взаимодействие семьи и ДОУ
методическая разработка (старшая группа) на тему

ирина пищенок

психолого-педагогическое взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения психолого-педагогической компетентности родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие повышения психолого-педагогической компетентности родителей

Все начинается с семьи...  Ни для  кого не секрет, что всему хорошему и плохому в нас мы обязаны, в первую очередь, своей семье. В семье следует искать причину всех наших успехов и удач.

Семейное воспитание – процесс динамичный и чрезвычайно сложный. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, и недооценивают силу педагогических знаний и умений или же, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно.

Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях имеет свои сильные стороны, оно строится на научной основе, однако детский сад и семья имеют собственные функции в воспитании детей и не могут заменить друг друга. При самом внимательном и добросовестном отношении педагогов к своим обязанностям, они не смогут решить сложные вопросы формирования личности ребенка без активного участия родителей. А родители в своей воспитательной деятельности нуждаются в помощи со стороны педагогов.

Актуальность проблемы педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения обусловлена также и тем, что в настоящее время воспитательный потенциал семьи используется не в полной мере, поскольку во многих семьях проблемы воспитания уходят на второй план, а вперед выдвигаются социально-экономические проблемы (А.И. Антонов, И.Ф. Дементьева). Но даже вне этих проблем семейное воспитание часто носит стихийный характер, у родителей отсутствуют знания из области педагогики и психологии, умение проанализировать свои методы воспитания (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Л.И. Маленкова).

Как показывают данные, полученные в исследованиях О.Л. Зверевой, Е.П. Арнаутовой, В.М. Ивановой, многие родители испытывают ряд трудностей в воспитании своего ребенка, которые, наряду с другими причинами, обусловлены низким уровнем психолого-педагогической компетентности, незнанием методов воспитания детей дошкольного возраста, их возрастных особенностей, отсутствием умения анализировать свою собственную воспитательную деятельность, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации.

В настоящее время педагогическое взаимодействие семьи и образовательного учреждения как условие повышения психолого-педагогической компетентности родителей имеет достаточно большую теоретическую базу, при этом практические пути ее реализации значительно менее разработаны. Кроме того, можно указать и на неоднозначность подходов в решении этого вопроса.

Среди наименее представленных в научной и методической литературе аспектов этой проблемы находятся и вопросы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в процессе педагогического взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, что обуславливает определенные трудности, возникающие на практике у педагогов ДОУ. Эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы дипломного исследования.

Проблема исследования заключается в изучении педагогического взаимодействия семьи и дошкольного учреждения и определении условий этого взаимодействия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Решение данной проблемы определило цель исследования: определить и экспериментально доказать эффективность условий педагогического взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Объектом исследования выступает процесс повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Предметом исследования является педагогическое взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие повышения психолого-педагогической компетентности родителей.

В основу исследования была положена следующая гипотеза – процесс повышения психолого-педагогической компетентности родителей будет наиболее эффективным, если:

  • строить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения на основе принципа объединения субъектных позиций его участников;
  • использовать игровые технологии, ориентируемые на вербальные и практические способы взаимодействия родителей и педагогов;
  • создавать условия переноса приобретенного педагогического опыта в реальную жизнь.

Задачи исследования:

  1. На основе изучения психолого-педагогической литературы выявить подходы к проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
  2. Определить уровень психолого-педагогической компетентности родителей.
  3. Определить формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в условиях педагогического взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
  4. Разработать и экспериментально проверить методику повышения психолого-педагогической компетентности родителей в условиях взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы; наблюдение, диагностирование; опытно-экспериментальная работа, которая включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественные и качественные методы обработки данных.

Теоретической основой исследования служат положения о концептуальных основах семейного воспитания (П.Ф.Каптерев, Г.К.Селевко и др.); основных направлениях, функциях и формах работы образовательного учреждения с семьей (Г.М.Коджаспирова, И.Ф.Харламов И.А.Хоменко и др.); профессионально–педагогической компетентности и психолого-педагогической компетентности как педагогических категориях (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов и др.).

Базой экспериментальной работы служило муниципальное дошкольное образовательное учреждение №           г.                         . В эксперименте приняли участие 15 родителей детей, посещающих подготовительную к школе группу.

Для того чтобы правильно организовать взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей, необходимо было, прежде всего, дать определение этому понятию, применительно именно к родителям, и выделить блоки ее компонентов.

Основываясь на проанализированных нами исследованиях, под психолого-педагогической компетентностью родителей следует понимать интегративное свойство личности, выражающееся в обладании сложной структурой знаний, умений, навыков и личностных качеств, способных оказывать активное положительное влияние на процесс развития личности ребенка.

