Сценарий праздника "Покровские посиделки" для старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Яцкевич Евгения Константиновна

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием  родителей  «Покровские посиделки». 

Мастер-класс по кукле «Лапушка».

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

1.       Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях празднования Покрова.

2.       Расширить и закрепить представления об осени, урожае, сезонных изменениях в природе.

3.       Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы русского быта (деревянные игрушки, тряпичные куклы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_pokrov.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием  родителей  «Покровские посиделки».

Мастер-класс по кукле «Лапушка».

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях празднования Покрова.
  2. Расширить и закрепить представления об осени, урожае, сезонных изменениях в природе.
  3. Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы русского быта (деревянные игрушки, тряпичные куклы).

Предварительная работа:

  1. Цикл бесед «О традициях русской народной культуры», «Народные приметы»
  2. Знакомство с малыми формами русского народного фольклора: пословицами, поговорками об осени, о празднике Покрова.
  3. Чтение русских народных сказок: «Золотое ветерено» Из сборника К.Е Кореповой «Русская волшебная сказка», «Хаврошечка» в обработке А.Н.Толстого, «Семилетка» в пересказе А.Афанасьева.
  4. Рассматривание картин, иллюстраций по теме.
  5. Беседа о сезонных изменениях в природе.
  6. Наблюдения за погодой, природой.
  7. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Отгадай по силуэту», «Что означает слово?»
  8. Разучивание стихов; музыкальной игры «Сидит Ваня на лугу»; русской народной песни «Где был, Иванушка?».
  9. Изготовление народных костюмов.

Ход:

Дети входят в музыкальный зал «цепочкой» под  русскую народную песню «Реченька» (фонограмма), встают в круг. На полу лежат жёлтые, красные, оранжевые листья из бумаги.

Ведущая: Ребята, почему здесь столько разных листьев? Ответы детей (потому что наступила осень; природа готовится к зиме, деревья сбрасывают листву, поэтому здесь столько много листьев; солнце светит, но не греет; трава пожелтела; похолодало; вода в реках стала холодная; часто льют дожди; звери готовят запасы на зиму; птицы улетели в тёплые края; люди собрали урожай).

Ведущая: Молодцы, вы верно назвали все приметы осени.  А теперь посмотрим, как вы знаете с какого дерева эти листья. Мальчики  пройдут и сядут на стульчики, где лежат кленовые листочки, а девочки – где, берёзовые.

Замечательно все справились с заданием. Осень – это пора урожая. Люди собирают урожай, готовятся к зиме, делают запасы. Осенью, после сбора урожая, есть  такой замечательный праздник – Покров. Ребята, вспомните, что означает слово «покров»? Ответы детей (покрывало, снег, покой).

Ведущая: Верно. На Покров обычно выпадает первый снег. Именно к Покрову стараются убрать весь урожай, закончить работу в полях. Как вы думаете, почему? Ответы детей. Правильно ребята. На Покров в природе происходит первая встреча с зимой. Снег покрывает пушистым одеялом всю землю, оберегает её от заморозков. В народе так и говорили «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается!». А какие ещё пословицы вы знаете про Покров, про осень?

    Дети по очереди рассказывают половицы, объясняя их смысл.

Пословицы:

  • Каков Покров, такова и зима!
  • На Покров до обеда осень, а после обеда – зима.
  • Осенью серенькое утро, красненький денек.
  • Осень – запасиха, зима – подбериха.
  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

Ведущая: Хорошие русские пословицы! Спасибо ребята. А знаете ли вы стихи про Покров? 

 Стихи:

Вот так чуда-чудеса –

Пожелтели все леса!

Время сказочных даров –

Будем праздновать Покров!

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром.

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом!

Ведущая: Замечательно! Вот сколько всего интересного вы знаете об осени и о Покрове. А теперь давайте поиграем.

Музыкальная  игра «Сидит Ваня на лугу». 

Цель: развитие музыкальных способностей, ритмичности, ловкости, быстроты реакции, крупной моторики.

Ход игры: ведущий (ребёнок) сидит и играет на дудочке. Дети хлопают в ладоши на первый куплет, на второй куплет идут гулять по залу в разных направлениях. На третий куплет танцуют. На окончание музыкальной фразы: «Ваня деток догоняет», все убегают на места, а ведущий их ловит. Игра повторяется.

Сидит Ваня на лугу

И играет во дуду.

