Праздник " Осенние посиделки"
материал (средняя группа) на тему

Жилина Ольга Леонтьевна

Праздник для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_oseni.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

с детьми среднего возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Цель:    

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
  • Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
  • Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.

Задачи по интеграции образовательных областей:


«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развитие мышления, памяти, творческой активности.
  2. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
  3. Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми, родителями и детьми  при  коллективном создании  кукол-оберегов,  на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).

 «Познавательное развитие»

  1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет Закрепить знания о традиции проведения народных посиделок.
  2. Закреплять знания об осени, как о времени года, о её приметах.
  3. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
  4. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
  5. Развитие интереса к прошлому.

       «Речевое развитие»

1.  Развитие памяти и речи детей, посредством заучивания и рассказывания стихов об осени.

2.  Вызывать желание  участвовать в  беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

3. Обогащение словарного запаса, посредством ознакомления с предметами старины.

 «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен и танцев, потешек, игр к истокам русской культуры; Через изготовление куклы-оберега, к народно- прикладному искусству.
  2. Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
  3. Вызывать эмоциональный интерес к празднику.
  4. Формировать уверенность в себе и своих возможностях, привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству песен, танцев, художественной литературы.
  5. Вызвать желание создать оберег своими руками, совместно с родителями.
  6. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

«Физическое развитие»

  1. Развивать подвижность, координацию (танцы, игры )

Предварительная работа:

Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма и куклой-оберегом, её предназначением. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты:

Музыкальный центр, декорации деревенской избы, русские народные костюмы, деревянные ложки, трещётки, бубны, свистульки, муляжи овощей и фруктов в корзине, осенние листочки, 4 красных ведёрочка, шкатулка, наборы для ручного труда.

Ход праздника:

Звучит русская народная музыка. В зале собираются родители, присаживаются за столы поставленные буквой «П», накрытые скатертями. На столах заранее разложены корзиночки или подносы с деталями для ручного труда.

 В зал входят дед и бабка. Бабка метёт избу. Дед садится на лавочку, начинает плести корзину. Бабка присаживаются к деду, берёт из корзинки спицы и нитки. Вяжет.

Дед:          Эх, бабка, глянь на улице то, темнеет. Да! Дни то короче стали! Листья вон на деревьях совсем облетели. Да и птицы уж в края далёкие улетели зимовать.

Бабка: Так ведь осень на дворе, дед! Урожай мы весь с огорода собрали. Вот и сиди теперь целыми       днями дома.

             

Дед:      И дождь вон льёт и льёт, льёт и льёт.

Бабка:  Скукотища…

Дед:       Хоть бы кто в гости зашел к нам!

Бабка:   Ох, неговори, дед. Всё бы веселее было!

Дед:        Всматривается в даль

               Вижу! Вижу!

               Бабка! К нам молодцы удалые идут!

               Девиц красных за руки ведут!

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».

В зал, парами, входят дети. Проходят по центру, кланяются,  расходятся в разные стороны и садятся. Выстраиваются в две линии. Последней входит ведущая (воспитатель группы)

Бабка:       Здравствуйте, гостюшки!

Дед:              Здравствуйте, дорогие!

Ведущая: Здравствуйте, хозяева! Ребята, давайте все вместе, дружно поздороваемся с дедушкой и бабушкой.

Дети здороваются

Бабка:      Вот молодцы , какие! Вежливые ребятки!

Ведущая: Да! Наши ребята очень доброжелательные! Они со всеми дружат, здороваются и желают добра! Вот послушайте!

ПРОВОДИТСЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

1. По дорожке мы шагаем    Дети идут по кругу взявшись за руки

 И друзей своих встречаем.                              

Здравствуй, солнце!                     Поднимают руки вверх.

Здравствуй,  речка!                      Опускают руки и плавно водят ими перед

                                                   собой вправо и влево.

Здравствуй, белая овечка!            Прикладывают кулачки на голове («рога»).

Здравствуй,  козлик!                    Приставляют указательные пальцы к             

                                                   голове.

Здравствуй,  кот!                         Мягкими движениями по очереди

Тот, что моет лапкой рот!             выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).

2. По дорожке мы шагаем             Дети идут по кругу взявшись за руки

 И друзей своих встречаем.                               

Здравствуй, белка!                      Прижимают руки к груди, опустив кисти вниз.

Здравствуй, стриж!                     Взмахивают кистями как крыльями.

