Сценарий речевого развлечения "В гостях у ребят и оленят"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель:  демонстрация достижений воспитанников подготовительной группы, посещавших занятия в логопункте.

Образовательные задачи:

1. Расширение и углубление знаний о чукотском народном празднике "Кильвэй" и родном крае.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.  Совершенствовать навыки самоконтроля произношения.

2.  Закрепление умения читать по слогам.

3.  Развивать долговременную память, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий речевого развлечения23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий речевого развлечения «В гостях у ребят и оленят»

Цель. Демонстрация достижений воспитанников подготовительной группы, посещавших занятия в дошкольном отделении логопункта.

Образовательные задачи:

  1. Расширение и углубление знаний о чукотском народном празднике «Кильвэй» и родном крае.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Совершенствовать навыки самоконтроля произношения.
  2. Закрепление умения читать по слогам.
  3. Развивать долговременную память, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Участники: воспитанники подготовительной группы дошкольного отделения Центра образования села Амгуэмы, гости – воспитанники старшей группы, воспитатели групп, родители участников, односельчане.

Ведущая: учитель-логопед Инна Бадьминовна (Борисовна) Мусова.

Фасадная стена зала нарядно оформлена: в центре – хоровод из ребят и оленят, над ними – пуночки и «улыбающееся» солнце; на заднем плане – яранги.

Оборудование: макет яранги, деревянный олень (с настоящими рогами), разрезные картинки, цепочка «РОССИЯ», циферблат «ЧУКОТКА» (с пропущенной буквой), указатель «Амгуэма» (с «пропавшей» буквой), бубны, магнитная доска, образцы чукотских узоров, картонные полоски для складывания узоров (орнаментов); магнитофон с записями песен и композиций Василия Кевкея.

Дети (некоторые - в камлейках) входят  в зал под музыку Василия Кевкея.

Логопед. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Начинаем наш утренник «В гостях у ребят и оленят». Конечно, оленята – необычные, сказочные. Только такие рождаются во время Кильвэя. Они передали для ребят и взрослых  много разных заданий и вопросов, и присутствуют здесь незримо.

Логопед. Весь учебный год все мы усердно занимались и теперь вы готовы к школе: знаете буквы и можете складывать из них слоги и слова.

1-й вопрос. Как называется наша великая большая родина? Прочитайте, следуя линиям (педагог разворачивает цепочку из букв: Р-О-С-С-И-Я).

2-й вопрос. Как называется наш любимый северный край – малая родина? Прочитайте, следуя стрелке (Ч-У-К-О-Т-К-А). Мира расскажет стихотворение Антонины Кымытваль о весенней Чукотке.

Весна! Так же солнечны ночи, как дни.

Как близнецы друг на друга похожи они.

Солнце: попробуй не рассмеяться – точно щекотка.

Это … Чукотка.

3-й вопрос. Как называется наше село? Посмотрите, оказывается одной буквы нет, надо подобрать  подходящую букву. Кто это сделает?

(Ребёнок из трёх имеющихся букв выбирает букву «Э» и вставляет на место). Все хором прочитывают получившееся слово: АМГУЭМА.

Логопед. Наши ребята приготовили для гостей и оленят много хороших стихотворений. Сейчас Аня и Анита прочитают стихотворение Антонины Кымытваль «Праздник».

Аня.     Весною в тундре справляют праздник,

             Праздник маленьких оленят.

             Приехали гости из стойбищ разных,

             Бубны вовсю гремят.

Анита. Сколько оленьих рогов за ярангой,

            Сколько готовится вкусных блюд!

            Гости рады, хозяева рады.

            Солнце светит, а люди поют.

Логопед. Обычно на праздник все стараются красиво одеться. Чукотские мастерицы издавна славятся своим умением украшать одежду красивыми орнаментами. Чукотские узоры разнообразны и очень интересны. Один из узоров сейчас попробуют сложить наши девочки (на магнитной доске – образец узора. Двум девочкам даются полоски и они на полу выкладывают узор. (По окончании работы дети сравнивают выложенные узоры с образцом и соревнование повторяется).

Логопед. Ещё на празднике обычно устраивают различные состязания. Наши мальчики расскажут стихотворение поэта Лапцуя «Бросок»:

Андрей.       Захватив с собой арканы,

                     По сугробам мятым,

                     Подбегают мальчуганы

                     К первым оленятам.

