Сценарий праздника "Сороки" в старшей группе
материал (старшая группа) по теме

Зуева Ирина Николаевна

По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnik_prileta_ptits_starshaya_gruppa_2017.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры
Сценарий праздника в старшей группе «22 марта — «Сороки»

 

Интегрируемые образовательные области:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, труд, музыкально – художественная, чтение.

Программное содержание:

- Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.

- Воспитывать интерес к народным традициям.

- Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.

- Формировать навыки выразительного чтения.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», наблюдения за птицами на прогулке.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца); аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка», аудиозапись с голосами птиц; солёное тесто.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.)

По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.

Воспитатель:

Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла ….
Дети: Весна!
1реб.   Идет матушка-Весна,                         

Отворяй ворота.                                                                                                                                                                                                                    Первым март пришел,                                                                                                                                                                                                        Белый снег сошел!

2реб. А за ним и апрель —                                                                                                                                                                                                              Отворил окно и дверь.                                                                                                                                                                                                                                                                 А как пришел май — Солнце в дом приглашай!

Воспитатель: Пора весну позвать.

3ребенок. Весна, Весна-Красна!
Приди, Весна, с милостью.
С солнцем горячим,
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш счастливый край!

Входит Весна.

ВЕСНА: Я раскрываю почки,
Бужу в полях цветочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Я солнышка полна,
Меня зовут Весна.
Воспитатель: Здравствуй, Весна! Долго Зима колдовала, много снега насыпала. Но пришло время ей дорогу Весне уступить.

Встало солнышко, выглянуло в окошко,  Дети наши играют, Весну встречают.

Весна: Отгадайте загадки и сразу вспомните, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?

  1. Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей, 

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)

  1. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья. Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет.

(Жаворонок.) 

  1. Нам в хозяйстве помогает,

Дом охотно заселяет,

Свой, похожий на дворец,

Наш весёлый друг…   (Скворец.)

  1. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины… (Ласточка.)

Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей. Перелетные.)

Весна: На Руси в этот день дети всегда играли в веселые игры, славили весну. Давайте и мы с вами поиграем.

Хороводная игра «Золотые ворота»

Весна ведущая, дети берутся за  руки образуя цепочку. Двое ребят образуют воротики.   Говорят слова: «Золотые ворота, пропускают не всегда  первый раз прощается, второй раз разрешается , ну а третий раз  не пропустим вас». При последних словах  воротики закрываются кого поймали тот становится воротиками.

Ведущая. Молодцы!  А сейчас для вас ребята будет игра на смекалку.

Я буду говорить о летящих птицах и насекомых и не только. А вы должны со словами «летят, летят»  поднимать руки, а если это не летает, не чего не говорим тихо, тихо стоим.

Игра «Летят - не летят»

Грачи летят, на всю Русь кричат: гу-гу-гу, мы насеем весну! Летят! (поднимает руки)

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

Журавли летят, на всю Русь кричат: угу, угу, не догнать нас никому! Летят!

( дети поднимают руки) Летят! Летят!

3. Пчелы летят, гудят: жу-жу-жу, медовую несу росу! Летят!

( дети поднимают руки) Летят! Летят!

4. Поросята летят, полосатые визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву! Летят!

(дети не поднимают руки)

5. Воробьи, летят,  на всю Русь кричат: чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

6. Комары летят, звенят, пищат: зы-зы-зы, наточим носы! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру-ру-ру, надоело нам в лесу! Летят!

(дети не поднимают руки)

Весна: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Займи домик». 

Игра «Займи домик»

Описание игры: дети разбиваются на пары (это «домики»), берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми - «домиками». 

Воспитатель: Чтобы всем птичкам хватило домиков, люди делают скворечники. Вы с родителями тоже будите делать скворечники и развешивать их на деревьях. А сейчас послушайте ещё одно стихотворение: (читает ребёнок).

Ребенок: Готовы скворечники,

Можно селиться,

Готовы дома – терема!

Летите – летите

Веселые птицы

Скорей занимайте дома!

Весна: Лес-это самый большой птичий дом. Каких птиц можно услышать в лесу? Давайте послушаем голоса птиц и попробуем ответить на этот вопрос. (Слушание аудиозаписи с голосами птиц.)

Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:

 Ребенок: «Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите».

Хоровод: _________________________________________________________________ 

Воспитатель: Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. Кроме печеных птичек, на праздник Сороки делали еще птички-закрутки, которыми люди украшали свои дома, ветви деревьев. Обычно этих птичек делали дети. Вот и мы с вами, ребята, сейчас будем делать таких птичек.

(Проходят за столы)

Совместная творческая деятельность. Вам предлагается солёное тесто. (Объяснение  лепки из солёного теста.)

Весна: Молодцы, ребята, вы все очень старались. Посмотрите, какие замечательные птички у нас получились! В старину говорили, что доброе дело без награды не останется.

Попало ваше тесто в горячее место.

Попало –не пропало!

Жаворонками стало.

Мне пора уходить, но я с вами еще не прощаюсь. До свидание  ребята. (уходит)

Воспитатель: Вот и встретили с вами птиц, и повеселились, и потанцевали. И Весну- Красну повстречали. А в какие игры  мы с вами играли? а танцы какие заводили? (Хороводы) Что узнали нового? (ответы детей) А какие птички красивые у нас, как они называются? (жаворонки).
Давайте попрощаемся, скажем гостям спасибо за сотрудничество. До свидания!
Выход детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний сценарий для старшей группы

«Рукавички- невелички» новогодний праздник в старшей группе.Дети заходят под музыку в музыкальный зал и встают вокруг елки.Вед: ждали праздника мы долго, наконец, пришла зима...

Сценарий для старшей группы "Осенняя ярмарка"

Главные герои взрослые:СкоморохБарыняПугалоГлавные герои дети:Продавцы товаровГерои инсценировки  сказки " Репка"...

Сценарий праздника, старшая группа "День – 8 Марта"

(Дети заходят в зал под фонограмму «Песенка мамонтёнка», становятся полукругом). Ведущий:Звонко капают капелиВозле нашего окнаПтицы весело запели:«Чив-чив-чив, пришла весна!»....

"Большое доброе дело» Сценарий праздника старшей группы «Слоники» для подшефных из второй младшей группы

Ребята из старшей группы «Слоники» через год пойдут в школу и станут совсем взрослыми.Мы с ними учимся делать добрые дела. И сегодня мы хотим сделать одно большое доброе дело — порад...