Проект развлечения «Весна, весна, на чём пришла…»
проект (подготовительная группа) на тему
Проект развлечения «Весна, весна, на чём пришла…»
Цель проекта: обогатить чувственный опыт детей через развлечение « Весна, Весна, на чём пришла…»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение.
2.Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.
3.Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому , кто в ней нуждается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesna.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект развлечения «Весна, весна, на чём пришла…»
Цель проекта: обогатить чувственный опыт детей через развлечение « Весна, Весна, на чём пришла…»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение.
2.Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.
3.Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому , кто в ней нуждается.
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы. Возраст 5-6 лет.
Время реализации проекта: январь-апрель.
Аннотация к проекту: Наблюдения показывают , что дети редко интересуются старинными обычаями, праздниками .Привлекая детей к разучиванию новых танцев, русских народных игр, расписыванию образцов по мотивам русского народного творчества ( дымковская, городецкая роспись, гжель),Рассматривание различных игрушек, поделок русских мастеров , альбомов по прикладному искусству создаём заинтересованность к истории нашей Родины, жизни наших предков. Эмоциональные переживания, связанные с подготовкой к развлечению , способствуют проявлению интереса к народным традициям, активизируют поисковую и творческую деятельность.
Схема реализации проекта.
Разделы программы | Виды детско-взрослой деятельности |
Речевое развитие | Составление рассказа по картине « Богатыри» В.М. Васнецова. Беседа: «Во что одевались на Руси. Как праздники встречали…» Звуковая культура речи в потешках, закличках. |
Художественная литература | Знакомство детей с малыми фольклорными формами: приметы, потешки, заклички, загадки. Чтение русских народных сказок: « Царевна- лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Финист- ясный сокол». Былины: «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой, «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Литературные сказки: Н. Телешов « Крупеничка». К.Паустовский « Тёплый хлеб». Календарные обрядовые песни. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» |
Познавательное развитие. | Экскурсия в Избу – музей, знакомство с бытом крестьян. Свободное рассматривание альбомов «Русский традиционный костюм: мужской и женский» Беседы на тему русских народных традиций. Свободное рассматривание альбомов с изображениями русского народного творчества: « Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Богородские игрушки», «Гжель», «Золотая хохлома». |
Социально – нравственное воспитание. | Организовать выставку предметов народного промысла (привлечь к оформлению родителей). Праздник « Проводы зимы. Масленица». Праздник «Весна, весна, на чём пришла…» Рассказы воспитателя о святочной неделе, о традициях и обычаях. |
Игровая деятельность. | Организация сюжетно-ролевой игры «Дочки - матери» с использованием русских нарядов, самодельных кукол из ткани.(привлечь к изготовлению родителей). Дидактические игры: «Собери узор», «Наряди куклу»( игра изготовлена родителями и воспитателями группы) Подвижные игры: «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Тетера»,» Плетень», «Карусель». |
Изобразительная деятельность. | Изготовление из глины петушка и дальнейшая роспись по дымковским мотивам. Роспись подноса по мотивам «Городецкой росписи». Рисование на тему «Дымковская слобода». Роспись фигур , обведённых по шаблону. Украшение фартука по выбору детей полосами, кругами, квадратами. |
Музыка. | Разучивание песен о весне. Разучивание закличек. Разучивание танца «С павловскими платками». Разучивание хоровода» Ходит матушка – весна». Разучивание русского народного танца «Карусель». Разучивание и исполнение простейших мелодий на детских музыкальных инструментах. |
Работа с родителями | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к презентации проекта: «Весна, весна, на чём пришла…» (сплести пояса для костюмов мальчиков, сшить передники для костюмов девочек, украсить их вышивкой и плетением). |
Этапы работы над проектом.
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагога |
Подготовитель-ный этап | Рассматривают альбомы, иллюстрации о жизни наших предков. | Чтение былин ,сказок, потешек, закличек, рассказов о жизни в старину,о значении весны для природы и людей. |
2.Осознают проблему. 3.Принимают задачи проекта. | 2.Формирует проблему. Проблема: мы очень мало знаем о жизни наших предков, о том , что значила весна для людей. Цель: Организовать праздник встречи весны. 3.Формирует задачи: - Как встречали праздники на Руси? - Во что одевались? -Почему очень ждали весну? - Почему так встречали весну? | |
Систематизация. Практическая деятельность. Оформление Презентация | Диалоговые беседы, экскурсия. Поэтапная подготовка к презентации. Беседы по теме. Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов, песен, танцев, игр, закличек. Изготовление цветов для оформления игрового пространства. Выставка работ по прикладному искусству: рисование, лепка, аппликация, Выставка самодельных кукол ( привлечь родителей). Договариваются о защите проекта. Представляют продукт деятельности: сюжетно-ролевая игра «Весна. Весна, на чём пришла…» | Проводит экскурсию в Избу – музей .где рассказывает о жизни предков, показывает предметы жизненно необходимые в быту крестьян. Сравнива -ет, с помощью детей, условия жизни. Проводит беседы: «Малые фольклорные формы: загадки, потешки, поговорки». «Вот так Масленица!» «Русские обычаи – взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство». « В гостях у народных мастеров» . (закрепить у детей знания о народных промыслах). Готовится совместно с детьми. Оказывает практическую помощь. Ведёт совместно с детьми экспериментальную деятельность. Помогает в оформлении зала, выставки. Принимает активное участие в защите проекта. |
Под звуки спокойной музыки выходит ведущая и начинает повествование. Хозяйка: Дай Бог тому, кто в нашем дому,-
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы нас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем.
