проект "Русский сувенир"
проект (старшая группа) на тему
Приобщение детей к русской национальной и духовной культуре через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_kt.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид проекта:
Творческий
Участники проекта:
- Музыкальный руководитель;
- Руководитель изобразительной деятельности;
- Инструктор по физической культуре;
- Воспитатели;
- Дети старшей группы;
- Родители.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный
По характеру контактов:
Внутри МКДОУ
1 этап:
Цель проекта:
Приобщение к русской национальной и духовной культуре через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Задачи проекта:
- Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре родной страны, к труду народных мастеров;
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям.
- Развивающие:
- Развивать любовь к русской культуре через непосредственное участие в играх, хороводах, танцах, песни;
- Развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей;
- Развивать музыкально-танцевальное творчество в движениях.
- Образовательные:
- Обобщить имеющие знания о народных промыслах России;
- Формировать культуру слушания, умения различать народную музыку от современной;
- Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народно-прикладного искусства;
- Способствовать формированию положительно-эмоционального контакта между всеми участниками проекта.
Предполагаемый результат:
- Пополнение знаний детей о видах народно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка), истории их возникновения;
- Развитие интереса к русским традициям и русской культуре;
- Активизация и обогащение словарного запаса через потешку, поговорку, пословицу, частушку;
- Расширение знаний детей о подвижных народных играх, хороводных играх;
- Развитие музыкально-танцевального творчества в движениях;
- Развитие певческих навыков в разных видах исполнения;
- Овладения различными приемами игры на музыкальных инструментах;
-Приобщение родителей к активному участию в изготовлении поделок «Народная игрушка», в выставке «Народные промыслы России»;
-Использование полученных знаний в различных видах деятельности.
Гипотеза:
Воспитанники, познакомившись с истоками русской культуры, будут беречь, и уважать народные традиции, любить свою родину, уважать старшее поколение.
2 ЭТАП:
Актуальность проекта:
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес
через столетия» М.И. Калинин
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.
Каким будет наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры ребенка играет музыкально-эстетическое воспитание.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.
Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные песни, хороводные игры, ведь, пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.
Исходя, из актуальности этого направления перед нами встала задача создания системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления с образцами песенного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, частушек, хороводов, традиционных народных игр);
устного народного творчества (на примере пословиц, поговорок, загадок, потешек); с традиционными русскими ремеслами (гжель, хохлома, Дымковская игрушка) на занятиях по музыке, изодеятельности, познавательно-речевому развитию.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, через народное творчество ребенок может последовательно развиваться и может проявлять свои неограниченные способности – умение и фантазию.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание.
Таким образом, приобщение ребенка к истории и культуре русского народа начинается с детства, где закладываются основные понятия. Мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны сохранить и передать детям.
«Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями».
Реализация проекта:
Интеграция образовательных областей
1.Область: «Музыка»
- Развлечение –«Чудо-ложки». Обучение разными приемами игры на ложках.
- Разучивание песен:
«Ложки деревенские» И.Конвенен.
«Русский сувенир»С. Чуриковой.
«Вятские припевки»
«Ходила младешенька по борочку» р.н. песня.
Разучивание частушек.
- Вокальная работа (индивидуальная, подгруппами)
- Слушание ансамбля, оркестра народных инструментов.
- Занятие «Песня-душа народа»
- Занятие «Какой праздник без частушки».
- Развлечение-«У матрешки день рождение» - развлечение
- Занятие –«Хороводная песня».
2.Область: »Коммуникация»,»Познание»,»Художественная лит-ра».
- Заучивание стихов, загадок о народных промыслах,
- чтение художественной литературы,
-М.Г. Смирнова «Дымка-красная девица».
-А. Дьякова «Веселая дымка».
-Ю. Николаева «Чаша».
-В. Набоков «Хохлома».
- Цикл бесед о народных промыслах России.
- Игра путешествие «Путешествие в прошлое посуды»
- Оформление папки передвижки для родителей «Легенды о народных промыслах»
- Мастерские посиделки
- Игра лото «Русский сувенир»
- Дидактическая игра «Каждое изделие в свой город»
- Оформление выставки «Народные умельцы».
