Речевой утренник "Праздник азбуки"
творческая работа учащихся (подготовительная группа) по теме
Зал украшен шарами. На центральной стене надпись из разноцветных букв: «АБВГД и Я - весёлая семья». Дети заходят в зал под музыку из телепередачи «АБВГДейка» (музыка В Шаинского, слова Э. Успенского) и становятся полукругом. На груди каждого ребёнка карточка с буквой.
Ведущий: Дорогие гости! Сегодня у нас весёлый праздник азбуки «АБВГД и Я - весёлая компания». Мы будем читать стихи, посвящённые буквам, соревноваться, выполнять разные задания.
Помогать мне будут кот Матроскин и пёс Шарик. (роли исполняют дети).
Поприветствуйте их. (Кот и пёс кланяются под аплодисменты.)
Кот: это кто здесь грустит? У кого кислый вид?
Пёс: Эй, ребята, не зевайте, песню дружно запевайте!
Звучит куплет из песни «АБВГДейка» (с незначительными изменениями в тексте). Поют все.
Вот вам стол, а вот скамейка.
Взяли в руки карандаш.
Это АБВГДейка
В детский сад приходит наш.
Припев:
АБВГДейка, АБВГДейка-
Это учёба и Ира.
АБВГДейка, АБВГДейка-
Азбуку знать пора!
Знать пора!
Азбуку знать пора!
Затем дети, взявшись за руки, парами проходят под музыку по залу и распределяются на 4 группы.
Ведущий. Всем известно, что в азбуке живут и хозяйничают буквы. Давайте сегодня на нашем празднике покажем, чему вы научились в детском саду, и расскажем о буквах всё что вы знаете.
Дети по ролям читают песенку- азбуку Б. Заходера.
Мальчик:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Девочка:
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
1 группа детей:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
2 группа детей:
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
3 группа детей:
П,Р,С,Т,У,Ф,Х
Оседлали петуха!
4 группа:
Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я-
Вот и все они друзья!
Мальчик.
Познакомьтесь с ними, дети!
Должен вам шепнуть тайком:
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Под музыку все дети опять становятся полукругом.
Ведущий: Весёлый народ живёт в Букваринске. Ну-ка, расскажите нам об этом городе.
Мальчик:
Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный.
С незапамятных времён
Букваринском звался он
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобливый,
Дружный и трудолюбивый.
(далее дети читают по очереди)
А-аптекарь.
Б-бочар.
В-валяльщик.
Г-гончар.
Д-дробильщик здоровенный.
Е -ефрейтор, он военный.
Ж- жестянщик , простачок.
З-закройщик, старичок.
И-историк бородатый.
К- красильщик франтоватый.
Л-лудильщик.
М- маляр.
Н- носильщик.
О- овчар.
П- писатель.
Р- радист.
С- сапожник.
Т -турист.
У- бесстрашный укротитель.
Ф- чудак - фотолюбитель
Х- художник-баталист.
Ц- известный цимбалист.
Ч- чудесный часовщик.
Ш- шофёр-большой шутник.
Щ- щенок его, букетик.
Э- электрик, энергетик.
Ю- юрист, а дальше
Я- это Я, мои друзья!
(И.Токмакова. «Букваринск»)
( Дети рассаживаются)
Кот: Я знаю одну загадку. Посмотрим, сможете ли вы, ребята, её отгадать. Послушайте.
Сели на страничку
Тридцать три сестрички.
Сели рядышком- мочат,
(буквы)
Шарик, объясни нам, пожалуйста, что это за слово «азбука?»
Пёс: Пожалуйста: азбука -старое русское слово. Раньше буква «А» называлась «аз», буква «Б» - буки. Вот от этих двух названий букв и произошло слово «азбука». В русской азбуке 33 буквы.
Ты эти буквы заучи.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
Но для тебя они-ключи
Ко всем чудесным книжкам.
