проект "Русский сувенир"
проект (старшая группа) на тему

Белкова Наталья Анатольевна

Приобщение детей к русской национальной и духовной культуре через знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_kt.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта:

Творческий

Участники проекта:

- Музыкальный руководитель;

- Руководитель изобразительной деятельности;

- Инструктор по физической культуре;

- Воспитатели;

- Дети старшей группы;

- Родители.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный

По характеру контактов:

Внутри МКДОУ

1 этап:

Цель проекта:

Приобщение к русской национальной и духовной культуре через знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Задачи проекта:

  • Воспитательные:

  - Воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны, к труду народных мастеров;

- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

- Воспитывать интерес и любовь  к народному творчеству, обычаям,  традициям.

  • Развивающие:

- Развивать любовь к русской культуре через непосредственное участие в играх, хороводах, танцах, песни;

- Развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей;

- Развивать музыкально-танцевальное творчество в движениях.

  • Образовательные:

- Обобщить имеющие знания о народных промыслах России;

- Формировать культуру слушания, умения различать народную музыку от современной;

- Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народно-прикладного искусства;

- Способствовать формированию положительно-эмоционального контакта между всеми участниками проекта.

Предполагаемый результат:

- Пополнение знаний детей о видах народно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка), истории их возникновения;

- Развитие интереса к русским традициям и русской культуре;

- Активизация и  обогащение словарного запаса через потешку, поговорку, пословицу, частушку;

- Расширение знаний детей о подвижных народных играх, хороводных играх;

- Развитие музыкально-танцевального творчества в движениях;

- Развитие певческих навыков в разных видах исполнения;

- Овладения различными приемами игры на музыкальных инструментах;

-Приобщение родителей к активному участию в изготовлении поделок «Народная игрушка», в выставке «Народные промыслы России»;

-Использование полученных знаний в различных видах деятельности.

Гипотеза:

Воспитанники, познакомившись с истоками русской культуры, будут беречь, и уважать народные традиции, любить свою родину, уважать старшее  поколение.

2 ЭТАП:

Актуальность проекта:

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

 является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес

через столетия» М.И. Калинин

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.

Каким будет наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры ребенка играет музыкально-эстетическое воспитание.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные песни, хороводные игры, ведь, пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.

Исходя, из актуальности этого направления  перед нами встала задача создания системы работы по приобщению детей к истокам русской народной  культуры в процессе ознакомления с образцами песенного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, частушек, хороводов, традиционных народных игр);

 устного народного творчества (на примере пословиц, поговорок, загадок, потешек); с традиционными русскими ремеслами (гжель, хохлома, Дымковская игрушка) на занятиях по музыке, изодеятельности, познавательно-речевому развитию.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, через народное творчество ребенок может последовательно развиваться и может проявлять свои неограниченные способности – умение и фантазию.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание.

Таким образом, приобщение ребенка к истории и культуре русского народа начинается с детства, где закладываются основные понятия. Мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны сохранить и передать детям.

«Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями».

Реализация проекта:

Интеграция образовательных областей

1.Область: «Музыка»

- Развлечение –«Чудо-ложки». Обучение разными приемами игры на ложках.

- Разучивание песен:

 «Ложки деревенские» И.Конвенен.

«Русский сувенир»С. Чуриковой.

«Вятские припевки»

«Ходила младешенька по борочку» р.н. песня.

  Разучивание частушек.

- Вокальная работа (индивидуальная, подгруппами)

- Слушание ансамбля, оркестра народных инструментов.

- Занятие «Песня-душа народа»

- Занятие «Какой праздник без частушки».

- Развлечение-«У матрешки день рождение» - развлечение

- Занятие –«Хороводная песня».

2.Область: »Коммуникация»,»Познание»,»Художественная лит-ра».

- Заучивание стихов, загадок о народных промыслах,

- чтение художественной литературы,

-М.Г. Смирнова «Дымка-красная девица».

-А. Дьякова «Веселая дымка».

-Ю. Николаева «Чаша».

-В. Набоков «Хохлома».

- Цикл бесед о народных промыслах России.

- Игра путешествие «Путешествие в прошлое посуды»

- Оформление папки передвижки для родителей «Легенды о народных промыслах»

- Мастерские посиделки

- Игра лото «Русский сувенир»

- Дидактическая игра «Каждое изделие в свой город»

- Оформление выставки «Народные умельцы».

3.Область:»Социализация»

-Создание мини-музея «Русский сувенир».

-Экскурсия в краеведческий музей.

