Сценарий детско – родительского развлечения «Посиделки» для детей в старшей логопедической группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дети и родители на совместном празднике знакомятся с обычаями и традициями русского народа, вспоминают дразнилки, пословицы, поговорки. В плясках и играх, конкурсах дети приобщаются к духовно-нравственному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_detsko_-_roditelskogo_razvlecheniya_posidelki_lapina_n.m.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида»
Тема: «Истоки русской старины».
Сценарий детско – родительского развлечения
«Посиделки» для детей в старшей логопедической группе.
Выполнили и провели:
Н.М.Лапина - учитель-логопед;
Н.В.Губанова – воспитатель;
Т.В. Шипунова – воспитатель.
И.В. Майнагашева – музыкальный руководитель;
с. Ермаковское, 2014 г.
Ход:
Цель: создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Развивать интерес к народному искусству через народные игры;
- Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души;
- Формировать положительные эмоциональные чувства.
Цели:
1. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
2. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
3. Формировать интерес к русскому народному творчеству, приобщая детей к духовно-нравственному воспитанию.
4. Развивать желание участвовать в празднике, быть причастным к нему.
5. Продолжать знакомить детей с русским фольклором.
6. Дать детям понятие о русском народном костюме.
7. Учить детей самовыражаться в плясках и играх.
8. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость от встречи с прекрасным.
9. Обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.
Оформление зала:
Зал оформлен в русском стиле, предметами народного быта. Прялка, веретенце; печка, покрытая лоскутным одеялом. Посередине стоит стол с самоваром и бубликами, чашками. Вдоль стен разместились скамейки, накрытые вышитыми дорожками. На центральной стене висит самотканый ковер, салфетки, портреты жителей избы, обрамленные вышитыми кружевными полотенцами. У стены стоит кровать, застланная лоскутным покрывалом с подзорами и кружевными подушками. Плетеные корзинки украшают избу. Старинный сундук с нарядами, утюг с углями, патефон, полки с домашней утварью подчеркивают самобытность и переносят участников посиделок во времена наших предков.
Родители находятся в музыкальном зале. Дети в русских костюмах свободно входят в зал, рассаживаются по командам.
Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.
Как в старые годы прежние, жили люди.
Сибиряки – народ суровый, гостеприимный и трудовой. Но умеют они не только хорошо работать, но и здорово веселиться. Как правило, в каждом краю есть свой заводила “Староста” и у нас в командах тоже будет свой староста. Задачи старосты не просты, он следит за порядком в своем команде. В знак особого доверия повязывают ему праздничный “Гашник” - пояс. А старосту выберем по считалке. (команды по очереди выбирают старосту).
Все дети.
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Язычок на палочку,
Начинай считалочку.
Ведущая: Старосты, прошу вас, поздоровайтесь друг с другом и назовите свои имена /старосты знакомятся/. Вот корзинки каждой команде поставим, и будем туда складывать шишки, которые вы будете зарабатывать своей смекалкой, ловкостью. К концу всех соревнований и конкурсов посмотрим, чей мешок будет тяжелее.
Ведущая: А теперь можно и силой помериться, а ну-ка старосты выбирайте силачей, за какой командой победа будет? /ставит пенек, силачи присев на колено, ставят локти на пенек, правыми руками смыкают ладони в замок/.
Ведущая: Конкурс второй – перетягивание каната. Старосты, выбирайте ребяток на перетягивание каната!
Ведущая: Гуляние, как обычно, начиналось с “Задирок”, а мы начнём с «Дразнилок». Старинная русская народная забава «Стенка на стенку». Конкурс «Кто больше дразнилок знает» (Приложение 1).
Все встают, стенкой взявшись за руки, одна команда напротив другой.
Ведущая: пословица: душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь и хвала труду, и мудрость русского народа. Я скажу два слова из пословицы, а вы назовете ее полностью.
1. Лес рубят, … /щепки летят/;
2. Волков бояться, … /в лес не ходить/;
3. Шила в мешке … /не утаишь/;
4. Сделал дело, … /гуляй смело/
5. Без труда … /не вынешь рыбку из пруда/;
6. Делу время, … /потехе час/.
Ведущая: А теперь, чья команда больше назовёт пословиц?
