Праздник " Осенние посиделки"
материал (средняя группа) на тему

Жилина Ольга Леонтьевна

Праздник для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_oseni.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

с детьми среднего возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Цель:    

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
  • Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
  • Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.

Задачи по интеграции образовательных областей:


«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развитие мышления, памяти, творческой активности.
  2. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
  3. Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми, родителями и детьми  при  коллективном создании  кукол-оберегов,  на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).

 «Познавательное развитие»

  1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет Закрепить знания о традиции проведения народных посиделок.
  2. Закреплять знания об осени, как о времени года, о её приметах.
  3. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
  4. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
  5. Развитие интереса к прошлому.

       «Речевое развитие»

1.  Развитие памяти и речи детей, посредством заучивания и рассказывания стихов об осени.

2.  Вызывать желание  участвовать в  беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

3. Обогащение словарного запаса, посредством ознакомления с предметами старины.

 «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен и танцев, потешек, игр к истокам русской культуры; Через изготовление куклы-оберега, к народно- прикладному искусству.
  2. Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
  3. Вызывать эмоциональный интерес к празднику.
  4. Формировать уверенность в себе и своих возможностях, привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству песен, танцев, художественной литературы.
  5. Вызвать желание создать оберег своими руками, совместно с родителями.
  6. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

«Физическое развитие»

  1. Развивать подвижность, координацию (танцы, игры )

Предварительная работа:

Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма и куклой-оберегом, её предназначением. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты:

Музыкальный центр, декорации деревенской избы, русские народные костюмы, деревянные ложки, трещётки, бубны, свистульки, муляжи овощей и фруктов в корзине, осенние листочки, 4 красных ведёрочка, шкатулка, наборы для ручного труда.

Ход праздника:

Звучит русская народная музыка. В зале собираются родители, присаживаются за столы поставленные буквой «П», накрытые скатертями. На столах заранее разложены корзиночки или подносы с деталями для ручного труда.

 В зал входят дед и бабка. Бабка метёт избу. Дед садится на лавочку, начинает плести корзину. Бабка присаживаются к деду, берёт из корзинки спицы и нитки. Вяжет.

Дед:          Эх, бабка, глянь на улице то, темнеет. Да! Дни то короче стали! Листья вон на деревьях совсем облетели. Да и птицы уж в края далёкие улетели зимовать.

Бабка: Так ведь осень на дворе, дед! Урожай мы весь с огорода собрали. Вот и сиди теперь целыми       днями дома.

             

Дед:      И дождь вон льёт и льёт, льёт и льёт.

Бабка:  Скукотища…

Дед:       Хоть бы кто в гости зашел к нам!

Бабка:   Ох, неговори, дед. Всё бы веселее было!

Дед:        Всматривается в даль

               Вижу! Вижу!

               Бабка! К нам молодцы удалые идут!

               Девиц красных за руки ведут!

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».

В зал, парами, входят дети. Проходят по центру, кланяются,  расходятся в разные стороны и садятся. Выстраиваются в две линии. Последней входит ведущая (воспитатель группы)

Бабка:       Здравствуйте, гостюшки!

Дед:              Здравствуйте, дорогие!

Ведущая: Здравствуйте, хозяева! Ребята, давайте все вместе, дружно поздороваемся с дедушкой и бабушкой.

Дети здороваются

Бабка:      Вот молодцы , какие! Вежливые ребятки!

Ведущая: Да! Наши ребята очень доброжелательные! Они со всеми дружат, здороваются и желают добра! Вот послушайте!

ПРОВОДИТСЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

1. По дорожке мы шагаем    Дети идут по кругу взявшись за руки

 И друзей своих встречаем.                              

Здравствуй, солнце!                     Поднимают руки вверх.

Здравствуй,  речка!                      Опускают руки и плавно водят ими перед

                                                   собой вправо и влево.

Здравствуй, белая овечка!            Прикладывают кулачки на голове («рога»).

Здравствуй,  козлик!                    Приставляют указательные пальцы к             

                                                   голове.

Здравствуй,  кот!                         Мягкими движениями по очереди

Тот, что моет лапкой рот!             выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).

2. По дорожке мы шагаем             Дети идут по кругу взявшись за руки

 И друзей своих встречаем.                               

Здравствуй, белка!                      Прижимают руки к груди, опустив кисти вниз.

