Фольклор.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
« Шварцевский детский сад общеразвивающего вида « Рябинушка»
администрации муниципального образования Киреевский район
Конспект
вечера развлечения
( с использованием фольклора)
« Посиделки»
Составила и провела:
воспитатель Л. Г. Орлова
2015 год
Программное содержание: обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей. Продолжать знакомить с тем, что мы живём в России, что в России много народов разных национальностей, и у каждого народа есть свои обычаи, продолжать знакомить с обычаями русского народа, с элементами интерьера русской избы. Вспомнить с детьми знакомые и познакомить с новыми пословицами, поговорками о Родине, о труде, о лени – мачехе. Воспитывать в детях любовь к Родине, трудолюбие, неприязнь к лени. Через образный язык фольклорных произведений помочь детям открыть для себя многое и в чувствах человека, и в его отношении к окружающему миру.
Предшествующая работа: знакомила детей с элементами интерьера русской избы, выучила с детьми пословицы, поговорки о Родине, о труде, разучивала с детьми русские народные песни, игры, хороводы.
Материалы : бутафорская печь, стол, на нём самовар, чугунки, плошки, деревянные лавки. Прялка, полка с домашней утварью, зеркало в обрамлении полотенца – рушника, на полу лежат самотканые дорожки. Стена оформлена предметами прикладного искусства: вышитыми салфетками, расшитыми рушниками, висит люлька, накрытая лоскутным одеялом. Дети и взрослые одеты в народные костюмы.
Ход.
Дети входят в группу под музыку народной песни « По улице мостовой» и садятся на лавочку возле печки.
Ведущая: Многонародов разных национальностей живут в нашей стране и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия.
«Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют».
Группа воспитателей исполняет песню « Родина» (« вижу чудное приволье……)
Ведущая: Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от враговвместе с другими народами нашей страны, они знали, что отстоять её можно тогда, когда « Один за всех, а все - за одного».
- Дети, какие вы знаете пословицы, поговорки о нашей Родине, о её защитниках – русских богатырях.
«За народное дело бейся смело»,
« Жить – Родине служить»,
«На чужой стороне и весна не красна»,
« Человек без Родины, что соловей без песни».
- А как вы думаете, Русь маленькая или большая?
- Какие города вы знаете? Крупные города были центром губерний, например Смоленская губерния, Московская, Вологодская, Тульская.
«Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого – то
Наших прадедов работа»
«Есть в нашей группе уголок,
Всё в нём русское живёт,
Расписные ложки, румяные матрёшки,
Вышитые скатерти, плетёные солонки,
Расписные доски, вологодские кружева,
Золотая хохлома!»
-Давайте пройдём в нашу светлую горенку. У русского народа есть свои обычаи, сказки, песни, танцы, традиции, с которыми мы продолжаем с вами знакомиться. После сбора урожая молодёжь устраивала посиделки, которые начинались в середине октября и заканчивались к весне.
- Что же делали парни и девчата на посиделках? (девушки шили, вышивали, за работой они пели песни) Парни тоже приходили с работой: лапти плели и корзины, верёвки вили. А собирались посиделки в русской деревенской избе. В ней много необычного, незнакомого нам. Я загадаю вам загадки, а вы найдёте отгадки в нашем уголке или на иллюстрациях:
1. « Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине – огонь да вода»
2 .« Новая посудина, а вся в дырках»
3.« Три братца пошли на речку купаться.
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались , вышли, на третьем повисли»
4.« Смастерили из досок и одели поясок
И хранит посуда эта с грядки собранное лето»
5.« Чёрный конь скачет в огонь»
6.« Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдаёт,
Сам в угол идёт»
7.« Кто не бьёт, не ругает, а слёзы лить заставляет»
8. «В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идёт».
-Все предметы, которые мы видим в «нашем русском уголке» были необходимы в старину, да и украшали быт крестьян. Только я не пойму, для чего тут связками висит лук?
- Издавна лук считался средством от сглаза и порчи, поэтому хозяйки связками его вешали при входе в избу, а также в местах содержания скота. Лук зашивали в омулеты, которые воины одевали на грудь, собираясь в поход. Известны целебные свойства лука. Назовите их. (луковый сок капают в нос при простуде, соком лука натирают голову, чтобы волосы лучше росли. Если пчела ужалила – натирают то место луковым соком. Печёный лук прикладывают к ранам. Когда зуб болит – чесноком лечат).