Ведущая: Верно, молвится в пословице: “Делу время – потехе час”.
У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!
Собирайся детвора! Ждёт вас русская игра!
Русская народная игра: «Кум – кумок, продай уголок!»
Звучит музыка, дети образуют круг, в центре танцует водящий. Музыка стихает, водящий подходит к любому игроку: «Кум, кумок, продай уголок!»
Ребёнок: «А что дашь?»
Водящий: «Голик, да веник, да сто рублей денег!»
Ребёнок: «Согласен!»
Дети пожимают друг другу руки и бегут вдоль круга в противоположные стороны, кто не успел остановиться, тот становится водящим.
1 ребёнок: Собрались мы позабавиться да потешиться
2 ребёнок: Пошутить, поиграть, посмеяться
Все: Смех вам да веселье!
Ведущая: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки. (Дети рассказывают шутливые диалоги).
Шутливые диалоги.
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
— Фома, что из леса не идешь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идет!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти!
— Что ваши девчата делают?
— Шьют да поют.
— А матушки?
— Порют да плачут.
Ведущая: По русскому обычаю, прежде чем заслать сватов в дом невесты, девицу проверяли в работе. Вот вам задание, девицы любезные: “Кто быстрее смотает нитки в клубочек”. (Дает по клубочку ниток, самой проворной – шишку в корзинку).
Ведущая:
Домовой за печкой жил
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой
Самый лучший в мире домовой.
Кто это? (Кузя).
Дети:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Дети:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Дети:
Что принес?
Домовой:
Оладушки.
Дети:
Где ж они?
Домовой:
Под лавкой.
Дети:
Экий, ты, Кузя чудак.
Домовой:
А вы бы дети как?
Дети:
А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
Домовой:
Ладно, в другой раз так и сделаю.
Дети:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Дети:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Дети:
Что принес?
Домовой:
Сапожки.
Дети:
Где же они?
Домовой:
А я сделал, как вы велели.
На стол поставил и съел.
Домовой:
Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки
Кто смышленый погляжу.
Собираю я загадки
В кузовок берестяной,
Что лежит, в нем вы узнаете,
Коль загадки отгадаете.
Ведущая:
Загадки родителям – раздаёт загадки родителям.
1. Курочка пустодом, свила гнездо за двором. Сама - в гнезде, яички – наружу? /Картофель/
2. На крайчике, на сарайчике две куклы сидят, обе врозь глядят? /Рога у коровы/
3. Полно корыто пузырей намыто? /Соленые огурцы/
4. Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора? /Коромысло/
5. На сковородку наливай, да вчетверо сбивай? /Блин/
6. «То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит» (гармонь)
7. «В лесу выросло,
Из лесу вынесли.
В руках плачет,
А кто слушает, скачет» (рожок)
8.«В лесу тук-тук,
В избе ляп-ляп.
В руках дзинь-дзинь,
По полу топ-топ» (балалайка)
Игра на музыкальных нструментах.
Ведущая: а команды слушают следующие загадки.
Покупают по дешёвке
Дырки на верёвке.
Кто с солью, кто с маком,
А кто и с таком. (баранки)
На ручке плошка –
Черпай понемножку. (ложка)
Шёлковое поле, 4 угла,
Цветы на нём не вянут,
Не сохнет трава. (платок)
Не сапоги, не туфли,
Не шиты, не вязаны,
К ногам тесьмой привязаны. (лапти)
Ведущая: Из глубоких веков до нас дошли добрые сказки. А в них очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, его характеризующее. Например, лисичка – сестричка, кумушка – лиса. Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное» слово.
«Мишка – косолапый»;
«Петушок – золотой гребешок»;
«Кощей – бессмертный»;
«Зайчишка – трусишка»;
«Волчок – серый бочок»;
«Избушка – на курьих ножках»;
«Травушка – муравушка»;
«Баба Яга – костяная нога».
Ведущая: Я называю пословицу, а вы смотрите на эти иллюстрации, говорите, какая эта сказка, и догадайтесь, к какой сказке подходит эта пословица.
