Колядки
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лахвич Валентина Сергеевна

ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_prazdnik_kolyadki.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК

«КОЛЯДКИ»

в старшей

 разновозрастной группе

МБОУ

 «Шеломовская СОШ».

        Воспитатель I категории: В.С. Лахвич

Цель:

Расширять знания детей о народном календаре- с Рождества (7января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки. Святочные вечера продолжались до 14 января и посвящались колядованию и гаданию.

Задачи:

- Знакомить с русскими народными подвижными играми, забавами и традициями;

- Закреплять навыки выполнения циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки) ;

- Развивать фантазию, импровизировать по ходу праздника;

- С помощью различных игр и упражнений вызвать положительные эмоции и

жизнерадостный настрой;

Оборудование:

Скамейка с 5 горшками, в которых лежат пуговица, корочка хлеба, колечко, полотенце, 2 поварешки, 4 снежка, 2 сапога- скорохода, метла, пирог, по 2 деревянные ложки на каждого участника, зеркало, музыкальные записи.

Одежда детей:

Элементы новогодних или русских народных костюмов.

Ход праздника:

В центр зала выходит Хозяйка (ведущий, обращается к гостям:

-Созвала я гостей - не счесть,

Для всех место есть!

Ой, слышу, ко мне гости идут.

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, смеяться,

Бегать, прыгать, забавляться!

Руку дай скорее, друг!

Ждет нас всех веселый круг!

Под веселую плясовую мелодию дети в русских национальных и новогодних костюмах, ритмично притопывая (руки над головой) и кружась, «змейкой» входят в зал и располагаются кругом.

Ребенок:

Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ-

Веселится и поет.

Дети, взявшись за руки исполняют «Новогодний хоровод» (или на выбор муз. руководителя) .

Хозяйка:

В этот зимний вечерок

Вьется над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Здесь и красные девицы

Раскрасавицы - сестрицы.

Добры молодцы кругом.

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться.

В русский пляс с душой пуститься.

Дети подходят к заранее приготовленным на стульчиках деревянным ложкам (по 2 каждому) и расходятся врассыпную по 2 по залу лицом к зрителям.

Музыкально-ритмическая композиция с деревянными ложками под русскую народную мелодию «Спляшем, Ваня! »

Руки с ложками в стороны, 2 раза ударить ложку о ложку над головой (2 раза, руки в стороны, руки с ложками опустить (2 раза) .

Руки с ложками скрестить над головой, одновременно согнув в колене правую (левую) ногу. (2 раза) .

Поворот в паре - спиной друг к другу.

Повторение первых 2 упражнений (2раза) .

Поворот в паре - лицом друг к другу.

Поднимание рук с ложками вверх с одновременным отставлением назад правой (левой) ноги (2 раза) .

«Пружинка» вправо (влево) с одновременным ударом ложка о ложку перед грудью

(2 раза) .

Поворот в парах к зрителям. Повторение первых 2 упражнений (2 раза) .

На окончание музыки дети спокойно кладут ложки (на стулья, взрослые их собирают, встают в большой круг.

Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, развеселили вы меня!

А не сыграть ли нам? (дети отвечают утвердительно) .

-1-2, 1-2, начинается игра!

Игра «Зеваки». Дети под веселую музыку двигаются по кругу подскоками. На остановку музыки каждый должен найти себе пару. Оставшийся без пары, выбегает в круг. Дети весело говорят : «1, 2, 3-зевака ты! » .Игра повторяется 2-3 раза.

Ведущая: Тра-та-тушки, тра-та-тушки, а теперь играем в «Ушки».

Дети встают в парах лицом друг к другу, ударяя в ладоши друг друга и приговаривая:

Мама била, била, била

И все папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И все бабке доложил.

Бабка била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил,

И в кадушку закатил.

А в кадушке две лягушки-

Закрывай скорее ушки!

Дети должны как можно скорее закрыть ушки руками, кто сделал это вперед, тот и победитель в паре.

Дети садятся на свои места.