3.Область:»Социализация»
-Создание мини-музея «Русский сувенир».
-Экскурсия в краеведческий музей.
-Экскурсия в студию прикладного исскуства «Домовушка».
-Экскурсия в Дом народного творчества,в детскую хоровую студию «Кроха»
-Конкурс «Народная игрушка своими руками» для родителей и детей.
-Презентация «Русский сувенир».
-Игра-путешествие «Путешествие в прошлое посуды».
4.Область:«Художественное творчество»
Театрализованная деятельность:
-Драматизация русских народных сказок.
- Обыгрывание мини-сценок с использованием загадок о народных промыслах.
- Мини-этюды с матрешками- «Матрешкины потешки».
Изобразительная деятельность:
-Рассматривание иллюстраций о народных промыслах.
-Показ презентации «Мастерами славится русская земля».
-Выставка рисунков по мотивам народных промыслов.
-Творческая мастерская по аппликации «Мастера-золотые руки». «Этот волшебный завиток» (знакомство с хохломской росписью). -Рисование «Хохломской узор».
-Рисование элементов дымковской росписи.
-Росписи дымковских барышень.
-Рисование: «Сказочные птицы» (роспись дымковская).
- Знакомство с гжельской керамикой.
- Рисование элементов гжельской росписи.
- Рисование «Гжельский фарфор».
- Роспись различных силуэтов гжельским узором.
5.Область: «Физическая культура»
Подвижные народные игры.
6.Область: «Здоровье»
- Во время пения проводится работа над дыханием, дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
- Народные игры, танцы, способствуют физическому развитию – ловкости, пластике, грации движений, силе выносливости.
- Ситуации многих игр требуют смекалки, быстрой реакции, находчивости, следовательно развивает детей интеллектуально.
- Фольклорные номера, песни, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими движениями: хлопками, притопами, прыжками и т.д. активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.
- Голосовые упражнения (это «заклички», «ПРИГОВОРКИ» обеспечивают более качественное функционирование всех внутренних органов, активно работает диафрагма.
Хочется, добавить, что народные игры – это школа социального опыта. А социальное благополучие одна из составляющих здоровья ребенка.
Методы проекта:
1.Экскурсии.
2.Беседы.
3.Дидактические игры.
4.Чтение художественной литературы.
5.Применение игрушек и изделий народных промыслов.
6.Художественные выставки.
7.Рассматривание иллюстраций.
8.Использование пословиц,поговорок, загадок,закличек.
9.Разучивание русских народных песен,танцев.
10.Занятия-викторины.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4»Катюша»
«Русский сувенир»
педагогический проект по музыкальному воспитанию
для детей старшего возраста.
Автор проекта:
музыкальный руководитель:
Белкова Наталья Анатольевна.
г. Лодейное Поле
2013г.
Вопросы для мониторинга:
1. Знают ли изделия народных мастеров?
2. Знают и называют русские народные инструменты?
3. Умеют ли двигаться в соответствии с характером музыки(плясовая-веселая, задорная,хороводная-плавная, лирическая.)
4.Умение исполнять песню передавая ее характер,умение петь песню с музыкальным сопровождением и без него,умение правильно передавать мелодию.
5.Умение импровизировать мелодию.
6.Умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ на музыку веселого игривого характера.
Заключение:
Анализ мониторинга детей старшей группы по данному проекту позволил сделать выводы,что поставленные задачи реализованы успешно.
Так, если на начало проекта:
1 уровень- 0% 2 уровень - 82% 3 уровень-18%
То на конец проекта :
1 уровень- 82% 2 уровень- 18% 3 уровень- 0%
Показатели, достигнутые благодаря творческой педагогической деятельности, дали положительные результаты.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать выводы:
У детей расширился объем знаний о народных промыслах России.
Расширился музыкальный кругозор детей ,ими получен большой объем знаний о жанрах р.н. песни ( шуточная, плясовая, обрядовая, лирическая, хороводная, песня-частушка ).
Увеличился объем знаний о русских народных инструментах, о разных приемах игры на ложках.
