Викторина "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Петрова Тамара Степановна

Викторина "Путешествие по русским народным сказкам". Участвовали две команды, дети подготовительной к школе группы. Подготовили интересные вопросы по сказкам, народные игры, презентацию по сказкам, внесение волшебного сундучка, инсценирование по сказкам. В конце праздника вручили книги (сказки по слогам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam_petrova.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ начальная школа – детский сад №687 «Центр реабилитации ребёнка»

Викторина

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие по русским народным сказкам»

                                                 

                                                                                                    Составила : Петрова Т.С.

                                   Санкт-Петербург 2016год

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить узнавать сказку по заданию

2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования

3.Совершенствовать художественно – речевые навыки детей при инсценировании, умения интонацией, жестом и мимикой передавать своё отношение к содержанию произведения

Развивающие:

1.Вспомнить порядок появления героев в сказках

2.  Вспомнить прочитанные сказки;

3.Развивать у детей слуховое внимание, память, связную речь;

4. Расширять активный словарь, знания детей о сказках, активизировать устную речь;

5.Формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, отвечать на вопросы, соблюдая очередность,  умение слушать другого ребенка, не – перебивая

Воспитательные:

1.Воспитывать дружелюбие, честность в игре, справедливость, чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества

2.Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству

Методические приёмы: слушание фонограммы; беседа по вопросам: «Любите ли вы сказки?», «Почему сказки называют народными?»; вопросы командам по сказкам в словесных играх (блиц-опрос) «Знаешь ли ты?», «Из какой сказки?», «Назови героев сказки»,  “Хорошо ли ты знаешь сказки”- узнавание сказки по иллюстрации ; д/и «Волшебный сундучок»; моделирование сказок; складывание разрезных картинок с иллюстрацией сказки командой; инсценирование отрывков из сказок; ИКТ; награждение участников.

 

Материал к занятию: выставка книг со сказками; иллюстрации русских народных сказок;  волшебный сундучок с игрушками: дудочка, петух, лиса, волк; грамоты; д/и «Собери картинку из сказки»; Фонограмма песни «В мире много сказок»; модули к сказкам; шапочки (волк, лиса, заяц).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок -  «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот, петух и лиса»,  «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Царевна лягушка», «Снегурочка», «Теремок», «Крошечка - Хаврошечка», «Мужик и медведь», «Три медведя», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «Сивка – бурка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Волшебная дудочка», «Заяц – хваста».

Рассматривание иллюстраций, изготовление эмблем с названиями команд

Организационный момент.

Вед.: Здравствуйте, наши уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в этом зале. Сегодня мы с вами и конечно вместе с детьми окунёмся в мир удивительных и волшебных «Русских  народных сказок». Наше мероприятие будет проходить в виде викторины «Путешествие по русским народным сказкам». Участвуют две команды, дети подготовительной к школе группы. Давайте поприветствуем наших участников.

Заходят 2 команды под музыку «В гостях у сказки» (приветствуют гостей), капитаны представляют название своей команды:

1команда – «Колобок», девиз – добро всегда побеждает зло.

2команда – «Репка»

Вед. 1. Ребята, вы любите сказки!

2. А за что вы их любите?

3. А кто написал Р.Н.С.?

4. С каких слов обычно начинаются сказки?

5. А какими словами заканчиваются?

Ребята, мы с вами читали много разных сказок, рассматривали к ним иллюстрации. А теперь, давайте узнаем, какая из команд лучше всех знает сказки. Но в начале послушайте правила нашей викторины.

  1. Вопросы надо слушать внимательно
  2. Каждая команда будет отвечать по очереди
  3. За правильный ответ даётся жетон
  4. Чья команда наберёт большее количество жетонов, будет считаться победителем.

-Удачи вам!

И так, мы начинаем 1 раунд

Задания все сложные,
Разбиты для команд,
От слаженной работы,
Зависит результат

Вопросы: узнайте героя в сказке?

  1. Кто, в сказке, вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
  2. Кто снёс, не простое яичко, а золотое? (курочка)
  3. Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (лиса)
  4. Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки и от дедушки? (колобок)

2 раунд «Волшебный экран»

Вед.: Отправляемся друзья

           В чудо сказку – вы и я

           Здесь экран волшебный есть

           Сказок тут не перечесть

Узнай героя из сказки?

