Нетрадиционные способы декоративного изображения орнамента по мотивам русской народной вышивки. «Шуточная свадьба»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору для детей подготовительной группы на методическом  объединении для заведующих и методистов.

Программное содержание:

  Ввести детей в мир народных традиций, показать неразрывную связь народной музыки с изобразительным искусством и устным народным

творчеством.

  Воспитывать у детей любовь к народным традициям, развивать чувство композиции и симметрии.

  Совершенствовать навыки составления русского орнамента народной вышивки нетрадиционными способами.

  Закрепить понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

 

Предварительная работа:

Знакомство с символикой и элементами народной вышивки.

Рассматривание орнамента, узора в народной вышивке на подлинных предметах; прорисовка элементов орнамента на бумаге.

Слушание и разучивание народных песен, игр и хороводов.

 

Активизация словаря:

Рукодельница, рукоделие, горенка, Домовой, посиделки, пряжа, спорится, рушник.

 

Материал:

Ткань прямоугольной формы (40 на 15), большие и маленькие штампики с изображением символов и элементов вышивки, тычки, гуашь красного и черного цвета, кисти разного размера, оттиски пробок, карандаш, подлинные образцы с русским орнаментом на полотенцах, элементы убранства свадебного старинного костюма.

 

Зал украшен декорациями народной избы; стол по центру, лавки по бокам, на заднем плане печь. В оформлении использованы домашняя утварь, предметы старины, предметы народных промыслов.

В зал входят дети – участники спектакля, рассаживаются на стулья перед «сценой».

Звучит музыка, в избу входит бабушка, она хлопочет возле печи. За печкой спит домовой Кузя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no6_konspekt_shutochnaya_svadba.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные способы декоративного изображения орнамента по мотивам русской народной вышивки.

«Шуточная свадьба»

Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору для детей подготовительной группы на методическом  объединении для заведующих и методистов.

      Педагог дополнительного образования

                      по изодеятельности Кончакова Н.А.

                                                                                     Педагог дополнительного образования

по фольклору Любимова А. А.

МАДОУ№5

Г. Троицк.

Программное содержание: 

  Ввести детей в мир народных традиций, показать неразрывную связь народной музыки с изобразительным искусством и устным народным

творчеством.

  Воспитывать у детей любовь к народным традициям, развивать чувство композиции и симметрии.

  Совершенствовать навыки составления русского орнамента народной вышивки нетрадиционными способами.

  Закрепить понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

Предварительная работа:

Знакомство с символикой и элементами народной вышивки.

Рассматривание орнамента, узора в народной вышивке на подлинных предметах; прорисовка элементов орнамента на бумаге.

Слушание и разучивание народных песен, игр и хороводов.

Активизация словаря:

Рукодельница, рукоделие, горенка, Домовой, посиделки, пряжа, спорится, рушник.

Материал:

Ткань прямоугольной формы (40 на 15), большие и маленькие штампики с изображением символов и элементов вышивки, тычки, гуашь красного и черного цвета, кисти разного размера, оттиски пробок, карандаш, подлинные образцы с русским орнаментом на полотенцах, элементы убранства свадебного старинного костюма.

Зал украшен декорациями народной избы; стол по центру, лавки по бокам, на заднем плане печь. В оформлении использованы домашняя утварь, предметы старины, предметы народных промыслов.

В зал входят дети – участники спектакля, рассаживаются на стулья перед «сценой».

Звучит музыка, в избу входит бабушка, она хлопочет возле печи. За печкой спит домовой Кузя.

                                         

 

.

        

 

Ход занятия – развлечения.

Бабушка: - Ой, как за окошком снег вьюжит, а в моей горенке тепло. Вот и пироги мои в печи румянятся.

Кузя: - Ох, ох!

Бабушка: - Что-то ты Кузя разохался, аль не здоровиться тебе?

Кузя: - Это ты, бабулечка, шумишь, мне спать мешаешь.

Бабушка: - А мне, Кузенька, без работы нельзя, это вам домовым положено за печкой сидеть. А у нас, у людей забот много.

Кузя: - А ты, бабулечка, никак пироги печешь.

Бабушка: - так я сегодня, Кузя, к себе ребят на посиделки позвала, про старину послушать и пирогов моих откушать, вот и расстаралась. А ты бы,Кузенька, слез с печи, да помог мне.

(слезает с печи и рассматривает накрытый стол).

Кузя: - Бабулечка, ты зачем столько пирогов напекла? Ну придут ребятки, посидят – посидят и уйдут, это же посиделки.

Бабушка: - Да разве на посиделках сидят. Вот садись, Кузя. И послушай. Раньше в старину собирались девицы на посиделки с рукоделием. Кто шьет, кто прядет, кто песни поет. А как ребята с балалайкой в избу заглянут, так и плясать пойдут. За песнями и плясками работа быстрее спорится, и гостям приятно и хозяйке радость. Вот придут , Кузя, ребята, я тебя с ними познакомлю.

