Народы Кавказа
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Снеговичок»
Конспект занятий для детей 3-4 года
Тема: «Северный Кавказ»
Выполнила:
воспитатели
Ахметдинова Е.С., Куджаева М.М.
г. Нижневартовск, 2015 год
«Северный Кавказ»
Задачи: познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Северного Кавказа: костюм, пословицы; побуждать, сравнивать и находить сходство двух культур, воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.
Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация
Ход занятия:
Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)
Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.
Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.
Девочка:
Край наш кубанский, как сказочный дом
Всем нам уютно и радостно в нем.
Мальчик:
Все в нашем доме мы делаем вместе:
Сказки читаем, поем одни песни,
Любим лепить, рисовать и играть
Музыку слушать и танцевать!
Воспитатель: Ребята, мы многое узнали об обычаях, традициях, быте народа Кубани. А сегодня мы познакомимся с культурой наших ближайших соседей – народов Северного Кавказа. Давайте посмотрим на карту. На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, и всего более 50-ти национальностей.
Сегодня мы отправимся в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.
Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко:
Через горы и овраги
(Ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги
(Прыжки на двух ногах)
Под еловыми кустами
(В полуприсяде)
Да сосновыми мостами
(Приставным шагом)
Вот и горы впереди –
Выходи и погляди!
Воспитатель: Природа На Северном Кавказе красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе
Воспитатель: Хенкал – это кушанье из муки, а хлеб у нас похож на тонкую лепешку и называется «лаваш». Хлеба у горцев всегда не хватало, и относились к нему очень бережно.
Воспитатель: Давайте вспомним, что говорили о хлебе казаки: «Без солнца нет света, без труда нет хлеба», «Горькая работа, да сладок хлеб», «В закромах зерно – на душе тепло»
Воспитатель: Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»
Воспитатель: Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)
Лаваш начинает диалог:
- Пеку, пеку лаваш!
- Лаваш готов? (Задняя пара)
- Готов!
- Смотри, не сгори!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)
Воспитатель: Спасибо за игру, а теперь беритесь за руки, мы отправляемся выше в горы (речевка повторяется)
Здесь расположены пастбища, на которых пасутся стада овец. Стадо называется здесь «отара», а пастух – «чабан»
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор (звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)
Что вы представили ребята, слушая эту музыку
(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)
Давайте постучимся в этот дом. (Из дома выходит женщина в национальном костюме)
Женщина: Асса лам алей кум! Мир вам, дорогие гости
Воспитатель: Здравствуйте! Мы хотели бы узнать, как строили дома в горах
Женщина: Присаживайтесь, гости. Раньше народы гор строили жилище из дикого камня без окон, на дощатой плоской крыше – земля. Крыша могла служить и огородом, и двором для домика, расположенного выше
Женщина: Дома располагались недалеко друг от друга, вблизи от источника воды, иногда дома соединялись между собой тайными ходами. Как вы думаете для чего?
(Для того чтобы в случае опасности можно было спрятаться, объединиться и дать отпор врагу.)
Ранним утром девушки идут к источнику. Та, кто умоется сегодня этой водой, станет красавицей. А красавицу обязательно выберет в хороводе джигит, чтобы танцевать вместе с ней «Лезгинку»
ТАНЕЦ
Воспитатель: И в Дагестане, и на Кубани, женщины украшали одежду красивой вышивкой. Красивые узоры ткали в горных селениях Женщины на коврах.
Женщина: Посмотрите, какие красивые узоры вышивали и ткали прабабушки. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защитят человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину - воина. Ведь история Кавказа – это история почти непрерывных войн народов, населяющих край. Веками здесь складывался культ коня, оружия, воина – всадника джигита.
Воспитатель: Вот что интересно: народы разные, языки у них разные, а между тем, и традиции, и костюмы у них похожи. Вдумайтесь , ведь это неудивительно. Один народ перенимает мудрость у другого.
Женщина: Каковы гости, таков и пир! На память о вашем путешествии я приготовила вам корзинку с угощением: наш национальный хлеб – лаваш, сыр из козьего молока – брынза, а еще фрукты. Прошу к столу!
Воспитатель: А наше занятие закончено, спасибо за внимание.
Итог:
-Что нового и интересного вы узнали (Сегодня мы узнали много новых слов. которые употребляют в своей речи коренные жители Серного Кавказа. Поиграли в игры и познакомились с играми народов Северного Кавказа).
- Мне хотелось, бы ребята. чтобы вы всегда испытывали уважение к любому народу и его языку. Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Действительно. все языки прекрасны. каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия. Тема: “Традиции толерантности в культуре народов Кавказа ” Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.
Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....
Народы Северного кавказа.
знакомство с черкеским этносом...
Конспект комплексного занятия. Тема: “Традиции толерантности в культуре народов Кавказа ” Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.
Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....
Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной группы на основе подвижных игр народов Кавказа
Программное содержание:Развивать у детей интерес к играм народов Кавказа; физические качества: ловкость, выносливость.Способствовать развитию положительных чувств: уверенности, смелости, радости.Воспи...
Подвижные игры народов Северного Кавказа
Игры народов Северного Кавказа позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие нац...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....
"Народное творчество народов Кавказа"
Консультация для родителей...