
Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)
Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...
Фотоотчет по итогам проведения мероприятия "Традиции нашего народа"
В материале представлен фотоотчёт совместного мероприятия "Традиции нашего народа" с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни и их родителями....
проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»
Цел: Разработать и апробировать проект о педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение дошкольников к русским народным традициям, направленным на развитие духовно-нр...
Традиции наших предков. Традиции бурятского народа
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.Задачи:1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.2. Развивать образность речи с помо...
В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской избе и традициях русского народа, дошедшие до наших времён".
В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской ...
Рекомендации для родителей по лексической теме "Традиции и обычаи нашего народа"
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Тема недели:«ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАШЕГО НАРОДА» Цель: закрепление знаний детей о традиции и обычаях нашего народаЗадачи:-уточнить знания о таком понятии, как традиция...