программа
методическая разработка по теме

Любимова Алла Алексеевна

программа по народной культуре для дошкольников . цикл занятий по народоведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx146.8 КБ
Файл vstupitelnaya_statya.docx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Центр развития ребёнка Детский сад №5 « Теремок»

C:\Users\User\Desktop\картинки\картинки\0004.jpg

Народоведение.

«Дом как сосредоточие мудрости, опыта и

семейных традиций»

 Составитель: Педагог дополнительного образования Любимова А.А.

 

Пояснительная записка.

     

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
http://www.muraveynick.ru/images/01.gifПеред педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
http://www.muraveynick.ru/images/01.gifФормы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Поэтому первым делом надо  создать условия для формирования определённой среды, которая даёт возможность и педагогам и детям погрузиться в мир русского быта и русской культуры в целом. Для этого надо провести ряд работ по организации и оформлению специальных помещений Это мини -музей, где были бы собраны некоторые экспонаты народно прикладного искусства, предметы старины, игрушки, и небольшой наглядный материал. Где ребёнок мог если не потрогать руками предлагаемый предмет,  то хотя бы  посмотреть на картинке.

 Так же в музее надо регулярно организовывать  тематические выставки такие, как: «Домашние обереги», « Обрядовая кукла», « пряничный городок», а так же выставки поделок, сделанные руками детей и их родителей.

Тема дома, домашнего уюта, начинаются с понятия: дом, изба, терем, горница, знакомства с убранством избы устоев семейного уклада.  Тема дома, так же даёт детям представление о народных суевериях, оберегах, знакомит с традиционным народным прикладным искусством, женским рукоделием, народным костюмом.

Осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.

Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовить к будущей жизни.

Практический опыт показал, что очень сложно донести до понимания детей даже короткий фольклорные произведения , ведь в них часто используются  слова, давно вышедшие из обихода, и не встречающие в современной речи. Поэтому необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особой среды, где освоение народной культурой сопровождается демонстрацией иллюстраций, образов народных промыслов, национальной одежды, соответствующих бытовых предметов.

Занятия проводимые в специально оборудованных помещениях (тмузеях.

Народных избах ), знакомит детей  не только с бытом и семейным укладом своего народа, но и создаёт детям представление о народных суевериях (домовых, кикиморах ) и оберегах. Помогают понять значение вышивки и разглядеть красоту народного костюма.

«Народная изба» - это место, которое объединяет общим замыслом не только детей и педагогов, но и родителей. Родители с интересом относятся к фольклоным занятиям, а многие из них даже принимают посильное участие, в организации выставок праздников. Регулярно проводимые  тематические посиделки, где дети занимаются рукоделием, а так же семейные праздники с участием родителей, помогают не только окунуться в атмосферу народного быта и семейных традиций, но и помогает развитию исторической памяти, эмоциональной отзывчивости, уважение к своему народу и любовь к родному караю. Дни рождения, Рождественские встречи, Капустники. Праздники это любимые мероприятие и детей и взрослых.

                   Тематическое планирование.

Формы организации и виды  деятельности

             

                 Тема

   

   Программное содержание

Сентябрь -1.Тематическая презентация

 «Как жили на Руси. 1 часть - « Какого мы роду, племени»

  Знакомство  с историческим прошлым  русского народа. Дать представление о понятие Родина, род, родители.

Октябрь –

1.Тематическое

занятие.

презентация

  •  Как жили на Руси.  2 часть – « Домом жить – не лукошко шить».

 Знакомство  с бытом и жизненным укладом русского народа. С семейными традициями. Дать представление о быте русского народа, работе, творчестве.

Ноябрь –

1Тематическая презентация

  •   Женское рукоделье. – « Скучен день до вечера, коли делать нечего».

  Дать представление о женском рукоделии. Рассказать о прядении, ткачестве и вышивке.

Декабрь -

1Тематическое занятие.

 Ремёсла – « Дело -  мастера боится»

 Рассказать о народных традиционных промыслах.

 Январь -

1Тематическое занятие.

Презентация.

Предания и суеверия русского народа – « Сказка лож, да в ней намёк – добрым молодцам – урок.»

 Дать представление о верованиях русского народа о суевериях. Познакомить с традиционными сказочными героями.

Февраль-

1Тематическое занятие.

  •  « Обереги»

  Дать представление о народных домашних оберегах: куклах, плетёных оберегах

Март –1Тематическое занятие.

Презентация.

 

Народная игрушка. 1 часть – « Обрядовая кукла»

 Познакомить с традиционными обрядовыми куклами изготавливаемые к определённому обряду или празднику.

 Апрель –

1Практическое  занятие.

презентация

 Народная игрушка. 2 часть – «Тряпичная кукла»

 Познакомить с традиционным изготовлением тряпичной куклы

 Изготовить куклу –оберег куватку.

Май –

1Тематическое занятие.

Презентация.

 Народный костюм.1 часть

« По одёжке встречают – по уму провожают»

 Познакомить с традиционным народным костюмом. Дать представление о детском. Девичьим и женском костюме. Рассказать о костюме юноши и мужчины.

Июнь –

1тематическое занятие.

2. Презентация.

  Народный костюм.2 часть

« По одёжке встречают – по уму провожают»

 Рассказать о праздничном народном костюме о традиционном головном уборе и демисезонной одежде наших предков.

Конспекты тематических занятий по  народоведению.

