Сценарий детского хореографического спектакля "Щелкунчик"
материал (подготовительная группа) на тему

Громова Юлия Юрьевна

По мотивам сказки Э.Т.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchelkunchik.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий детского хореографического спектакля

«Щелкунчик»

по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана

«Щелкунчик и Мышиный король».

Действующие лица:

Дети:

Щелкунчик (Принц)

Мари 

Фриц

Дети-гости 

Куклы

Снежинки

Звёздочки

Солдатики 

Мыши 

Взрослые:

Крёстный Дроссельмейер

Королева мышей Мышильда

Сказочница-фея

Предварительная работа

  1. Знакомство с эпохой XIX века (архитектура, музыка, костюм, этикет).
  2. Знакомство со сказкой Гофмана “Щелкунчик”, с музыкой П.И.Чайковского «Щелкунчик», просмотр отрывков балета.
  3. Просмотр одноименных мультипликационных и художественных фильмов.
  4. Проживание содержания сказки через игровую и продуктивную деятельность.

Пролог

В зале приглушен свет. На переднем плане – нарядная елка, под ней лежат подарки. Справа от нее, на стене висят часы. Слева от ёлки стоит детское кресло. Звучит музыка П.И.Чайковского. Выходит сказочница.

 Сказочница:

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

В веселый новогодний вечер,
Когда в домах мерцают свечи,
Из-за угла простого дома,
Шел человек нам не знакомый.
Походкой быстрой, чуть вприпрыжку
Шагал он с ящиком под мышкой.
Снежинки кинулись за ним,
Им скучно в Новый год одним.

Сказочница  уходит. Звучит музыка “Вальс снежных хлопьев”.

Танец «Вальс снежных хлопьев»

Девочки-Снежинки начинают танцевать, через зал мимо них проходит Дроссельмейер. Приподнимая выше воротник и прижимая к себе коробку с подарками, он уходит за кулисы.

Снежинки, закончив свой танец, уходят за кулисы.

Из-за ёлки появляются мыши.

 «Танец мышей»

После танца мышей выходит Мышильда.

«Танго Мышильды»

Мышильда: (после танца)

Вы видели юрких моих малышей?

А я – их мать! Королева всех мышей!

Нас  люди не любят, на бал не зовут,

И издавна войны с мышами ведут.

Здесь будут новые порядки –

Украшенья с ёлки снять,

Сгрызть игрушки и подарки,

И в нору перетаскать.

Чтоб ни игр теперь, ни песен!

По углам развесить сыр!

Окна чёрным занавесить!

Понаделать всюду дыр!

Ха-ха-ха.…За царство мышиное я отомстила.

И принца в Щелкунчика я превратила.

А что было дальше? Ты сам погляди.

Ведь вся наша сказка ещё впереди!

Под музыку Мышильда с Мышами уходит.

Сцена первая «Праздник в доме Фрица и Мари».

В зале включается полный свет. Выходит сказочник, кладет рядом с креслом книгу и игрушки.

Звучит музыка “Начало волшебства”.

Сказочница говорит на фоне музыки.

Сказочница:

Зима, сложив снежинок веер,
“Привет – сказала, - Дроссельмейер.
Спеши! Ты – крестный, дети ждут,
Ты не задерживайся тут!”.

Выходят Фриц и Мари. Девочка устраивается в кресле, мальчик садится на пол у ее ног. Брат с сестрой играют игрушками.

Сказочница:

А за окном метель, метель,

Из снежных хлопьев карусель.

Под музыку появляются снежинки, кружатся, потом как бы «заглядывают в окно», смотрят на детей.


1-я снежинка:

Снежинки, подружки, взгляните в окошко!
Здесь видно гостиную, как на ладошке!

2-я снежинка:

Ах, как там красиво! Все блещет, сияет.
А елка! Смотри-ка елка какая!
Не зря ведь ее наряжают сегодня.
Там значит, готовится бал новогодний!
3-я снежинка:  

А ну-ка взгляну я в это окно.
Наверное, в детскую смотрит оно.
И правда, я этих детишек узнала,
Вчера я до вечера с ними играла.
4-я снежинка : 

Да-да, это Фриц и Мари.
Сегодня они так нарядны, смотри!

Сказочница:

Фриц с Мари и вправду ждали,
В углу с игрушками играли.

Снежинки убегают.

Справа от елки появляется Дроссельмейер, напевает, ремонтирует часы.

Сказочница:

Тихо песню напевая,
Часовщик смотрел часы, (
указывает на него)
За стеной в углу играя,
Фриц беседовал с Мари.

Мари:

Фриц, прислушайся, за стенкой
Кто-то тихо шебуршит.
Вроде песню напевает,
Чем-то тоненько скрипит…

Фриц:

Ты, Мари, уже забыла? –
Крестный обещал прийти,
Починить у нас в гостиной
Наши старые часы.

Мари:

Любит крестный мастерить,
И подарки нам дарить.
Интересно, что для нас
Он готовит в этот час….

Звучит музыка “Рождественская ёлка”. Выходят дети-гости.

Фриц, Мари и дети подходят к елке. Украшают, рассматривают, любуются елочкой. Говорят на фоне музыки.