Артём.         Вроде заняты игрою,

                     Но какою важной!

                     Норовит поймать петлёю

                     Оленёнка каждый.

Рустам.        Если бросил петлю мимо,

                     Он с тобой не дружит,

                     А поймал – неутомимо

                     Век тебе прослужит!

Логопед. Вот и сейчас мальчики попытаются заарканить оленя (мальчики пытаются набросить петлю на рога деревянному оленю). Игра повторяется несколько раз.

Логопед. Оленятам хочется проверить, насколько догадливы наши ребята. Поиграем в игру «Доскажите словечко»:

В море плавает тюлень,

В тундре бегает … (олень),

В лесу водятся ежи,

В море водятся … (моржи).

Зайка наш дрожит от страха –

На тропинке … (росомаха).

«Долгой зиме пришёл конец», -

Поёт радостно … (песец).

На пригорке у овражка

Стоит столбиком … (евражка).

Наша маленькая Вика

Любит красную … (бруснику).

Весной вышел из пелёнок

Быстроногий … (оленёнок).

Логопед. Невозможно представить себе жизнь в тундре без яранги. Этот универсальный переносной дом люди придумали  в давние времена. Ребята из подготовительного класса выучили стихотворение Антонины Кымытваль «Как построить ярангу?».

Митя.          Как построить ярангу?

                    Попробуйте – это нетрудно!

                    Вот подсохнет на солнце

                    За лето холодная тундра,

                    Привезу я для вас

                    Из тайги деревянные жерди –

                    Шалашом их поставьте

                    И сами на прочность проверьте.

Игорь.        Чем ярангу покрыть?

                   Тут железо совсем не годится.

                   Ни к чему и солома.

                   Холодна и тверда черепица.

                   Только шкуры оленьи,

                   Что сшиты надёжно иглою,

                   Защитят вас в яранге

                   От снега и стужи зимою.

Наташа.      Печка здесь не нужна.

                    Посерёдке костёр разложите,

                    Да следите за ним,

                    Да дровами получше кормите.

                    Грейтесь после охоты

                    Да чай на огне кипятите,

                  Захотите помыться –

                  Снежку растопите в корыте.

Артём.      Где же, спросите, спать?

                  Спят в яранге

                  На нартах вдоль стенок,

                  Спят под шкурой оленьей

                  На нерпичьих шкурах толстенных.

                  На мешке-эвичуне,

                  Что помягче лебяжьего  пуха,

                  Сказки  - в каждом мешке,

                  Положи его только под ухо!

Арина.      Кто в яранге живёт?

                  Пастухи, что за стадом кочуют.

                  И охотники тоже.

                  И редкие гости ночуют.

                  Жить в яранге такой

                  Вам понравится, честное слово!

                  Заходите скорей:

                  Хлеб да соль вам:

                  Яранга готова.

Логопед. На Чукотке встречаются животные, которых не найдёшь ни в одном другом краю. Я хотела показать вам картинки, но проказники-оленята разрезали их на части и перемешали. Давайте попытаемся восстановить картинки. В каждом конверте – две разрезанных на много частей картинки, поэтому я даю один конверт на двоих. У каждого получится одно животное на картинке. Думаю, вам поможет песня Василия Кевкея «Оленёнок» (звучит запись).

Логопед. Теперь каждый назовёт то животное, которое изображено на картинке. Белый медведь, тюлень, олень, морж, полярный волк, росомаха, песец, полярная сова).

Логопед. К сожалению, у оленят много врагов. Самый злой из них – полярный волк. Но не так-то легко волку поймать быстроногих оленят. Поиграем в игру «Волк и олени». Сначала в роли волка выступает педагог.

Все играющие – олени, они просят волка пустить их в тундру погулять:

Волк. Гуляйте, гуляйте, да только ягель не щиплите, а то мне спать будет не на чем.

Олени сначала гуляют по тундре, но быстро забывают обещание и начинают щипать ягель и поют:

Щиплем, щиплем ягель,

Сочный и полезный,

Девчушке на кухлянку,

Мальчишке на шубейку,

Серому волку

Камней на холку!

Волк бежит по тундре и ловит оленей, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Логопед. Также наши оленята и ребята приготовили загадки для гостей. Они хотят узнать, кто из родителей лучше всех знает природу родного края.

