Нетрадиционные способы декоративного изображения орнамента по мотивам русской народной вышивки. «Шуточная свадьба»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору для детей подготовительной группы на методическом объединении для заведующих и методистов.
Программное содержание:
Ввести детей в мир народных традиций, показать неразрывную связь народной музыки с изобразительным искусством и устным народным
творчеством.
Воспитывать у детей любовь к народным традициям, развивать чувство композиции и симметрии.
Совершенствовать навыки составления русского орнамента народной вышивки нетрадиционными способами.
Закрепить понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Предварительная работа:
Знакомство с символикой и элементами народной вышивки.
Рассматривание орнамента, узора в народной вышивке на подлинных предметах; прорисовка элементов орнамента на бумаге.
Слушание и разучивание народных песен, игр и хороводов.
Активизация словаря:
Рукодельница, рукоделие, горенка, Домовой, посиделки, пряжа, спорится, рушник.
Материал:
Ткань прямоугольной формы (40 на 15), большие и маленькие штампики с изображением символов и элементов вышивки, тычки, гуашь красного и черного цвета, кисти разного размера, оттиски пробок, карандаш, подлинные образцы с русским орнаментом на полотенцах, элементы убранства свадебного старинного костюма.
Зал украшен декорациями народной избы; стол по центру, лавки по бокам, на заднем плане печь. В оформлении использованы домашняя утварь, предметы старины, предметы народных промыслов.
В зал входят дети – участники спектакля, рассаживаются на стулья перед «сценой».
Звучит музыка, в избу входит бабушка, она хлопочет возле печи. За печкой спит домовой Кузя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no6_konspekt_shutochnaya_svadba.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные способы декоративного изображения орнамента по мотивам русской народной вышивки.
«Шуточная свадьба»
Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору для детей подготовительной группы на методическом объединении для заведующих и методистов.
Педагог дополнительного образования
по изодеятельности Кончакова Н.А.
Педагог дополнительного образования
по фольклору Любимова А. А.
МАДОУ№5
Г. Троицк.
Программное содержание:
Ввести детей в мир народных традиций, показать неразрывную связь народной музыки с изобразительным искусством и устным народным
творчеством.
Воспитывать у детей любовь к народным традициям, развивать чувство композиции и симметрии.
Совершенствовать навыки составления русского орнамента народной вышивки нетрадиционными способами.
Закрепить понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Предварительная работа:
Знакомство с символикой и элементами народной вышивки.
Рассматривание орнамента, узора в народной вышивке на подлинных предметах; прорисовка элементов орнамента на бумаге.
Слушание и разучивание народных песен, игр и хороводов.
Активизация словаря:
Рукодельница, рукоделие, горенка, Домовой, посиделки, пряжа, спорится, рушник.
Материал:
Ткань прямоугольной формы (40 на 15), большие и маленькие штампики с изображением символов и элементов вышивки, тычки, гуашь красного и черного цвета, кисти разного размера, оттиски пробок, карандаш, подлинные образцы с русским орнаментом на полотенцах, элементы убранства свадебного старинного костюма.
Зал украшен декорациями народной избы; стол по центру, лавки по бокам, на заднем плане печь. В оформлении использованы домашняя утварь, предметы старины, предметы народных промыслов.
В зал входят дети – участники спектакля, рассаживаются на стулья перед «сценой».
Звучит музыка, в избу входит бабушка, она хлопочет возле печи. За печкой спит домовой Кузя.
.
Ход занятия – развлечения.
Бабушка: - Ой, как за окошком снег вьюжит, а в моей горенке тепло. Вот и пироги мои в печи румянятся.
Кузя: - Ох, ох!
Бабушка: - Что-то ты Кузя разохался, аль не здоровиться тебе?
Кузя: - Это ты, бабулечка, шумишь, мне спать мешаешь.
Бабушка: - А мне, Кузенька, без работы нельзя, это вам домовым положено за печкой сидеть. А у нас, у людей забот много.
Кузя: - А ты, бабулечка, никак пироги печешь.
Бабушка: - так я сегодня, Кузя, к себе ребят на посиделки позвала, про старину послушать и пирогов моих откушать, вот и расстаралась. А ты бы,Кузенька, слез с печи, да помог мне.
(слезает с печи и рассматривает накрытый стол).
Кузя: - Бабулечка, ты зачем столько пирогов напекла? Ну придут ребятки, посидят – посидят и уйдут, это же посиделки.
Бабушка: - Да разве на посиделках сидят. Вот садись, Кузя. И послушай. Раньше в старину собирались девицы на посиделки с рукоделием. Кто шьет, кто прядет, кто песни поет. А как ребята с балалайкой в избу заглянут, так и плясать пойдут. За песнями и плясками работа быстрее спорится, и гостям приятно и хозяйке радость. Вот придут , Кузя, ребята, я тебя с ними познакомлю.