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные .Пожалуйте к нам пляски да игры смотреть, песни да заклички слушать. А расскажу я вам нынче про старину, как на Руси- матушке третью весну встречают. Вот уже и март прошёл, по-старому водоток-протальник, вот и березозол подошёл. А с ним и велик праздник Благовещение- так велик праздник, что даже грешников в аду на него не мучают. Не знаю как сейчас, а раньше –то так было. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб. Огонь очищал и людей, и землю. В ночь под Благовещение совершался обряд хлебопреломления. Люди просили весну о неспослании в новом земледельческом году урожая .Да что это я говорю. Сделайте милость посмотрите сами.
Выходят в зал под русскую народную музыку дети и выстраиваются полукругом около стульчиков.
1.Внимание. внимание! Жители ближние и дальние!
Праздник начинается! Сюда все приглашаются!
2.Сегодня все на празднике гуляем! И с поклоном приглашаем!
Всех, кто любит веселиться, и смеяться и резвиться!
Ведущий: Посмотрите вокруг детишки, девчонки и мальчишки!
Ребятки хорошенькие сидят и во все глаза глядят.
А сумеют ли они загадку отгадать?
Светает рано по утрам проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает? (весна)
Ведущий: Что за праздник отмечаем?
Дети: Весну встречаем.
Ведущий: Мы сюда пришли, чтобы весну зазывать, весну в нашем краю встречать.
Отшумели все метели, и морозы не трещат,
С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее стали мартовские дни,
И под снегом, на дорожках, уж проталины видны.
Звонко нам поет синица возле нашего окна
В марте в дверь к нам постучится настоящая весна.
Ведущий: А теперь, чтобы весна нас услышала, споём песню:
«Идёт весна».
1.Собрались мы позабавиться да потешиться.
2.Пошутить, поиграть, позабавиться.
Вместе: Смех вам да веселье.
Воспитатель: Просим в избу: красному гостю – красное место.
Милости просим, а хлеб –соль по- старинному. (угощаем гостей хлебом – солью)
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Где потеснее, там и веселее.
Надоела нам зима, покличьте нам, гости, весну - красну.
Дети (поочерёдно)
Жаворонки, прилетите, холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
2.Нам зима-то надокучила, без хлебушка замучила.
3.Кулик-весна, на чём пришла. На кнутике, на хомутике.
4.Приди весна, приди красна! Со льном высоким,
С корнем глубоким, с хлебом обильным!
5.Благослови мати, весну закликати,
Весну закликати, зиму провожати,
Пусть зима уходит впрок весну пустит на порог.
6.Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря
Надоела ты нам, наскучила. Наши рученьки заморозила.
Ведущий: А чтобы согреться, спляшем русский народный танец «Карусель».
Ведущий: Что-то не слышит нас весна. А ну - ка, детки, давайте её позовём.
- Приди весна, приди с радостью,
Приди весна с великой милостью,
С тёплым солнышком, красным вёдрышком.
Приди, Весна ясная, приди, Весна, красная,
С клейкими почками, с первыми листочками.
3.Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем,
Март, март- солнцу рад,
Апрель, апрель – открой дверь.
Май, май – веселись, пой, играй.
Хоровод: «ходит матушка - весна»
Ведущий: Становись в круг, детвора.
Вам весёлая игра: «Гори, гори ясно». Выбираем водящего считалкой.
Считалка: Верба распустилась, вся распушилась,
Без вербы нет весны, мы играем, водишь ты.
Ведущий: надоела нам зима. Здравствуй, матушка-весна!
К нам скорее приходи, с собою солнце приводи.
Будем солнышко мы звать, будем солнышко встречать.
Русская народная закличка.
«Солнышко, солнышко (руки вверх, показываем лучики)
Выгляни в окошечко (пальчиками делаем окошко)
Дам тебе веретёшечко, (вращают кулачками перед грудью)
Насыплю горошечка. (сыплют горошек»).
Солнышко появись, красное обрядись.
Поскорей, не робей нас ребят обогрей.
Выходит девочка в костюме солнышка.
Я – солнышко в небе, я – свет и тепло,
Вы меня позвали-и вот я пришло.
Дорогие господа, ну ка, стройте ворота!
Подвижная игра: «Золотые ворота.»
Ведущий: Ребята, Солнышко пришло к нам, значит и весна близко. Давайте покличем её.