Кузя: - Я. Бабулечка, лучше за печкой посижу, нельзя нам домовым людям на глаза показываться.

Бабушка: - Ребяткам можно, они еще маленькие и в сказки верят.

Кузя: - Неужели правда верят? Ну ладно, тогда останусь.

Бабушка: - Вот и хорошо, пироги мои готовы, теперь давай с тобой гостей дорогих встречать, заждались они нашего приглашения.

Кузя: - Не хорошо, бабулечка, гостей на пороге держать, надо  их в горницу пригласить.

Бабушка: -  Ой вы гости званные, гости желанные.

                    На пороге не стойте, в горницу проходите.

                    Приглашаем на беседушку, на веселую забавушку.

                    Как когда-то собирались наши дедушки и наши бабушки.

Кузя: -        И мы вас всех в гости приглашаем

                    Посиделки деревенские открываем.

(дети встают , берутся за руки и хороводом проходят на ковер)                                          

                                                                                                                                       

                                                                                                                               

               

Дети: - Здравствуй домовой, хозяин дома, здравствуй хозяйка.

Бабушка: - Доброго здоровья вам, ребята.

Кузя: - Ты погляди, бабулечка, ребята меня узнали и совсем не испугались.

Бабушка: - А чего тебя бояться, ты добрый домовой.

Дети: -    Мы, хозяюшка, на посиделки пришли,

               Инструменты с собой принесли

               Взяли ложки, балалайку,

               Чтоб порадовать хозяйку.

               Песнями и плясками

               А ты потешь нас сказками.

Бабушка: - Проходите, ребятушки, да садитесь на лавки широкие(дети садятся на лавки).

И ты, Кузя, садись да послушай. Расскажу я тебе и ребятам про старину старую, старину дивную. Покажу и рукоделье мое.

Девочка: - А мы, хозяюшка. Тоже рукоделье принесли. Тут и кисти и краски, есть работа для раскраски

Бабушка: - Рукоделье это хорошо, молодцы ребятки, подготовились к посиделкам. А ты, Кузя, принеси сюда мой сундучок, я ребяткам свое богатство покажу.

Кузя: - Ой, сундук-то тяжелый. Ты, бабуся, туда небось камней наложила, дай-ка погляжу.(заглядывает в сундук0е Да тут, бабуся, тряпочки одни.

Бабушка: - Да какие же это тряпочки, это – рукоделье. Я его с детства собирала и до сих пор как память храню. Вот поглядите, ребята,  девичья лента золотом шитая, платок беленький – суженным мне подаренный, полотенца вышитые. А ты, Кузя, говоришь тряпочки, а они мне даже дороже золота, это мои воспоминания о былом, о девичьем.

Кузя: - Ох, бабулечка, красота-то какая, на полотенчике петушки как живые нарисованы.

Бабушка: - А это, Кузя, не рисунок  вовсе, а вышивка. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. С детских лет девочки под присмотром матери, бабушки постигали секреты женского ремесла; ткали, пряли, вышивали, готовили себе приданное.

Кузя: - А приданное, это что такое?

Бабушка: - Выходя замуж, девушка брала с собой вещи сделанные своими руками: скатерти, полотенца, праздничные одежды. Не менее 40-ка полотенец надо было соткать и расшить к своей свадьбе. Такие полотенца называли рушниками. Рушниками

невеста одаривала жениха и всю

его родню. На рушнике подносили

хлеб, соль молодым и избу тоже

украшали вышитыми рушниками.

Кузя: - Бабулечка, неужели вся эта

Красота простой иголочкой вышита?

Бабушка: - Да, Кузенька, простой

Иголочкой. А вышивали узоры крестом

Потому, что наши предки изображали солнце.( от слова рождать, творить)узор шел по белому полотну, в древние времена белый цвет олицетворял божий свет, т.е. небо. А вот почему узор был чаще всего красным, тебе расскажут ребята.( педагог задает наводящие вопросы детям, они отвечают)

--------Раньше считали красный цвет – цвет огня, а огонь это свет, это красиво, т.е. красно. Со временем смысл узоров стал забываться. И орнамент стал играть чисто декоративную роль. Узор на полотенце симметричен, т.е. одинаковый по краям. А рисунок у каждой рукодельницы был свой, неповторимый: это и птицы, петухи, растения,  или как их называли «древо жизни», различные линии, ромбы. Женские фигурки.

Кузя: – Погляди, бабулечка, какой красивый платочек в сундуке лежит. Это ты тоже сама вышивала?

Бабушка: – Нет, Кузенька, этот платок мне суженным даренный.

Кузя: – А что, парни тоже вышивать умели?