  • Как жили на Руси. 1 часть - « Какого мы роду, племени»
  • Как жили на Руси.  2 часть – « Домом жить – не лукошко шить».
  • Женское рукоделье. – « Скучен день до вечера, коли делать нечего».
  • Ремёсла – « Дело -  мастера боится»
  • Народный костюм. « По одёжке встречают – по уму провожают»
  • Народная игрушка. 1 часть – «Тряпичная кукла»
  • Народная игрушка. 2 часть – « Обрядовая кукла»
  • Обереги
  • Предания и суеверия русского народа – « Сказка лож, да в ней намёк – добрым молодцам – урок.»

Занятие 1.

Тема: - «Как жили на Руси».

Цель –  Беседа о Родине. Дать понятие значения слово Род, Родина, родители.

Рассказать о  том,  как жили наши предки, во что верили, чему поклонялись.

                «Какого мы роду племени»

Ход занятия.

Педагог – Сегодня я вам расскажу древнее придание

С древних времён человек поклонялся природе.

Не умея объяснить, почему происходит смена времён года, идёт дождь,  гремит гром, люди считали, что всем этим кто-то управляет, что есть хозяин солнца, воды, земли, грозы. Всех этих хозяев они представляли в идее богов.

В Древней Руси у народа существовало представление о добрых и злых богах. И тех и других люди старались задобрить. Добрых - праздником и весельем,– прославлением, а других боялись и старались задобрить  дарами – жертвоприношением.

Об их делах и поступках люди складывали сказания и мифы, многие мифы переродились в сказки и дошли до наших дней.

Так мы узнали из мифа и сказок, про бога - Род, который был прародителем всего живого.

« До появления белого света всё было окружено тьмой. Был во тьме Род – прародитель наш. Род родил Любовь – ладу – матушку и силою любви разрушил тьму и тогда мир наполнился любовью.

И родил Род царствие небесное, а передним создал поднебесье.

И создал он землю всех тварей на ней.

Так по приданию наших предков род – это начало всего, что есть на земле.

Род жил на небе и ездил на облаках. Он дарил жизнь природе, людям, птицам, рыбам. Он посылал летом благодатные дожди, а зимой снегопады. Весной вешние воды и разноцветные радуги. Заботился о том, чтобы не высохли реки и не истощились источники. Управлял громом и молниями.

Род хранитель всего живого на земле, поэтому самые главные слова в нашей жизни имеют корень род и  произошли от древнего божества Рода.

? Подумайте и скажите, какие слова имеют корень род.

Родина, родичи, родня, родник, природа,

Главное слово, с чего всё начинается – это рождение.

Что значит -  родится – появится на свет.

? Родина, что значит для человека?

Это место, где мы родились – это страна Россия.

А малой Родиной мы называем наш город , село, деревню, там где наш дом, где живут наши родные.

? А что означает слово родичи?

Это семья, в которой мы живём, родные братья, сёстры, бабушки, дедушки, дяди и тёти.

? Ребята, как вы думаете,  что означает слово родник?

Родник – это водный  источник, который бьет из земли, в нём самая чистая и прохладная вода. Родники – это жизнь рек, от них происходят ручьи, ручьи впадают реки и делают их полноводными. Сегодня осталось очень мало родников, потому, что человек не бережет их, засоряет леса, застраивает луга и поля. А ведь без родников реки будут пересыхать, и  будет исчезать растительность, вся живая природа может погибнуть.

Природа – это всё , что нас окружает, и то что даёт  жизнь.

Мы тоже часть этой природы, без неё мы не можем существовать, она нас кормит, одевает даёт нам силы и здоровье. Поэтому к ней надо относится с уважением, беречь растения, мы дышим с помощью их, охранять животных они нас кормят, не засорять реки они дают нам воду. И если мы будем беречь природу, то и она сохранит для нас все её дары и богатства.

Вот сколько важных слов произошло от слова - род, что означает начало, рождение, поэтому наши предки почитали это божество. Старались жить дружно всей роднёй, уважать старших, защищать младших и помнить что все мы дети рода человеческого

Занятие 2.

Тема : -  «Как жили на Руси».

Цель :  Познакомить детей с жилищем русского народа – избой. С тем как                          избу   строили,  какие мастера.    Дать понятие   «горница»,  рассказать  о её            устройстве, и предметах находящихся в доме.  Познакомить детей с семейно-бытовым  укладом.

            « Домом жить – не лукошко шить»

Ход занятия:

Хозяйка. -  Здравствуйте гости дорогие, детушки малые. Милости прошу

Проходите в избу мою, садитесь на лавки.

( дети рассаживаются)

Хозяйка -  Ну вот вы все и расселись  Хоть горенка моя не большая, но места

Всем хватило. Раньше как говорили: « В тесноте да не в обиде»

Потому что люди должны относиться друг к другу с почтением

И уважением.

?                   Кто помнит , каким я вас словом на пороге встретила?

Дети         ( отвечают)

Хозяйка -  Правильно, каждый день говорят люди друг другу это слово

А что оно обозначает, как вы думаете?

Дети -      ( отвечают, все подводят итог)

Хозяйка – Здравствуйте от слова здравие, значит здоровье. Получается что люди

Каждый день желают друг другу здоровья, а значит и счастья и добра.

?               А какими мы ещё словами можем приветствовать человека?

Дети         ( отвечают, все подводят итог)

Хозяйка – Вот какие наши русские приветствия, не просто слова, а пожелание

Добра, поэтому русский народ и славится своей доброжелательностью

Поэтому наш народ испокон веков жил дружно, и каждый старался

Помочь другому, поэтому большие дела затевали все вместе, или как

Раньше говорили : « всем миром»

Избы тоже строили все вместе. Чтоб построить дом надо много

Мастеров привлечь к работе.

