Музыкально – познавательное развлечение на тему «Времена года»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Борисенко Наталья Евгеньевна

Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_muz.lit_._razvlechenie_maslenitsa.docx41.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Музыкально-литературного развлечения по теме «Масленица»

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

        

Воспитатели: Борисенко Н.Е.

Март 2016г.

Организация непрерывной образовательной  деятельности детей в подготовительной группе

по теме «МАСЛЕНИЦА»  

Автор конспекта НОД: Борисенко Н.Е.

Дата «10» марта 2016г.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Приобщать детей к народному творчеству, музыкальной культуре.

Задачи:

1. Воспитательные - Воспитывать художественно – эстетический вкус, дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей. Привлечь к активному участию в подготовке к празднику и его проведению. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

2. Развивающие - Способствовать развитию навыков игры на русских народных музыкальных инструментах - деревянных ложках, трещотках, колокольчиках, бубнах.

3. Обучающие - Обучать музыкально - ритмическим   движениям на основе русских народных плясок.

Методы и приемы:

  1. Словесные: рассказ педагогов и героев о празднике Масленицы, художественное слово, пословицы.
  2. Наглядные: блины, чучело Масленицы, герои (Баба Яга, Снеговик, Чёрт, Емеля)
  3. Практические: пение песен, частушек, закличек, подвижные игры, танцы.

Образовательные области в интеграции:

ОО «Познавательное развитие»: формирование представления детей о празднике «Масленица», традициях и обычаях празднования Масленицы.

ОО «Речевое развитие»: владение речью как средством общения, обогащению активного словаря: разучивание закличек, частушек, пословиц, песен.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: пение масленичных песен,  пение частушек.

ОО «Физическое развитие»: перетягивание каната, эстафета с обручами, подвижная игра «Солнце», разучивание русского народного танца «Ложкари», разучивание русского народного танца.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда: Реквизит для праздника -  самовар, блины, чучело Масленицы, венки для подвижной игры «Солнце», канат, обручи, деревянные ложки, трещотки, бубны, муз. аппаратура, костюмы героев, лавки, покрытые ткаными половиками, стол, покрытый скатертью, костюмы для педагогов и детей русские народные платки.

Литература:

  1. Программа «Детство»
  2. Т. А. Бударина,
  3. О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», стр. 157.
  4. Интернет -  ресурсы.

Структура НОД

Содержание НОД

Образовательная область

Вид

деятельности

Формы

работы

Образовательные цели и задачи

Вводная

 часть

Ведущая1
Что ни лес, ни трава расстилается, 
Под ногами лежат расстояньица, 
Неоглядны российские стороны, 
Ох, и буйны русские головы! 

Ведущая 2

А земля-то духом объятая, 
А Россия - людьми то богатая! 
Что ни лес, ни трава расстилается, 
Праздник Масленицы …. НАЧИНАЕТСЯ!!! 

Ведущая 1
Не шутки ради или приличия, 
А по русскому обычаю 
Собраться всем предложено 
На гулянье да на игрище! 

Ведущая 2

Ручейки-хороводы водить, 
Веселиться, играть, 
Песни звонкие петь – 
Масленицу, да Весну встречать! 

ОО «Речевое развитие»;

ОО «Художественно-эстетическое развитие»;

Художественное слово

Приглашение к началу праздника

Основная часть

Все дети:

Весна красна

На чём пришла,

На жёрдочках,

На бороздочках

Кулики, жаворонки,

Прилетайте к нам в ладонки!

Весну встречаем, зиму провожаем,

Зиму провожаем, танец ей подарим!

 Звучит фонограмма «У леса на опушке…» 
Появляется Баба-Яга, одетая Масленицей

 Баба Яга: Здорово, люди добрые! Привет вам от Лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полёте! Когда к вам спешила! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка. 

Ведущая 1.   Да, какая  же, ты Маслёнка? Масленица у нас уже есть (показывает на чучело) 

Баба Яга: - Фу, какая страшная. Вы посмотрите на меня, и вот эдак и вот так…
Ведущая 2.   Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?

гостинцы.

Баба Яга: Это у меня-то? Да! Во, глядите! 
(Показывает и читает.) Назначается долгожданной Масленицей на 2016 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу.) 

Ведущая1.  Уходите, мы вас Масленицей принять не можем! 