Хозяйка: За веселую игру я вам, дети, отплачу.

Все гадали на Руси - у любого ты спроси.

Я ж вам чудо дивное даю и к нему слова скажу:

(достает зеркало на ручке, держит перед собой, обращаясь к нему)

Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи!

Кто к нам придет на огонек?

Звучит голос Зеркала (за ширмой взрослый в микрофон отвечает) :

Едут, едут гости к вам.

По степи широкой, по снегам глубоким.

Быстро мчатся сани, а в санях - цыгане! .

Под зажигательную, лихую мелодию входят цыгане, танцуют, имитируя движения цыганского танца.

Цыганка: Хозяйка дома? Не пугайтесь,

Что цыгане в дом сами пожаловали.

Хозяйка: Входите, люди добрые!

Мы гостям всегда рады.

Вот спасибо вам, позабавили вы нас!

Цыганка: За доброту вашу мы вам сейчас погадаем.

Кому говорим- то и сбудется.

А что сбудется - не забудется!

Только гадать будем по-вашему.

Хозяйка: А как это?

Цыганка: У вас горшки есть?

Хозяйка: Конечно! Вон их сколько.

Выносят вместе лавку с несколькими горшками.

Игра «Гадание на горшках».

Цыганка предлагает выйти к лавке девочке или мальчику, заглянуть в один из горшков.

(в них – кольцо - к скорой свадьбе, полотенце- к дальней дороге в заморские страны, пуговка- к скорой обновке, корочка хлеба- к сытой жизни) .

Аналогично проводится игра с гостями (можно предложить достать из горшка заранее приготовленные записки с пожеланиями) .

Цыганка: Ну, хозяйка, всем погадали. А за это продайте нам «уголков».

Хозяйка: Дети, вставайте по кругу парами. Русская народная игра «Уголки». Один из цыган подходит к любому из детей, стоящему позади в паре и предлагает:

-Кум - кумок (кумушка-кума, продай уголок!

-А что дашь?

-Голик да веник, да 100 рублей денег. (ответы могут быть и такие- «40 амбаров мороженых тараканов» или «чайник без дна, только ручка одна»). Ударяют рука об руку и после слов «1, 2, 3-беги! », обегают детей по кругу, стараясь встать первым на пустующее место.

Игра повторяется 2-3 раза. Цыгане благодарят за покупку «уголков», прощаются с детьми и уходят.

Дети встают в один большой круг.

Хозяйка: А вот 1 горшок остался!

Под соответствующую музыку в зал входит Баба Яга (взрослый в костюме) .

Баба Яга: Я Баба, современная Яга!

Мне жизнь такая очень дорога!

Никого не нужно есть, пенсия большая есть.

Не худая, и нога не костяная!

Посмотрите на меня!

Останавливается посередине круга детей, охорашивается, приговаривая: А что вы тут делаете?

Хозяйка: Гадаем!

Баба Яга: И мне счастья нагадайте!

Хозяйка: Предлагает заглянуть в оставшийся горшок, Баба Яга там ничего не находит. После причитаний: «Замуж хочу! Колечка хочу».

Хозяйка: «Замуж тебе не пойти, посмотри вокруг какие девицы - и молоды и стройны»!

Баба Яга: «Ладно. Тогда сыграйте со мной, вот я и повеселюсь»

Игра: «Ведьмина метелка» - под веселую музыку дети передают друг другу бабкину метлу. Музыка смолкает, тот у кого в руках осталась метелка должен сказать Бабе Яге комплимент, типа «Баба Яга как ты мила! » и т. д.

После окончания игры Хозяйка предлагает поиграть в подвижную игру «Баба Яга».

Дети идут по кругу. Приговаривая: «Баба Яга, костяная нога! С печки упала, ногу сломала! 1, 2, 3- нас лови! » Под музыку дети прыгают любыми прыжками, а Баба Яга «салит» детей. (2-3 раза)

Песня- игра «Бабка Ёжка» (движение по показу музыкального руководителя) .

новогодним снегом умыться- от него все недуги проходят. (поливает из бутылки с распылителем детей) .