Здравствуй, стриж!                     Взмахивают кистями как крыльями.

Здравствуй, заинька - малыш!     Приставляют ладони к голове ( «заячьи уши»).

Здравствуйте, мои друзья!           Поднимают руку вверх и приветственно  

                                                  машут ею.

Очень рад всех видеть я!             Прижимают руки к груди и вытягивают их

                                                  вперед.

Ведущая: Ну, что? Пустите нас к себе в гости?

Бабка:      Если вы в своей тарелке…

                  И пришли к нам не на час…

Дед:          Предлагаем посиделки,

                  Провести вот здесь, сейчас.  

1 ребёнок: На завалинке в светелке

         Иль на брёвнышках каких

         Собирали посиделки

         Пожилых и молодых.

Ведущая:  При лучине ли сидели

         Иль под светлый небосвод-

         Говорили, песни пели

         Да водили хоровод.

2 ребёнок: Добрым чаем угощались,

        С медом, явно без конфет.

        Как и нынче мы общались

        Без общенья жизни нет.

Ведущая:  А играли как! В горелки!

        Ах, горелки хороши,

        Словом эти посиделки

        Были праздником души.

Бабка:       Отдых - это не безделки -

        Время игр и новостей.

        Начинаем посиделки!

        Открываем посиделки!

Все:           Для друзей и для гостей!

Дед:              Садитесь гости, будьте как дома!

Звучит музыка, дети рассаживаются на лавочки.

Бабка:       Наши посиделки посвящены осени. Будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.

Дед:                А знают ли ваши ребятки, об осени песни, стихи да загадки?

Ведущая:  Конечно, знают! Вот послушайте!

На середину выходят дети, читающие стихи.

3 ребёнок:   Вот и Осень к нам пришла.

          Листья на дорожках падают шурша.

          Тонкие осинки в лужицы глядят.

         На ветвях дождинки бусами висят.

          Лебеди лениво плещутся в пруду.

          Тихо и красиво осенью в саду.

4 ребёнок:  Стало вдруг светлее вдвое,

              Двор, как в солнечных лучах.

        Это платье золотое

              У березы на плечах...

5 ребёнок:  Утром мы во двор идем -

             Листья сыплются дождем,

             Под ногами шелестят

             И летят, летят, летят...

6 ребёнок: Пролетают паутинки

             С паучками в серединке.

             И высоко от земли

             Пролетели журавли.

             Все летят! Должно быть, это

             Улетает наше лето.                                                               

№1 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ОСЕНЬ В ЗОЛОТОЙ КОСЫНКЕ» сл. и  муз.Н.П.Бобковой

Дед:        Вот молодцы, какие! А мы с бабкой, кое, что интересное для вас припасли.

           Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем.

           Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в шкатулку собираем.

           Вот эта – наша шкатулочка-копилка (показывают)

           В ней – загадки. А отгадки в избе нашей стоят.

Бабка: Сядем рядышком на лавке,

             Вместе с вами посидим.

             Загадаем вам загадки,

             Кто смышлёный - поглядим.

Загадки

1. Хлопотун Егорка взялся за уборку,

В пляс по горнице пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (ВЕНИК)

2.Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (ПЕЧЬ)

3. Плывёт паром, уголь в нём. (УТЮГ) ПОЯСНИТЬ 

4.О чём эта история?

         Был я копан, был я топтан,

         Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

         Сколько было сил, всю семью кормил,

         Сам терпел – ничего не ел. (ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК)

5.Чернец – молодец, в красно золото залез

  До смеху хохочет, выскочить хочет

 Угадали, что это такое? (ЧУГУНОК)

6. У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

 И хотя он очень рыжий,  он не немец, не поляк,

 В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк

 Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад. (САМОВАР)

7.Новая посудина, а вся в дырах. Что это? (КАРЗИНА)

8. День спит, ночь глядит,

Утром умирает, другой сменяет (СВЕЧА)

Дед: А вот ещё одна загадка из нашей шкатулки

        «Деревянная подружка,

          Без неё мы, как без рук.

          На досуге – веселушка

          И накормит всех вокруг.

          Кашу носит прямо в рот,

          Нам обжечься не даёт». (ЛОЖКА)

 7 ребёнок: Звонкие, резные,

                    Ложки расписные!

                    От зари и до зари,

                    Веселятся ложкари!

Ведущая: Инструменты разбирайте

                 Русскую вы нам сыграйте!