Повысилась общая музыкальность детей: увеличился объем двигательных навыков, благодаря чему успешно развивается детское танцевальное творчество.
Благодаря народным играм наблюдается развитие творческих способностей детей, развитие речи ,памяти, чувства ритма, взаимодействие со сверстниками.
Список используемой литературы:
1.БударинаТ.А , Корепанова О. Н .Знакомство детей с русским народным творчеством . Методическое пособие-С –Пб; ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2001г
2.Даль В. И .Пословицы русского народа-М; Изд-во ЭКСМО-Пресс ,Изд-во ННН-2002Г .
3.Князева О .Л . Маханева М. Д . Приобщение детей к истокам русской народной культуры/
Программа .Уч. – методическое пособие СП б: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.
4.Федорова Г. П . На золотом крыльце сидели . Игры ,занятия, частушки ,песни ,потешки для детей дошкольного возраста-СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003г.
5.Детские подвижные игры народов СССР, под редакцией Т .И.Осокиной- М:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989г.
6.Степанов Н. П .«Народные праздники на святой Руси» 1992г.
7.Гришина Т. Н. Приобщение к народной игровой культуре »-Управление дошкольным образовательным учреждением -2005г-№1.
8.Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы»Н .Е .Веракса Т.С.Комарова , М .А .Васильева .
9.Кацер О .В. « Игровая методика обучения пению».
10.И .А. Каплунова ,И .А .Новоскольцева - Программа « Ладушки» ИЗД:СПб-2007г.
11.Т.И.Буренина- « Программа по ритмопластике».
12.Г. П .Федорова - « Игровая методика –Слово и движение».
13.Кабаненкова Н . Дни прожитые с детьми (Фольклор в жизни детей – Дошкольное воспитание, №4 ,1997г.)
Конспект интегрированного развлечения
«Русский сувенир»
(итоговое событие проекта с детьми старшей группы)
г. Лодейное Поле
март 2013г.
Дети под р.н. мелодию «Весёлые наигрыши» заходят в зал выстраиваются в полукруг.
1р. Мы в России все живём
Весело и дружно
И об этом всем сейчас
Рассказать нам нужно
2р. Мастерами славится вся Россия наша
Нет изделий как у нас
Ни милей, ни краше
3р. Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров
В них – красота родной природы
И мудрость древняя веков.
4р. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идёт.
Дети поют песню муз. И слова Э. Чуриковой «Русский сувенир» (Дети садятся на свои места, Остаются дети, которые читают стихи о промыслах, они подходят берут игрушки)
(Идёт презентация)
1р. Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Как волшебница жар – птица не выходит из ума.
Чародейка, мастерица – золотая Хохлома!
2р. Мастера из Городца
Сотворяют чудеса
Прялки и ложки
Бочонки и плошки
Балалайки и скалки
Хозяйкам подарки!
3р. Дымковские барышни
В нарядах удивительных
В клеточку, кружок, полоску
Тонко так расписанных
Глины маленький комок
В чудо превратится,
Если только попадёт в руки мастерицы.
4р. Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка?...Нет!
Гармошка?...Нет?
То – русская матрёшка!
5р. Известно всем и Жостово,
Подносами нарядными,
Там украшают чёрный фон,
Цветочными гирляндами.
6р. Поверить трудно : неужели
Всего два цвета?
Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы на чашках
Пишут мастера
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Все: Наша русская игрушка
Не стареет сотни лет
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Под р.н. мелодию «Весёлые наигрыши» дети обходят с изделиями по залу ставят на столы по промыслам садятся на места.
(В зал входит Марья Мастерица под р.н. мелодию «Ах вы сени мои сени»)
Мастерица: Здравствуйте люди добрые
Поклон вам от Марии-мастерицы
Как тут весело у вас!
Ноги сами рвутся в пляс
Сразу мне понятно:
Тут – люди добрые живут.
Ведущ. : Проходи скорей, садись
С детворой повеселись!
Мастерица: Я бы рада, не могу
Поскорей домой пойду
Тяготит меня забота
Незакончена моя работа
(показывает поднос с изделиями)
Есть поднос, и есть посуда
Да украсить не могу я
Потеряла я покой
Мне не справится одной.