Кузя: - Я. Бабулечка, лучше за печкой посижу, нельзя нам домовым людям на глаза показываться.
Бабушка: - Ребяткам можно, они еще маленькие и в сказки верят.
Кузя: - Неужели правда верят? Ну ладно, тогда останусь.
Бабушка: - Вот и хорошо, пироги мои готовы, теперь давай с тобой гостей дорогих встречать, заждались они нашего приглашения.
Кузя: - Не хорошо, бабулечка, гостей на пороге держать, надо их в горницу пригласить.
Бабушка: - Ой вы гости званные, гости желанные.
На пороге не стойте, в горницу проходите.
Приглашаем на беседушку, на веселую забавушку.
Как когда-то собирались наши дедушки и наши бабушки.
Кузя: - И мы вас всех в гости приглашаем
Посиделки деревенские открываем.
(дети встают , берутся за руки и хороводом проходят на ковер)
Дети: - Здравствуй домовой, хозяин дома, здравствуй хозяйка.
Бабушка: - Доброго здоровья вам, ребята.
Кузя: - Ты погляди, бабулечка, ребята меня узнали и совсем не испугались.
Бабушка: - А чего тебя бояться, ты добрый домовой.
Дети: - Мы, хозяюшка, на посиделки пришли,
Инструменты с собой принесли
Взяли ложки, балалайку,
Чтоб порадовать хозяйку.
Песнями и плясками
А ты потешь нас сказками.
Бабушка: - Проходите, ребятушки, да садитесь на лавки широкие(дети садятся на лавки).
И ты, Кузя, садись да послушай. Расскажу я тебе и ребятам про старину старую, старину дивную. Покажу и рукоделье мое.
Девочка: - А мы, хозяюшка. Тоже рукоделье принесли. Тут и кисти и краски, есть работа для раскраски
Бабушка: - Рукоделье это хорошо, молодцы ребятки, подготовились к посиделкам. А ты, Кузя, принеси сюда мой сундучок, я ребяткам свое богатство покажу.
Кузя: - Ой, сундук-то тяжелый. Ты, бабуся, туда небось камней наложила, дай-ка погляжу.(заглядывает в сундук0е Да тут, бабуся, тряпочки одни.
Бабушка: - Да какие же это тряпочки, это – рукоделье. Я его с детства собирала и до сих пор как память храню. Вот поглядите, ребята, девичья лента золотом шитая, платок беленький – суженным мне подаренный, полотенца вышитые. А ты, Кузя, говоришь тряпочки, а они мне даже дороже золота, это мои воспоминания о былом, о девичьем.
Кузя: - Ох, бабулечка, красота-то какая, на полотенчике петушки как живые нарисованы.
Бабушка: - А это, Кузя, не рисунок вовсе, а вышивка. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. С детских лет девочки под присмотром матери, бабушки постигали секреты женского ремесла; ткали, пряли, вышивали, готовили себе приданное.
Кузя: - А приданное, это что такое?
Бабушка: - Выходя замуж, девушка брала с собой вещи сделанные своими руками: скатерти, полотенца, праздничные одежды. Не менее 40-ка полотенец надо было соткать и расшить к своей свадьбе. Такие полотенца называли рушниками. Рушниками
невеста одаривала жениха и всю
его родню. На рушнике подносили
хлеб, соль молодым и избу тоже
украшали вышитыми рушниками.
Кузя: - Бабулечка, неужели вся эта
Красота простой иголочкой вышита?
Бабушка: - Да, Кузенька, простой
Иголочкой. А вышивали узоры крестом
Потому, что наши предки изображали солнце.( от слова рождать, творить)узор шел по белому полотну, в древние времена белый цвет олицетворял божий свет, т.е. небо. А вот почему узор был чаще всего красным, тебе расскажут ребята.( педагог задает наводящие вопросы детям, они отвечают)
--------Раньше считали красный цвет – цвет огня, а огонь это свет, это красиво, т.е. красно. Со временем смысл узоров стал забываться. И орнамент стал играть чисто декоративную роль. Узор на полотенце симметричен, т.е. одинаковый по краям. А рисунок у каждой рукодельницы был свой, неповторимый: это и птицы, петухи, растения, или как их называли «древо жизни», различные линии, ромбы. Женские фигурки.
Кузя: – Погляди, бабулечка, какой красивый платочек в сундуке лежит. Это ты тоже сама вышивала?
Бабушка: – Нет, Кузенька, этот платок мне суженным даренный.
Кузя: – А что, парни тоже вышивать умели?