1.Из чего служивый солдат сварил кашу?

2.Сколько братьев искали себе невесту?

3.Кто не хотел прыгать через огонь?

4.Кто первый нашёл теремок?

Узнай сказку по иллюстрации?

1.Лиса и журавль

2.Крошечка – Хаврошечка

3.Мужик и медведь

4.Три медведя

5.По щучьему веленью

6.Маша и медведь

Минутка отдыха: Ох, засиделись ребятишки, и девчонки и мальчишки. Скажите, какой любимый летательный аппарат (ступа и метла) у Бабы Яги? Проводится сказочная эстафета «Баба Яга» (бег с метлой)

3 Раунд. Разрезные картинки по сказкам (Морозко, Мальчик с пальчик)

Командам необходимо выполнить коллективное творческое задание собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

Вед.   Был кощей вчера в гостях

          Что наделал просто – Ах!

          Все картинки перепутал

          Сказки все мои он спутал

          Вы ребята картинки соберите

          И сказку назовите.

4 Раунд. Волшебный сундучок (выносится под музыку из передачи «Что, где, когда»). В нём лежат игрушки (дудочка, петух, лиса, волк).

Вед.: А теперь сказки придут из этого волшебного сундучка.

  1. Какой музыкальный инструмент сделал отец из камыша? (волшебная дудочка)
  2. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки? (петух)
  3. Кто унёс петуха за тёмные леса, за высокие горы? (лиса)
  4. Кто пел изменённым голосом: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритесь, отворитесь…»? (волк)

Музыкальная пауза. Проводится русская народная игра «Солнышко»

Р.н. игра "Солнышко".

( один ребёнок с солнышком в руках стоит в центре круга)

Солнышко, солнышко (руками делают фонарики)

Выгляни в окошечко (ладони ко лбу)

Где твои детки? (протягивают руки вперёд)

Сидят на загнетке (руки полочкой)

Лепёшки валяют (мягкие движения кистями, то одна сверху, то другая)

Тебя дожидают (руки в стороны)    Дети убегают, Солнышко ловит.

5 Раунд. Перевёртыши из сказок

Вед. Ребята, я целую неделю, читала сказки, но не всё запомнила. А вы слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я ошибусь.

        Вопросы 1команде:

1.Сестрица – Алёнушка и братец – Никитушка (Иванушка)

2. Иван - Царевич и зелёный волк (серый)

 3.По собачьему веленью (Щучьему)

Вопросы 2 команде:

1.Сивка – мурка (бурка)

2.Гуси – вороны (лебеди)

3.Царевна – индюшка (лягушка)

6 Раунд  Моделирование по сказкам

Сказки «Колобок», «Репка»

Выложить на фланелеграфе последовательность героев участвующих в этих сказках (модули героев).

Музыкальная пауза. Р.Н.игра «Ванюшка»

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперёд

И поехал в огород

7 Раунд Инсценировка сказок (выходят дети в масках – шапках, читают отрывки из сказок поочерёдно для каждой команды)

Вед. Каждая команда должна показать отрывок из сказки, одна команда показывает, другая узнаёт и называет сказку.

1команда (отрывок из сказки «Лисичка сестричка и серый волк)

дравствуй, сестрица! Что кушаешь?

-Рыбку, здравствуй, братец.

-Дай мне хоть одну

-Налови сам и кушай.

-Я не умею.

-Ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост, в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка и мала и велика…»

2команда (отрывок «Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост»)

-Я боялся всего целый год, а теперь я вырос.

-Никого я не боюсь!

1 заяц: Эй ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

-И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

-Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…

2 заяц: Ах, какой смешной заяц!

3 заяц: Ах, какой он глупый!

Волк: «Э, брат, погоди, вот тебя – то я и съем!»

Дети уходят за ширму переодеться к инсценировке

Вед. Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому, что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

*«Спасите, нас съел серый волк» (козлята)

*«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)

*«Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк)

*«Помогите, мой брат превратился в козлёночка» (Алёнушка)

*«Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)

*»Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)

Подведение итогов викторины. Награждение участников.

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей) А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

В заключении звучит фонограмма «В мире много сказок грустных и смешных»

 

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....