Что бы брёвна для избы заготовить, нужны дровосеки. Не каждое

Дерево годится для избы, брали только сосну да ель.

Чтоб сруб поставить, нужны плотники.

Раньше говорили: « Избу не

построить, а срубить, потому что из всех инструментов у мужиков был

один топор, им и рубили и обтёсывали  бревна, и бревна скрепляли

Топором, без единого гвоздя, вот какие умельцы были.

Чтобы в доме было тепло, надо было печку сложить для этого

звали печника. Он из камней печь сложит и глиной её замажет, поэтому

Печки раньше звали «мазанками». Печь была самым большим и главным

предметом  в доме,  о ней говорили: « печь всему голова» - значит самая

главная.

?    Давайте подумаем, почему печь была главная, в чем её сила?

(дети рассуждают, все подводят итог)

хозяйка  - печь это хранительница огня, значит печь обогревает горницу и

согревает людей. Печь ещё и кормит.  Раз в печи огонь значит и пищу в ней готовят. А ещё ребята печь лечит. Если кто-то в семье заболел, то его поили

чаем с мёдом или малиновым вареньем и клали на лежанку печную

чтоб косточки прогрелись, и горчичники не нужны.

А ещё на печи спали, правда хоть печка и занимает много места , но на её

лежанке всем места не хватало, ведь семи раньше были большие.

Старики – дед и бабка, мать , отец, и ребятишек семеро , да не менее,

И куда такую семью спать положить?

А спали раньше на лавках и полатях это такие широкие полки, а ещё и на

сундуках. Поэтому поглядите сколько лавок в моей горенке, и даже есть

сундук.

? - Ребята посмотрите внимательно, какой предмет в горенке, кроме печки

занимает много места?

( дети отвечают)

хозяйка -  Правильно это стол. А почему? Да потому что семя была большая.

Так уж сложилось на Руси:  женщина о доме заботится, о детях , о муже а место возле печи раньше называли женской половиной, потому что хозяйка считалась хранительницей домашнего очага.

? -   А как вы думаете почему именно женщине отводилась эта роль.

( дети отвечают, все делают выводы)

Хозяйка - А самый главный в семье был старший мужчина – хозяин. Его все

слушали, и без его согласия ничего не делали. Даже во время еды все

слушали хозяина, за стол садились по кругу, в центре хозяин , с одной

стороны стола взрослые, с другой дети. Ели из одной миски и тоже по кругу

каждый по очереди брал своей ложкой из миски кашу. Первый брал хозяин

а дальше по кругу, а хозяин смотрел чтоб никто в перёд своей очереди не лез

иначе схлопочет по лбу, поэтому по перед батьки никто не лез.

Мужчина всегда был добытчиком в семье, он и охотник и в поле работник, а жена за детьми ходит, и по дому всю работу выполняет, еду готовит.

А еда раньше была не то что сейчас, что земля родила то на стол и подавали. Варили каши, и гречневые и овсяные, пшенные.

? -  А как вы думаете, из чего готовят каши?    ( дети отвечают)

Хозяйка -  кроме крупы выращивали овощи, из них варили, тушили, запекали, жарили разные вкусные блюда.

? А какие овощные блюда вы знаете?

Хозяйка – Особенно хозяйки любили готовить щи. Даже пословицу такую придумали : « щи да каша пища наша». Щи готовили вот в таких чугунах,

они были тяжёлыми и что бы их поставить в печь чугун ставили на ухват

( дети рассматривают чугун и ухват)

Хозяйка – ох и трудно, таскать такие тяжёлые чугунки, нужна не только сила, но  и ловкость. Вот хочу проверить. Есть ли у вас сила и ловкость. Давайте посоревнуемся, кто быстрей донесёт чугунок до стола.

Проводится игра: дети делятся на команды перед каждой командой лежит ухват и чугун ( деревянные и маленькие) Каждый игрок берёт ухватом чугун добегает до стола, оббегает его и возвращается к команде, передаёт чугун следующему, последний ставит чугун в печь.

Хозяйка – молодцы. Ребтки. Хорошие помощники. А теперь садитесь отдохните, я рассказ продолжу свой.

Главным кушаньем на столе всегда был хлеб, не зря говорили: « хлеб всему голова».

?  -  Ребята а из чего хлеб пекут?

( дети отвечают)

Это сейчас мы хлеб в магазине покупаем, а раньше своими руками его растили, колос- к колосу, зерно- к зерну. Ох и трудная эта работа,  хлеб вырастить, поэтому и цену хлебу знали. Старики как говорили: « худ обед когда хлеба нет»,  И в печи сами хлеб пекли, круглый с чёрной корочкой. Бабушкам мякушку, а деткам горбушку. Хлеб ели и в будни и в праздники. В будни хлеб ржаной выпекали – чёрный, он и полезный и силу придаёт. По праздникам пекли пироги из пшеничной муки. А главным угощеньем по большим праздникам был каравай – это царь всему хлебу, его и называли царским . караваи украшали разными фигурками, колосьями, вертушками, лепестками, косами, каждая хозяйка по своему. Караваем всегда почётных гостей встречали, он ещё и именинный пирог,

его дарят имениннику.

А деткам на забаву пекли кренделя и плюшки, сайки и ватрушки, они маленькие чтоб в ладошки умещались. А ещё пекли калачики, уж больно ребятишки их любили, про них даже потешки сочинили, давайте в такую  потешку сыграем .

Дети          АЙ КАЧИ, КАЧИ, КАЧИ.  ИСПЕКЛИ НАМ КАЛАЧИ.