Бабушка: – Вышивка это дело женское. Но были раньше такие мастера, которые с помощью специальных трафаретов и красок, наносили на ткань рисунок, получалось не хуже чем вышитый. Это могли быть маленькие платочки с цветами в уголках. А так же большие шали с цветочным рисунком. Вот такие набивные платки парни своим невестам дарили.
Кузя: - Погляжу я на эти рушники и платочки, тут и птички и петушки, и линии разные, сколько потрудиться надо, чтобы такую красоту вышить.
Бабушка: - Вот поэтому и собирались девицы долгими зимними вечерами на посиделки. Ты думаешь зачем ребята с собой принесли и кисти и краски?
Кузя: - А зачем?
Бабушка: - Будем рукодельем заниматься. Но не по старинке – шить, вышивать. Ребята покажут тебе, как с помощью трафаретов можно нанести рисунок и на полотенце и на платок, получится не хуже, чем вышивка.
Кузя: - Бабулечка, уж больно мне хочется поглядеть, как с помощью этих ромбиков и квадратиков ребята будут рисунок на рушники и платочки наносить.
Бабушка: - А ты сейчас, Кузя, все сам и увидишь. Делу время, а потехе час, приглашаю вас , ребята, занять свои рабочие места, а ты, Кузя, будешь мне помогать.
Занятие:
Бабушка: - Какие ребятки у нас молодцы, вот и рушники готовы, а узоры-то какие – глаз не отвести. Да и платком таким залюбоваться можно. Правда, Кузя?
Кузя: - А теперь такую красоту надо в сундук сложить, до поры до времени.( заглядывает в сундук). Ой, бабулечка, погляди, у тебя в сундуке платок шелковый и шапочка красивая.
Бабушка: - Это, Кузя, убор свадебный. В такой убор девицы перед свадьбой невесту обряжают, песни величальные поют.
Кузя: - Вот бы поглядеть на такую свадьбу.
Бабушка: - А давай, Кузя, мы с ребятами поиграем, сам все и увидишь, да и гостям любопытно будет.
Кузя: - Да что ты, бабуля, ребята еще маленькие, им о свадьбе рано думать.
Бабушка: - Ну и что, что маленькие, раньше на Руси с помощью игр детей знакомили с обрядами взрослой жизни. Разыгрывали с ними «Шуточные свадьбы».Вот так мы сейчас и поиграем.
Кузя: - А кого же мы женить будем? Ребят много и ребята молодцы-удальцы, и девчонки все красавицы, как на подбор, кого выбрать, рассуди.
Бабушка: - А чего судить, да рядить .Раньше невест в хороводе выбирали, а той, которая по сердцу пришлась, платок дарили. Вот я сейчас загадаю нашим молодцам загадки. А тот, кто отгадает мою загадку, тот платок и получит. ( ведущий загадывает загадку, а Кузя подходит к мальчику и на ушко ему подсказывает)
Кузя: - Вот, бабулечка, этот мальчик отгадал.
Бабушка: - Молодец, вот, бери платок и выходи в хоровод, выбирай невесту.
(дети исполняют хоровод - «стой во поле роща»)
Кузя: - Хороша невестушка. Лицом бела, щеками румяна, и стройна и пригожа - на лебедь белую похожа.
Бабушка: - Постой, Кузя, наша девица еще не невеста. Невестой она станет, когда ее просватают. Сватовство это первый обряд в свадебном действе.
Кузя: - Так чего же мы стоим, сватать надо, а я сватом буду.
Бабушка: - Вот возьми рушник. Сватам всегда надевали рушники через плечо, чтобы каждый видел, кого сватать идут (надевает на Кузю рушник)
Кузя: - Расступись народ! Разойдись народ!
Жених невесту сватать идет!
(под музыку Кузя проходит по кругу и выстраивается рядом с ребятами)
---------Низкий поклон вам Бояре.
Разрешите в горенку пройти, слово молвить.
Бабушка: - Милости просим! А зачем Бояре пожаловали, мы гостей не ждали, не ведали?
Кузя: - У вас товар, у нас купец. У вас лебедь белая – красна девица, а у нас сокол ясный – добрый молодец. Вот пришли мы вашу девицу за нашего молодца сватать.
Бабушка: - Ведь у нас не одна лебедь белая, а целая стая лебединая и все красавицы, как на подбор, а вам которую надо?
Кузя: - Стая нам не нужна. Нам одну, которая по сердцу пришлась. Зовут ее Катенька.
Бабушка: - А ну девицы красавицы перед Боярином пройдите, подруженьку гостям покажите.
(дети исполняют свадебную песню – « Бояра – Бояра»)
Кузя: - Вот это лебедь белая, сердцу любая.