-Экскурсия в студию прикладного исскуства «Домовушка».

-Экскурсия в Дом народного творчества,в детскую хоровую студию «Кроха»

-Конкурс «Народная игрушка своими руками» для родителей и детей.

-Презентация «Русский сувенир».

-Игра-путешествие «Путешествие в прошлое посуды».

4.Область:«Художественное творчество»

Театрализованная деятельность:

-Драматизация русских народных сказок.

- Обыгрывание мини-сценок с использованием загадок о народных промыслах.

- Мини-этюды с матрешками- «Матрешкины потешки».

Изобразительная деятельность:

-Рассматривание иллюстраций о народных промыслах.

 -Показ презентации «Мастерами славится русская земля».

 -Выставка рисунков по мотивам народных промыслов.

-Творческая мастерская по аппликации «Мастера-золотые руки». «Этот волшебный завиток» (знакомство с хохломской росписью).   -Рисование «Хохломской узор».

 -Рисование элементов дымковской росписи.

 -Росписи дымковских барышень.

  -Рисование: «Сказочные птицы» (роспись дымковская).

 - Знакомство с гжельской керамикой.

 - Рисование элементов гжельской росписи.

 - Рисование «Гжельский фарфор».

 - Роспись различных силуэтов гжельским узором.

5.Область: «Физическая культура»

Подвижные народные игры.

6.Область: «Здоровье»

  1. Во время пения проводится работа над дыханием, дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
  2. Народные игры, танцы, способствуют физическому развитию – ловкости, пластике, грации движений, силе выносливости.
  3. Ситуации многих игр требуют смекалки, быстрой реакции, находчивости, следовательно развивает детей интеллектуально.
  4. Фольклорные номера, песни, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими движениями: хлопками, притопами, прыжками и т.д. активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.
  5. Голосовые упражнения (это «заклички», «ПРИГОВОРКИ» обеспечивают более качественное функционирование всех внутренних органов, активно работает диафрагма.

Хочется, добавить, что народные игры – это школа социального опыта. А социальное благополучие одна из составляющих здоровья ребенка.

Методы проекта:        

1.Экскурсии.

2.Беседы.

3.Дидактические игры.

4.Чтение художественной литературы.

5.Применение игрушек и изделий народных промыслов.

6.Художественные выставки.

7.Рассматривание иллюстраций.

8.Использование пословиц,поговорок, загадок,закличек.

9.Разучивание русских народных песен,танцев.

10.Занятия-викторины.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад комбинированного вида №4»Катюша»

«Русский сувенир»

 педагогический проект по музыкальному воспитанию

                    для детей старшего возраста.

                   

                                                        Автор проекта:

                                                        музыкальный руководитель:

                                                        Белкова Наталья Анатольевна.

                        г. Лодейное Поле

                                      2013г.

                                        

Вопросы для мониторинга:

         

1. Знают ли изделия народных мастеров?

 2. Знают и называют русские народные инструменты?

3. Умеют ли двигаться в соответствии с характером музыки(плясовая-веселая, задорная,хороводная-плавная, лирическая.)

4.Умение исполнять песню передавая ее характер,умение петь песню с музыкальным сопровождением и без него,умение правильно передавать мелодию.

5.Умение импровизировать мелодию.

6.Умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ на музыку веселого игривого характера.                

                                

 

   

Заключение:

Анализ мониторинга детей старшей группы по данному проекту позволил сделать выводы,что поставленные задачи реализованы успешно.

Так, если на начало проекта:

1 уровень-   0%                2 уровень  -  82%            3 уровень-18%

То на  конец проекта :

1  уровень-  82%               2 уровень-  18%               3 уровень- 0%

Показатели, достигнутые  благодаря  творческой  педагогической деятельности, дали положительные результаты.

Опираясь на полученные  результаты, можно сделать выводы:

У детей расширился объем знаний о народных промыслах России.

Расширился музыкальный кругозор детей ,ими получен большой объем знаний о жанрах  р.н. песни ( шуточная, плясовая, обрядовая, лирическая,  хороводная, песня-частушка ).

Увеличился объем знаний о русских народных инструментах, о разных приемах игры на ложках.

Повысилась общая музыкальность детей: увеличился объем двигательных навыков, благодаря чему успешно развивается детское танцевальное творчество.

Благодаря народным играм  наблюдается развитие творческих способностей детей, развитие речи ,памяти, чувства ритма, взаимодействие со сверстниками.

