Познавательно-развлекательный досуг для дошкольников и их родителей "Русский чай".
учебно-методический материал на тему

В занимательной музыкально-игровой манере с элементами театрализации детям-дошкольникам и родителям даются исторические, культурологические и полезные сведения о популярном напитке - чае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_russkiy_chay.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  ЧАЙ

Познавательно-развлекательный досуг для дошкольников и их родителей.

Музыкальный руководитель ГБДОУ №59 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга Татаринова Любовь Дмитриевна.

                                                                                           2014 год.

Звучит в записи песня «У самовара». Выходят «сударушки-чаевницы».

1-ая сударушка: Трава пахучая да кружка кипятка,

                                Бурлящая и на пару крутая

                                С плантаций древнего Китая

                               Шагает по Руси через века.

2-ая сударушка: С мороза и в жару друзей пои,

                               А чай не пар, ведь он костей не ломит.

                               И мы гоняем русские чаи,

                              Пока хозяйка дома не прогонит.

1-ая сударушка: Народ малину и черемуху молол

                              И лист смородины пучком сушил для чая,

                             Садились надолго с молитвою за стол,

                             Гостей и родичей по-русски привечая.

2-ая сударушка: Советовал дед внуку: «Не спеши!

                              Не любит чай ни суету, ни скорость.

                             С достоинством пей, с чувством, от души,

                             И не возьмет тебя ни боль, ни жар, ни хворость!»

Обе сударушки: Отведайте нашего чаю, дорогие гостеньки! (под музыку несут чай на подносах к столам гостей).

1-ая сударушка: А пока гости угощаются чаем, послушаем в исполнении детей «Чайные частушки»!

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

Заварю я крепкий чай,

Замешу я тесто,

Головой вот так качну,-

Чем вам не невеста?!

Всем я чаю наливаю,

Ох, уж потружуся,

А когда я подрасту,

Бизнесом займуся!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженице!

Я чаек пила, пила,

Самоварничала.

Чашки, блюдца перебила –

Накухарничала!

Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай!

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит письма пишут вам!

Можем мы свои частушки

До утра вам распевать.

Вы уж больше не просите,

Как бы здесь не ночевать!

2-ая сударушка: Чай – удивительно полезный напиток. Я вам напомню, что писалось в древней китайской летописи: «Чай есть растение замечательное, он удаляет все недуги, болезни, прогоняет сонливость. Головнпя боль от чая уменьшается и излечивается совершенно!»

1-ая сударушка: А наши дети знают пословицы и поговорки, которые народ сочинил о чае. Давайте их послушаем!

Дети (поочередно):

Чай пить – не дрова рубить!

Чай пить – приятно жить!

Если чай не пьешь, откуда силы возьмешь?

С чая лиха не бывает!

Выпей чайку – позабудешь тоску!

Чай пьете – до ста лет живете!

2-ая сударушка: Устал –

Дети хором: Пей чай!

2-ая сударушка: Жарко –

Дети хором: Пей чай!

2-ая сударушка: Хочешь согреться –

Дети хором: Пей чай!

1-ая сударушка: Чай, как лекарственное средство, был привезен в Россию из Китая во времена царствования царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра I).

Однако, из-за малого количества и дороговизны до простого народа чай не доходил. Пили чай при царском дворе и в знатных домах, как «траву заморскую», целебную, помогающую от хвори и телесной усталости.

2-ая сударушка: Прошло много лет, и чай постепенно стал распространяться по всей России – матушке. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие чаем. Часто эти магазины строились в китайском стиле, при входе покупателей встречал «настоящий китаец» для экзотики. По всей России открывались трактиры и чайные.

Чай стал самым популярным напитком каждого россиянина: от маленьких до взрослых, от бедных до богатых. В народе ходила такая поговорка: «Утром – чай, в обед – чаек, вечером – чаище!»

1-ая сударушка: Чтобы чай получился вкусным и полезным, воду лучше использовать колодезную или ключевую. А раньше воду для чая можно было брать из чистой речки.

Вот и наша Аннушка идет с речки с полными ведрами, а навстречу ей Демьян, словно яблочко румян.

Дети инсценируют песню «Аннушка» (муз. А.Филиппенко)

2-ая сударушка: Одной воды не достаточно, нужен самовар, чтобы воду в нем вскипятить. Разжигали угли, клали их в поддон, наливали воду, ставили на самовар сверху трубу, на трубу – сапог и сапогом раздували в топке огонь, вода кипела, бурлила.

1-ая сударушка: Родина русских самоваров – Тула. Каких только самоваров не делали тульские мастера: и пузатые с круглыми боками, и граненые, и высокие, и низенькие, и с ажурными краниками, и с простыми… В каждом доме раньше был самовар.

Дети читают стихи «Тульский самовар»

Самовар раздула Тула,

Тула – древняя земля –

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.

Самовар гудит и квохчет,

Гонит в небо белый дым.

Где ты ни был  днем ли, ночью –

Словно дома рядом с ним.

Он гудит в лесной избушке,

В городах, среди степей…

Из него нередко Пушкин

Чаем потчевал друзей.