(С. Маршак)
Ведущий. Мы уже знаем, что все буквы в азбуке делятся на согласные и гласные. Помните, мы пытались их подружить, и у нас это получилось.
Кот. А давайте устроим бал дружбы, где согласные закружатся вместе в вальсе!
Пёс: Буквы, подружитесь!
В слоги превратитесь!
В вальсе закружитесь!
Ребёнок, на груди которого карточка с гласной буквой, образует пару с тем, у кого на карточке-согласная. Слоги-пары выполняют движения плод музыку.
Ведущий. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Вы будете внимательно слушать загадки и падсказывать нужные слова.
1-й ребёнок.
Я, как печка, весь горю,
Аспирин от жара пью.
Врач сказал, что это… (грипп).
2- ребёнок.
Сроит дом для нас строитель.
У доски стоит… (скворец).
Ведущий: Очень забавное стихотворение-загадку подготовила для вас (имя девочки). Она будет рассказывать, а вы постврайтесь запомнить слогт, чтобы потом составить новое слово. Нам помогут Матроскин и Шарик: они будут выставлять эти слоги на мольбурте.
Эй, держи, хватай!
В лесу
Ловят рыжую ли(су).
Шум и гам. Народу тьма.
Громче всех кричит Кузь(ма).
ОН без куртки, без пальто,
Вместо шапки-реше(то).
Из оврага, ольха,
Слышны крики пету(ха).
Изловить лису б неплохо,
Да мешает…(суматоха).
Пёс: Ас теперь, ребята, послушайте мою загадку.
Буквы-значки, как бойцы
На парад,
В строгом порядке построены
В ряд,
Каждый в условленном месте
Стоит.
И называется все (алфавит).
Кот:
У меня тоже есть звгадка.
На страницах букваря-
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый нрамотей.
(Азбука)
Ведущий. А теперь предлагаю вам игру «Найди себе пару»
Матроскин и Шарик выходят с подносами, где лежат карточки со слогами. Звучит музыка, дети произвольно берут по одной карточке и подыскивают себе пару, чтобы составить слово. Затем выходят парами на середину зала, поочерёдно прочитывают составленные слова и под аплодисменты возвращаются на свои места.
Держась за руки, появляются Помарка и Ошибка. (С небольшими изменениями инсценируется отрывок из четвёртой главы «Аля, Кляксич и Вреднюга» И ТОкмаковой \\ Дошкольное воспитание. 1998. № 8. Дети надевают на голову шапочки с изображением букв.
Помарка. (обращается к букве Ы). Иди скорее к нам. Ты заметила, что буква Ж всё время с буквой И,а тебя как бы и нет на свете? (Поёт, голосом выделяя букву Ы.)
Крепче за руки держись,
В вальсе медленно кружитсь.
Видишь, как Ж и Ы красиво звучат
Вместе!
Ошибка. А буква Ш сегодня тоже важничает. Тебя, бедная Ы, она совершенно не хочет знать. Не пойму, чем тя хуже? Ну вот, например, слово «горошина». Ведь после Ш должна быть Ы, а вовсе не И. гони прочь эту букву И!
Буква Ы. И в самом деле. Что я-хуже всех? Что мне эти правила? Прогоню букву И и буду с Ж и Ш дружить. ( поёт, выделяя голосом букву Ы. и идёт к буквам Ж и Ш )
Не грусти и не тужы,
Рассветают ландышы.
Помарка. Ура! Одна уже есть. (Направляется к букве Я). Всё сидишь? На солнышке загораешь?
Буква Я. Ну и что?.
Помарка. А то, что буква А всё время с Ч и Щ дружит.
Буква Я. А мне какое дело?
Помарка. Она же твое место занимает! Разве не видишь и не слышишь?
Буква Я. А чего мне слышать?
Помарка. Ну, ты прямо как бука Ю. Глуповата и на ухо туговата.
Буква Ю. Чего, чего это тут ты про меня? А ?
