Методическая разработка для родителей воспитанников «Демократический стиль поведения родителей»
методическая разработка на тему
Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям .
Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_semeynoy_pedagogike.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для родителей воспитанников «Демократический стиль поведения родителей»
Выполнил: Шартнер В. С.
г. Ростов – на – Дону
2014
Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям .
Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Конспект родительского собрания для родителей имеющих демократический стиль поведения на тему: «Взаимодействие с одаренным ребенком».
Цель: познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
Задачи: вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния педагогов и родителей на развитие одаренных детей; разработать тематику конкретных мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей в группе.
Ход собрания.
Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил и творческих способностей по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы поначалу с помощью и под руководством взрослых, - формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства… Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимая по своим возможностям пора развития. Каких же детей можно считать одаренными?
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности:
1 Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;
2Интеллектуальная одаренность различных видов;
3 Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
4 Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
5 Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Показатели одаренности:
1 любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
2 высокие интеллектуальные и творческие показатели;
3 высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
4 легкость в общении, коммуникабельность;
5 активность;
6 стихийное стремление к построению целостной картины мира.
Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим. Если к тому же мы активно используем состязательный, соревновательный мотив, позволяем себе сравнивать ребенка с другими детьми вместо того, чтобы делать акцент на его собственных достижениях, ребенок теряет продуктивную внутреннюю мотивацию деятельности. То или иное дело для него становится интересным не само по себе, а лишь с той точки зрения, может ли он победить, обогнать других. Отсюда появляются неумение проигрывать, болезненное отношение к критическим замечаниям и многие другие личностные проблемы одаренных и не только одаренных детей.
Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.
Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.
Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту. Поэтому часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Характер этих проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки.
Для того чтобы дать правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нужно знать его склонности. Вам предлагается тест, подумайте и ответьте на каждый из вопросов теста, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка.
Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность дошкольника к той или иной области деятельности
Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
13. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
14. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
15. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
16. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
17. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
18. Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
19. Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?
Шкала результатов:
От 15 до 19 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
От 12 до 15очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
От 9 до 12 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Уважаемые родители! Не спешите и не подгоняйте ребенка в его поиске себя в каком – либо виде деятельности, не заставляйте его зубрить те или иные приемы и действия, подобно таблице умножения. Пусть он в свободное время в школе и дома больше импровизирует, выдумывает новые приемы и действия. Если мы поможем ему (или не будем мешать в этом), наш родительский долг будет выполнен. Наша задача в том, чтобы помочь ребенку раскрыться в своем творчестве, чтобы любая индивидуальность ребенка не прошла мимо нашего внимания, реализовалась и взращивалась в нашей педагогической деятельности с детьми.
Рекомендации родителям по взаимодействию с одаренным ребенком.
Родителям одарённого ребёнка, можно рекомендовать использовать следующие методы воспитания (по А.И. Савенко):
1. Общаясь с ребенком, демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности.
2. Создание предметно-пространственной среды. Создать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка.
3. Увлечение детей своей любовью к творчеству. Необходимо заботиться о том, чтобы увлечь ребенка творчеством, сделать его внутренней потребностью.
4. Умение быть гибким, следовать ситуации. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
5. Воспитание в себе привычки говорить как можно чаще «да». Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании, однако стоит задуматься, всегда ли оправданы те запреты, которые ставятся ребенку.
6. Демократичный стиль общения с ребенком создает те условия, которые необходимы для развития творческих способностей.
7. Борьба с любыми проявлениями конформизма. Подражательность - основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ребенком, нужно постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к некритическому копированию, конформизму.
8. Всяческое поддержание самостоятельности ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия - основные черты творческого поведения. Без этого не может быть творческой личности.
9. Предложение ребенку такого материала, с которым нравится работать самим взрослым, важно, чтобы ребенок видел, чувствовал настоящую, искреннюю увлеченность старших.
10. Не бояться неожиданных вопросов. Надо всячески стимулировать вопросы одаренного ребенка: детский вопрос - свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос - свидетельство нестандартного взгляда на мир.
Спасибо, до новых встреч!
Литература:
1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М. : изд. «Политической литературы», 1987г
2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. -208
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
5. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...
Методическая разработка. Тема: « Формирование навыков безопасного поведения и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни »
Здоровый образ жизни практикуется ещё с давних времён и прививается с раннего детства.Метадическая разроботка расчитана на формирование навыков безопасного поведения....
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...
Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»
Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...
Методические разработки. "Пример родителей- один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице."
Методичкские разработки совместного с родителями обучения детей ПДД...
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»...
Методическая разработка по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...