На основе проведенного анализа научной литературы, модель структуры психолого-педагогической компетентности родителей была представлена нами в следующем виде.

Рисунок 1. Структура психолого-педагогической компетентности родителей.

С позиций элементно-структурного анализа психолого-педагогической компетентности в качестве ее основных компонентов следует рассматривать три блока: 

- когнитивный (знания о психологических особенностях детей дошкольного возраста и методах воспитания);

- деятельностный (умения использовать имеющиеся знания в педагогической деятельности);

- личностный (значимые личностные качества, наличие которых необходимо для осуществления педагогической деятельности).

Характеристика уровней выраженности этих компонентов может быть представлена в следующем виде.

Продуктивный уровень. Правильно оценивает ситуацию, понимает причины событий и мотивы поведения детей. Развита наблюдательность. Регулярно осуществляет психолого-педагогическое самообразование. Оперативно находит способы решения нестандартных или неожиданно возникающих проблем во взаимодействии с ребенком. Обладает пластичностью, гибкостью в общении с ребенком и другими людьми. Стремится решать проблемы воспитания мирным путем. Умеет без раздражения относиться к характеру, привычкам ребенка, быть терпимым. Эмоционально устойчив, имеет высокий уровень самообладания и саморегуляции эмоциональных состояний, умеет владеть собой в эмоциогенных ситуациях. Чувствителен к проблемам ребенка и окружающих людей. С интересом относится к ребенку и другим людям. Эмоционально отзывчив. Развитая рефлексивность. Выраженная приверженность гуманистическим способам воспитания.

Репродуктивный уровень. Знает и правильно оценивает факты, которые могут повлиять на результат воспитания ребенка, в педагогической деятельности проявляет эти способности ситуативно. Принимает на себя ответственность за результаты воспитательной деятельности, прикладывает необходимые усилия для достижения ее эффективности. Успешно справляется с типичными проблемами,  возникающими во взаимодействии с ребенком. Средний уровень выраженности пластичности в общении. Не все проблемы решает мирно. Отношение без раздражения к характеру, привычкам ребенка, терпимость проявляется ситуативно. Навыки самоконтроля в эмоциональных проявлениях средние. Средний уровень рефлексивности. Реализация гуманистических принципов воспитания происходит ситуативно.

Интуитивный уровень. Осознает важность педагогической деятельности родителей. Обладает незначительными психолого-педагогическими знаниями. Склонен объяснять неудачи в воспитании неблагоприятной ситуацией, особенностями ребенка, действиями других членов семьи. Проявляет замкнутость, скованность в общении. Несговорчивость, стремление следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, поступки, склонность к стереотипам и боязнь трудностей в воспитании. Низкий уровень эмпатийности. Затруднения в установлении контакта с ребенком. Центрация на себе. Низкий уровень или отсутствие рефлексивности.

Характеристика этих уровней была использована при организации диагностического обследования психолого-педагогической компетентности, определения содержания и методики формирующего эксперимента, подбора конкретных заданий и упражнений на занятиях с родителями.

На констатирующем этапе эксперимента предполагалось решить следующие задачи:

  1. Составить программу диагностики психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Определить уровень психолого-педагогической компетентности родителей.

Все структурные составляющие психолого-педагогической компетентности концентрируются и воплощаются в способах поведения родителей в различных педагогических ситуациях. Демонстрируемое в поведении умение самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ребенка,   интегрирует в себе и психолого-педагогические знания, и соответствующие частные умения, и личностные качества. Поэтому на основе проявления умений в педагогической деятельности, по мнению И.А.Хоменко и Е.В.Поповой, можно судить обо всех компонентах и психолого-педагогической компетентности в целом.

Поэтому в качестве показателей проявления психолого-педагогической компетентности родителей были взяты показатели, предложенные в исследованиях И.А.Хоменко [14]:

  • умение ставить и развивать воспитательные задачи, владеть основными приемами по их реализации, применение оригинальных приемов в воспитании ребенка;
  • умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий и анализировать свой опыт;
  • умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества;
  • умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, учитывая его потребности не в ущерб собственным;
  • устойчивое психоэмоциональное состояние, адекватная самооценка, спокойствие и уверенность.

Для диагностики психолого-педагогической компетентности родителей применялись следующие методики и диагностические процедуры. Необходимо отметить, что все компоненты психолого-педагогической компетентности тесно связаны между собой, поэтому некоторые из используемых методик давали представление и применялись для характеристики разных компонентов.

1 серия. Когнитивный компонент: анкетирование и устный опрос родителей.

2 серия. Деятельностный компонент.