Баба Яга: Я ведь не с пустыми руками пришла, а с гостинцами. Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Такое меню вам к празднику приготовила, пальчики оближешь, ух! 
(Читает) На первое суп-санте на холодной воде. 
Крупинки за крупинкой гоняются с дубинкой. 
На второе пирог-начинка из лягушачьих ног. 
С луком, с перцем, с собачьим сердцем. 
На третье, значит, сладкое, да сказать по правде, такое гадкое:

Ведущая 2.  Да, вот это у тебя меню! Нам этого не хочется. Баба Яга, а не поможешь ли с нами на весь мир блинов напечь?

Баба Яга: Отчего бы не напечь, коли печка имеется!

Ведущая 1: печка тут нам не помощник, для всего мира солнышко постарается! Вставай в круг, будем солнце звать, тебя солнцем величать!

Игра с Солнцем. 
Ход игры. В центре круга – «Солнце» (Баба Яга пускает по кругу 2 венка, дети поют закличку, на ком заклика заканчивается, те дети встают в круг и танцуют). Дети в хороводе идут поют и передают венки

Гори, солнце ярче – 
Лето будет жарче, 
А зима теплее, 
А весна милее. 

Баба Яга: А вы сами-то что-нибудь про Масленицу знаете? 

ВСЕ. да! 

Ведущий 2: А Ты Баба Яга посмотри, да послушай, как ребята Масленицу празднуют! 

Дети поют песню « Ой, да масленица!»)

Ведущий1: Наш сегодняшний праздник посвящен проводам зимы и называется Масленица. Маслена - честная, веселая, широкая — так называли неделю перед Великим постом на Руси.

Ведущая 2: в понедельник мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем: – Реки сметанные, горы блинные! 

Ведущая 1. Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться! 

Песня «Выход Масленицы»  въезжает Масленица. 

Ведущая 2:  – Подходи, честной народ! Начинаем хоровод!

  

Ведущая 1:Со вторника на Руси был ЗАИГРЫШ! 

Ведущий 2:

Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех! 
– Начинаем панораму удивительных потех! 

Ведущий 1:
Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!
Десять слева, десять справа, только мускулы трещат! 

Игра “перетягивание каната”. Команды “Богатыри” и “Силачи”. 

Ведущая 2: А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки- расписные пряники.

Дети поют песню “Ой, блины, блины”, инсценируют её. 

 В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками. 

Ведущий 1: А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу! 
1. Делу время,.......... (отвечают:...потехе час) 
2. Землю красит солнце, ................а человека.... труд. 

Ведущий 2: 3. Терпение и труд...................... все перетрут 
4. Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь 
5. Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей 

Ведущий 1: 
 День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни. 
Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт! 

Ведущая 2:

 Что за славный денёк! 
Собирайся народ! 
Будем петь да плясать, да частушки распевать! 

Частушечники (все):

Мы частушки сочиняли 
Можем их пропеть для Вас. 
Мы для вас споём, сыграем, 
Попросите только нас! 

1)У кумы была сестрица 
Печь блины-то мастерица. 
Напекла их кучек шесть 
Семерым их не поесть. 

2) Сели четверо за стол 
Дали душеньке простор. 
Друг на друга поглядели… 
И блины-то все поели! 

3)Мы с подружкою гуляли 
Сыром гору налепляли 
Всю блинами устилали, 
Сверху маслом поливали! 
Солнце красное зашло, 
Возвращаемся в село. 

Баба Яга: Посмотрите на меня,

Ну, чем я не красавица?

Моя девичья краса

Не может не понравиться!

Я – девчушка хоть куда,

Не совсем еще стара:

Триста лет отроду

Не портят мне погоду!

4) С наступленьем воскресенья 
Просим мы у всех прощенья. 
Наши добрые стремленья 
Вызывают восхищенье. 

5)На прощанье весь народ 
Масленицу подожжет. 
Разгорайся поскорей, 
Чтоб жилось нам веселей! 

Частушечники (все):

 Хорошо частушки пели, 
Хорошо потопали. 
Мы бы очень все хотели, 
Чтобы все похлопали. 

Ведущая 1: А сейчас пришла пора 
Поиграть нам детвора! 

ИГРА    «Бегс обручем» - играют дети (обручи, в них помещаются двое детей, бегают эстафету)


Ведущая 2 : – Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять! 
Пятница - тещины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Ведущая 1: – А в субботу не безделки – золовкины посиделки! 
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. 