КАЛАЧИ ,КАЛАЧИ. ХОРОШИ ,ГОРЯЧИ.

МЫ НА ЛАВКУ СЕЛИ,   КАЛАЧИ ВСЕ СЬЕЛИ.

ОБОЖГЛИ НАМ ПАЛЬЧИКИ  ГОРЯЧИЕ КАЛАЧИКИ.

ПРИЛЕТАЛИ ГУЛИ, НА ПАЛЬЧИКИ ДУЛИ.

Хозяйка -  потешки - это забава для самых маленьких, а вы уже большие да и засиделись поди, мы с вами в другую игру сыграем, в « жмурки», в такую игру всегда в горнице играли.

( проводят игру « жмурки»)

Работы в доме всегда было много, а ещё и за скотиной надо ходить,  без скотины семью не прокормить. Куры яйца несли, коровка молоко давала, целый день на хозяйстве, а ребята всегда по дому помогали, выполняли не сложную работу. Кто кур покормит, кто гусей пасет, а кто и воды принесёт. Раньше про скотинку даже песни сочиняли. А мы с вами такую песенку учили, давайте мы её споём.

( исп песню  « У НАШЕЙ У ДУНИ»)

Хозяйка – молодцы ребятки , потешили меня , а пока мы играли и пели  наши пироги испеклись  пора на стол накрывать. Раньше на Руси пироги подавали к чаю, а чай пили из большого самовара. Самовары были почти в каждом доме, самовар берегли и начищали его до блеска, и на столе он стоял в серединке. У меня тоже есть самовар, мы его поставим на стол, , а вокруг самовара вы мне поможете расставить чашки, но а теперь и пироги к столу несём.

Все своих гостей к столу приглашаю, пирогами угощаю.

Дети присаживаются к столу для  чаепития ( фоном звучит народная музыка)

Занятие 3

Тема:  - «Женское рукоделье».

Цель:   Познакомить детей с женским рукодельем – вышивкой. Показать образцы вышивки на рушниках, на одежде, скатертях салфетках. Рассказать о значении  вышивки  в  былые времена.  Дать  понятие « Оберег»,  его значение в крестьянской жизни.

  « Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Ход занятия.

Дети с воспитателем приходят в русскую избу в гости к хозяйке. Хозяйка сидит на скамье и перебирает нитки или вышивает.

Воспитатель -  здравствуй хозяйка , разреши нам с ребятами в горницу пройти.

Хозяйка -  проходите мои милые, на улице холодно, а у меня в горенке тепло, вот на лавки садите по ближе к печки.

Воспитатель -  а что это у тебя за корзина с клубками, нитками, тряпочками разноцветными.

Хозяйка -  а это моё рукоделье. Зимой, когда на огороде  и в поле работы нет

Всякая мастерица садится за рукоделье, кто прядёт, кто ткёт, кто вяжет, шьёт, кружево плетёт. Работы у женских рук много. Одежду сшить, носки связать, а сколько изделий надо вышить, одних рушников не сосчитать.

Слово для вас не знакомое, это в старину так полотенца называли.

?     -   А как вы думаете ребята , для чего столько полотенец?

( дети предлагают варианты, все делают выводы.)

Хозяйка -  правильно и большая семья, и чтоб на долго хватило. Но рушники имели особое значение. В рушник принимали ребёнка при рождении, рушником умывались, им укрывали хлеб, рушники служили и украшением дома. Готовя приданое каждая девушка вышивала не менее сорока рушников, на свадьбе она их дарила родственникам.

?   -  А для чего тогда их вышивали?

( дети предлагают варианты, делают выводы)

Хозяйка -  вышивка – это не просто украшение, она имеет огромное значение в культуре нашего народа, это древняя система письма. Где по белому холсту писали красными нитками, где каждый вышитый рисунок имел своё значение.

Давайте возьмём несколько предметов и рассмотрим вышитый на них рисунки.

?    -   Что мы с вами видим, какие знакомые рисунки?

Дети рассматривают вышивку и называют рисунок.

Хозяйка -   Кто-то увидел птицу. Кто-то дерево, а кто-то цветы.

?    -   что же эти рисунки  могут обозначать?

Хозяйка -  давайте вспомним о том, как жили наши предки и кому они поклонялись, во что верили.

Люди верили в силу природы, ей поклонялись, устраивали праздники и обряды в её честь. От природы зависела их жизнь, поэтому они её обожествляли, и изображали в виде символов  рисунков.

Каждый рисунок имел своё значение:

Вышитое дерево с раскидистыми ветвями -  это мать земля, богиня плодородия

« Круг» -  обозначал символ солнце – символ жизни.

« кони» - так  обозначалась мужская сила.

«птицы» -  это женский символ и детский.

А есть символы в виде точек, полосок, ромбов и крестов.

Это самые древние символы. Крест или  крест в круге - это  солнце.

Точки – это  семена, полосками раньше изображали реки или дороги.

Ромбы квадраты – это пашня.

Вот поглядите если ромб внутри пустой . значит поле ещё не засеяно, а если с точками, значит поле засеяно зерном. Вот так с помощью символов можно прочитать вышивку как книгу.

Считалось, что древние символы имели магическую защитную силу, поэтому вышивая эти магические рисунки на предметах быта, люди верили, что эти изделия  будут обладать такой же силой и защищать людей от зла и сглаза.

Поэтому все предметы вокруг были заботливо украшены вышивкой.

Ребята если мы внимательно посмотрим , то увидим, что вышивкой украшали не только рушники, скатерти. Вышита так же и одежда.

? -  Как вы думаете для чего?