Ведущ. : Ты не зря сюда пришла
Много здесь друзей нашла
Расписать твою посуду мы тебе поможем,
Но каким узором, пока сказать не можем
Но я знаю как помочь
С давних времён у русского народа был обычай – устраивались весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера свой товар показать да и на других посмотреть.
Самое время туда отправится! Да узнать какими узорами мастера украшают свои изделия!
(Дети идут по залу по р.н. песню «Весёлая ярмарка»)
Выбегают скоморохи:
1ск. Что душа твоя желает
Всё на ярмарке найдёшь!
Всяк подарки выбирает
Без подарка не уйдёшь
2ск. Эй не стойте у дверей
Заходите к нам скорей
Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
Привезли из далека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца и не брошки
Расписные чудо – ложки!
Мастерица: Да откуда же товар
Кто бы нам друзья, сказал?
2й ск. : Загадаю вам загадку
А найдёте-ль вы отгадку?
Листочки, ягодки, цветочки
Стебелёчек, завиток
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой
Как зовут товар такой?
Дети – Хохлома!
Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?
1й реб. : Давно это было. От царской
Немилости сбежал далеко в лес
За реку Волгу мастер.
Срубили себе избу, смастерил лавки, стол.
Дошло дело и до посуды. Из дерева вырезал себе чашки, ложки. Прилетали к нему птицы и стал кормить их пшеном. Однажды вместе с другими птицами прилетела к нему сказочная жар-птица.
Он и её накормил пшеном. Когда жар-птица улетела она коснулась крылом его посуды и стала посуда золотой.
1 ск.: Золотая хохлома!
Лучше нет подарка
Хохломские ложечки
Звонкие да яркие
Лошкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут.
Песня : «Ложки деревенские» И. Конвенен
2 ск.: А вот ещё одна игрушка!
Хоть скромна, но хороша
В этом маленьком брусочке –
Чудо – мастера душа
Деревянные, резные
Балалайки расписные
Звонко весело играют
Нас на танец приглашают!
Танец «Балалайка» Т. Морозова
Мастерица: Спасибо мастерам Хохломы
Как расписывать столы, стулья,
Ложки и ковши,
Буду знать теперь, чтоб учить детей.
1 ск.: Почтеннейшие господа!
Посмотрите все сюда!
Игрушки вятские
На все манеры
Вот вам барыни, а вот кавалеры .
У барынь алые щёки и губки
Нарядные платья и тёплые шубки
Хоть весь базар обойдёте
Лучше барынь не найдёте.
Мастерица: А что это за игрушки?
Да как расписаны красиво!
Кружочки, кисточки, полоски
Простой, казалось бы узор
Но не отвести не в силах взор.
Дети: Это Дымковские игрушки.
Мастерица: Чем знаменито Дымково?
1р.: Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей
В ней нету света дымного
А есть любовь людей
2р.: Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо – сказки
Вечера зимнего длинны
И лепим там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки
Кружочки, кисточки, полоски.
3р.: О древней Дымковской игрушке
Споём мы вам сейчас частушки!
«Вятские припевки» сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова
Мастерица: Волшебникам вятской родной стороны
Большое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают
И сказочных кукол для всех создают.
1 ск.: А теперь детвора
Подходите ка сюда!
Ярмарку продолжаем
С ленточкой поиграем.
Р.н. игра с Лентой на р.н. мелодию «Ах вот сени»
1 ск.: Пока дружно мы играли
Мастера новые приезжали
Да товары выставляли.
А каков товар вы узнаёте
Коль загадку отгадает?
Как прекрасна, хороша
Эта девица, душа
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри секреты есть
Может 3, а может 6
Разрумянилась немножко
Наша русская….
Дети: Матрёшка!!!
Мастерица: А кто же придумал эту замечательную игрушку?
2 ск.: Около 100 лет назад путешествуя по Японии русский художник Милютин увидел там куклу одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил её в русском костюме. Местный токарь выточил из дерева фигурку, а Милютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, по преданию кто-то увидел её и воскликнул: До чего похожа на нашу Матрёну! С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой!