Список используемой литературы:

1.БударинаТ.А  , Корепанова О. Н .Знакомство детей с русским народным творчеством . Методическое пособие-С –Пб; ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2001г

2.Даль В. И .Пословицы русского народа-М; Изд-во ЭКСМО-Пресс  ,Изд-во ННН-2002Г  .

3.Князева О .Л . Маханева М. Д . Приобщение детей к истокам русской народной культуры/

Программа .Уч. – методическое пособие СП б: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

4.Федорова Г. П . На золотом крыльце сидели . Игры ,занятия, частушки ,песни ,потешки  для детей  дошкольного возраста-СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003г.

5.Детские подвижные игры народов СССР, под редакцией Т .И.Осокиной- М:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989г.

6.Степанов Н. П .«Народные праздники на святой Руси» 1992г.

7.Гришина Т. Н. Приобщение к народной игровой культуре »-Управление дошкольным образовательным учреждением -2005г-№1.

8.Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы»Н .Е .Веракса  Т.С.Комарова  , М .А .Васильева .

9.Кацер О .В.  « Игровая методика обучения пению».

10.И .А. Каплунова  ,И .А .Новоскольцева  - Программа « Ладушки» ИЗД:СПб-2007г.

11.Т.И.Буренина- « Программа по ритмопластике».

12.Г. П .Федорова - « Игровая методика –Слово и движение».

13.Кабаненкова Н . Дни прожитые с детьми (Фольклор в жизни детей – Дошкольное воспитание, №4 ,1997г.)

Конспект интегрированного развлечения

               «Русский сувенир»

(итоговое событие проекта с детьми старшей группы)

                                г. Лодейное Поле

                                      март 2013г.

        Дети под р.н. мелодию «Весёлые наигрыши» заходят в зал выстраиваются в полукруг.

1р.        Мы в России все живём

        Весело и дружно

        И об этом всем сейчас

        Рассказать нам нужно

2р.         Мастерами славится вся Россия наша

        Нет изделий как у нас

        Ни милей, ни краше

3р.        Давно известно всем на свете

        Искусство русских мастеров

        В них – красота родной природы

        И мудрость древняя веков.

4р.        Велика Россия наша

        И талантлив наш народ

        О Руси родной, умельцах

        На весь мир молва идёт.

Дети поют песню муз. И слова Э. Чуриковой «Русский сувенир» (Дети садятся на свои места, Остаются дети, которые читают стихи о промыслах, они подходят берут игрушки)

(Идёт презентация)

1р.        Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

        Как волшебница жар – птица не выходит из ума.

        Чародейка, мастерица – золотая Хохлома!

2р.        Мастера из Городца

        Сотворяют чудеса

        Прялки и ложки

        Бочонки и плошки

        Балалайки и скалки

        Хозяйкам подарки!

3р.        Дымковские барышни

        В нарядах удивительных

        В клеточку, кружок, полоску

        Тонко так расписанных

        Глины маленький комок

        В чудо превратится,

        Если только попадёт в руки мастерицы.

4р.        Какой русский сувенир

        Покорил уже весь мир?

        Балалайка?...Нет!

        Гармошка?...Нет?

        То – русская матрёшка!

5р.        Известно всем и Жостово,

        Подносами нарядными,

        Там украшают чёрный фон,

        Цветочными гирляндами.

6р.        Поверить трудно : неужели

        Всего два цвета?        

        Чудеса!

        Вот так художники из Гжели

        На снег наносят небеса!

        Какие розы и пионы на чашках

        Пишут мастера

        И сине-белые бутоны

        Прекрасны нынче, как вчера!

Все:         Наша русская игрушка

Не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

Под р.н. мелодию «Весёлые наигрыши» дети обходят с изделиями по залу ставят на столы по промыслам садятся на места.

(В зал входит Марья Мастерица под р.н. мелодию «Ах вы сени мои сени»)

Мастерица:        Здравствуйте люди добрые

                Поклон вам от Марии-мастерицы

                Как тут весело у вас!

                Ноги сами рвутся в пляс

                Сразу мне понятно:

                Тут – люди добрые живут.

Ведущ. :        Проходи скорей, садись

                С детворой повеселись!

Мастерица:        Я бы рада, не могу

                Поскорей домой пойду

                Тяготит меня забота

                Незакончена моя работа

                (показывает поднос с изделиями)

                Есть поднос, и есть посуда

                Да украсить не могу я

                Потеряла я покой

                Мне не справится одной.

