"Емельяны-накрути бураны"
материал (старшая группа) на тему

Чернова Ольга Дмитриевна

Развлечение для воспитанников старшего дошкольного возраста на фольклорном материале

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emelyany-nakruti_burany.docx178.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение

для детей старшего дошкольного возраста

00038699

                             

                               Сценарий О. Д.Черновой,

музыкального руководителя

МБДОУ «Детский сад №1 «Колосок» с. Топки

Кемеровской области

Развлечение «Емельяны – накрути бураны»  проводится в любой из дней  Емелиной недели (с 21.01 по 28.01).

Музыкальный зал оформляется под  русскую горницу. В углу стоит стол  с самоваром и пирогами. Гостей встречает Ведущая, она же Хозяйка. Звучит русская  народная плясовая «Чтой-то звон».

Хозяйка. «Говорят, раньше на Земле Зимы и в помине не было. Целый год крестьянину работа. Только урожай уберет – снова землю паши да засевай. Спины не разогнуть! Но вот стало на земле холодать. То в одном краю, то в другом. Это Зима-холодунья на свете  объявилась. Пошла себе дом выбирать.

Куда ни придет Зима, встречают её с поклоном, да долго  не задерживают. Так и до наших мест Зима добралась.

Народ у нас гостеприимный, рады все радёшеньки. Ни сеять, ни жать не надо – лежи себе на печи да жуй калачи! Зима-то ведь с подарками пришла. Покрывало из снега на поля накинула. Речки и озера льдом затянула. Ребятишкам раздолье! На коньках, на лыжах катаются, в снежки играют, крепости снежные строят».

А долгими зимними вечерами, когда за окном метель да вьюга, хорошо посидеть у теплой печки да сказки-небылицы послушать.  

Звучит русская народная плясовая «Барыня».

Хозяйка. На «Емельяны-накрути бураны» самое время языками помолоть. Не зря раньше говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя!» Вот я и начну!

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Хозяйка (обращается к мальчику). Где ты, брат Иван?

Мальчик.  В горнице.

Хозяйка. А что делаешь?

Мальчик.  Помогаю Петру.

Хозяйка. А Петр что делает?

Мальчик. Да на печи лежит.

Хозяйка (обращается к другому мальчику). Петя, ты пирог съел?

Мальчик. Нет, не я.

Хозяйка. А ещё хочешь?

Мальчик. Хочу!

Хозяйка (обращается к третьему мальчику). А Федя-то наш сердитый какой сидит! Федул, что губы надул?

Мальчик. Да кафтан прожег.

Хозяйка. Починить можно?

Мальчик. Да иглы нет.

Хозяйка. А велика ли дыра?

Мальчик. Да один ворот остался.

На середину зала выходят девочки и мальчики (группами по три человека).

Дети исполняют несколько дразнилок,  попеременно обращаясь друг к другу:

Девочки.

Наш Петя тоненький, как яровая соломинка,

А в лапотки обуется, как пузырь надуется.

Мальчики.

Дуня-пышка на улицу вышла, на кочку села, комарика съела.  

Девочки.

А Иван-болван с колокольни упал!

Мальчики.

Акулина свысока придавила гусака. Гусак пищит, сто рублей тащит.

Девочки.

Ванька сел на порог, да штаны прожег!

Мальчики.

Дунька-Дунька, вздуй огня,  поцелуй скорей меня!

Девочки.

Коля, Коля, Николай, сядь под лавку да залай.

Хозяйка (звенит колокольчиком.)

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Расшумелись, удальцы!

А печка нетоплена, дров в доме нету…

Натаскать надобно!

Исполняется хоровод «Вдоль по улице метелица метет»

  1. Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Припев:

       Ой, жги, жги, жги, говори:

       «Скоро все она дорожки заметет!»

  1. Запряжемте-ка мы в сани лошадей,

 В лес поедем за дровами поскорей.

Припев:

       Ой, жги, жги, жги, говори:

       «В лес поедем за дровами поскорей!»

  1. Топорами мы ударим дружно в лад,

Только щепочки по лесу полетят.

Припев:

       Ой, жги, жги, жги, говори:

       «Только щепочки по лесу полетят!»

  1. А из леса мы тихонечко пойдем,

А руками - то прихлопывать начнем.

Припев:

       Ой, жги, жги, жги, говори:

       «А руками-то прихлопывать начнем!»

  1. А ногами-то притопывать все враз:

«Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!»

