Цели и задачи: Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни; Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. Оборудование: костюмы для детей и взрослых, 2 корзины, 2 валенка,6 длинных лент, шапка скомороха. Ход праздника.
Танец «Кружится планета».
1-й ведущая:
I. Загадка
- Угадайте:
На первую ступеньку,
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке,
Пришел старик седой.
(Старый и Новый год)
- Ребята, когда наша страна по старым обычаям встречает праздник, который называется Старый Новый год? 2 – я ведущая: - А как появился на Руси этот праздник? Кто знает? А хотите узнать?
II. История праздника Старый Новый Год
Старый Новый Год появился в результате смены летоисчисления в 1918 году. Проводились различные реформы в разных сферах, не остался без внимания и календарь. Старый календарь стали считать ошибочным. Неточность состояла в том, что неверно была определена средняя продолжительность календарного года. Таким образом, календарь сместился на 14 дней. Поэтому по новому календарю Новый год мы встречаем с 31 декабря на 1 января, а по старому – с 13 на 14 января. Отсюда и такое интересное название праздника Старый Новый год.
Для верующих людей Старый Новый год – особый праздник, ведь в полной мере насладиться праздником они могут только после окончания Рождественского поста, после 7 января, а новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января приходится на самое строгое время запрета на мясную, молочную пищу и развлечения.
В первый день Нового года наиболее распространенным был, и сейчас остается, обряд посевания. Считается, что этот обряд пришел к нам еще из дохристианских времен, ведь наши предки встречали Новый год не зимой, а весной и потому обряд посевания связан с надеждами на добрый урожай. Посевали большей частью дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым. Вместе: Сею-вею, посеваю.
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье,
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
с новым счастьем,
хозяин и хозяюшка!
1 – я ведущая: А вот под Старый Новый год, т.е. 13 января вечером ряженые ходили по дворам, прихватив мешки «побольше», в масках и щедровали – желали добра, богатства, счастья, здоровья и благополучия. Кругом Рождественская мгла, Во мгле звучат колокола. А сними в лад, слова звучат, Мир на земле и счастье всем. Мы рады нашей встрече, Зажжем сегодня свечи. Пусть горят меж нами Волшебными огнями.
Песня «Зимушка - зима».
Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»
2 – я ведущая: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем. Как живешь? Как идешь? А бежишь? Ночью спишь? Как берешь? Как даешь? Как шалишь? А грозишь? Ну, а дразнишь как?
Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь, по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь, у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.
1 – я ведущая: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.
Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.
Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!
А ну-ка, Мишенька Иваныч, Родом боярыч, Ходи-похаживай, Говори-поговаривай, Да не гнись дугой, Словно мешок тугой, А ну, поворотись, развернись, Добрым людям покажись! Потешь народ честной, Попляши-ка, дорогой!
Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек ):
Ну-ка, Миша, попляши, У тя ножки хороши! Тили-тили-тили-бом, Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза выпучила, Таракан дрова рубил, В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь пляшет.
Цыган:
Медведь с Козою забавлялись, Друг на друга удивлялись. С того раза подружились, Музыке и пляске вместе научились. Пошли в услуженье к хозяину жить, Играть, плясать да народ веселить.
Танец Медведя и Козы«Барыня».
Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!
Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».
Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!
1 – я ведущая:
Ребята, в круг вставайте, Вместе с Мишуткой поиграйте.
Игра «Опаньки».
Валенок возле команды. 1-й участник бежит с валенком в руках к черте, метает в корзину до тех пор, пока не попадет, забирает валенок, возвращается к команде. Далее бежит следующий участник команды.
Игра «Гори, гори, ясно» (с шапкой скомороха)
Скоморох: Что ж вы, гости, засиделись?
На ребяток загляделись?
Не пора ли вам размяться,
Да местами поменяться? 2 – я ведущая: Игра «Заплети косу». (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент). Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу). 1– я ведущая: Игра «Музыкальная метелка»
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому и частушку петь, стих рассказывать или танцевать.
Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)
Ок-ок-ок – покатился ... (колобок)! Су-су-су – петушок прогнал... (лису)! Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)! Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)! А'на-а'на-а'на – несут лебеди... (Ивана)! Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)! Танец «Мы пойдем сейчас налево» Петрушка:
В магазин я заходил, шарики для вас купил. В каждом шарике секрет – отгадаем или нет? Кто секрет отгадает, тот подарок получает!
(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.) «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit». (Старуха.) «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.) «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.) «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.) «Отмою всё!». (Мойдодыр.) «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)
2 – я ведущая: Раз в Крещенский вечерок. Девушки гадали. За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали.
Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)
Песня-хоровод с детьми «Вперед 4 шага».
|