Народы Кавказа
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Колесникова Екатерина Сергеевна

Сценарий развлечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_kavkaza.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Снеговичок»

Конспект занятий для детей 3-4 года

Тема: «Северный Кавказ»

Выполнила:

воспитатели

Ахметдинова Е.С.,  Куджаева М.М.

г. Нижневартовск, 2015 год

«Северный Кавказ»

Задачи: познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Северного Кавказа: костюм, пословицы; побуждать, сравнивать и находить сходство двух культур, воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.

Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)

Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.

Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.

Девочка:

Край наш кубанский, как сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нем.

Мальчик:

Все в нашем доме мы делаем вместе:

Сказки читаем, поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть

Музыку слушать и танцевать!

Воспитатель: Ребята, мы многое узнали об обычаях, традициях, быте народа Кубани. А сегодня мы познакомимся с культурой наших ближайших соседей – народов Северного Кавказа. Давайте посмотрим на карту. На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, и всего более 50-ти национальностей.

Сегодня мы отправимся в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.

Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги

(Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги

(Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами

(В полуприсяде)

Да сосновыми мостами

(Приставным шагом)

Вот и горы впереди –

Выходи и погляди!

Воспитатель: Природа На Северном Кавказе красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе

Воспитатель: Хенкал – это кушанье из муки, а хлеб у нас похож на тонкую лепешку и называется «лаваш». Хлеба у горцев всегда не хватало, и относились к нему очень бережно.

Воспитатель: Давайте вспомним, что говорили о хлебе казаки: «Без солнца нет света, без труда нет хлеба», «Горькая работа, да сладок хлеб», «В закромах зерно – на душе тепло»

Воспитатель: Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»

Воспитатель: Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)

Лаваш начинает диалог:

- Пеку, пеку лаваш!

- Лаваш готов? (Задняя пара)

- Готов!

- Смотри, не сгори!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)

Воспитатель: Спасибо за игру, а теперь беритесь за руки, мы отправляемся выше в горы (речевка повторяется)

Здесь расположены пастбища, на которых пасутся стада овец. Стадо называется здесь «отара», а пастух – «чабан»

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор (звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)

Что вы представили ребята, слушая эту музыку

(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)

Давайте постучимся в этот дом. (Из дома выходит женщина в национальном костюме)

Женщина: Асса лам алей кум! Мир вам, дорогие гости

Воспитатель: Здравствуйте! Мы хотели бы узнать, как строили дома в горах

Женщина: Присаживайтесь, гости. Раньше народы гор строили жилище из дикого камня без окон, на дощатой плоской крыше – земля. Крыша могла служить и огородом, и двором для домика, расположенного выше

Женщина: Дома располагались недалеко друг от друга, вблизи от источника воды, иногда дома соединялись между собой тайными ходами. Как вы думаете для чего?

(Для того чтобы в случае опасности можно было спрятаться, объединиться и дать отпор врагу.)

Ранним утром девушки идут к источнику. Та, кто умоется сегодня этой водой, станет красавицей. А красавицу обязательно выберет в хороводе джигит, чтобы танцевать вместе с ней «Лезгинку»

ТАНЕЦ

Воспитатель: И в Дагестане, и на Кубани, женщины украшали одежду красивой вышивкой. Красивые узоры ткали в горных селениях Женщины на коврах.

Женщина: Посмотрите, какие красивые узоры вышивали и ткали прабабушки. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защитят человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину - воина. Ведь история Кавказа – это история почти непрерывных войн народов, населяющих край. Веками здесь складывался культ коня, оружия, воина – всадника джигита.

Воспитатель: Вот что интересно: народы разные, языки у них разные, а между тем, и традиции, и костюмы у них похожи. Вдумайтесь , ведь это неудивительно. Один народ перенимает мудрость у другого.

Женщина: Каковы гости, таков и пир! На память о вашем путешествии я приготовила вам корзинку с угощением: наш национальный хлеб – лаваш, сыр из козьего молока – брынза, а еще фрукты. Прошу к столу!

Воспитатель: А наше занятие закончено, спасибо за внимание.

Итог:

-Что нового и интересного вы узнали (Сегодня мы узнали много новых слов. которые употребляют в своей речи  коренные жители Серного Кавказа. Поиграли в игры и познакомились с играми народов Северного Кавказа).

- Мне хотелось, бы ребята. чтобы вы всегда испытывали уважение к любому народу и его языку. Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Действительно. все языки прекрасны. каждый язык красивый.  Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народы Северного кавказа.

знакомство с черкеским этносом...

Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной группы на основе подвижных игр народов Кавказа

Программное содержание:Развивать у детей интерес к играм народов Кавказа; физические качества: ловкость, выносливость.Способствовать развитию положительных чувств: уверенности, смелости, радости.Воспи...

Подвижные игры народов Северного Кавказа

Игры народов Северного Кавказа позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие нац...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....

"Народное творчество народов Кавказа"

Консультация для родителей...