Ведущ. :        Ты не зря сюда пришла

                Много здесь друзей нашла

                Расписать твою посуду мы тебе поможем,

Но каким узором, пока сказать не можем

                Но я знаю как помочь

С давних времён у русского народа был обычай – устраивались весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера свой товар показать да и на других посмотреть.

Самое время туда отправится! Да узнать какими узорами мастера украшают свои изделия!

(Дети идут по залу по р.н. песню «Весёлая ярмарка»)

Выбегают скоморохи:

1ск.        Что душа твоя желает

        Всё на ярмарке найдёшь!

        Всяк подарки выбирает

        Без подарка не уйдёшь

2ск.        Эй не стойте у дверей

        Заходите к нам скорей

        Подходите! Подходите!

        На товары поглядите!

        Привезли из далека

        Мы не ситцы, не шелка

        И не кольца и не брошки

        Расписные чудо – ложки!

Мастерица:        Да откуда же товар

                Кто бы нам друзья, сказал?

2й ск. :                Загадаю вам загадку

                А найдёте-ль вы отгадку?

                Листочки, ягодки, цветочки

                Стебелёчек, завиток

                Здесь хозяева три цвета:

                Чёрный, красный, золотой

                Как зовут товар такой?

Дети – Хохлома!

Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?

1й реб. :        Давно это было. От царской

                Немилости сбежал далеко в лес

                За реку Волгу мастер.

                Срубили себе избу, смастерил лавки, стол.

Дошло дело и до посуды. Из дерева вырезал себе чашки, ложки. Прилетали к нему птицы и стал кормить их пшеном. Однажды вместе с другими птицами прилетела к нему сказочная жар-птица.

Он и её накормил пшеном. Когда жар-птица улетела она коснулась крылом его посуды и стала посуда золотой.

1 ск.:                Золотая хохлома!

                Лучше нет подарка

                Хохломские ложечки

                Звонкие да яркие

                Лошкари играть начнут

                Ноги сами в пляс пойдут.

Песня :                «Ложки деревенские» И. Конвенен

                

2 ск.:        А вот ещё одна игрушка!

        Хоть скромна, но хороша

        В этом маленьком брусочке –

        Чудо – мастера душа

        Деревянные, резные

        Балалайки расписные

        Звонко весело играют

        Нас на танец приглашают!

Танец «Балалайка» Т. Морозова

Мастерица:        Спасибо мастерам Хохломы

                Как расписывать столы, стулья,

                Ложки и ковши,

                Буду знать теперь, чтоб учить детей.

1 ск.:                Почтеннейшие господа!

                Посмотрите все сюда!

                Игрушки вятские

                На все манеры

                Вот вам барыни, а вот кавалеры .

                У барынь алые щёки и губки

                Нарядные платья и тёплые шубки

                Хоть весь базар обойдёте

                Лучше барынь не найдёте.

Мастерица:        А что это за игрушки?

                Да как расписаны красиво!

                Кружочки, кисточки, полоски

                Простой, казалось бы узор

                Но не отвести не в силах взор.

Дети:                Это Дымковские игрушки.

Мастерица:        Чем знаменито Дымково?

1р.:        Чем знаменито Дымково?

        Игрушкою своей

        В ней нету света дымного

        А есть  любовь людей

2р.:        Там любили песни, пляски

        В селе рождались чудо – сказки

        Вечера зимнего длинны

        И лепим там из глины

        Все игрушки не простые

        А волшебно – расписные

        Белоснежны, как берёзки

        Кружочки, кисточки, полоски.

3р.:        О древней Дымковской игрушке

        Споём мы вам сейчас частушки!

«Вятские припевки» сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова

Мастерица:        Волшебникам вятской родной стороны

                Большое спасибо сказать мы должны.

                За то, что их руки не устают

                И сказочных кукол для всех создают.

1 ск.:        А теперь детвора

        Подходите ка сюда!

        Ярмарку продолжаем

        С ленточкой поиграем.

Р.н. игра с Лентой на р.н. мелодию «Ах вот сени»

1 ск.:        Пока дружно мы играли

        Мастера новые приезжали

        Да товары выставляли.

        А каков товар вы узнаёте

        Коль загадку отгадает?

        Как прекрасна, хороша

        Эта девица, душа

        Упирается рука

        В деревянные бока

        А внутри секреты есть

        Может 3, а может 6

        Разрумянилась немножко        

        Наша русская….

Дети: Матрёшка!!!

Мастерица:        А кто же придумал эту замечательную игрушку?