Баба Яга уходит. Дети садятся на свои места.

Под мелодию с пением колядки входит Дед Мороз:

-Коляда, коляда! Баба Яга: Спасибо вам за веселье! А напоследок познакомлю вас с одной приметой- если Ты подай пирога!

Или хлеба, или денег.

А кто не даст - тому куричья нога!

Здоровается с детьми. Произносит:

-Я смотрю у вас праздник в полном разгаре. А песни вы пели? Шутки шутили? Гадали?

Дети хором отвечают.

Дед Мороз: А попробуйте, ребятки, отгадать мои загадки. (Загадывает 2-3 загадки зимней тематики)

Хозяйка: Сколько лет на свете живу, никогда не видывала, чтобы Дед Мороз колядовщиком по дворам ходил.

Дед Мороз: А чем я хуже других. Решил я еще раз в Святки к ребятам заглянуть, поиграть, повеселиться. Святки празднует народ! Становитесь в хоровод! ».

Хоровод вокруг елки «Дед Мороз» (либо любой другой - на выбор муз. руководителя) .

Дед Мороз: Веселый хоровод! А сыграйте вы со мной в игру «Догонялки дедушки Мороза».

Дети стоят по кругу, в середине Дед Мороз.

Дети: Дед Мороз! Дед Мороз!

Прикатил подарков воз.

Морозы трескучие, снега сыпучие,

Ветры завьюжные, метели дружные!

1, 2, 3-Дед Мороз нас лови!

Дети разбегаются, Дед Мороз и Хозяйка (предварительно Дед Мороз дает ей свою варежку и одному из взрослых, предлагая помочь «салить»детей. «Замороженные» остаются на месте, придумывая любую позу). Дед Мороз дует на всех, «размораживая».

Дети садятся на места.

Хозяйка предлагает:

1 вариант: Сыграть в игры-эстафеты:

- «Перенеси снежок в поварешке»

2 ребенка из противоположных групп с поварешками со снежками в руках бегут к деду Морозу. Кто скорее снежок донесет, тот и победил.

- «Сапоги-скороходы».

Кто скорее добежит до Дед Мороз в сапоге-скороходе на одной ноге, тот и победил.

2 вариант: Пляска с Дедом Морозом (под русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» Дед Мороз показывает танцевальные движения, дети повторяют) .

Дед Мороз: Да, на ваших посиделках отогрелся душа. За это хочу вас с одной приметой познакомить. Просит всех детей подойти очень близко к нему. А он сам располагается в том месте зала, где к потолку прикреплены воздушные шары (внутри них конфетти и вырезанные из мягкой фольги звездочки по количеству участников праздника) .

Дед Мороз поднимает посох, прокалывает все шары, приговаривая: «Если звездочку с неба поймаешь, да про себя желание загадаешь, то оно обязательно сбудется (дети ловят звездочки, загадывают желание под спокойную музыку.

Дед Мороз: Хозяюшка, а не пора ли колядовщика одарить?

Хозяйка: Посмотри, Дед Мороз, какой мы для тебя пирог испекли (подает заранее припасенный пирог) .

Дед Мороз: Спасибо всем. И вот что скажу вам на прощание:

С Новым Годом! С Новым родом!

Хозяйка: Чтоб здоровы были! И много лет жили!

Дед Мороз уходит. Участники праздника под плясовую мелодию уходят в группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта....

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Интегрированное занятие с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта...

«КОЛЯДКИ-КОЛЯДКИ - ИГРАЮТ РЕБЯТКИ»

Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам.          Создавать радостное, праздничное настроение....

«Колядки, колядки –собрались ребятки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13907043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.

quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....

Сценарий развлечения для детей младших и средних групп детского сада «Колядки, колядки, собрались ребятки»

Сценарий развлечениядля детей младших и средних групп детского сада«Колядки, колядки, собрались ребятки» ЦЕЛЬ: Приобщение детей к русской традиционной культуре.ЗАДАЧИ:1.Познакоми...