Мари:

Шар большой – на ветке нижней.

1-я девочка:

Снеговик – на ветке ближней.

2-я девочка:

Здесь повесим мишуры,

1-й мальчик:

А сюда еще шары.

2-й мальчик:

Лапу здесь снежком укроем,

1-я девочка:

Тут бы сказочных героев…

Мари:

Раньше было много их,
Романтичных, как живых!

Фриц:

В ночь герои оживали,
Детям сказку создавали,
Уводя детей с собой! (
Пугает девочек)

2-я девочка:

Ты и так у нас герой!
Не пугай девчонок волком,
Лучше танцевать у елки!

«Детский танец»

 Дети, взявшись за руки, танцуют перед елкой. С большой коробкой в руках на заднем плане появляется Дроссельмейер. Наблюдает за детьми, в конце танца приглашает их за стол.

Дроссельмейер:

Прошу за стол,
Готово угощение!

Дети, взявшись за руки, обегают вокруг елки, скрываются за кулисами.

Дроссельмейер подходит к елке, любуется ею, говорит на фоне музыки.

Дроссельмейер:

Вот молодцы! Не елка – загляденье!
(
зрителям)

Пусть для вас не будет тайной:
Сюда пришел я не случайно,……
Ночь новогодняя сказок полна,
А сказка и детям и взрослым нужна!

Крестный открывает свою коробку и кладет под елку подарки (коробку конфет, куклу, коробку с солдатиками, Щелкунчика). Уходит.

Звучит музыка “Рождественская ёлка”.

К елке из-за кулис выбегают мальчики.

1-й мальчик:

Смотрите, смотрите, под елкой подарки!

Фриц:

Чудесно! Прелестно! Какие яркие!

2-й мальчик:

Интересно, а что там внутри?

Фриц:

Подойди поближе – сам посмотри.

2-й  мальчик берет под елкой коробку с солдатиками.

2-й мальчик:

Это же – солдатики!

Фриц:

Поиграем, мальчики?

Звучит “Марш деревянных солдатиков”.

«Танец солдатиков»

 После танца мальчики убегают.

Звучит музыка “Рождественская ёлка”.

К елке выходят девочки.

1-я девочка: (достаёт из-под ёлки коробку конфет)

У меня – коробка шоколада, 
И я подарку очень рада!

2-я девочка: (берёт куклу)

А мне досталась куколка – красавица,
Она мне тоже очень-очень нравится!

Мари: Как ёлка красиво огнями горит,

Как много гостей в этом зале!

Любимые куклы, подружки мои!

Хочу танцевать вместе с вами!

 «Танец Кукол».

После танца девочки убегают.

Звучит музыка “Сцена в сосновом бору”.

К елке выходят Дроссельмейер и Мари. С другой стороны от елки выбегает Фриц.

Фриц:

Что у тебя? Дай посмотреть!

Дроссельмейер показывает Мари Щелкунчика.

Фриц:

Это бы мне не хотелось иметь.
Надо же какой урод –
У него огромный рот!
(Отходит, играет с солдатиками)

Дроссельмейер:

Человечек не красив,
Но игрушек нет таких.
Он с большою головой,
С маленькими ножками.
Но по виду - боевой,
В лаковых сапожках.
Твой Щелкунчик для всех
Может разгрызать орех!

Крестный отдает Щелкунчика Мари, уходит.

        Выбегают девочки, разглядывают Щелкунчика.        

1-я девочка: Какой он некрасивый!

2-я девочка: Ах, он такой печальный!

3-я девочка: Фи! Он важничает больно! Смотри – молчит сердито!

4-я девочка: Он думает он кукла, и очень знаменитый! (Девочки смеются)

Мари: Его не дам в обиду! Извольте извиниться!

Я знаю – это чудо!

С ним надо подружиться! (девочки кланяются)

1-я девочка: Что в нём хорошего нашла? Он очень некрасивый!

2-я девочка: А может быть Мари права? Отважный он и сильный? (девочки уходят)

“Танец Мари и Фрица”.

Мари танцует со Щелкунчиком, Фриц просит куклу, Мари не дает. Фриц обижается на сестру и Мари уступает ему игрушку. Фриц танцует, кривляется, бросает Щелкунчика, убегает.

Музыка становится тише. Мари плачет, берет Щелкунчика на руки, жалеет. Входит Дроссельмейер. Говорит на фоне музыки.

Дроссельмейер:

Скажи, что случилось?
Ты плачешь, Мари?

Мари:

Жалко очень. Больно крошке.
Голова болит и ножки…

Дроссельмейер:

Плакать не надо, слезы утри –
Поломку исправлю к утру – не грусти.
Поспи, дорогая, а брата прости.

Кладет Щелкунчика под елку, уводит Мари за кулисы.

Сцена вторая «Волшебный сон Мари».

Гаснет свет. Звучит музыка “Начало волшебства”.

Выходит к елке МариГоворит на фоне музыки

Мари:

Ночь пришла, и снег искрится,
Только мне никак не спится:
Как Щелкунчик мой сейчас?
Посмотрю хотя бы раз…

Берет куклу, обнимает, садится в кресло, укачивает Щелкунчика, засыпает.