Ведущая – Баба Яга, а чудеса ты умеешь делать? Пригласи кого-нибудь из сказки?

Баба Яга – У меня есть волшебные сапоги…

«Мой волшебный сапожок, становись на каблучок, вправо-влево повернись, что скажу, то появись! ( приглашает детей в круг)

На площадке появляется «Черт», Снеговик, (родители.)

Черт: Ужас! Что это твориться?

Что за проводы Зимы?

Насмерть с вами буду биться!

Гнать вы Зиму не должны!

Снеговик! Любезный друг!

К нам, на помощь! Помоги-и!

Ты один из верных слуг

Нашей матушки Зимы!

Снеговик: О-хо-хо-иду-иду,

Коль смогу, так помогу.

Ух-ты! Ну-ты!

Апчхи! Ножки гнуты!

Ой, погодка упекла

Плохи нынешни дела!

Все кругом течет и тает

Я худею с каждым днем,

Ярче солнышко играет

Ну, да что мне проку в том!

Мне поможет лишь одна-

Наша матушка- Зима!

Снеговик теряет варежку. Проводится игра «Догони варежку».

Черт: Вот, дружок. Вот эти дети проводить спешат Зиму.

Ну, теперь дела их плохи,

Я в пеньки их превращу!

Снеговик: Их не нужно превращать

Этих деток всех щекоткой

Можно больше напугать.

Ну, давайте, их тащите,

В Лес морозный волоките!

Пытаются поймать и связать детей. Издалека слышен звук гармошки. Фонограмма песни «Коробушка».

Черт: Черта-с два мы тут успели

Слышу я гармонь Емели!

Появляется Емеля.

Ведущая 1: Выручай Емеля нас!

Рушится весь праздник!

Ведущая 2: Эй, Емеля не робей!

Дай по шее разик!

Снеговик: Ветры, бури, ураганы!

К нам на помощь!

Черт: Хулиганы!

Емеля: Ой, как много здесь ребят, на меня они глядят! Здравствуйте, люди добрые, здравствуй, дорогая Масленица (кланяется чучелу) и красна девица (кланяется Бабе Яге).

Баба Яга – Здравствуй,  Емеля-дружок! (смущается).

Емеля – Есть ли у вас пирожок, я проголодался, пока до вас добирался!

Баба Яга –  Прежде чем пироги получать, надо для гостей сплясать

Емеля – Неохота, да и ноги не идут!

Баба Яга – А   ты волшебные слова скажи, твои ноги сами в пляс пойдут.

Емеля обращается к героям – «По – щучьему велению, по моему хотению, танцуйте да пляшите, коли жить хотите. (русская народная мелодия).

Дети пляшут танец с ложками «Ложкари»


ОО «Речевое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

ОО «Физическое развитие»

ОО«Художественно-эстетическое развитие»;

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО«Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО«Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

ОО«Художественно-эстетическое развитие»

Пение, художественное слово, танец

Подвижная игра

Пение

Рассказ педагогов о празднике Масленицы

Подвижная игра

Пение

Пословицы

Пение

Подвижная игра

Рассказ педагога о празднике Масленице

Подвижная игра

Пляска

Заключительная

часть

Ведущая 1: Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ” 
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. 

Ведущая1: 

Мальчики - одна шеренга: 
Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой. 

Девочки - другая шеренга: 
Да простит тебя Бог, и я прощаю. 

( Все кланяются друг другу). 

Ведущая 2:  А еще в воскресенье устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю. Пора  и нам Масленицу со двора провожать, да с большим почётом. Под песню «Прощай Масленица» сжигают чучело Масленицы.

Ведущая 1: Вот и солнце закатилось, 
Наша Маслена закрылась. 

Ведущая 2: Приходите снова к нам, 
Рады мы всегда гостям! 

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

Рассказ педагогов о празднике Масленицы

Проговаривание

Рассказ педагогов о празднике Масленицы

Художественное слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»...

Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...

Учебно- методическая разработка. Тема:"Время года- осень" для детей с нарушением слуха в группе 5 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами эксперименти...

Конспект интегрированного занятия по теме «Времена года: зима» для детей 3-4 года

развивать у детей понятийное мышление, умение выделять общее, классифицировать. Развивать мелкую моторику рук. ...