( Дети предлагают варианты)

Хозяйка -  одежду вышивали для того чтобы защитить человека от зла.

?  -  Вот перед вами рубаха, где у неё вышивка расположена?

( Дети рассматривают)

хозяйка -  у рубахи вышит ворот и нагрудник -  что бы защитить шею и сердце.

Вышивка на рукавах – защищает плечи и запястья.

Вышивка на подоле защищает нижнюю часть туловища,

Если соединить края вышивки то получится « круг» - это символ солнца а значит жизни.

Вышивали в основном красными нитями. Красный обозначает красивый, а так же этот цвет считался магическим, потому что это цвет огня, солнца и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил.

Одежда с красной вышивкой отпугивает демонов и духов.

Так же вышивали  мелкие детали к одежде – пояса, кушаки, ленты, платки .

И делали украшения  - бусы, подвески, в них тоже вплетали магические символы.

Такие предметы называли обереги, потому что оберегали.

Пояски – оберегали туловище, живот.

Ленты -  оберегали голову.

А украшенья, которые часто были из метала, при ходьбе звенели и  отпугивали зло.

Вышивка в русской деревне была всецело женской работой, потому что именно женщина была хранительница обрядов и верований, которые должны были обеспечить  благо семьи. Поэтому каждая женщина умела вышивать и с детских лет к этому рукоделью приучали и девочек, что бы когда подросла то своими руками приготовила себе приданное.

  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Отложу свою вышивку до другого раза, а вы ребятки помогите мне собрать моё рукоделье в корзину. Ну вот,  всё убрали спасибо вам.

Я эту корзину на сундук поставлю, в этом сундуке всё моё богатство.

?    Что хотите поглядеть?

Приходите следующий раз, я вам покажу что в моём сундуке.

Воспитатель -  обязательно придём, а сейчас нам пора .

До свидания хозяйка !

Хозяйка -  в добрый путь.

Занятие 4

Тема:  «Русский народный костюм».

Цель:  Познакомить детей с образцами русского национального костюма. Показать иллюстрации, или готовые изделия.

Рассказать из каких частей состоит костюм женский, а из каких мужской. Рассмотреть детали костюма.

   «  По одежде встречают, по уму провожают».

Ход занятия.

Дети в народных костюмах приходят в избу, их встречает хозяйка тоже в народном костюме.

Хозяйка – Здравствуйте гости дорогие , проходите, садитесь. Дайте я на вас погляжу. Вы сегодня пришли ко мне в народных костюмах.

а знаете ли вы ребята. Что на вас надето?

( ответ детей)

А хотите узнать, как раньше одевались на Руси дети и взрослые и в каких костюмах они ходили?

Давайте рассмотрим костюмы, в которых вы пришли.

Девочки сегодня пришли в блузках и сарафанах. А мальчики пришли в брюках и рубашках  с поясом.

?         А теперь скажите чем отличается костюм мальчика от костюма девочки.        ( дети определяют, и делают выводы)

Хозяйка -  а есть одежда, которая надета и на мальчика и на девочку, это рубаха. Рубаха главная часть народного костюма, её носят с самого рождения и до смерти. Рубаха первая одежда и мальчика и девочки, только у мальчика по короче, но у обоев подвязана поясом.

Только после семи лет девочки поверх рубахи надевали сарафан, заплетала в косу волосы, с лентой и подпоясывалась поясом.

А мальчику надевали парты, рубаху подпоясывали поясом. На ногах дети, носили лапти или бегали босиком.

( рассматривают слайды)

Лишь к 15 годам парням  девушкам готовили полноценный новый костюм. С этих пор они считались невестами и женихами.

Когда мальчик вырастал и становился мужчиной , костюм его почти не менялся, только размер.

Парни ходили в расшитых рубахах с кушаком жилетках и портках, на голову надевали картуз.

( слайды)

Девушки носили расшитые рубахи, сарафаны, в косу вплетали надкосник или ленту.

( слайды)

Но когда  девочка  выходила за муж , то её костюм менялся.

Из девичьего переходил в женский костюм.

В женском костюме поверх рубахи надевали понёву или юбку из шерстяной ткани,  а по верх обязательно фартук или занавеску.

Так как женщина в отличии от девочки  была должна  свои волосы прятать, то на голову она одевала головной убор ( кокошник, сороку, кичку)

( слайды)

Уж так на Руси  повелось, что в праздники каждый надевает праздничный наряд.

Такой костюм в магазине не купишь, такие костюмы каждая хозяйка шила своими руками и всю жизнь хранила.

Праздничный это значит красивый, богатый, и на нём много вышивки. Праздничные костюмы женщины состояли из нескольких предметов

( слайды)

Посмотрите на рисунки и скажите, из каких предметов состоит праздничный  костюм?

(Дети отвечают)

Хозяйка – Рубаха до пят красного цвета, сарафан синий, а на голове  кокошник.

Это костюм женщины. Только после свадьбы на девушку надевали головной убор, а до этого она носила ленты или накосники.

Давайте рассмотрим какие варианты головных уборов носили женщины .

( рассматривают слайды)

Народный костюм одной области  отличался от других областей.

Где –то носили сарафаны, а где-то поневы и передники.

( слайды)

Но все народные костюмы, где бы они не носились, всегда были вышиты.

?  А почему на одежде так много вышивки?

Ответ детей - ( вышивка – это оберег)

Хозяйка правильно,  вышивка имела магическую силу, и считалась оберегом.

Поэтому и рубахи и сарафаны, нагрудники ленты и кокошники, всё украшены вышивкой.

Штаны не вышивали, но делали специальную ткань с рисунком, клетка или полоска.