Громче хлопайте в ладошки
В гости к нам идут матрёшки.
Танец: «Русские матрёшки» (сл. и муз.З.Роот)
Мастерица: Да, теперь я дети знаю
Как матрёшек украшают
Только добрые, весёлые, талантливые
Трудолюбивые люди могут создавать такие замечательные и сказочные вещи.
А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде!
Я начну, а вы продолжите:
За всякое дело – берись умело
Труд кормит – лень портит
Поспешишь – людей насмешишь
Руками работа – души радость
Дерево дорого плодами – а человек делами.
Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
Хочешь есть калачи – так не сиди на печи.
Каков мастер – такого и дело.
Делу время – потехе час.
Скомор.: Да и нам пришло время потешиться, да позабавиться.
Приглашу я детвору да на русскую игру.
Игра: «Плетень»
Скомор.: Эй, подходи честной народ
Развлекайся публика
За погляд мы не берём
Ни гроша ни бублика!
Гости дорогие, товары выбирайте
Да вопросы задавайте!
Мастерица: Как же посуда твоя хороша!
В ней небесная синь и рек глубина.
Чудо на фарфоре
Синяя купель, эта
Как же называется роспись?
Дети – Гжель!
1р. Музыка скромной российской природы
Кружит и водит свои хороводы
В тёплом узоре сметаются краски
И волшебство к нам приходит из сказки!
2р. Синяя сказка – глазам загляденье
Словно весною капель
Ласка, забота тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Танец: «Гжель» муз. В. Темнова стихи О. Левицкого
А из чего делают гжельскую посуду? (Из белой глины)
Почему посуда так называется – Гжель? ( По названию деревни, а так же потому что её два раза обличают в печи)
В чём особенность Гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской, придают посуде причудливые, необычные формы, в виде разных животных)
Какой цвет используют в росписи? ( Синий на белом фоне)
Один из главных мотивов росписи? ( Синяя роза)
1ск.: Тары – бары, тары – бары
Рассмотрели все товары
2ск.: Все рассказали, ничего не забыли?
Вместе: Ну а теперь прощайте
В следующем году приезжайте!
Вед. : А нам пора в детский сад возвращаться!
(Дети под песню «Ярмарка» ходят парами по кругу)
Мастерица: На ярмарке я с вами побывала
Много нового узнала
И с вашей помощью друзья
Теперь посуду я украшу без труда!
(Звучит русская народная музыка дети рассаживаются за столы и раскрашивают посуду росписи Гжели)
Мастерица: Это всем давно признать пора
Всюду русские в почёте мастера
Наш свободный удивительный народ
Чудесную он сказку создаёт!
Все дети: Славься мастерами Русь!
Навсегда, на все века!
Слава всем мастерам
Их умелым рукам!
Мастерица: Потрудились вы на славу!
Вот вам мастера награда
Подарок ещё от одних мастеров тульских
Вкусные тульские пряники!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие на тему "Пасхальные сувениры из скорлупы"
Это занятие по конструированию из бросового материала. Из мусора - скорлупы и фантиков (спасибо Грише, у которого накануне было день Рождения) мы сделали замечательные подарки близким....
Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"
Занятие по развитию речи , развитие грамматического строя речи через выбор сувениров. Драмматизация сказки Колосок. Знакомство с новой пословицей о туде....
Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"
На этом занятии используя наглядный материал вовлекла детей в беседу помогая им правильно по сути и форме отвечать на вопросы, упражнла в правильном употреблении прилагательных...
Рассматриваем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"
На этом занятии не только развивается, обогащается речь детей, но и проявляются творческие способности , воспитываются нравственные качества на примере литературных героев...
Досуг для старшего дошкольного дошкольного возраста "Русский сувенир"
Знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством. Данное занятие направлено на воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство ру...
НОД с детьми старшей группы "Пасхальный сувенир "
Художественное оформление пасхальных яиц в России стало искусством и народным творчеством. Были распространены как крестьянские оформления пасхальных яиц, так и ювелирные. Для изготовления...
Сценарий развлечения "Русский сувенир"
Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора.Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений. ...