Бабушка: - Не торопись сваток, и ты жених терпелив будь. Просватали вы девицу, теперь она невестою стала. А значит, пора ей к свадьбе приданное готовить: убор свадебный шить, рубашку жениху, да рушники в подарок жениховой родне. Пусть садится невестушка за рукоделие, а подрушки ей помогут.
Кузя: - Придется нам с тобой дружок подождать, тут поспешишь, лишь людей насмешишь
(Девочки исполняют « Танец с рушниками»)
Бабушка: - Ай да девицы, ай да рукодельницы, шили, вышивали, не ленились, к свадьбе успеть торопились.
Кузя: - Ну что, бабуля, готово невестино приданное?
Бабушка: - Готово, Кузя, готово. Вот возьми женихову рубашку, невеста вышивала. Собирай жениха с дружками, свадебный поезд готовьте.
Кузя: - Ай да невеста, потрудилась на славу, в такой рубашке не стыдно будет жениху пройтись.
Бабушка: - А мы с подружками невесту обряжать к свадьбе будем.
Вы подруженьки, красны девицы,
Расплетайте руссу косыньку - красу девичью
Надевайте убор свадебный,
Покрывайте её платком шёлковым.
( девочки и бабушка наряжают невесту)
Бабушка: - Вот и готова краса девичья, а вы подружки, до времени её жениху не показывайте.
( звучит музыка, перед девушками выстраиваются мальчики).
Кузя: - Эй, хозяюшка, вот и свадебный поезд прибыл.
Жених - на месте, музыканты на месте.
Теперь хотим поглядеть и невесту.
Готова ли невеста, краса ненаглядная?
Бабушка: - Готова! Вы, подруженьки, выходите,
Красну девицу выводите
Жениху её покажите.
( девочки выводят невесту)
Девочка: - Вот и девица – краса ненаглядная.
Наряжали её подруженьки,
Выводили боярину.
Девочка: - Ты за девицу, нам выкуп дай.
Чтоб боярский этот выкуп был.
( жених одаривает подруг)
Жених: - Вот вам девицы злато, серебро.
Ленты шелковы, бусы алые.
( девицы рассматривают дары)
Девочки: - За такую красу, да за девичью,
Не откупишься златом – серебром.
Жених: - Друзья мои, добры молодцы,
Помогите мне красу выкупить
Подруженек в хоровод зовите,
Платком заветным их одарите.
( дети исполняют хоровод «Сударушка).
Бабушка: - Ну а теперь, невестушка, выходи, поклонись своему суженному.
Поднеси дары свадебные
Невеста: - Ой, ты суженный, ой ты ряженный,
В дар прими рушник свадебный
Вышила я на нем сады райские.
А в садах поют птицы дивные
(отдает жениху рушник)
Ой вы гости, гости милые,
И для вас рушники я вышила,
Исколола я все белы рученьки
Тёмным вечером вышиваючи.
Кузя: - Ах, невестушка, ай да хозяюшка.
Вышивала, не ленилась, к замужеству торопилась.
А время настало, сундук и достала.
Расступись народ, жених и невеста идет.
( дети исполняют свадебную песню « Катились два яблочка»)
Кузя: - И невеста хороша, и жених подстать невесте
Вы гости дорогие, бояре молодые !
На жениха и невесту поглядели,
Пора и себя показать.
На месте нечего стоять
На свадьбах все должны плясать.
(дети исполняют пляску «Ой на горке калина»)
Кузя: - Посмотри, бабулечка, какие красивые у нас жених и невеста,
И поженили мы их хоть и в шутку, да по всем правилам.
И сватали, и рядили, И выкупали, и дары дарили, а теперь
Всем миром да за свадебный стол пора.
Бабушка: - А у меня и угощение готово. Вот пироги с пылу с жару. Наши ребята сегодня так старались, по заслугам им и награда.
Мы сегодня все старались
Рукодельем занимались
Кузя: - Пели песни и плясали
Даже в свадьбу поиграли.
Бабушка: - Но час прошел, прощаться надо
И с гостями и с ребятами.
Кузя: - Веселые посиделки были у нас,
За это спасибо всем скажем сейчас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.
Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Работа на конкурс Рисунок и декоративно-прикладного творчества по мотивам русских народных сказок «Старая, старая сказка»
Работа на конкурсРисунок и декоративно-прикладного творчества по мотивам русских народных сказок«Старая, старая сказка»...
Русская народная вышивка
Презентация предназначена для ознакомления детей с русской народной вышивкой, ее историей и основными мотивами....
Проект "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством театрально-игровой деятельности по мотивам русских народных сказок"
Материалы для педагогов (творческая группа)...
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...