«Танец Звёздочек».

Выходит Сказочница-фея и Солдатик.

Сказочница-фея:

Чары злой королевы мышей

Я смогу развеять этой ночью.

Если станут дети посмелей,

Если в сказку верить очень-очень.

И если сердце доброе, то может

Сегодня чудо здесь произойдёт.

Мне палочка волшебная поможет –

Взмахну ей, и Щелкунчик оживёт!

 (Стоит рядом)

К Мари подходит Солдатик. Опускается рядом на одно колено.

Солдатик:

Если вдруг с тобой беда случится –
Вспомни, сколько у тебя друзей –
Нужен друг, чтоб и повеселиться,
И на помощь, чтоб позвать скорей!

Солдатик кладет у ног Мари саблю, уходит. Сказочница-фея берет из рук Мари Щелкунчика.

Сказочница:

Полночь быстро приближалась,
А Мари дремать осталась.
Вдруг из потаенных нор
Слышен, стал мышиный хор.

Звучит музыка, свет приглушён.

Появляются мыши. Мари просыпается, трет глаза, наблюдает за происходящим.

Справа от елки появляется Мышильда. Говорит на фоне музыки.

Мышильда:

Ах, елочка! Свечи! Какой чудесный вечер!
Меня не замечают, по-царски не встречают.
Я – Мышильда, королева мышей,
И все должно быть по воле моей!

Праздник испорчу, тебе, я Мари!

Я поломаю игрушки твои!

Ну, а Щелкунчик мне по зубам,

Я разгрызу его вмиг пополам!

Мыши собираются возле королевы. Мышильда замечает Мари, начинает наступать на нее. Мари пугается. Вперед выбегает Щелкунчик, Мыши отступают.

Щелкунчик:

Ну, нет, хоть смогла ты на праздник попасть,
Мы здесь не допустим мышиную власть!
Гусары мои, выходите скорей!
Разгоним по норам серых мышей.
Их место должно быть в подвале сыром.
За мной! Неприятеля мы разобьем!

Мыши: (по-очереди)

Братцы, что же это такое?

Не будет теперь нам покоя!

Не пролезть нам теперь к пирогу.

Не пробраться теперь к творогу.

Не отведать теперь нам каши.

Ох! Пропали головушки наши!!!

Музыка звучит громче.

«Битва Мышей и Солдат»

Безоружный Щелкунчик отступает, доходит спиной до Мари, девочка отдает ему меч и закрывает от страха глаза руками. Щелкунчик ранит Мышильду, она, взмахнув плащом (забрав маску Щелкунчика), прихрамывая, уходит за кулисы вместе с мышами.

Финал

Звучит музыка “Па-де-де».

Включается свет. Принц подходит к Мари, опускается на колено.

Принц:

Глаза открой, дорогая Мари,
И на Щелкунчика ты посмотри!
Злодейства Мышильды уже больше нет,
Теперь я открою для вас мой секрет:
Развеялись чары злой маски,
И снова я принц в своей сказке!

Ведет Мари к елке.

Танец «Адажио Мари и Принца».        

Принц:

Прочь прогнали страшный сон,
Теперь мы вместе будем.

Мари:

И в этот самый светлый час друзей не позабудем!

Звучит музыка “Финал”.

Танец «Вальс цветов»

Все артисты выходят на поклон.

Мари: Что правда? Что сказка? Мы сами не знаем!

Мы только актёры и роли играем.

Принц: А сказки на свет для того появились,

Чтоб люди светлей и добрей становились!

Сказочница-фея: 

Закончилась сказка, мы все постарались.

Пускай может быть нам не всё удавалось.

Мы вас поздравляем, здоровья желаем,

И наших артистов мы вам представляем!

Представление артистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии литературно - хореографических композиций для детей старшего дошкольного возраста.

В сборнике представлены оригинальные сценарии музыкально -хореографических композиций с детьми старшего дошкольного возраста, нацеленные на воспитание у детей любви к Родине, воспитанию патриоти...

сценарий театрально - хореографической композиции по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Разработка данного спектакля является авторской работой. Весь текст в стихотворной форме придуман лично мной. Сказка Андерсена была  адаптирована в первую очередь к скромной костюмерной нашего са...

Консультация на тему: "Природа как прообраз в детском хореографическом творчестве"

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного э...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности «Задоринка» для детей 4-7 лет детская хореографическая студия «Топотушки» на период с 17.09.2018 по 31.05.2019 учебный год

Обучение детей по дополнительной  программе «Задоринка» предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и те...

Сочинение и постановка танца в детском хореографическом коллективе.

В последние годы интерес к хореографическому искусству в нашей стране значительно вырос. Иногда детские коллективы в своем составе имеют  десятки участников-  это не только   ансам...

Сценарий логопедическо-хореографического праздника, посвященного Дню матери (подготовительная, старшая, средняя и 2-ая младшая группа)

Цель: создание праздничной атмосферы.Задачи: -Развивать грамматический строй речи, творческую самостоятельность, выразительность речи, умение правильно произносить поставленные звуки при большой аудит...