Друзья познаются в беде. («Петушок и бобовое зёрнышко»)
У работающего в руках огонь горит. («Два Мороза»)
Худо тому, кто добра не делает никому. («Гуси – лебеди»)
Ведущая: А какое гулянье без задорных, смешных частушек, посмотрим, чья команда их больше знает? Запевайте! Частушки!
Частушки!
Ребёнок:
Ты живи, частушка, всяко:
Под гармошку и струну,
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня не одну.
Все дети:
А гармошка заиграла
И пустились ноги в пляс,
Мы про лапти – лапоточки,
Пропоем сейчас для Вас.
Мальчик:
Ой, лапти мои, лапотушечки
До чего же хороши, как игрушечки.
Девочка: Подарил Матвей пять пар лаптей,
А куда же их девать?
Все: На вечорку одевать!
Мальчик:
Ой, лапти мои, лапти ходики,
Попляшите лапоточки в хороводике.
Девочка: Ой, лапти мои носки выстрочены,
Не хотела, я плясать сами выскочили.
Мальчик:
Что с лаптями не пойму - вправо, влево носятся,
Не стоят они на месте, так плясать и просятся.
Девочка:
Ой, бей дробней не жалей лаптей,
Лапти хода не дают
От гармошки отстают.
Ведущая: Что ж спели и сплясали славно, пора ваши доходы подсчитывать, чья команда больше шишек добыла, да добру славу заработала. Старосты, считайте шишки! /Подсчитывают в корзинке шишки/.
Ведущая: Благодарю душевно всех, люди добрые. Желаю вам хлебушка в дом, да сало в ладонь! До свидания, вам всем жить, да не тужить… До ста лет дожить! /Русский поклон/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«ДРАЗНИЛКИ»
Федя-бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Кричал маму!
Андрей-воробей,
Не бей голубей!
Зовут Мишуткой,
Величают уткой!
Сашка-левша
Ловил ерша!
Гаврила, Гаврила,
Из трубы мазила!
Колька-воришка
Украл топоришко!
Лёшка-лепёшка,
Выгляни в окошко!
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста!
сел он задом-наперёд
и поехал в огород.
Мишка, Мишка,
Еловая шишка!
Из детского фольклора
Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.
- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!
Федорóк с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.
Вова, Вовка-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
- Это, бабушка, не я!
Это – кошечка твоя.
Алёша-белёша
Стóит три гроша:
Шейка – копейка,
Алтын – голова,
По две денежки нога –
Вот и вся ему цена.
Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.
Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй.
Использованная литература:
1. Демина Галина Дмитриевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» город Губкин, Белгородская область.
(http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/osenie-prazdniki-v-dou/scenarii-razvlechenija-posidelki-dlja-starshih-doshkolnikov.html)
2. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992
3. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
4. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
5. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.
6. Интернет – ресурсы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/06/09/prezentatsii-poslovitsy-russkogo-naroda
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий детско-родительского коммуникативного досуга для детей старшего дошкольного возраста: « Вместе весело играем, дружно солнышко встречаем».
Детско-родительский коммуникативный досуг разработан в цикле мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников. В досуге использованы коммуникативные игры объедине...
Родительское собрание по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе
Одной из основных форм работы с родителями были и остаются родительские собрания. Но мой опыт работы показал, что обычные собрания родителям не интересны и скучны. Участие в них носит формальный харак...
Сценарий родительского собрания с участием детей в старшей возрастной группе
Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если в семье уделяется этому должное внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является ...
Родительское собрание "Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе"
Материал родительского собрания содержит основные особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе...
Сценарий драматизации сказки В. Сутеева «Под грибом» для старшей логопедической группы.
Данный сценарий нацелен на то, чттобы учить детей с речевыми нарушениями драматизировать простейшую сказку, используя разные атрибуты. Обучать детей выразительности речи. Развивать умение понимать осн...
Родительское собрание. Специфика воспитания и обучения детей в старшей логопедической группе.
Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.1. Что такое логопедическая группа?2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.3. Тренинг дл...
Сценарий детско-родительского мероприятия «Саратов – капелька России» в подготовительной логопедической группе «Василёк»
Мероприятие запланировано как итоговое в рамках проекта "Я люблю Саратов!" краеведческо-творческой направленности. В ходе мероприятия дети рассказывают об истории ...