- Давайте вспомним пословицы о луке:
Лук – добро и в бою и во щах.
Лук – от семи недуг.
Лук да баня всё правят.
- В народе существует выражение: « горе луковое», оно означает мелкие печали, маленькие беды, которые не стоят огорчения, не заслуживают слёз.
- Собирались парни идевушки на посиделки и запевали песню русскую, раздольную. А какие пословицы вы знаете о русской народной песне?
1. Хорошая русская песня дух бодрит;
2. Где песня поётся, там весело живётся;
3. С хорошей русской песней и труд спорится.
Слушание в грамзаписи: « Ой, вставала я ранёшенько».
- Запевайте и вы, песню шуточную, прибауточную. Дети поют песни:
«Андрей – воробей»;
« Чики – чикалочки»;
«Патока с имбирём».
Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться, А какие посиделки без шуток – прибауток! Наши весельчаки хотят слово сказать смешное, всех позабавить.
Выходят два мальчика:
Федясь– Ваньк! А Ваньк!
Ванька – А!
- А повторь слово « иду»!
А что?
- Ну повторь!
Ну, иду!
- У тебя нос в меду!
Эй, подловил! ( Чешет затылок и задумывается)
- Федясь, а у тебя под ногами грязь!
( Федяська наклоняется и смотрит себе под ноги)
Не кланяйся, я тебе не князь!
Ведущая: Вот так, весельчаки –балагуры позабавили! А как соберутся добры молодцы да красны девицы, тут и песне место найдётся, и пляске, и игре.
Игра « Баба Яга»
Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью про них говорили:
1. « Мал да удал»;
2. « Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».
- А лентяев в народе не любили, смеялись над ними и так говорили:
« Хочешь есть калачи – не сиди на печи»;
«Спишь, спишь – а отдохнуть некогда».
Много сложил народ пословиц и поговорок о труде.
(Вспоминают пословицы и поговорки о труде)
Под русскую народную музыку входят две бабушки.
Даниловна: Пословицы поговорки услыхали и к вам в гости прибежали.
Гавриловна: Где песни поют, там весело живут. Правда, Гавриловна?
Вместе: Здравствуйте, ребята! Мы- потешницы старушки, неразлучные подружки . Я – бабушка Даниловна. Я – бабушка Гавриловна.
Вместе: Неразлучные подружки, мы живём в одной избушке.
Даниловна : В лесочке, в лесочке избушка на кочке, блинами оббита, оладьями крыта.
Гавриловна: Ограда кругом – пирожки с творожком. Нынче мы расскажем в лицах весёлые небылицы:
- Как Марфуша для Петра наварила, напекла: 92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов, не нашла и едоков.
- Сел комарик на дубочек,на еловый на пенёчек, свесил ножки на песочек, сунул носик под листочек. Спрятался. К вам у нас один вопрос: « Кто потешек знает воз?»
Чтение детьми потешек.
Дети инсценируют русскую народную песню « Как у наших у ворот».
Гавриловна: Нам не устоять, Даниловна!
Даниловна: Ой, не устоять, Гавриловна!
Пляшут вместе с детьми.
_ Даниловна и Гавриловна, а наши дети умеют частушки петь:
- Мальчик: Девочка – беляночка, где ты набелилася?
- Девочка: Я вчера коров доила, молоком умылася.
- Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь:
« На дубу свинья пасётся, в бане парится медведь»
- Меня судят на мосту, что ленивая расту.
Я на это не гляжу – пойду на печке полежу.
- Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.
Повезу свою подружку всем соседям на показ.
Вместе: Хорошо частушки пели, хорошо и хлопали.
А сейчас бы мы хотели, чтобы вы похлопали.
Бабушки хвалят детей.
Бабушки: Спасибо вам, хозяева добрые и ласковые,
Чтоб жилось вам и богателось,
Чтоб было всё, что хотелось.
И собачку вам, и кота……..
А нам пора с вашего двора.
Бабушки уходят, хозяйка угощает их пирогами, а детей приглашает всех к столу:
« Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости прошу на чашку чая!
Вот так мы живём!
Кренделёчки, прянички жуём!
Чаем запиваем!
Всех в гости приглашаем!
Дети пьют чай с пирогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песенного фольклора".
Статья об особенностях сибирского фольклора...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...