Эге – гей! Весна – красна ждём, чтоб ты скорей пришла
Чтобы вместе с трелью птичьей ты тепло нам принесла.
Весна приди, три угодья принеси.
Первое угодье – в лугах половодье,
Второе угодье_ Солнце на подворье,
Третье угодье- зелёное раздолье!
Снег блестит на солнце корочкой хрустящей,
Весело чирикают на ветках воробьи,
Серые сугробы в лужи расплываются,
Вот уже длиннее и теплее дни…
Зажурчал ручей в овражке, прилетели с юга пташки.
Греет солнышко с утра – в гости к нам идёт весна…
Входит воспитатель в костюме весны.
Здравствуйте, мои друзья, вот я пришла, Весна – красна!
К вам спешила очень я!
Лесам и птичкам очень я нужна,
Несу с собой тепло и свет, и солнца раннего привет.
Инсценировка стихотворения.
- Ну, весна, как дела? У меня уборка.
-Для чего тебе метла? – Снег смести с пригорка.
-Для чего тебе ручьи? – Мусор смыть с дорожек.
-Для чего тебе лучи? –Для уборки тоже.
Всё промою, просушу, вас на праздник приглашу.
Но не только вас зову, птичек приглашаю.
Веселиться от души я вам предлагаю.
Подвижная игра: «Найди своё гнездо».
Ведущий: А теперь, Весна, мы для тебя песню споём:
«К нам пришла весна».
Ведущий: Весна – красна, Ты с чем пришла?
Весна: С сохой, с бороной, с лошадкой вороной;
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой;
С травой шелковою, с водою ключевою,
С калиной – малиной, с красною рябиной!
Ведущий: Расскажи- ка всем, Весна,
Как дорогу к нам нашла.
Весна: Грачи – кулики из – за моря прилетали,
И Весне путь указали.
Вы, ребятки, птиц встречайте,
Кричать закличку начинайте!
Русская народная закличка «Жаворонки прилетали»
Исполняют дети, сидя на местах.
Жаворонки прилетали, (руки как крылья)
Весну – красну отмыкали. (пальцы одной руки собирают в щепоть и вращают ими в середине раскрытой ладони другой руки)
Серы снеги покатились, (Вытягивают руки перед собой и выполняют
В реках воды появились. Волнообразные движения кистями рук)
Вы не клюйте песок, (грозят пальцем.)
Не тупите свой носок.
Пригодится вам носок (стучат указательными пальцами по коленям)
На овсяный колосок!
Ведущий: В ночь под Благовещение просыпается ото сна нечистая сила (русалки, лешие) Много её на земле. Ох и много же бед от нечистой силы. А как в старину детей, да и взрослых от нечистой силы защищали?
Ответы детей. (одевали обереги. Повязывали ленточки на голову, мальчикам повязывали поясок-замыкали круг, а круг - это символ солнца).
Во время гуляния под Благовещение, стучали, гремели, отгоняя нечистую силу от своих жилищ. И наши мальчики сейчас сыграют на музыкальных инструментах. Вы играйте погромче, отгоните от наших домов нечистую силу в лес, глухомань, болото.
Дети (поочерёдно).
Как у нашего соседа весела была беседа
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечётки в трещётки,
Чайки в балалайки,
Две синицы – крошки заиграли в ложки,
Играют. Играют, всех потешают,
Ведущий: А от красных девиц прими в дар, Весна, «Танец с платками».
Ведущий: Весна –красна, что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам здоровья:
Первое –коровье, второе – овечье, третье – человечье.
Верба, верба, верба хлест.
Верба хлёст, бьёт до слёз,
Верба бела бьёт за дело,
Верба красна бьёт напрасно,
Верба синя бьёт насильно.
Верба снова – будь здорова.
Хворобы в лес, на верес,
А здоровье в кости!
Трогает вербой всех детей.
Весна: Мне у вас очень понравилось, предлагаю поиграть в игру.
Подвижная игра: «Ручейки, озёра.»
Спасибо, милая весна,
Ты душиста и ясна,
Зеленеют лес и луг,
Красота нас ждёт вокруг,
И зовёт лесной ручей
На прогулку всех детей.
Весна: А теперь детвора, всем на улицу пора!
Песни петь, хороводы водить, в игры играть,
Весело плясать – Благовещение справлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие - развлечение "Весна, весна, поди сюда!"
Знакомство детей с народными праздниками и обычаями...
Развлечение "Весна, весна, поди сюда!"
Развлечение для детей средней группы "Весна, весна, поди сюда!" Консект открытого занятия....
Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"
В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....
Проект- презентация "Весна,весною,о весне."
Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....
Сценарий весеннего праздника для средней группы детского сада "Весна,весна,на чём пришла?"
Сценарий весеннего праздника для средней группы...
Конспект развлечения "Весна, весна идет.."
Весенний праздник в группе раннего возраста (1-2года ) «Весна, весна идет...»...
Сценарий занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Весна, весна, поди сюда! Пришла масленица!»
Создать условия для формирования знаний и воспитание любви к русской национальной культуре....