Вася.                 Змея разлеглась у меня на пути,

                          Ползёт, а меня не пускает пройти,

                          Ползёт, оставаясь на месте своём.

                          Ты знаешь, о ком говорю я? О ком? (О реке.)

Руслана.            На травинке солнце бьётся,

                          С ветерком на небо рвётся,

                          Но совсем не горячи

                          Солнца белые лучи.     (Ромашка)

Логопед. А ещё наши оленята и ребята захотели проверить взрослых на  знание родного языка. На загадки нужно будет дать отгадки на русском и на чукотском языках. Сумеете? Каждый ребёнок загадывает свою загадку и отвечает взрослым, правильно ли они назвали отгадку на двух языках.

1-й ребёнок. Что же это такое – всегда текущее? (Река. Вээм.)

2-й ребёнок. Выше леса, всё освещает, без огня горит, всех обогревает. (Солнце. Тиркытир.)

3-й ребёнок. Он – наша еда, одежда, дом и транспорт. (Олень. Кораны.)

4-й ребёнок. И зимой, и летом в одной и той же кухлянке ходит, только одну белую кухлянку носит, хоть бы один раз переоделся. Кто он такой? (Белый медведь. Умкы.)

5-й ребёнок. Кто зимой спит и не питается? Зимой его имя не произносится. (Бурый медведь. Кэйнын.)

6-й ребёнок. Зимой белый, летом серый, питается древесной корой. (Заяц. Мэлёталгын.)

7-й ребёнок. Летом он серый, зимой белый, уши у него короткие. (Песец. Рэкокалгын.)

8-й ребёнок. Человека друг, помощник. Поклажу возит, на зверей охотится, оленей пасёт. Кто он? (Собака. Ыттыын.)

9-й ребёнок. Без рук, без топора умеет строить себе дом. Кто это? (Птица. Гатле.)

10-й ребёнок. Без рук, без ног, но хорошо плавает, никогда не тонет. (Рыбы. Ынныт.)

11-й ребёнок. Невысокий, как белый мох, мягкий, но не шерсть, в тундре растёт, олень его любит. (Ягель. Ватап.)

12-й ребёнок. Какой мальчишка вдруг из земли показался? Без головы, но уже в шапке? Олень его увидит, сразу же съест. (Гриб. Пъонпъон.)

13-й ребёнок. Один человек как угостится, так ест без остановки; может целый день есть, ели целый день ему еду давать будут. Он спит, когда без еды остаётся. (Костёр. Пэньёлхын.)

14-й ребёнок. Летом мы всегда без работы бываем, зиму ждём. Зима приходит – нас любят взрослые и дети. (Нарты. Оргоор.)

Логопед. Но давайте же вспомним, по какому поводу мы сегодня собрались. Девочки выучили весёлые стихи о старинном празднике. Их автор – известная чукотская писательница Антонина Кымытваль, её замечательные стихотворения уже звучали сегодня.

Геля.       Кильвэй – весёлый праздник,

                Бывает только в тундре.

                Кильвэй – олений праздник,

                А я хочу конфет.

Надя.       Отец перед отъездом

                Сказал: «Конфеты будут.

                Я к празднику прибуду,

                А ты меня встречай».

Логопед. Какие вы все сегодня молодцы! Выразительно рассказывали стихи, выучили загадки, читали, были ловкими и внимательными в играх. Вот и подошёл к концу наш праздник. Но какой же праздник без конфет?! Оленята приготовили для вас эти корзинки. Возьмите их и в группе воспитатели вам раздадут конфеты. Давайте поблагодарим наших гостей за участие и внимание к нам. До новых встреч! (Под музыку Василия Кевкея дети выходят из зала).

                                                                         

                                                                         Учитель-логопед Центра образования села Амгуэмы

 Иультинского района Чукотского автономного округа

                                                    Инна Бадьминовна (Борисовна) Мусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Карлсон в гостях у ребят" старшая группа.

Сценарий  весеннего  праздника   для  мам  и  бабушек "Карлсон  в  гостях  у  ребят"...

Сценарий утренника "Новогодние гости у ребят"

Сценарий для детей младшей группы....

Осенний праздник для средней группы. Сценарий «Ёжик в гостях у ребят»

Осенний праздник для средней группы.  Сценарий «Ёжик в гостях у ребят»...