Здравствуй, заинька - малыш!     Приставляют ладони к голове ( «заячьи уши»).

Здравствуйте, мои друзья!           Поднимают руку вверх и приветственно  

                                                  машут ею.

Очень рад всех видеть я!             Прижимают руки к груди и вытягивают их

                                                  вперед.

Ведущая: Ну, что? Пустите нас к себе в гости?

Бабка:      Если вы в своей тарелке…

                  И пришли к нам не на час…

Дед:          Предлагаем посиделки,

                  Провести вот здесь, сейчас.  

1 ребёнок: На завалинке в светелке

         Иль на брёвнышках каких

         Собирали посиделки

         Пожилых и молодых.

Ведущая:  При лучине ли сидели

         Иль под светлый небосвод-

         Говорили, песни пели

         Да водили хоровод.

2 ребёнок: Добрым чаем угощались,

        С медом, явно без конфет.

        Как и нынче мы общались

        Без общенья жизни нет.

Ведущая:  А играли как! В горелки!

        Ах, горелки хороши,

        Словом эти посиделки

        Были праздником души.

Бабка:       Отдых - это не безделки -

        Время игр и новостей.

        Начинаем посиделки!

        Открываем посиделки!

Все:           Для друзей и для гостей!

Дед:              Садитесь гости, будьте как дома!

Звучит музыка, дети рассаживаются на лавочки.

Бабка:       Наши посиделки посвящены осени. Будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.

Дед:                А знают ли ваши ребятки, об осени песни, стихи да загадки?

Ведущая:  Конечно, знают! Вот послушайте!

На середину выходят дети, читающие стихи.

3 ребёнок:   Вот и Осень к нам пришла.

          Листья на дорожках падают шурша.

          Тонкие осинки в лужицы глядят.

         На ветвях дождинки бусами висят.

          Лебеди лениво плещутся в пруду.

          Тихо и красиво осенью в саду.

4 ребёнок:  Стало вдруг светлее вдвое,

              Двор, как в солнечных лучах.

        Это платье золотое

              У березы на плечах...

5 ребёнок:  Утром мы во двор идем -

             Листья сыплются дождем,

             Под ногами шелестят

             И летят, летят, летят...

6 ребёнок: Пролетают паутинки

             С паучками в серединке.

             И высоко от земли

             Пролетели журавли.

             Все летят! Должно быть, это

             Улетает наше лето.                                                               

№1 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ОСЕНЬ В ЗОЛОТОЙ КОСЫНКЕ» сл. и  муз.Н.П.Бобковой

Дед:        Вот молодцы, какие! А мы с бабкой, кое, что интересное для вас припасли.

           Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем.

           Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в шкатулку собираем.

           Вот эта – наша шкатулочка-копилка (показывают)

           В ней – загадки. А отгадки в избе нашей стоят.

Бабка: Сядем рядышком на лавке,

             Вместе с вами посидим.

             Загадаем вам загадки,

             Кто смышлёный - поглядим.

Загадки

1. Хлопотун Егорка взялся за уборку,

В пляс по горнице пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (ВЕНИК)

2.Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (ПЕЧЬ)

3. Плывёт паром, уголь в нём. (УТЮГ) ПОЯСНИТЬ 

4.О чём эта история?

         Был я копан, был я топтан,

         Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

         Сколько было сил, всю семью кормил,

         Сам терпел – ничего не ел. (ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК)

5.Чернец – молодец, в красно золото залез

  До смеху хохочет, выскочить хочет

 Угадали, что это такое? (ЧУГУНОК)

6. У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

 И хотя он очень рыжий,  он не немец, не поляк,

 В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк

 Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад. (САМОВАР)

7.Новая посудина, а вся в дырах. Что это? (КАРЗИНА)

8. День спит, ночь глядит,

Утром умирает, другой сменяет (СВЕЧА)

Дед: А вот ещё одна загадка из нашей шкатулки

        «Деревянная подружка,

          Без неё мы, как без рук.

          На досуге – веселушка

          И накормит всех вокруг.

          Кашу носит прямо в рот,

          Нам обжечься не даёт». (ЛОЖКА)

 7 ребёнок: Звонкие, резные,

                    Ложки расписные!

                    От зари и до зари,

                    Веселятся ложкари!

Ведущая: Инструменты разбирайте

                 Русскую вы нам сыграйте!