Бабушка: – Вышивка это дело женское. Но были раньше такие мастера, которые с помощью специальных трафаретов и красок, наносили на ткань рисунок, получалось не хуже чем вышитый. Это могли быть маленькие платочки с цветами в уголках. А так же большие шали с цветочным рисунком. Вот такие набивные платки парни своим невестам дарили.

Кузя: - Погляжу я на эти рушники и платочки, тут и птички и петушки, и линии разные, сколько потрудиться надо, чтобы такую красоту вышить.

Бабушка: - Вот поэтому и собирались девицы долгими зимними вечерами на посиделки. Ты думаешь зачем ребята с собой принесли и кисти и краски?

Кузя: - А зачем?

Бабушка: - Будем рукодельем заниматься. Но не по старинке – шить, вышивать. Ребята покажут тебе, как с помощью трафаретов можно нанести рисунок и на полотенце и на платок, получится не хуже, чем вышивка.

Кузя: - Бабулечка, уж больно мне хочется поглядеть, как с помощью этих ромбиков и квадратиков ребята будут рисунок на рушники и платочки наносить.

Бабушка: - А ты сейчас, Кузя, все сам и увидишь. Делу время, а потехе час,     приглашаю вас , ребята, занять свои рабочие места, а ты, Кузя, будешь мне помогать.

Занятие:

                                                                                                                                 

Бабушка: - Какие ребятки у нас молодцы, вот и рушники готовы, а узоры-то какие – глаз не отвести. Да и платком таким залюбоваться можно. Правда, Кузя?

Кузя: - А теперь такую красоту надо в сундук сложить, до поры до времени.( заглядывает в сундук). Ой, бабулечка, погляди, у тебя в сундуке платок шелковый и шапочка красивая.

Бабушка: - Это, Кузя, убор свадебный. В такой убор девицы перед свадьбой невесту обряжают, песни величальные поют.

Кузя: - Вот бы поглядеть на такую свадьбу.

Бабушка: - А давай, Кузя, мы с ребятами поиграем, сам все и увидишь, да и гостям любопытно будет.

Кузя: - Да что ты, бабуля, ребята еще маленькие, им о свадьбе рано думать.

Бабушка: - Ну и что, что маленькие, раньше на Руси с помощью игр детей знакомили с обрядами взрослой жизни. Разыгрывали с ними «Шуточные свадьбы».Вот так мы сейчас и поиграем.

Кузя: - А кого же мы женить будем? Ребят много и ребята молодцы-удальцы, и девчонки все красавицы, как на подбор, кого выбрать, рассуди.

Бабушка: - А чего судить, да рядить .Раньше невест в хороводе выбирали, а той, которая по сердцу пришлась, платок дарили. Вот я сейчас загадаю нашим молодцам загадки. А тот, кто отгадает мою загадку, тот платок и получит. ( ведущий загадывает загадку, а Кузя подходит к мальчику и на ушко ему подсказывает)

Кузя: - Вот, бабулечка, этот мальчик  отгадал.

Бабушка: - Молодец, вот, бери платок и выходи в хоровод, выбирай невесту.

                    (дети исполняют хоровод - «стой во поле роща») 

                                                                     

 

Кузя: - Хороша невестушка. Лицом бела, щеками румяна, и стройна и пригожа - на лебедь белую похожа.

Бабушка: - Постой, Кузя, наша девица еще не невеста. Невестой она станет, когда ее просватают. Сватовство это первый обряд в свадебном действе.

Кузя: - Так чего же мы стоим, сватать надо, а я сватом буду.

Бабушка: - Вот возьми рушник. Сватам всегда надевали рушники через плечо, чтобы каждый видел, кого сватать идут (надевает на Кузю рушник)

Кузя: - Расступись народ! Разойдись народ!

            Жених невесту сватать идет!

(под музыку Кузя проходит по кругу и выстраивается рядом с ребятами)

---------Низкий поклон вам Бояре.

            Разрешите в горенку пройти, слово молвить.

Бабушка: - Милости просим! А зачем Бояре пожаловали, мы гостей не ждали, не ведали?

Кузя: - У вас товар, у нас купец. У вас лебедь белая – красна девица, а у нас сокол ясный – добрый молодец. Вот пришли мы вашу девицу за нашего молодца сватать.

Бабушка: - Ведь у нас не одна лебедь белая, а целая стая лебединая и все красавицы, как на подбор, а вам которую надо?

Кузя: - Стая нам не нужна. Нам одну, которая по сердцу пришлась. Зовут ее Катенька.

Бабушка: - А ну девицы красавицы перед Боярином пройдите, подруженьку гостям покажите.

(дети исполняют свадебную песню – « Бояра – Бояра»)

                                                                                                                                     

Кузя: - Вот это лебедь белая, сердцу любая.