Диагностическая методика Е.В.Поповой, направленная на выявление уровня психолого-педагогической компетентности родителей, решение педагогических задач, разработанных Л.Ф. Островской, Л.А. Бахтуриной и И.И. Кобитиной, отражающих  5 типичных ситуаций, в которых ежедневно может оказаться любой из родителей.  

3 серия. Личностный компонент.

Тестовая методика Т.Е.Макаровой «Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?», рисуночная методика  «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, методика «Оценочное шкалирование» Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько,  диагностическая методика Н.А. Аминова по определение степени выраженности умения налаживать отношения и понимания характера межличностного взаимодействия.

По результатам обработки данных к продуктивному уровню были отнесены 2 родителей (13,3 %) от общего количества обследуемых (столько же к высокому по методике Е.В.Поповой); к репродуктивному (соответственно к среднему) – 3 родителей (20 %), к интуитивному (соответственно к низкому) –  10 родителей (66,7 %).  

Результаты обследования представлены в диаграмме на рисунке 4.

Рисунок 4

Уровни психолого-педагогической компетентности родителей

Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил выявить уровень психолого-педагогической компетентности родителей, который  можно считать явно недостаточным.

В задачи формирующего этапа эксперимента входило:

  • расширение представлений родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста;
  • обобщение и пропаганда лучшего семейного опыта;
  • помощь родителям в оценке проблемных и критических ситуаций во взаимоотношениях с детьми с учетом специфики  возраста;
  • формирование у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из  средств профилактики асоциального поведения детей.

Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей была разработана программа «Школа для родителей»,  реализация которой на базе дошкольного учреждения и составляла содержание формирующего эксперимента исследования, который состоял из 3-х блоков.

1-й блок (вводный) включал в себя проведение родительского собрания на тему «Моя семья». Оно представляло собой введение в предстоящую работу, знакомство родителей друг с другом,   беседу о разумном воспитании детей, разбор различных типичных и неординарных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них, составление памятки для родителей (в процессе обсуждения), подведение итогов (чаепитие).

2-й блок (основной) включал проведение семинара, конференции по обмену опытом и цикл занятий, позволяющих в непринужденной атмосфере обсудить с родителями вопросы воспитания. Каждое занятие включало в себя ознакомительную беседу и выполнение определенных упражнений и заданий. Каждая такая встреча завершалась рефлексией, родители делились своими впечатлениями, отмечая, что им показалось интересным и о чем им хотелось бы еще поговорить.

Последним этапом 2 блока было проведение конференции по обмену опытом семейного воспитания на тему «О поощрениях и наказаниях в семье». Участники высказывали собственное мнение по обсуждаемому вопросу, выслушивали мнения других участников, уточняя и обогащая, таким образом, свои педагогические взгляды и принципы.

3-й блок (заключительный) включал проведение культурно-массового мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья», участниками которого являлись родители и дети.

Контрольный этап эксперимента предполагал проверку эффективности программы по повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей в условиях педагогического взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В ходе анкетирования, опроса и бесед с родителями выяснилось, что степень компетентности родителей недостаточно в вопросах психического, умственного развития детей значительно повысилась, в связи с этим они отмечали значительное снижение количества ошибок во взаимодействии с детьми. Родители стали лучше осознавать свои трудности и проблемы в воспитании, проявили понимание недопустимости физических наказаний. Родители отмечали, что знания из области детской психологии и дошкольной педагогики помогают им посмотреть на ситуацию глазами ребенка, использовать адекватные методы воздействия.

Значительно расширился круг интересующих родителей вопросов, касающихся воспитания детей.

По результатам обработки данных к продуктивному уровню были отнесены 3 родителей (20 %) от общего количества обследуемых (столько же к высокому по методике Е.В.Поповой); к репродуктивному (соответственно к среднему) – 8 родителей (53,3 %), к интуитивному (соответственно к низкому) –  –  4 родителей (26,6 %).  

Результаты обследования представлены в диаграмме на рисунке 7.

Рисунок 7

Динамика уровней психолого-педагогической компетентности родителей

Таким образом, контрольный этап эксперимента позволил выявить динамику уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Исследование показало, что по сравнению с констатирующим этапом эксперимента высокий уровень психолого-педагогической компетентности возрос с 13 % до 20 %, средний уровень сократился с 53 % до 20 %, а низкий уровень уменьшился на 40 %.

Данная динамика количественных и качественных показателей свидетельствует об эффективности разработанной программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в условиях рациональной и целенаправленной организации педагогического взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....

Детский сад, семья – аспекты взаимодействия. Семь ступенек здоровья.

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Доклад о взаимодействии семьи и ДОУ в рамках проекта "Я и МОЯ Семья"...

Взаимодействие семьи и дошкольной организации. Мастер класс : «Дед Мороз в каждую семью»

В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.Полноценное воспитание и развитие...

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...