Хозяйка – Понравились вам костюмы которые мы рассмотрели?

А сейчас я вам покажу настоящий народный костюм, это  наряд одной  бабушки, он ей в наследство от мамы достался.

Поэтому я его храню в своём сундуке. Давайте на него поглядим

Всю эту красоту делали раньше женские руки, но прежде чем костюм сшить много времени и сил нужно потратить. Вырастить лен , из него спрясть пряжу, из пряжи нитки, из ниток соткать холст, из холста выкроить рубаху, сшить руками стежки, и вышить ярким рисунком.

Не один год надо было потратить, чтоб сшить такой костюм как этот.

Потому что нелёгкий этот женский ручной труд.

Костюм бабушкин рассмотрели убираем его в сундук. А мы не зря наряжались да прихорашивались, будем веселить себя песнями играми и забавами   Кто любит веселится становись в хоровод

Пусть гармошка озорная веселит народ.

( по желанию педагога исполняются игры, песни, танцы.)

Занятие 5

Тема – «Ремёсла»

Цель- Познакомить с детей традиционным народным прикладным искусством и видами ремёсел.  Роспись по дереву, гончарное ремесло, резчики по дереву, изделия  из бересты, плетение

              « Делу время – потехе час»

Ход занятия.

Педагог – мы сегодня проведём наше занятие в нашем музее прикладного искусства.

? Ребята, как вы думаете, что  такое прикладное искусство?

Всё  к чему были приложены руки умельца, мы называем прикладным искусством. Из пакон веков славиться наша страна мастерами, которые прославили нашу страну своим ремеслом.

Кто из вас знает какие знаменитые промыслы есть в нашей стране.

Дети называют, промыслы, с которыми они знакомились ранее.

( Хохлома, гжель, жостово, дымка, городец)

Правильно – эти промыслы прославили нашу страну на весь мир. Но были и есть  в каждом уголке нашей страны такие умельцы, которые не достигли большой славы, но которые своими руками украшали жилище простого народа. Домашнюю утварь и предмета быта,  без которых не сложился образ нашей страны.

Наша страна богатая лесами издавна славилась своими плотниками столярами резчиками по дереву, которые знали толк в этом материале. Человек видя красоту окружающий его природы, стремился передать её в резьбе и росписи по дереву. Резьбой украшали дома, предметы быта, столы, шкафы и прялки. Росписью занимались и взрослые и дети. Образы коня,  птиц, лебедя были любимыми в народе. Многая домашняя утварь сделана в виде уток и лебедей. Это всевозможные ковши для питья и чаши. Их украшали резьбой и расписывали красками.

( дети рассматривают предметы  росписи)

Такая посуда использовалась только в праздничные дни, а в обычные дни,  на столе у простых людей стояла простая деревянная посуда, вот как эта.

( дети рассматривают простую посуду из дерева)

Вот взять хотя бы простую деревянную ложку, в  любой семье каждый член имел такую ложку, а так как  дерево материал мягкий, то ложки часто ломались, поэтому, мальчишки часто проводили время за вырезанием ложек. Но нашлись такие мастера, которые превратили простую ложку в произведение искусства, разукрасив её красками.

?Ребята как такая роспись называется?

Правильно! Это наши знаменитые хохломские деревянные ложки,  все их знают. Поглядите ребята, у меня в корзине ложки, на таких ложках раньше на праздниках играли. Мы с вами тоже знакомы с этим ударным инструментом. Кто покажет, как на них играют.

( по желанию педагога можно исполнить наигрыш)

Хозяйка – молодцы, ребята! Но давайте продолжим наше знакомство с народными прикладными изделиями. Кроме деревянной утвари,  в доме была и глиняная посуда. Это горшки блюда и миски, рукомойники и крынки. Такую посуду делали мастера гончары.

Гончар брал замоченную в воде глину. Клал её на гончарный круг и когда круг раскручивался, он руками лепил своё изделие. Затем это изделие обжигали в печи, что бы мягкая глина стала твёрдой. А уже потом наносили рисунок.  ( картинка)

А вот тут изделия из бересты. Это кора берёзы и других деревьев.

Материал мягкий, но прочный. Из бересты плели корзины, обувь и даже делали украшение.

Ребята поглядите сюда, на полках разные ящички да короба. Вот эти банки из бересты называются туески. В такой посуде хозяйки хранили зерно, муку и разные травы . А вот здесь  плетёной короб где хранили завёрнутый в тряпицу хлеб. Хлеб пекли сразу по несколько буханок, а в такой посуде он долго не черствел.

В наше время тоже широко используют бересту.

Из неё делают украшение, на бересте вырезают даже картины.

В старину многие мастера занимались плетением. Плели пояски, корзины, из лыка плели лапти. ( показ)

В каждом уголке нашей страны были умельцы, которые умели работать с деревом, глиной, были знатные мастерицы знаменитые своей вышивкой, кружевом. Это дело было обыденным, но многие достигали большого  мастерства в своём деле, что и делало их не просто умельцами, а мастерами.

Занятие 6

Тема:-  « Народная игрушка»

Цель:  Познакомить детей с народной игрушкой  - Куклой. Рассказать о роли куклы в воспитании детей.    Дать представление о различных   вариантах изготовления кукол и о их значении  в жизни русского народа.

                   « Лоскутная куколка»

Ход занятия.

Дети с воспитателем приходят на занятие в музей.  На столе лежит короб с разными лоскутами, а рядом корзинка с народными игрушками. У дверей ребят встречает хозяйка в народном костюме.