№3 АНСАМБЛЬ «ЛОЖКАЕЙ»

Бабка:       А теперь пришла пора

                   Поиграть нам детвора!

Ведущая:  Ребята, выходите!

                   «Ах, вы сени», заводите!

Бабка:       Позабавились ребятки

       А вот новая загадка!

      « Вперёд идут – поют,

                   Назад идут – плачут». (ВЁДРА)

Выходят 4 девочки с ведёрочками

1 девочка: Посылали молодицу

                   Под горушку по водицу.

2 девочка: А водица далеко,

                   А ведёрко велико.

3 девочка: Наша Катя подрастёт,

                   Катя силы наберёт,

4 девочка: Станет по воду ходить,

                   Вёдра красные носить.

№4  «ВЕДЁРОЧКИ» (танец в исполнении девочек)

Дед: Вот молодцы девицы!

        А у меня для вас, готовая,

        Загадка новая!

        «Не гусак, а лапчатый

        Не кулик, а крапчатый» (КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ)

Ведущая: Листочки возьмём.

                  Станцуем и споём!

№5 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЛИСТИКИ ДУБОВЫЕ» С ДВИЖЕНИЯМИ

Дед:  Слышишь, бабка! А у нас ещё загадки остались в шкатулке?

Бабка: Кажись остались! Вот слушайте!

        «Под кустом капнёшь немножко,

             Выглянет на свет…» (КАРТОШКА)

            «Разве в огороде пусто?

              Если там растёт…» (КАПУСТА)

Дед:        Ребятки, а вы знаете, как капусту на зиму заготавливают?

Ведущая: Ещё бы! Знаете, какие наши ребята помощники!

               Да они вам сейчас сами всё покажут!

ПРОВОДИТСЯ ИГРОВОЙ МАССАЖ «КАПУСТА»

           

Бабка:        «За ботву, как за верёвку

              Можно вытянуть….»(МОРКОВКУ)

            «Не пугайтесь, если вдруг,

              Слёзы лить заставит…» (ЛУК)

            «На грядке растут молодцы,

              И зовут их…» (ОГУРЦЫ)

Ведущая: А теперь, детвора,

                 Про наш урожай спеть пора.

№6 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД»

Дед:  Ребята! А у нас с бабкой такой богатый урожай с огорода собрали!

          Вот, поглядите сами!

Дед выносит большую корзину с овощами и фруктами.

Бабка: Ой, дед! Чего же ты наделал?

Дед:      А чего я наделал?

Бабка:   Я тебе чего велела?

               Я тебе велела все овощи и фрукты по разным ящичкам разложить, а ты чего сделал?

               Ты ж всё в одну кучу свалил!

                

Ведущая: Да не расстраивайся ты, бабуля!

              Наши ребята сейчас всё исправят.

КОНКУРС «УРОЖАЙ»

Бабка:    Вот спасибо, ребятки! Выручили!

                И в кого только такие ловкие, да умелые?

Ведущая: Как в кого? Конечно же, в своих мамочек!

                  Вон они тоже к нам на посиделки пришли.

Бабка:   Так что же они сидят? Ну – ка, мамы. Выходите!

               Хоровод весёлый дружно заводите!

Ведущая: Ну, что же?! Спасибо вам, хозяева за приют! А нам пора в группу возвращаться.

Бабка:      Погодите! У меня ведь пироги в печи поспели! Угощайтесь гостьюшки!

Ведущая: Вот, спасибо! Ай, да пироги!

Бабка:      Это вам спасибо, гости дорогие!

Дед:               Порадовали стариков! Приходите к нам ещё!

ВСЕ ПРОЩАЮТСЯ

Звучит весёлая русская народная музыка. Дед и баба провожают детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Сценарий праздника "Осенние посиделки"

Сценарий фолклорного праздника для воспитанников старшей группы...

Фольклорный праздник «Осенние посиделки» в старшей, подготовительной группе

В сценарии представлены народные игры, потешки, дразнилки, частушки, хороводы...

Осенний праздник «Осенние посиделки»

Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки» для старшей группы...

сценарий осеннего праздника "Осенние посиделки" для подготовительной группы

Сценарий праздника осени «Осенние посиделки» в подготовительной группе....

Осенние праздники " Осенние посиделки"

                                            «Осенние посиделки»...

Сценарий осеннего праздника "Осенние посиделки"

Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей...