Сценарий праздника "Сороки" в старшей группе
материал (старшая группа) по теме
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnik_prileta_ptits_starshaya_gruppa_2017.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры
Сценарий праздника в старшей группе «22 марта — «Сороки»
Интегрируемые образовательные области:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, труд, музыкально – художественная, чтение.
Программное содержание:
- Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.
- Воспитывать интерес к народным традициям.
- Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.
- Формировать навыки выразительного чтения.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», наблюдения за птицами на прогулке.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца); аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка», аудиозапись с голосами птиц; солёное тесто.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.)
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.
Воспитатель:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла ….
Дети: Весна!
1реб. Идет матушка-Весна,
Отворяй ворота. Первым март пришел, Белый снег сошел!
2реб. А за ним и апрель — Отворил окно и дверь. А как пришел май — Солнце в дом приглашай!
Воспитатель: Пора весну позвать.
3ребенок. Весна, Весна-Красна!
Приди, Весна, с милостью.
С солнцем горячим,
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш счастливый край!
Входит Весна.
ВЕСНА: Я раскрываю почки,
Бужу в полях цветочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Я солнышка полна,
Меня зовут Весна.
Воспитатель: Здравствуй, Весна! Долго Зима колдовала, много снега насыпала. Но пришло время ей дорогу Весне уступить.
Встало солнышко, выглянуло в окошко, Дети наши играют, Весну встречают.
Весна: Отгадайте загадки и сразу вспомните, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?
- Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
- Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет.
(Жаворонок.)
- Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец.)
- Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины… (Ласточка.)
Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей. Перелетные.)
Весна: На Руси в этот день дети всегда играли в веселые игры, славили весну. Давайте и мы с вами поиграем.
Хороводная игра «Золотые ворота»
Весна ведущая, дети берутся за руки образуя цепочку. Двое ребят образуют воротики. Говорят слова: «Золотые ворота, пропускают не всегда первый раз прощается, второй раз разрешается , ну а третий раз не пропустим вас». При последних словах воротики закрываются кого поймали тот становится воротиками.
Ведущая. Молодцы! А сейчас для вас ребята будет игра на смекалку.
Я буду говорить о летящих птицах и насекомых и не только. А вы должны со словами «летят, летят» поднимать руки, а если это не летает, не чего не говорим тихо, тихо стоим.
Игра «Летят - не летят»
Грачи летят, на всю Русь кричат: гу-гу-гу, мы насеем весну! Летят! (поднимает руки)
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
Журавли летят, на всю Русь кричат: угу, угу, не догнать нас никому! Летят!
( дети поднимают руки) Летят! Летят!
3. Пчелы летят, гудят: жу-жу-жу, медовую несу росу! Летят!
( дети поднимают руки) Летят! Летят!
4. Поросята летят, полосатые визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву! Летят!
(дети не поднимают руки)
5. Воробьи, летят, на всю Русь кричат: чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
6. Комары летят, звенят, пищат: зы-зы-зы, наточим носы! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру-ру-ру, надоело нам в лесу! Летят!
(дети не поднимают руки)
Весна: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Займи домик».
Игра «Займи домик»
Описание игры: дети разбиваются на пары (это «домики»), берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми - «домиками».
Воспитатель: Чтобы всем птичкам хватило домиков, люди делают скворечники. Вы с родителями тоже будите делать скворечники и развешивать их на деревьях. А сейчас послушайте ещё одно стихотворение: (читает ребёнок).
Ребенок: Готовы скворечники,
Можно селиться,
Готовы дома – терема!
Летите – летите
Веселые птицы
Скорей занимайте дома!
Весна: Лес-это самый большой птичий дом. Каких птиц можно услышать в лесу? Давайте послушаем голоса птиц и попробуем ответить на этот вопрос. (Слушание аудиозаписи с голосами птиц.)
Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:
Ребенок: «Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите».
Хоровод: _________________________________________________________________
Воспитатель: Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. Кроме печеных птичек, на праздник Сороки делали еще птички-закрутки, которыми люди украшали свои дома, ветви деревьев. Обычно этих птичек делали дети. Вот и мы с вами, ребята, сейчас будем делать таких птичек.
(Проходят за столы)
Совместная творческая деятельность. Вам предлагается солёное тесто. (Объяснение лепки из солёного теста.)
Весна: Молодцы, ребята, вы все очень старались. Посмотрите, какие замечательные птички у нас получились! В старину говорили, что доброе дело без награды не останется.
Попало ваше тесто в горячее место.
Попало –не пропало!
Жаворонками стало.
Мне пора уходить, но я с вами еще не прощаюсь. До свидание ребята. (уходит)
Воспитатель: Вот и встретили с вами птиц, и повеселились, и потанцевали. И Весну- Красну повстречали. А в какие игры мы с вами играли? а танцы какие заводили? (Хороводы) Что узнали нового? (ответы детей) А какие птички красивые у нас, как они называются? (жаворонки).
Давайте попрощаемся, скажем гостям спасибо за сотрудничество. До свидания!
Выход детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний сценарий для старшей группы
«Рукавички- невелички» новогодний праздник в старшей группе.Дети заходят под музыку в музыкальный зал и встают вокруг елки.Вед: ждали праздника мы долго, наконец, пришла зима...
Сценарий для старшей группы, посвящённый празднику 8 марта
"Что везёт кораблик?"...
Сценарий для старшей группы "Осенняя ярмарка"
Главные герои взрослые:СкоморохБарыняПугалоГлавные герои дети:Продавцы товаровГерои инсценировки сказки " Репка"...
Сценарий праздника, старшая группа "День – 8 Марта"
(Дети заходят в зал под фонограмму «Песенка мамонтёнка», становятся полукругом). Ведущий:Звонко капают капелиВозле нашего окнаПтицы весело запели:«Чив-чив-чив, пришла весна!»....
Компилятивный сценарий для старшей группы "Волшебные окошки Осени - 2014"
Много авторского материала....
« Осень в гости просим» Сценарий утренника - старшая группа.
Сценарий утреника-старшая группа...
"Большое доброе дело» Сценарий праздника старшей группы «Слоники» для подшефных из второй младшей группы
Ребята из старшей группы «Слоники» через год пойдут в школу и станут совсем взрослыми.Мы с ними учимся делать добрые дела. И сегодня мы хотим сделать одно большое доброе дело — порад...