Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Наступили святки. Начинаются колядки».
план-конспект занятия по теме
Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник
«Наступили святки. Начинаются колядки».
Подготовила:
музыкальный руководитель ДОУ № 13
Семенова Т.П.
г. Волжск, 2011 год
1-й Зазывала: Собирайся, честной народ, на гулянье! Рядитесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к началу!
2-й: Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши! Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и веселиться!
3-й: Зима нас торопит!
Спешите!
Рядитесь, из групп выходите,
Колядуйте, пойте,
пляшите, шутите!
Дети-«ряженые» и «колядовщики» заходят в зал с разных сторон и поют.
Колядовщики (говорком):
Коляда светлая!
Пришла коляда
вперед Рождества,
Вперед Масленицы.
Зашла коляда в город (название),
А в граде том живет
народ честной,
И большой, и малый.
Коляда-моляда!
Ходила коляда
по святым вечерам.
1-й ребенок (проходит вблизи гостей): Дома ли хозяева?..
Дети (хором): Как желает коляда...
1-й ребенок:
Всем здоровья и добра,
И согласия, и богатства
В наступающем году!
Мальчики-«колокольчики» осыпают гостей горстями конфетти и зерном.
Все исполнители убегают и присаживаются на стульчики.
Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли подокнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание — это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.
Взрослые разыгрывают сценку. Звучит р. н.м. «Барыня». Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.
Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый — что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!
А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):
Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» - выскакивает Коза в сарафане - «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по
выбору), Коза барабанит, Медведь пляшет.
Цыган: Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
Танец Медведя и Козы подр.н.м. «Барыня».
Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела! Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся? Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком — во как, во как! Ох, хорошо!
Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».
Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уваженье да за угощение, за труды!
Медведь снимает с головы Цыгана шляпу и, держа ее в передних лапах, обходит гостей, собирая угощение.
Ведущий (детям): Понравились ли вам наши артисты? Тогда похлопайте! (Все аплодируют; Цыган, Медведь и Коза уходят из зала, прощаясь со зрителями.) А сейчас вопрос к вам у меня: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети отвечают: «Без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки».) Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка.
Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления! Добра вам, счастья, благополучия!
Снегурочка: Побольше улыбок, здоровья, радости! А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?
Дед Мороз: Да что ты, внученька! Я вот тоже подарочки для самых шустрых ребят припас!
Игры (по выбору):
- «Перетягивание каната» (дети встают в две команды спинами друг к другу, надо дотянуться и достать каждой команде свой приз).
- «Бег в мешках» (перед игрой слова: «Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки про скакать сумеет ловко"?»).
- «Бег в «сапогах-скороходах» (с привязанными к валенкам грузами).
- «Петушиный бой» («бой» подушками; цель - столкнуть противника с «бугра»).
Дед Мороз: А теперь — шире круг, смелей размах! Танцы начинайте! Всем участникам — колядкино угощение!
Общий танец под веселую русскую народную мелодию (по выбору).
Дед Мороз: Молодцы! Устали? И меня уморили! Что ж, как и обещал...
Открою сундучок —
достану пятачок,
Открою коробейку —
достану копейку!
Отдает призы Ведущему.
А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегурочка, как же передать подарок — не знаю!
Снегурочка: Дедушка, а что, если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду? Ребята, хотите в гости? (Дети отвечают.) Только просьба к вам: входить в кинотеатр надо «по-кошачьи»: на цыпочках — лапочках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мурлыкать.
Дед Мороз и Снегурочка с детьми переходят в другой зал.
Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя — растаять можем. Посылочку Леопольду от мышат передайте! До свидания, не скучайте! С Рождеством вас!
Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми.
Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?
Звучит припев песни котаЛеопольда «Если добрый ты», муз. Е. Савельева.
Появляется Кот Леопольд.
Леопольд: Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, красивые! Мур-р, весёлые! А меня вы узнали? Я — кот Леопольд! И если я сегодня на себя не похож, то только потому, что надел новогодний
костюм. А песенку мою вы узнали? Давайте споем ее на новогодний лад!
Леопольд поёт, дети подпевают.
1.Праздник Новый год
В гости к нам пришел,
Снегом по плечам
Хлопал.
Общий хоровод —
Это хорошо,
А когда наоборот —
Плохо!
2.Если вместе петь —
Слышно далеко,
Не страшна пурга
Дружным.
Если добрый ты,
То всегда легко,
А когда наоборот —
Трудно!
3.С каждым поделись
Радостью своей,
Рассыпая смех
Звучно.
Если песни петь —
С ними веселей,
А когда наоборот —
Скучно!
Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.
Леопольд: Мур-р, спасибо! Как приятно получать подарки! Я обязательно поделюсь с ребятами! (Открывает коробку, взрывается хлопушка.) Мя-я-у-у! Эти мыши неисправимы! Они не хотят жить дружно даже в Новогодний праздник! Тут еще и записка есть!
Ведущий (читает): Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями — подарок ваш, если нет— то наш! Самые умные и самые честные мыши на свете.
Дети в одиночку или командно участвуют в «испытаниях».
- Скороговорки.
- Соревнования (по выбору воспитателей).
- Новогодние загадки.
Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду!
Ведущий: Хорошо, я открою!
(Осторожно открывает, ничего не происходит.) Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого и что ожидает в Новом году.
В коробке находятся цветные шарики из фольги, внутри которых - предметы для шуточного «гадания»: сердечко - к любви, ключик - к новоселью, пуговка -к обновке, колесико - к покупке или выигрышу машины, географическая карта - к путешествию, цветочек - к подарку, конфетка -к сладкой жизни, копейка -к богатству, и др.
Леопольду достается «кругосветное путешествие».
Как только Леопольд видит содержимое шарика (карту), он прощается с детьми и бежит готовиться к путешествию.
Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники России-матушки! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник пляской с задорной русской частушкой! Исполняются частушки по теме праздника, по выбору музыкального руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «В гости к бабушке на блины и оладушки» (I младшая группа)
Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....
Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Бабушкины Забавушки» (младший возраст)
Данный сценарий продолжает цикл фольклорных праздников для проведения в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....
Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Встреча весны - Благовещение» с использованием речевых игр (старший возраст)
Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....
Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Ярилин день. Хороводы вокруг берёзки»
Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....
Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Святки. Лесные колядовщики». (для старшего дошкольного возраста)
Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....
Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Осень - Щедрая душа»
Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....
Сценарий фольклорного праздника для детей средней группы «Святки – колядки» .
Сценарий фольклорного праздника для детей средней группы «Святки – колядки»Цель: Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомить детей с народным творчеством, н...