Помарка. А, не чего! Только вы вместе с буквой Я посмотрите, как ваше место занимают буквы А и У.
Буквы Я и Ю. Как это?
Ошибка. А так. Прислушайтесь: слово «чудо». Что после Ч слышится? А пишется? Вот то-то и оно. И поэтому Ч и Щ с У не расстаются. Тебе буква Ю это разве не обидно?
Буква Ю. Да, пожа-а-луй!
Буква Ю. А меня-то ты за что обозвала глуповатой?
Ошибка. А потому, что Ч и Щ тебя знать не хотят и везде букву Я буквой А заменили! Вот почему!
Буква Я. И то правда! А ну-ка , пойдём наведём порядок! ( берёт под руку букву У и направляется к буквам Ч и Щ. Помарка и Ошибка радостно убегают. Вот-вот среди букв возникнет ссора, но тут появляется мудрый мальчик.)
Мальчик. Уважаемые буквы! Не надо обижаться на то, что некоторые слоги пишутся не так, как слышаться. Как люди живут по своим законам, так и буквы на письме живут по правилам.
Пёс. А чтобы всем было понятно и лучше запоминалось, вставайте в круг и пропоём забавные песенки.
Дети по двое поочереди поют на мотив частушек.
Возле речки малыШИ
Веселятся от дуШИ.
До чего же шороШИ
Здесь рогоз и камыШИ.
Радом Жимолость растёт.
А на ней
Кто так весело поёт?
Соловей.
На ветвях сидят чиЖИ,
И синицы, и стриЖИ.
В жизни песен не слыхал
Веселей!
« Кружатся под музыку парами и поют дальше .»
Восемь маленьких граЧАт
Маме целый день криЧАт:
«В роще, в самой ЧАще,
Появляйся Чаще».
На лугу растёт Щавель,
Слева, Справа- всюду.
Я соседей позову,
УгоЩАть их Щами!
Ты кричишь, и я криЧУ,
Ты молчишь и я молЧУ,
Я тебе мешать работать,
Право слово, не хоЧУ!
Щука и ЩУрятки
Со мной играют в прятки.
Я их в речке поиЩУ,
Червячками угоЩУ.
Под музыку дети рассаживаются. Матроскин и Шарик о чём - то шепчутся.
Ведущий. Что это вы там, друзья, задумали?
Пёс. Если взять большое слово,
Вынуть буквы
Раз, два,
А потом собрать их снова-
Выйдут новые слова.
Матроскин. Давайте в конце нашего праздника поиграем вместе с мамами и папами в одну игру. У нас есть одно большое слово (на доске написано «Электричество»), а из него нужно составить как можно больше маленьких слов. Вам даётся 5 минут. (Дети берут заранее подготовленные карандаши, бумагу и вместе с родителями составляют слова.) И так, в этой игре победил семейный экипаж. Победителей приветствуем аплодисментами.
Ведущий. Ну вот и закончился наш праздник. А всех детей ждёт сюрприз.
Выходят Кот и Пёс с подносами. НА подносе у Шарика полоски бумаги: Розовые - и именами девочек , голубые- с именами мальчиков. У Матроскина на подносе - конфеты. Подходят мальчики, читают имя девочки на выбранной полоски, берут конфету и угощают её. Аналогично поступают девочки.
Дети выстраиваются у центральной стены и под музыку прощаются с
гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая азбука для родителей
Родительское собрание (консультация для родителей)...
Речевая азбука для родителей
Очень полезный материал для тех родителей, которые, только что отдали ребенка в садик и не только....
"Речевая азбука"
"Хорошая речь слаще меда!" русская пословица. Буклет. Советы родителям по развитию связной речи детей...
Речевая азбука для родителей и дошкольников
Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в прав...
Консультация для родителей "Речевая Азбука"
знакомит родителей с основными терминами и понятиями , применяемыми в работе по развитию речи...
Азбука речевого творчества дошкольников
Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психо...
"Азбука речевого творчества дошкольников"
Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психо...