Главные вкладки
Праздник " Осенние посиделки"
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»
с детьми среднего возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Цель:
- Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
- Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
- Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
Задачи по интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
- Развитие мышления, памяти, творческой активности.
- Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
- Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми, родителями и детьми при коллективном создании кукол-оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).
«Познавательное развитие»
- Расширение кругозора и эрудиции детей за счет Закрепить знания о традиции проведения народных посиделок.
- Закреплять знания об осени, как о времени года, о её приметах.
- Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
- Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
- Развитие интереса к прошлому.
«Речевое развитие»
1. Развитие памяти и речи детей, посредством заучивания и рассказывания стихов об осени.
2. Вызывать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
3. Обогащение словарного запаса, посредством ознакомления с предметами старины.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Приобщение детей, через музыку русских народных песен и танцев, потешек, игр к истокам русской культуры; Через изготовление куклы-оберега, к народно- прикладному искусству.
- Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
- Вызывать эмоциональный интерес к празднику.
- Формировать уверенность в себе и своих возможностях, привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству песен, танцев, художественной литературы.
- Вызвать желание создать оберег своими руками, совместно с родителями.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
«Физическое развитие»
- Развивать подвижность, координацию (танцы, игры )
Предварительная работа:
Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма и куклой-оберегом, её предназначением. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.
Оборудование и атрибуты:
Музыкальный центр, декорации деревенской избы, русские народные костюмы, деревянные ложки, трещётки, бубны, свистульки, муляжи овощей и фруктов в корзине, осенние листочки, 4 красных ведёрочка, шкатулка, наборы для ручного труда.
Ход праздника:
Звучит русская народная музыка. В зале собираются родители, присаживаются за столы поставленные буквой «П», накрытые скатертями. На столах заранее разложены корзиночки или подносы с деталями для ручного труда.
В зал входят дед и бабка. Бабка метёт избу. Дед садится на лавочку, начинает плести корзину. Бабка присаживаются к деду, берёт из корзинки спицы и нитки. Вяжет.
Дед: Эх, бабка, глянь на улице то, темнеет. Да! Дни то короче стали! Листья вон на деревьях совсем облетели. Да и птицы уж в края далёкие улетели зимовать.
Бабка: Так ведь осень на дворе, дед! Урожай мы весь с огорода собрали. Вот и сиди теперь целыми днями дома.
Дед: И дождь вон льёт и льёт, льёт и льёт.
Бабка: Скукотища…
Дед: Хоть бы кто в гости зашел к нам!
Бабка: Ох, неговори, дед. Всё бы веселее было!
Дед: Всматривается в даль
Вижу! Вижу!
Бабка! К нам молодцы удалые идут!
Девиц красных за руки ведут!
Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».
В зал, парами, входят дети. Проходят по центру, кланяются, расходятся в разные стороны и садятся. Выстраиваются в две линии. Последней входит ведущая (воспитатель группы)
Бабка: Здравствуйте, гостюшки!
Дед: Здравствуйте, дорогие!
Ведущая: Здравствуйте, хозяева! Ребята, давайте все вместе, дружно поздороваемся с дедушкой и бабушкой.
Дети здороваются
Бабка: Вот молодцы , какие! Вежливые ребятки!
Ведущая: Да! Наши ребята очень доброжелательные! Они со всеми дружат, здороваются и желают добра! Вот послушайте!
ПРОВОДИТСЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»
1. По дорожке мы шагаем Дети идут по кругу взявшись за руки
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.
Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно водят ими перед
собой вправо и влево.
Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки на голове («рога»).
Здравствуй, козлик! Приставляют указательные пальцы к
голове.
Здравствуй, кот! Мягкими движениями по очереди
Тот, что моет лапкой рот! выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).
2. По дорожке мы шагаем Дети идут по кругу взявшись за руки
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, белка! Прижимают руки к груди, опустив кисти вниз.
Здравствуй, стриж! Взмахивают кистями как крыльями.
Здравствуй, заинька - малыш! Приставляют ладони к голове ( «заячьи уши»).
Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руку вверх и приветственно
машут ею.
Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их
вперед.
Ведущая: Ну, что? Пустите нас к себе в гости?
Бабка: Если вы в своей тарелке…
И пришли к нам не на час…
Дед: Предлагаем посиделки,
Провести вот здесь, сейчас.
1 ребёнок: На завалинке в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Ведущая: При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
2 ребёнок: Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались
Без общенья жизни нет.
Ведущая: А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Бабка: Отдых - это не безделки -
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Все: Для друзей и для гостей!
Дед: Садитесь гости, будьте как дома!
Звучит музыка, дети рассаживаются на лавочки.
Бабка: Наши посиделки посвящены осени. Будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.
Дед: А знают ли ваши ребятки, об осени песни, стихи да загадки?
Ведущая: Конечно, знают! Вот послушайте!
На середину выходят дети, читающие стихи.
3 ребёнок: Вот и Осень к нам пришла.
Листья на дорожках падают шурша.
Тонкие осинки в лужицы глядят.
На ветвях дождинки бусами висят.
Лебеди лениво плещутся в пруду.
Тихо и красиво осенью в саду.
4 ребёнок: Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
5 ребёнок: Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
6 ребёнок: Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
№1 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ОСЕНЬ В ЗОЛОТОЙ КОСЫНКЕ» сл. и муз.Н.П.Бобковой
Дед: Вот молодцы, какие! А мы с бабкой, кое, что интересное для вас припасли.
Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем.
Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в шкатулку собираем.
Вот эта – наша шкатулочка-копилка (показывают)
В ней – загадки. А отгадки в избе нашей стоят.