Бабушка: - Не торопись сваток, и ты жених терпелив будь. Просватали вы девицу, теперь она невестою стала. А значит, пора ей к свадьбе приданное готовить: убор свадебный шить, рубашку жениху, да рушники в подарок жениховой родне. Пусть садится невестушка за рукоделие, а подрушки ей помогут.

Кузя: - Придется нам с тобой дружок подождать, тут поспешишь, лишь людей насмешишь

               (Девочки исполняют « Танец с рушниками») 

Бабушка: - Ай да девицы, ай да рукодельницы, шили, вышивали, не ленились, к свадьбе успеть торопились.

Кузя: - Ну что, бабуля, готово невестино приданное?

Бабушка: - Готово, Кузя, готово. Вот возьми женихову рубашку, невеста вышивала. Собирай жениха с дружками, свадебный поезд готовьте.

Кузя: - Ай да невеста, потрудилась на славу, в такой рубашке не стыдно будет жениху пройтись.

Бабушка: -  А мы с подружками невесту обряжать к свадьбе будем.

                    Вы подруженьки, красны девицы,

                    Расплетайте руссу косыньку - красу девичью

                    Надевайте убор свадебный,

                    Покрывайте её платком шёлковым.

                 ( девочки и бабушка наряжают невесту)

Бабушка: - Вот и готова краса девичья, а вы подружки, до времени её жениху не показывайте.

      ( звучит музыка, перед девушками выстраиваются мальчики).

Кузя: -       Эй, хозяюшка, вот и свадебный поезд прибыл.

                   Жених - на месте, музыканты на месте.

                   Теперь хотим поглядеть и невесту.                                                          

                    Готова ли невеста, краса ненаглядная?

Бабушка: -   Готова! Вы, подруженьки, выходите,

                     Красну девицу выводите

                     Жениху её покажите.                                                                                  

                   ( девочки выводят невесту)

Девочка: - Вот и девица – краса ненаглядная.

                   Наряжали её подруженьки,

                   Выводили боярину.

Девочка: -  Ты за девицу, нам выкуп дай.

                    Чтоб боярский этот выкуп был.

                    ( жених одаривает подруг)

Жених: -     Вот вам девицы злато, серебро.

                     Ленты шелковы, бусы алые.

                    ( девицы рассматривают дары)

Девочки: - За такую красу, да за девичью,

                   Не откупишься златом – серебром.

 

Жених: - Друзья мои, добры молодцы,

                 Помогите мне красу выкупить

                 Подруженек в хоровод зовите,

                 Платком заветным их одарите.

              ( дети исполняют хоровод «Сударушка).

Бабушка: - Ну а теперь, невестушка, выходи, поклонись своему суженному.

                    Поднеси дары свадебные

Невеста: - Ой, ты суженный, ой ты ряженный,

                   В дар прими рушник свадебный

                   Вышила я на нем сады райские.

                   А в садах поют птицы дивные  

                   (отдает жениху рушник)

                    Ой  вы гости, гости милые,

                    И для вас рушники я вышила,

                    Исколола я все белы рученьки

                    Тёмным вечером вышиваючи.

Кузя: -   Ах, невестушка, ай да хозяюшка.

              Вышивала, не ленилась, к замужеству торопилась.

              А время настало, сундук и достала.

               Расступись народ, жених и невеста идет.

     

( дети исполняют свадебную песню « Катились два яблочка»)

Кузя: -  И невеста хороша, и жених подстать невесте

               Вы гости дорогие, бояре молодые !

               На жениха и невесту поглядели,

               Пора и себя показать.

               На месте нечего стоять

               На свадьбах все должны плясать.

              (дети исполняют пляску «Ой на горке калина»)

Кузя: - Посмотри, бабулечка, какие красивые у нас жених и невеста,

               И поженили мы их хоть и в шутку, да по всем правилам.

               И сватали, и рядили, И выкупали, и дары дарили, а теперь

               Всем миром да за свадебный стол пора.

Бабушка: - А у меня и угощение готово. Вот пироги с пылу с жару. Наши ребята сегодня так старались, по заслугам им и награда.

                Мы сегодня все старались

                Рукодельем занимались

Кузя: - Пели песни и плясали

             Даже в свадьбу поиграли.

Бабушка: - Но час прошел, прощаться надо

                     И с гостями и с ребятами.

Кузя: -         Веселые посиделки были у нас,

                     За это спасибо всем скажем сейчас.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.

Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие  можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Работа на конкурс Рисунок и декоративно-прикладного творчества по мотивам русских народных сказок «Старая, старая сказка»

Работа на конкурсРисунок и декоративно-прикладного творчества по мотивам русских народных сказок«Старая, старая сказка»...

Русская народная вышивка

Презентация предназначена для ознакомления детей с русской народной вышивкой, ее историей и основными мотивами....

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...