       Ой, жги, жги, жги, говори:

       «Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!» »

Хозяйка. Ух! Ух! На лавку бух! (дети садятся на стульчики)

Ох, прозябли от работы! Поиграть теперь охота!

Аттракцион для мальчиков «Вбей гвоздь в дощечку»

Командная эстафета для девочек «Наноси воды в бочку»

(носят воду маленькими ведерками в большое ведро)

Хозяйка (ударяет в деревянные ложки и говорит):

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На середину зала выходят девочка и мальчик и ведут диалог:

        – Куда, Фома, едешь, куда погоняешь?

–  Еду сено косить.

–  На что тебе сено?

–  Коровок кормить.

–  На что тебе коровы?

–  Молоко доить.

–  А зачем молоко?

–  Ребяток кормить.

Хозяйка. Ну, ты как наш Сидор.

Русская народная песня «Живет Сидор на краю» (исполняют дети)

После исполнения песни дети садятся на стульчики. Один мальчик отходит в угол и берет в руки игрушечного медведя.

Мальчик. Ой, ой-ой! Я медведя поймал!

Хозяйка. Так веди сюда!

Мальчик. Не идет!

Хозяйка. Так сам иди!

Мальчик. Не пускает!

Хозяйка. Вот ведь незадача! А тут ещё Махонька заболела!

Песня-игра «Махонька»

(Ударение  в слове «махонька» ставится на второй слог.)

  Махоньке повязывают некрасивый платок, она ложится боком на лавочку, поудобнее устраиваясь  на красивой и пышной подушке.

1.Махонька, махонька моя!                   Дети идут по кругу, в центре на

Уж ты, махонька ты, махонькая,         лавочке лежит «Махонька» 

У махоньки головка болит,

Живот сердцу работать не велит.

Кума. Здорово, кум!

Кум. Здорово, кума! Как дела?

Кума. Махонька заболела.

2.Махонька, махонька моя!                   Дети идут по кругу, в центре на

Уж ты, махонька ты, махонькая,         лавочке лежит  «Махонька» 

У махоньки головка болит,

Живот сердцу работать не велит.

Кум. Махоньку лечить надо!

Дети. Лечим! Не помогает!

3.Махонька, махонька моя!                   Дети идут по кругу, в центре на

Уж ты, махонька ты, махонькая,         лавочке лежит «Махонька» 

У махоньки головка болит,

Живот сердцу работать не велит.

Кум. Надо идти к доктору!

Дети. Ходили, не помогает!

4.Махонька, махонька моя!                   Дети идут по кругу, в центре на

Уж ты, махонька ты, махонькая,         лавочке лежит «Махонька» 

У махоньки головка болит,

Живот сердцу работать не велит.

Кум. Надо Махоньку работой лечить!

Махонька вскакивает и с криком убегает. 

Хозяйка. Ну и пусть бежит, а мы  дальше играть будем!

Игра «Комарики»

Игру первый раз проводит Хозяйка, а потом  Комар (ребенок в костюме Комара).

Царики, дарики!

Злые комарики

Вилися, кружилися                    

В ушко вцепилися!        

З-з-з...

                 

Кусь!

Дети, сидя на местах, взмахивают кистями рук.

Показывают «фонарики»,

то поднимая руки, то опуская их.

Вытягивают руки вперед и быстро перебирают пальцами

Закрывают ладонями уши.

Хозяйка. Хорошо ты, Комар, с детьми играл. Оставайся у нас, гостем будешь! А вот и жук прилетел! Да не один!

Сценка «Жуки»

Первый жук бегает по залу, «летает» (взмахивает крыльями)  и жужжит.

Хозяйка. Жук летает и кружит, свою песенку жужжит.

1 Жук. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я летаю и жужжу!

Второй жук бегает вокруг цветов, взмахивает крыльями и  жужжит.

Хозяйка. Он к цветочку подлетал и над ним кружиться стал.

2 Жук. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, над цветами я кружу!

Третий жук бегает по залу, падает на спину, машет «лапками» и жужжит.

Хозяйка. Жук на спинку упал, лапками заболтал.

3 Жук. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на спинке лежу!

К нему подбегают два жука и тоже жужжат. 

Хозяйка. Жуки жужжат, стараются, к нам в гости собираются. Заходите! Будем в «редечку» играть!