№3 АНСАМБЛЬ «ЛОЖКАЕЙ»

Бабка:       А теперь пришла пора

                   Поиграть нам детвора!

Ведущая:  Ребята, выходите!

                   «Ах, вы сени», заводите!

Бабка:       Позабавились ребятки

       А вот новая загадка!

      « Вперёд идут – поют,

                   Назад идут – плачут». (ВЁДРА)

Выходят 4 девочки с ведёрочками

1 девочка: Посылали молодицу

                   Под горушку по водицу.

2 девочка: А водица далеко,

                   А ведёрко велико.

3 девочка: Наша Катя подрастёт,

                   Катя силы наберёт,

4 девочка: Станет по воду ходить,

                   Вёдра красные носить.

№4  «ВЕДЁРОЧКИ» (танец в исполнении девочек)

Дед: Вот молодцы девицы!

        А у меня для вас, готовая,

        Загадка новая!

        «Не гусак, а лапчатый

        Не кулик, а крапчатый» (КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ)

Ведущая: Листочки возьмём.

                  Станцуем и споём!

№5 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЛИСТИКИ ДУБОВЫЕ» С ДВИЖЕНИЯМИ

Дед:  Слышишь, бабка! А у нас ещё загадки остались в шкатулке?

Бабка: Кажись остались! Вот слушайте!

        «Под кустом капнёшь немножко,

             Выглянет на свет…» (КАРТОШКА)

            «Разве в огороде пусто?

              Если там растёт…» (КАПУСТА)

Дед:        Ребятки, а вы знаете, как капусту на зиму заготавливают?

Ведущая: Ещё бы! Знаете, какие наши ребята помощники!

               Да они вам сейчас сами всё покажут!

ПРОВОДИТСЯ ИГРОВОЙ МАССАЖ «КАПУСТА»

           

Бабка:        «За ботву, как за верёвку

              Можно вытянуть….»(МОРКОВКУ)

            «Не пугайтесь, если вдруг,

              Слёзы лить заставит…» (ЛУК)

            «На грядке растут молодцы,

              И зовут их…» (ОГУРЦЫ)

Ведущая: А теперь, детвора,

                 Про наш урожай спеть пора.

№6 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД»

Дед:  Ребята! А у нас с бабкой такой богатый урожай с огорода собрали!

          Вот, поглядите сами!

Дед выносит большую корзину с овощами и фруктами.

Бабка: Ой, дед! Чего же ты наделал?

Дед:      А чего я наделал?

Бабка:   Я тебе чего велела?

               Я тебе велела все овощи и фрукты по разным ящичкам разложить, а ты чего сделал?

               Ты ж всё в одну кучу свалил!

                

Ведущая: Да не расстраивайся ты, бабуля!

              Наши ребята сейчас всё исправят.

КОНКУРС «УРОЖАЙ»

Бабка:    Вот спасибо, ребятки! Выручили!

                И в кого только такие ловкие, да умелые?

Ведущая: Как в кого? Конечно же, в своих мамочек!

                  Вон они тоже к нам на посиделки пришли.

Бабка:   Так что же они сидят? Ну – ка, мамы. Выходите!

               Хоровод весёлый дружно заводите!

Ведущая: Ну, что же?! Спасибо вам, хозяева за приют! А нам пора в группу возвращаться.

Бабка:      Погодите! У меня ведь пироги в печи поспели! Угощайтесь гостьюшки!

Ведущая: Вот, спасибо! Ай, да пироги!

Бабка:      Это вам спасибо, гости дорогие!

Дед:               Порадовали стариков! Приходите к нам ещё!

ВСЕ ПРОЩАЮТСЯ

Звучит весёлая русская народная музыка. Дед и баба провожают детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Сценарий праздника "Осенние посиделки"

Сценарий фолклорного праздника для воспитанников старшей группы...

Фольклорный праздник «Осенние посиделки» в старшей, подготовительной группе

В сценарии представлены народные игры, потешки, дразнилки, частушки, хороводы...

Работа с родителями:Праздник Осенние посиделки"Город мастеров"

Сценарий праздника проведенного совместно с родителями : Осенние посиделки"Город мастеров"...

Осенний праздник «Осенние посиделки»

Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки» для старшей группы...

сценарий осеннего праздника "Осенние посиделки" для подготовительной группы

Сценарий праздника осени «Осенние посиделки» в подготовительной группе....

Осенние праздники " Осенние посиделки"

                                            «Осенние посиделки»...