Воспитатель -  Здравствуй хозяюшка,

Хозяйка – И вам доброго здоровья.

Воспитатель – Хозяйка, да ты никак в куклы играешь? И сколько у тебя их и какие разные, и совсем не похожи на те куклы что мы в магазине видим.

Хозяйка – Это традиционные народные куклы и делались они в ручную из лоскутков,  тряпочек иногда и  палочек,  поэтому и называли их лоскутными. Вот садитесь, я вам сейчас расскажу.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.

Куклу «Няньку» так называли первых кукол, клали в колыбель народившемуся младенцу. Такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.  Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Кукла -  игрушка не была стандартна. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых.  В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Такие куклы бережно хранили и передавали из поколения в поколение, от старших к младшим.

?  Ребята, а в какие куклы вы играете? Какая у вас самая любимая ?

( дети отвечают)

Хозяйка – в магазине сейчас можно купить разные куклы и  игрушки , но почему то дети в них по долгу не играют и часто меняют. А кукла сделанная своими руками на долго остаётся твоей любимицей.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Девочки продолжали играть в куклы.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Девочек специально обучали традиционным приёмам изготовления кукол, делая кукол, девочки учились шить, плести, вышивать. Для каждой куклы шился костюм по образцу женского или мужского костюма. Играя с куклой девочки учились пеленать, купать её , укладывать спать, подражая в игре мамам и готовя себя ко взрослой жизни. Часто куклам рассказывали сказки и пели песни. Да и сейчас можно увидеть девочку качающую куклу и поющую колыбельную песню.

? -  А из вас кто ни будь  поёт колыбельные своим куклам?   А кто из вас знает колыбельные песни ?

( дети отвечают, по желанию можно спеть одну или две колыбельные)

Хозяйка – А сейчас, мы посмотрим какие куклы лежат в моей корзине.

( достаёт сделанные заранее куклы)

Хозяйка -  какие они разные, столбики, закрутки, ну обо всём по порядку.

Эта кукла -  « Закрутка» или « Скалка».

Она сделана из куска материи скрученного валиком и перевязана шнурком, к нему пришивается голова, шарик – узелок.  Эта кукла женского рода,  поэтому ей делается грудь из ваты.  Руки не пришиваются. Наряжается кукла в народный костюм, на голову надевают платок. Такие куклы хранили долго и когда девушка выходила за муж, то она брала эти куклы с собой, Что бы молодая жена имела способность рожать детей.

Кукла -  «Столбик»  -

Она делается по тому же принципу, только валик делается из бумаги или газет, всё обтягивается тканью и пришиваются руки.

Так же этой кукле делают лицо и на голове волосы из пакли, заплетённые в косы.

Эту куклу так же наряжаем в народный костюм. Такие же куклы, только в свадебных нарядах дарили молодоженам на свадьбу, с пожеланием счастья и потомства. Эти куклы потом переходили им детям.

Но чаще всего раньше делали куклу – « Крестушку»

Делалась эта кукла из двух палочек, веточек, прутиков, связанных между собой  крестом .Из пакли делали ей волосы а из лоскутков шили костюмы. Кресты делали разных размеров и куклы были разные, большие были – мамы, папы, а маленькие – дети.

Кукол было много и каждая имело свой предназначения, одна оберегала младенца в колыбели, другая помогала маленьким мамам учиться женскому ремеслу. Были куклы которые делали на свадьбу. Такие куклы называли парами. Были куклы и обереги, которые дарили к праздникам или развешивали по дому.

Воспитатель -  Хозяюшка, ты бы показала  нашим  деткам,  как сделать самую простую куклу.

Хозяйка -  А что и покажу . Здесь у меня есть головные платки, выберете какой вам понравится.           ( дети выбирают платки)

Сейчас мы с вами будем делать самую простую куклу – « Пеленашку».

Квадратное полотнище платка складываем наискосок  и начиная с угла свёртываем в плотную фигурку в виде кулёчка. Перевяжем кулёк лентой, получилась « Пеленаша».

Такую куклу можно качать в люльке , носить на руках, но если развернуть её, то мы опять получим платок.

Воспитатель -  просто и удобно, не надо ребята с собой в дорогу брать игрушки, просто надо взять платок.

( дети мастерят кукол – « пеленашек»)

Хозяйка – возьмите эти куклы с собой и с ними можно играть в группе.

Занятие 7

Тема -  « Народная игрушка»

Цель – Дать представление о народной кукле, как части древнего обрядового действа в календарных праздниках. Рассказать из чего делали такие куклы, и в каких обрядах они использовались. : Чучело -  на масленицу, кукушка – на Троицу итд.

                             «Обрядовая кукла»

Ход занятия.

Педагог встречает детей  в музее у стенда с народной игрушкой.

Педагог – ребята, посмотрите внимательно, что мы видим на этом стенде

Ответ-  игрушки.

Педагог – правильно, игрушки. А если посмотреть внимательно, то это не просто игрушки, а куклы. С некоторыми из них мы уже знакомы – это лоскутные куклы. Здесь так же есть  куклы из соломы, из мочала, плетёные куклы, и куклы из ниток. Они совсем не похожи на современных кукол с красивыми лицами и в красивых нарядах, которые служат только для игры. Эти  куклы имеют  другое предназначение.

Это  обрядовые куклы.

? – А что такое обряд?

Ответ –

Наши предки жили довольно весело, в течение года, жизнь наполнялась не только работой, но и обрядами и праздниками всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги - повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась. Некоторые свадебные обряды дошли и до наших дней.

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.

