Сценарий развлечения, по социально - коммуникативному развитию в старшей группе «Посиделки в горнице»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Никитина Олеся Ивановна

Программное содержание:

1.      Приобщить детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным игровым фольклором.

2.      Развивать интерес к традициям своего народа, развивать эстетический вкус, музыкальное творчество.

3.      Учить детей видеть и ценить красоту народного творчества.

4.      Осуществлять гендерный подход в воспитании,  через русское народное творчество.

5.      Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_posidelki_v_gornitse.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения, по социально - коммуникативному развитию

в старшей группе «Посиделки в горнице»

Программное содержание:

  1. Приобщить детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным игровым фольклором.
  2. Развивать интерес к традициям своего народа, развивать эстетический вкус, музыкальное творчество.
  3. Учить детей видеть и ценить красоту народного творчества.
  4. Осуществлять гендерный подход в воспитании,  через русское народное творчество.
  5. Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Словарная работа:

Рубаха, порты, гашник, кафтан, зипун, колпак, картуз, понёва, передник, кокошник, душегрея.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Заучивание пословиц и поговорок об избе, о гостеприимстве и труде.
  3. Беседы о русских народных праздниках, о русском быте, о декоративно-прикладном искусстве.
  4. Использование народного декоративно-прикладного искусства в рисовании и лепке.
  5. Разгадывание загадок о предметах быта в русской избе.
  6. Драматизация русских народных потешек.

Оборудование:

Проектор, презентация.

Предисловие.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

 Хоть новому принадлежим!

Россия-Мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Сидят девочки на лавочках, шьют , вышивают , прядут .поют песню «Прялица».

Входят мальчики:

1 Хозяйка:                                

 Здравствуйте гости дорогие!

Веселья вам да радости

Давно вас ждём-поджидаем,

Праздник не начинаем.

2 Хозяйка:                                  

По удобнее садитесь

И с мыслями соберитесь,

Приглашают вас девчонки

В нашу русскую избёнку.

1 Хозяйка:

В старину мы вас отправим,

Вспомнить многое заставим.

Поговорки, прибаутки,

Песни разные и шутки.

2 Хозяйка:

И гостей и всех ребят приглашаем на обряд.

Как давненько наши предки совершали посиделки.

Мальчики:

В горницу вашу жаркую,

Мы пришли с подарками, (дарят девочкам платочки).

Мальчик:

Красавицы хорошие,

Красавицы пригожие .

Выйдите , попляшите,

Себя покажите.

(Девочки танцуют танец матрёшек).

Девочка:

Ох, жги- говори. Заиграли ложкари,

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все кому не лень

Ох, жги-говори, заиграли ложкари.

(Мальчики танцуют танец с ложками).

2 Хозяйка

А сейчас, сядем рядком, да поговорим ладком . в старину был обычай гостеприимства. Скажите - ка детушки, что эта за обычай , как принимают гостей ?

Ответы детей:

Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он помолясь говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба соли откушать!» 

2  Хозяйка

А ещё, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу – помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте :

Хозяин весел - и гости радостны.

Гость доволен – и хозяин рад.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Что ни есть в печи, всё на стол неси !

Много гостей - много и новостей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Как аукнется, так и откликнется.

2  Хозяйка

Запомните дети эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. 

Познавательная часть:

1 Хозяйка:

Ребята, а вы знаете, какую одежду носили  люди в старину?   Она отличалась от современной. Одежда была длинной, широкой, чтобы было удобно работать в поле,  служила для защиты от холода и жары.                                                                                                                        

Основой русского народного костюма была рубаха, носили её и мужчины и женщины.  У женщин рубаха была длинная, как платье, а у мужчин короткая. Рубахи были разных цветов: белые, синие и красные. Носили их на выпуск и подпоясывали нешироким поясом-кушаком. Рубаха  имела длинные рукава и  украшалась вышивкой.                                                          

В комплект мужской одежды входила рубаха-косоворотка,  штаны – порты, не широкие и длинные. Держались они на шнурке – гашнике, который завязывался вокруг талии.  Штаны заправляли в сапоги или обертывали онучами, длинными кусками ткани и поверх надевали лапти. Лапти привязывались к ноге специальными завязками. Лапти носили бедные люди, а богатые носили сапоги на невысоком каблуке.                                    

Традиционной верхней одеждой был кафтан и зипун. Кафтан был приталенным, с узкими рукавами, с небольшим воротником. Зипун шили из серого или коричневого  сукна. Он был до колен. Надевали его в плохую погоду или дорогу.    

 Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.  В более позднее время появился летний головной убор с козырьком, под названием картуз. Его носили предпочтительно молодые мужчины и парни.

В русском женском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, богатая она или бедная.                    

Молодые девушки носили венки, ленточки и повязки. Волосы заплетали в косу или оставляли распущенными.  Костюм молодой девушки состоял из рубахи и сарафана (платья без рукавов).                                                                                                          

Костюм замужней женщины состоял из рубахи, понёвы (нескольких юбок)  и передника, который служил защитой от загрязнения. Замужние женщины носили кокошники, шамшуры – головной убор с платком.