Полководец , князь Суворов

За собой его возил.

Самовар наш нюхал порох,

Видел крепость Измаил.

Он гудит, не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар – душа живая –

Друг веселью, сказке брат.

2-ая сударушка: Крутым кипяточком из самовара ошпаривался заварочный чайник, потом в согретый чайник засыпался чайный лист (количество ложек зависело от величины чайника), затем кипяток заливался в чайник наполовину, чайник накрывался салфеткой и через пять минут доливался кипятком. Вот мы и заварили чай.

1-ая сударушка: А пока наш чай настаивается, мы послушаем песню.

Дети исполняют песню «Пых, пых, самовар» (муз. Львова – Компанейца, сл. Садовского)

1-ая сударушка: Ну, вот и готов наш чай.

Ставится на хохломской столик самовар, чашки. Это является декорацией к следующей хореографической сценке «Чаепитие» (на музыку «Байновская кадриль»).

2-ая сударушка: К чаю в России подавали на стол пироги, пряники, варенье, сушки, баранки, крендельки и прочую чайную снедь.

1-ая сударушка: Наши гости сегодня тоже пришли не с пустыми руками – а с пирогами да пряниками.

Дети исполняют песню «К нам гости пришли» (муз. Александрова).

Выходят дети - коробейники с пряниками.

1-ый коробейник: А вот пряники тульские – печатные!

2-ой коробейник: А у меня вяземские – на вкус очень приятные!

3-ий коробейник: А вот пряники воронежские – фруктовые!

4-ый коробейник: А у меня из Астрахани – пряники медовые!

Дети исполняют танец «Прянички»

2-ая сударушка: Для большего аромата в чай добавляли мяту, лист черной смородины, малины. И чисто русская традиция: добавлять в чай лимон – такой чай во всем мире так и называется  - русский чай.

1-ая сударушка: А хорошая песня под вкусный чай – что может быт лучше!

Дети исполняют песню «Русский чай» (муз. З.Роот).

2-ая сударушка: Дорогие гости, много мы вам о чае рассказали, а теперь вы нам кое-что проясните. Начинаем чайную викторину! Самым активным полагаются чайные призы.

1-ая сударушка: Мы будем зачитывать отрывки из литературных произведений, а вы должны отгадать: из какого произведения эти строчки? Кто их автор? Начали!

1.«Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтобы готовить чай, который никогда так не казался мне нужен» (А.Пушкин «Капитанская дочка»).

2.«Смеркалось, на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник погревая,

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

(А.Пушкин. «Евгений Онегин»).

3.«Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу» (М.Лермонтов «Герой нашего времени»).

4.«Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно» (Н.Гоголь «Мертвые души»).

5.«Вот уважили Брехунова, заглянули! А я вам стишок спою, все мои гости знают:

Брехунов зовет в «Отраду»

Всех хошь стар, хошь молодой,

Получайте все в награду

Чай с мытищинской водой!» (И.Шмелев «Богомолье»).

6.«Гоню обратно я огни

Впервые с сотворенья.

Ты звал меня?-

Чаи гони,

Гони, поэт, варенье» (В.Маяковский «Необычайные приключения, бывшие с поэтом летом на даче»).

1-ая сударушка: Вот так знатоки! Получите чайные призы!

2-ая сударушка: А, на последок, наши дети прочтут стихи о вкусном, ароматном, полезном напитке – чае.

Дети: Чай горячий, ароматный

           И на вкус весьма приятный!

 

          Чай болезни исцеляет

          И усталость прогоняет!

          Чай нам силу дает

          И друзей за стол зовет!

          С благодарностью весь мир

           Славит чудо – эликсир!

          Дети и взрослые исполняют парную пляску «Субботея» (русская нар.мелодия).

Сударушки: А теперь просим всех к столу на чай с пирогами!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДОСУГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ "ПРАЗДНИК ПТИЦ"

ДАННЫЙ ДОСУГ ПРОВОДИТСЯ КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПТИЦЫ" (ПРОЕКТА)...

Познавательно - развлекательный досуг для детей подготовительной к школе группы (6 -7 лет) викторина «Что мы знаем о космосе?»

Викторина о космосе поможет закрепить знания детей, полученные в процессе различных видов деятельности, а так же научит ребят применять свои знания по теме "КОСМОС"....

Познавательно-развлекательный досуг "Праздник птиц"

для детей младшего дошкольного возраста...

Познавательно-развлекательный досуг для детей подготовительной группы. "Русский сувенир"

Познавательно-развлекательный досуг  поможет воспитать у дошкольников патриотические чувства – любовь к Родине, чувство гордости за свою страну....

Конспект познавательно - развлекательного досуга для старших дошкольников.Мини - викторина «Человек и космос».

Конспект познавательно - развлекательного досуга для старших дошкольников.Мини - викторина «Человек и космос». Цель: формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал ист...

Сценарий познавательно – развлекательной программы для старших дошкольников «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Представленная методическая разработка направлена на расширение представлений и формирование интереса детей к истории нашей Родины от времен русских богатырей до наших дней на примере конкретных истор...