Игра «Редечка»

Описание игры: дети, изображая «грядку с редькой»,  стоят   друг за другом, обхватив впереди стоящего ребенка за плечи. Их задача – после слов «Так тяни!» никого не выпустить из колонны.

Слуга. Стук-бряк у ворот…

Дети. Кого ветер приволок?

Слуга. Наш барин с печки упал, трех мышей раздавил, редечки захотелось.

Дети. Так тяни!

Все, кого слуга-водящий вытянет из колонны, начинают ему помогать.  Последний оставшийся на грядке игрок становится водящим. 

Хозяйка. Ну, всё, ребята! Будет вам, будет! Всех тараканов распугали! Да и стучится кто-то.

Раздается стук в дверь. В зал в верхней одежде входит Гостья. Одежда ее припорошена снегом.

Гостья. Здравствуйте, хозяева!

Вот ведь Емельяны-закрути бураны!

Без рук, без ног по полю рыщут, поют да свищут,

Деревья ломают, к земле приклоняют.

Закружили всё, завьюжили!

Такой буран на улице, еле до вас добралась!

Хозяйка. А с чем пришла-то?

Гостья. С песней веселой. Подпоете мне?

Дети. Подпоем!

Дети  встают вокруг Гостьи и вместе с ней поют веселую народную песню.

Русская народная песня «Горенка» 

1.Горенка, горенка, горенка моя,

Как во горенке печка кирпичистая.

2. Во горенке печка кирпичистая,

А в печке печурочки золоченные.

3. Во печке печурочки золоченные,

А все столы-то в горнице точеные.

4. Ой, будет вам, будет по горенке ходить,
   Ой, будет вам, будет лапти новые носить.

5.Кто лапти сплел, тот домой ушел,

И вам пора  долой со двора. 

Хозяйка. Спасибо, гостьюшка, за песню. А теперь садись да погрейся. Языками молоть будем.

Гостья. Как Емелина-то неделя у вас прошла?

Хозяйка. Сейчас расскажем!

Дети. Мы без дела не сидели,

В оконце по-пустому не глядели,

В потолочек день-деньской не плевали,

Ворон на улице не считали.

Пели да ткали, шили-вышивали,

Языки чесали, про Емелю со щукою вспоминали.

Инсценировка любого небольшого фрагмента сказки «По щучьему веленью».

Хозяйка. Делу –  время, потехе – час. Вот и кончился наш сказ.

Быль это или небывальщина, про то не ведаем, но хочешь – верь, хочешь – не верь, а  беседушке нашей сегодня конец…  А кому мало – начни сначала!

Девочка. А что, и начнем. С самого начала! Даша, запевай!

Частушки

1.Заиграли музыканты

И пустились ноги в пляс,

Сочинили мы частушки,

Пропоем для вас сейчас.

2. Емельяновы бураны

Все пути перемели,

На Емелину неделю

Языком мели, мели. ©

3. Я пою и всё пою,

А плясать боюся,

Каблучками стукну щас,

Может, разойдуся.

4. В Емельяновы бураны

Шла я мимо озера,

Посередке озера

Ноги отморозила. ©

5. Ай да ты! Ай да я!

Ай да барыня моя!

Барыня ты, барыня!

Попляши, сударыня!

6. Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая,

Ну, а я тогда в кого ж?

7. Говорят, я боевая,

Боевая – не позор,

Боевую больше любят

За веселый разговор.

8. Ничего, что я мала,

Ничего, что резва,

На печи в углу спала,

В валенок залезла.

9.На дворе метели вой,

Сунусь в печку головой,

Там и пышки, и лепешки,

Мы покушаем с тобой. ©

10. Емельяновы бураны

Забуранили дома,

Как метели заметелят,

Мы споем еще тогда. ©

Дети хором говорят: «До свидания!» и под веселую плясовую «Светит месяц»  уходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа Р.С.Буре "Дружные ребята"

перспективное планирование...

Презентация про бурых медведей

В презентации рассказывается о жизни бурого медведя в природе....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Авторский проект «Снегирь белощёкий и бурый, уссурийский и оранжевый »

Проект о чудесной птице, ее видах и местах обитания....

Презентация Дикие животные "Бурый медведь"

Презентация "Бурый медведь"....

Конспект рассматривания дидактической картины «Бурый медведь. Зима» Тема занятия: «Бурый медведь. Зима».

Конспект рассматривания дидактической картины «Бурый медведь. Зима» Тема занятия: «Бурый медведь. Зима».Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: Расширять и уточнять...