2 ск.:        Около 100 лет назад путешествуя по Японии русский художник Милютин увидел там куклу одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил её в русском костюме. Местный токарь выточил из дерева фигурку, а Милютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, по преданию кто-то увидел её и воскликнул: До чего похожа на нашу Матрёну! С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой!

Громче хлопайте в ладошки

В гости к нам идут матрёшки.

Танец:        «Русские матрёшки» (сл. и муз.З.Роот)

Мастерица:        Да, теперь я дети знаю

                Как матрёшек украшают

                Только добрые, весёлые, талантливые

                Трудолюбивые люди могут создавать такие замечательные и сказочные вещи.

                А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде!

                Я начну, а вы продолжите:

                За всякое дело – берись умело

                Труд кормит – лень портит

                Поспешишь – людей насмешишь

                Руками работа – души радость

                Дерево дорого плодами – а человек делами.

                Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

                Хочешь есть калачи – так не сиди на печи.

                Каков мастер – такого и дело.

                Делу время – потехе час.

Скомор.:        Да и нам пришло время потешиться, да позабавиться.

                Приглашу я детвору да на русскую игру.

Игра: «Плетень»

Скомор.:        Эй, подходи честной народ

                Развлекайся публика

                За погляд мы не берём

Ни гроша ни бублика!

Гости дорогие, товары выбирайте

Да вопросы задавайте!

Мастерица:        Как же посуда твоя хороша!

                В ней небесная синь и рек глубина.

                Чудо на фарфоре

                Синяя купель, эта

                Как же называется роспись?

Дети – Гжель!

1р.        Музыка скромной российской природы

        Кружит и водит свои хороводы

        В тёплом узоре сметаются краски

        И волшебство к нам приходит из сказки!

2р.        Синяя сказка – глазам загляденье

        Словно весною капель

        Ласка, забота тепло и терпенье

        Русская, звонкая Гжель!

Танец: «Гжель» муз. В. Темнова стихи О. Левицкого

А из чего делают гжельскую посуду? (Из белой глины)

Почему посуда так называется – Гжель? ( По названию деревни, а так же потому что её два раза обличают в печи)

В чём особенность Гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской, придают  посуде причудливые, необычные формы, в виде разных животных)

Какой цвет используют в росписи? ( Синий на белом фоне)

Один из главных мотивов росписи? ( Синяя роза)

1ск.:        Тары – бары, тары – бары

        Рассмотрели все товары

2ск.:        Все рассказали, ничего не забыли?

Вместе:        Ну а теперь прощайте

                В следующем году приезжайте!

Вед. :                А нам пора в детский сад возвращаться!

(Дети под песню «Ярмарка» ходят парами по кругу)

Мастерица:        На ярмарке я с вами побывала

                Много нового узнала

                И с вашей помощью друзья

                Теперь посуду я украшу без труда!

(Звучит русская народная музыка дети рассаживаются за столы и раскрашивают посуду росписи Гжели)

Мастерица:        Это всем давно признать пора

                Всюду русские в почёте мастера

                Наш свободный удивительный народ

                Чудесную он сказку создаёт!

Все дети:        Славься мастерами Русь!

                Навсегда, на все века!

                Слава всем мастерам

                Их умелым рукам!

Мастерица:        Потрудились вы на славу!

                Вот вам мастера награда

                Подарок ещё от одних мастеров тульских

                Вкусные тульские пряники!

                

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие на тему "Пасхальные сувениры из скорлупы"

Это занятие по конструированию из бросового материала. Из мусора - скорлупы и фантиков (спасибо Грише, у которого накануне было день Рождения) мы сделали замечательные подарки близким....

Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"

Занятие по развитию речи , развитие грамматического строя речи через выбор сувениров. Драмматизация сказки Колосок. Знакомство с  новой пословицей о туде....

Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"

На этом занятии используя наглядный материал вовлекла  детей  в  беседу помогая  им правильно по сути и форме отвечать на вопросы, упражнла в правильном употреблении прилагательных...

Рассматриваем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"

На этом занятии не только развивается, обогащается речь детей, но и  проявляются творческие способности , воспитываются нравственные качества на примере литературных героев...

Досуг для старшего дошкольного дошкольного возраста "Русский сувенир"

Знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.  Данное занятие направлено на воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство ру...

НОД с детьми старшей группы "Пасхальный сувенир "

Художественное оформление пасхальных яиц в России стало искусством и народным творчеством. Были распространены как крестьянские оформления пасхальных яиц, так и ювелирные.  Для изготовления...

Сценарий развлечения "Русский сувенир"

Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора.Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.  ...