Бабка: Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки,
Кто смышлёный - поглядим.
Загадки
1. Хлопотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по горнице пошёл,
Оглянулся – чистый пол. (ВЕНИК)
2.Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (ПЕЧЬ)
3. Плывёт паром, уголь в нём. (УТЮГ) ПОЯСНИТЬ
4.О чём эта история?
Был я копан, был я топтан,
Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил,
Сам терпел – ничего не ел. (ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК)
5.Чернец – молодец, в красно золото залез
До смеху хохочет, выскочить хочет
Угадали, что это такое? (ЧУГУНОК)
6. У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,
И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк,
В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк
Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет
И румян он, и пузат, как сто лет тому назад. (САМОВАР)
7.Новая посудина, а вся в дырах. Что это? (КАРЗИНА)
8. День спит, ночь глядит,
Утром умирает, другой сменяет (СВЕЧА)
Дед: А вот ещё одна загадка из нашей шкатулки
«Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот,
Нам обжечься не даёт». (ЛОЖКА)
7 ребёнок: Звонкие, резные,
Ложки расписные!
От зари и до зари,
Веселятся ложкари!
Ведущая: Инструменты разбирайте
Русскую вы нам сыграйте!
№3 АНСАМБЛЬ «ЛОЖКАЕЙ»
Бабка: А теперь пришла пора
Поиграть нам детвора!
Ведущая: Ребята, выходите!
«Ах, вы сени», заводите!
Бабка: Позабавились ребятки
А вот новая загадка!
« Вперёд идут – поют,
Назад идут – плачут». (ВЁДРА)
Выходят 4 девочки с ведёрочками
1 девочка: Посылали молодицу
Под горушку по водицу.
2 девочка: А водица далеко,
А ведёрко велико.
3 девочка: Наша Катя подрастёт,
Катя силы наберёт,
4 девочка: Станет по воду ходить,
Вёдра красные носить.
№4 «ВЕДЁРОЧКИ» (танец в исполнении девочек)
Дед: Вот молодцы девицы!
А у меня для вас, готовая,
Загадка новая!
«Не гусак, а лапчатый
Не кулик, а крапчатый» (КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ)
Ведущая: Листочки возьмём.
Станцуем и споём!
№5 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЛИСТИКИ ДУБОВЫЕ» С ДВИЖЕНИЯМИ
Дед: Слышишь, бабка! А у нас ещё загадки остались в шкатулке?
Бабка: Кажись остались! Вот слушайте!
«Под кустом капнёшь немножко,
Выглянет на свет…» (КАРТОШКА)
«Разве в огороде пусто?
Если там растёт…» (КАПУСТА)
Дед: Ребятки, а вы знаете, как капусту на зиму заготавливают?
Ведущая: Ещё бы! Знаете, какие наши ребята помощники!
Да они вам сейчас сами всё покажут!
ПРОВОДИТСЯ ИГРОВОЙ МАССАЖ «КАПУСТА»
Бабка: «За ботву, как за верёвку
Можно вытянуть….»(МОРКОВКУ)
«Не пугайтесь, если вдруг,
Слёзы лить заставит…» (ЛУК)
«На грядке растут молодцы,
И зовут их…» (ОГУРЦЫ)
Ведущая: А теперь, детвора,
Про наш урожай спеть пора.
№6 ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЕСТЬ У НАС ОГОРОД»
Дед: Ребята! А у нас с бабкой такой богатый урожай с огорода собрали!
Вот, поглядите сами!
Дед выносит большую корзину с овощами и фруктами.
Бабка: Ой, дед! Чего же ты наделал?
Дед: А чего я наделал?
Бабка: Я тебе чего велела?
Я тебе велела все овощи и фрукты по разным ящичкам разложить, а ты чего сделал?
Ты ж всё в одну кучу свалил!
Ведущая: Да не расстраивайся ты, бабуля!
Наши ребята сейчас всё исправят.
КОНКУРС «УРОЖАЙ»
Бабка: Вот спасибо, ребятки! Выручили!
И в кого только такие ловкие, да умелые?
Ведущая: Как в кого? Конечно же, в своих мамочек!
Вон они тоже к нам на посиделки пришли.
Бабка: Так что же они сидят? Ну – ка, мамы. Выходите!
Хоровод весёлый дружно заводите!
Ведущая: Ну, что же?! Спасибо вам, хозяева за приют! А нам пора в группу возвращаться.
Бабка: Погодите! У меня ведь пироги в печи поспели! Угощайтесь гостьюшки!
Ведущая: Вот, спасибо! Ай, да пироги!
Бабка: Это вам спасибо, гости дорогие!
Дед: Порадовали стариков! Приходите к нам ещё!
ВСЕ ПРОЩАЮТСЯ
Звучит весёлая русская народная музыка. Дед и баба провожают детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка праздника Осенние посиделки
Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....
Сценарий праздника "Осенние посиделки"
Сценарий фолклорного праздника для воспитанников старшей группы...
Фольклорный праздник «Осенние посиделки» в старшей, подготовительной группе
В сценарии представлены народные игры, потешки, дразнилки, частушки, хороводы...
Работа с родителями:Праздник Осенние посиделки"Город мастеров"
Сценарий праздника проведенного совместно с родителями : Осенние посиделки"Город мастеров"...
Осенний праздник «Осенние посиделки»
Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки» для старшей группы...
сценарий осеннего праздника "Осенние посиделки" для подготовительной группы
Сценарий праздника осени «Осенние посиделки» в подготовительной группе....
Осенние праздники " Осенние посиделки"
«Осенние посиделки»...