 В холодную погоду русские женщины надевали душегрею. Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая кофта.  Ее шили из   дорогих нарядных тканей, вышивали узорами. Как и сейчас женщины любили украшения. Носили они кольца, бусы.  

 Одежда в старину была простой, удобной и красивой.

2 Хозяйка

А какие посиделки без шуток прибауток.

Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить!

Дети обыгрывают шуток:

1.- Сена дал лошади?                          

    -Дал.

    -Напоил лошадь?

    -Напоил.

    -Так иди, запрягай!

    -А где она?

2. –Ты пирог съел?

    - нет, не я!

    - А вкусный был?

    - Очень!

3. – Где ты, брат Иван?

    -В горнице.

    -А что делаешь?

    -Помогаю Петру.

    -А Пётр что делает?

    -Да, на печи лежит.

4.-Филя есть хочешь?

   -Да , нет батюшка, я перекусил.

   -А чем перекусил?

  -Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.

5.- Федул, что губы надул?

- Да кафтан прожёг.

- Зачинить  можно

- Да иглы нет.

-А велика дыра?

-Да один ворот остался.

1 Хозяйка

Вот так позабавили! А как соберутся, добры молодцы, да красны девицы, тут и песне и частушке, место найдётся.

Дети поют частушки:

Все.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Мальчик.

Моя милая красива,

За рекой она жила ,

Захотела повидаться ,

В решете переплыла.

Девочка.

Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

Мальчик.

Я нашёл себе невесту

Говорят богатая,

Две подружки у неё,

И коза рогатая.

Девочка.

Не ругай меня мамаша

За помаду и духи,

Ведь не ты же покупала,

Покупали женихи.

Мальчик.

Мне не надо пуд гороха,

Мне б одну горошину

Мне не надо много девок,

Мне б одну хорошую.

Девочка.

Выйду, выйду я плясать,

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

Все .

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли , плохо ли.

А теперь мы всех попросим,

Что бы все похлопали.

1 девочка:

Хватит петь и танцевать, пришло время поиграть.

Петушки распетушились,

А подраться не решились,

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

(Русская народная подвижная игра,  с мальчиками «Петушки»)

2 девочка:

Галя по садочку гуляла,

И платочек Галя потеряла,

Эй, девчонки выходите,

И платочек Гали отыщите!

(Русская народная игра,  с девочками: «Галя по садочку ходила»)

3 девочка.

Ой, люли, люли, люленьки ,

Прилетели гуленьки,

Сиз голубчик прилетал,

Красну девицу искал.

(Оркестр-песня «По полю, полю»!)

4 девочка.

Ты играй, повесели,

Балалайка три струны,

Выходите-ка смелей

Не стесняйтесь плясуны!

Танец с балалайками (мальчики и девочки).

1 Хозяйка

В нашей горнице тепло,

В нашей горнице светло,

А на улице то солнце

Поглядите-ка в оконце!

Зима холодная уходит,

Масленица широкая приходит,

С блинами, с пирогами.

Да с оладьями!

А вы давно блинов не ели?

Уж блиночков захотели?

(Дети поют песню «Ой блины, блины».)

2 Хозяйка

Вам спасибо за уменье.

За улыбки , за веселье !

На прощанье в этот час,

Пирогами и блинами

Угостить хотим мы вас!

1 Хозяйка

Хорошо мы посидели, отдохнули.

Хорошо, а пока что , до свидания,

Приходите к нам ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Старшая группа.

Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Старшая группа....

Сценарий развлечения, по социально - коммуникативному развитию в средней группе «Посиделки в горнице»

Цели:Приобщить детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным игровым фольклором.Развивать интерес к традициям своего народа, развивать эстетический вкус, музыкальное тво...

статьи по 3 темам, конспекты межгрупповой совместной деятельности, сценарий развлечения по социально-коммуникативному развитию по ПДД, конспект по ПДД,комплексно-тематическое планирование для младшей группы на несколько месяцев

Статьи на темы "Игра как дидактическая техология реализации ФГОС ДО", "Развитие математических способностей старших дошкольников", "Организация групповой работы в ДОУ в ходе п...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитиюв младшей группе «Мойдодыр в гостях у нас!»

Данное занятие способствует формированию культурно-гигиенических навыков у детей, положительному отношению к здоровому образу жизни....

Занятие НОД по социально-коммуникативному развитию старшая группа «Об этикете» (старшая группа)

«Здравствуйте, ребята! К вам обращается за помощью воспитатель младшей группы. Помогите пожалуйста, детям моей группы запомнить правила поведения. Некоторые из них уже знают; здороваются при встрече, ...

Сценарий развлечения по социально-коммуникативному воспитанию с использованием музыки по теме «Дружба» в старшей группе

Сценарий развлечения по социально-коммуникативному воспитанию с использованием музыки по теме «Дружба» в старшей группе...

Сценарий фольклорного развлечения в старшей группе «Посиделки в горнице»

Расширять знания о русских народных праздниках; воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям; развивать у детей художественно-творческие способности;  развивать связн...