Рассматривание с детьми старшего дошкольного возраста иллюстрации с изображением иконы «Рождество Христово».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме
Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов при подготовке к празднику "Рождество Христово". Может использоваться как на занятиях, так и вне учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассматривание с детьми старшего дошкольного возраста иллюстрации с изображением иконы «Рождество Христово».
Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- повторить с детьми сцену Рождества Христова;
- продолжать учить детей находить в картине главное и второстепенное;
- продолжать учить отвечать на вопросы, давать ответ развёрнутым предложением.
Развивающие:
- Развивать общий кругозор детей;
- Развивать коммуникативные навыки детей
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русской народной культуре;
- Воспитывать любовь к живописи.
Материалы для проведения: стулья по количеству детей, иллюстрация иконы «Рождество Христово».
Ход беседы:
Воспитатель: О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, а также из икон Рождества Христова. Давайте подробнее рассмотрим одну из них! Скажите мне, пожалуйста, какого цвета больше всего на нашей иллюстрации?
Дети: На ней больше всего красного цвета.
Воспитатель: Правильно. Красный цвет – символ торжественности момента. Кого мы видим в центре иконы?
Дети: В центре иконы мы видим маму Христа.
Воспитатель: Верно, только правильно говорить – Богородица, от слов Бог и Рожать. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура здесь самая большая. Это не случайно, – ведь именно благодаря Ей произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир. Как вы думаете, любит она своего сына?
Дети: Да, она любит своего сына.
Воспитатель: Тогда получается очень странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Почему же она смотрит не на Него?
Дети: (Высказывают предположения).
Воспитатель: Перед нами иллюстрация с изображением иконы, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лица Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого, нашей просительницей перед Ним, и что мы можем обращаться к Ней со своими просьбами. Кого мы видим рядом с Богородицей?
Дети: Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа.
Воспитатель: Где он лежит? Куда его положили?
Дети: Он лежит в кроватке.
Воспитатель: Не совсем точно. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Ясли – это кормушка для животных. Вы же помните, ребята, что Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы. Какая по величине фигурка Христа?
Дети: Фигурка маленького Христа самая маленькая на иллюстрации.
Воспитатель: Какие вы внимательные! Как его нарисовал автор? В чём он?
Дети: Он туго завернут в пеленки и кажется беспомощным.
Воспитатель: В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала. Посмотрите внимательно, куда указывает Вифлеемская звезда?
Дети: Она указывает на фигурку младенца.
Воспитатель: Вифлеемская звезда привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели! Кто изображён вверху слева и справа?
Дети: Вверху слева и справа мы видим ангелов.
Воспитатель: Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Кто из вас помнит, кто первым из людей узнал о рождении Христа?
Дети: Первыми из людей узнали об этом пастухи.
Воспитатель: Правильно. Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает им чудесную новость. А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Кто помнит, что обозначает слово ВОЛХВЫ?
Дети: Волхвы – это мудрецы.
Воспитатель: Прекрасно. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну. Как вы думаете, почему волхвы и пастухи изображены отдельно друг от друга?
Дети: (Высказывают свои мнения).
Воспитатель: Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют разные народы. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому – христианам. И, наконец, что мы видим в нижней части иконы?
Дети: В нижней части мы видим двух женщин. Мы думаем, что они собираются купать маленького Христа.
Воспитатель: Это представлено омовение Младенца Христа. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку. Вот, друзья, и мы с вами, как волхвы, совершили маленькое путешествие, рассматривая икону Рождества Христова.
С Рождеством Христовым вас, дорогие мальчики и девочки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979291-1511865616.jpg)
конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по основам православной культуры на тему "Рождество Христово"
материал может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста в воскресной школе и семейном детском саду...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/18/picture-726588-1450453677.jpg)
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста познавательно - речевого развития «Рождество»
Тема: «Рождество»Цель:Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника;дать представление о его значении.Задачи: Обучающая: Формировать духовно ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-914248-1491740856.jpg)
План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год).
План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253214-1368276214.jpg)
Использование кейс-иллюстраций в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Представлена возможностьт применения кейс-технологий в дошкольном учреждении...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-303048-1380127535.jpg)
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве Христовом Как рассказать детям о Рождестве Христовом?
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве ХристовомКак рассказать детям о Рождестве Христовом?...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1304974-1611120319.jpg)
Нетрадиционная техника изображения с детьми старшего дошкольного возраста «Аппликация из нитей».
Аппликация из нитей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-914248-1491740856.jpg)
План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год).
План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год)....