Хорошо дуда играет, выговаривает.

Выходите-ка на луг,

На зелёный луг гулять,

На зелёный луг гулять,

Да под дудочку плясать.

Ваня больше не играет

Ваня деток догоняет.

Ведущая:  Как хорошо мы поиграли! А ещё Покров – начало посиделкам. В деревнях начиналось самое веселое время. Урожай-то убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать, да в гости ходить. Приглашаю вас на покровские посиделки!

     Мир вам, гости дорогие, вы пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую такую мы готовили для вас!

Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,

Ведь когда-то посиделки были праздником души!

Ведущая: В старину женщины и девушки на посиделках занимались рукоделием – шили, вязали, вышивали. Ходили в гости. На людях–то веселее.

На завалинках, в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

               При лучине там сидели

               Иль под светлый небосвод -

               Говорили, песни пели,

               Веселился весь народ.

Ведущая: Иногда к девчатам присоединялись парни. Они плели лапти или веревки. Посиделки сопровождались песнями. Может быть, и вы исполните какую-нибудь русскую народную песню?

Русская народная песня «Где был Иванушка?».  

Ведущая: Спасибо вам за такую весёлую песню. У нас настоящие покровские  посиделки. А как вы думаете, чем ещё занимались в старину на посиделках? Ответы детей (пили чай, пели песни, водили хороводы, играли).

Ведущая: Наверное, они делали игрушки? Сейчас вам покупают игрушки в магазинах, а где же брали раньше игрушки для детей? Ответы детей (сами делали). Посмотрите что в моей шкатулке.  Демонстрация разных тряпичных кукол, показ деревянных игрушек.

Ведущая: Раньше на Руси люди делали кукол для своих детей из стареньких лоскутков, тесёмочек, ниточек.

Демонстрация из шкатулки лоскутков, кружева, тесёмок.

Ведущая: Ребята, а вам нравятся эти куклы? Скажите, а какие они? Ответы детей (мягонькая, тёпленькая, красивая, добрая).

Ведущая:  Да, так и есть. Свои куклы крестьянские детишки никогда не выбрасывали, бережно их хранили, называли их ласково: потешки, балушки. Посмотрите, это кукла «Лапушка». Правда, у неё интересное название, такое ласковое, тёплое.

Вы хотите попробовать сделать такую куколку? А как её можно использовать? Ответы детей (можно самим играть, можно подарить). Да, а ещё можно праздничную открытку ей оформить, одежду украсить или другие предметы.

Дети рассаживаются за столы. Ведущая приглашает  родителей помочь детям в изготовлении куколки «Лапушки». На столах схемы с алгоритмом изготовления куколки.

Ведущая: Самый большой лоскут - это сарафан или юбка куколки, он однотонного – синего или зеленого цвета. Затем цветастый и светлый лоскутки – рубаха и передник. Складываем лоскутки в определённой последовательности: тёмный, цветастый, светлый. В центр тёмного лоскутка кладём комочек ваты, перевязываем ниткой. На получившуюся голову куколки повязываем треугольный лоскуток –  платочек.

        

Ведущая:  Посмотрите, какие чудесные получились малютки – куколки-лапушки! Каждая сделана вами с большой любовью и старанием. Наши покровские посиделки подошли к концу. Всего вам доброго и хорошего!

Список  литературы:

1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.: ил.

2. Материалы по изготовлению куклы взяты с сайта http://www.baby.ru.

3. http://vseprazdnichki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для старшей группы "Мамин день"

Праздник "МАМИН ДЕНЬ" (старшая группа)...

Сценарий праздника для старшей группы " День Космонавтики"

Сценарий праздника для старшей группы "День Космонавтики"...

Конкурсная программа «Сказочная история» Сценарий развлечения в старшей группе, поддерживающей традицию «День рождения группы».

ЦЕЛИ: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. ЗАДАЧИ:-развивать умение самостоятельно применять на практике полученные знания;-способствовать формированию готовности к совместной деятельн...

Сценарий ООД по неделе театра. Сценарий спектакля в старшей группе по одноименной сказке Корней Ивановича Чуковского «Федорино горе».

С помощью театрализации у детей формируется умение понимать  содержание сказак. Дети могут оценивать характер и поступки героев и передавать их через театрализованное действие. У ребят развиваетс...

Сценарий развлечения в старшей группе «День рождения группы»

Сценарий развлечения в старшей группе "День рождение группы"...