В древние времена в игрушку вкладывали определенный смысл, она  наделялась магической силой плодородия. Поэтому в праздниках поклонению природе тоже использовалась кукла сделанная из соломы, травы, мочала или лыка.

Например: древний обряд "похороны кукушки". Это посвящение 12 –

Летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились. В знак того, что две

подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и,

специально сделанными для этой цели, куклами.

Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка

вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования

девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по

прошествии определённого времени и при желании можно было

раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей  доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

Символом плодородия так же являлась кукла – чучело масленицы. Её делали специально для этого праздника а потом принародно сжигали, во имя будущего урожая.

Занятие 8

Тема - « Домашние обереги».

Практическое занятие в мини-музее.

Задачи : Продолжить знакомить детей с  суевериями русского народа, познакомить детей с оберегами, показать какие бывают обереги и в чём их значение.

                  « Бережёного – Бог бережёт»

Ход занятия.

Педагог – Сегодня ребята,   я вам расскажу об оберегах. Что же такое оберег.

Оберег – это вещь или символ, которая должна оберегать человека от зла.

Наши предки были суеверными людьми и верили, что обереги охраняют их от болезней, дурного глаза и хищных зверей, бедствий и напастей.

В давние времена ни один дом не обходился без оберегов. Квашня, веник, кочерга,  лапти  с помощью разных символов становились оберегами.

Что же это за символы. Которые обладали такой магической силой защиты. Вот поглядите ребята – это обычные на первый взгляд предметы: фасоль, семечки, чеснок, яйца ягоды, лук. Но сила веры человека в их силу делали эти предметы способными оберегать.

Возьмём бобы или зерно – это символ достатка, сытой жизни. Мы знаем. Что наши предки выращивали всё своими руками, и поэтому зерно всегда ценилось очень дорого, а фасоль и бобы это продукт всегда использовался в пище. Поэтому если в доме всегда будет еда в виде зерна или бобов, гороха. То и будет достаток и сытая жизнь.

Лекарственные травы, ягоды шиповника – это символ здоровья , а мы знаем. Что травами всегда лечили болезни.

Лапти – символ домашнего уюта. Лапти почти как современные тапочки, мягкие удобные, их носила вся семья.

Солнце и цветы подсолнуха – это главный славянский оберег. Славяне считали себя детьми солнца.

Семена подсолнуха – здоровье детей.

Хлеб – достаток в доме и согласие.

Яйцо  - продолжение рода.

Мешочки – символ изобилия.

Веник направленный вниз – выметает сор из избы.

Веник направленный вверх – к деньгам.

Крупа – мир и лад в доме.

Коса или венок – символ непрерывности рода

Бублик – символ крепкой семьи.

Вот такими символами украшали свои обереги наши предки и считали, что они обладают магической силой. Поэтому и дом и одежду всегда украшали оберегами.

Давайте посмотрим некоторые обереги, сделанные руками наших детей и воспитателей.

Лапоть – оберег семейного счастья и домашнего уюта. Такие лапти в связке подвешивали под крышами домов, а вот такие лапти с символикой вешали и на стены дома. ( показ)

Веник – тоже считался оберегом. На нём размещали  природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Чем красивее украшен веник, чем большей силой он обладает. Издавна существовал обычай обметать все углы дома – веником оберегом. Если в дом приходили  напасти, то веник закапывали  на перекрёстке, что бы все беды ушли в землю. Веником мели перед женихом и невестой, ставили перед больными и младенцами. И вешали его в кухне, что бы оберегал дом.

Ещё один оберег – это коса. В старину говорили. « Расти коса до пояса – не вырони не волоса». С давних пор коса являлась символом и  оберегом для девушек. Девушка не должна была выходить на улицу  с распущенными волосами. На ночь тоже волосы заплетали. По праздникам волосы не расчёсывали. А расчёску со сломанными  зубьями выбрасывали, такой расчёской нельзя причёсываться – счастья не будет. Вот такие поверья о косе девичий. Но делали косы и травяные, соломенные , кудельные. Такие косы называли -

коса – домовушка – это символ вашего рода, её украшали символами и вешали на стену.

Сегодня мы тоже будем с вами делать оберег.  Для этого я приготовила вам корзину с символами и маленькие веники.  Каждый сделает оберег для себя и символы выберет, какие ему больше подходят.

(Дети проходят за стол – практическое

Занятие 9

Тема –  « Обереги».

Цель – познакомить детей с понятием  - оберег. Рассказать о куклах - оберегах и их предназначении, о других  оберегах. Провести практическое занятие – изготовить куклу оберег

                   «Кукла - берегиня»

Ход занятия.

Педагог – сегодня  мы вновь пришли в музей -  избу и не случайно. тема нашего занятия - домашние обереги.

Что же такое оберег, по мнению наших предков.

Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Домашний оберег – это предмет,  который сделан специально для защиты дома, и членов его семьи, оберег наговорен на удачу, благополучие, сохранение домашнего очага.

Что у меня в руках? Кукла.

Кукла из полешка, и это тоже оберег.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

А вот наряд кукле шили обязательно.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Самая древняя обережная кукла – это око Бога. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света Божье око

"Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет  злую силу. Поэтому за  две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Педагог показывает очередную куклу.

На что похожа вот эта кукла?

Это Ангелочек.

В подарок на именины делали такую куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки.

А вот кукла Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям,  этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении.

Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Обереги были не только в образе куклы.

Оберегами служили старые лапти, их вывешивали на забор. Что бы зло не прошло в дом. Плели из соломы косы – символ достатка.

Над дверью вешали подкову символ достатка в доме. Даже простой веник мог стать оберегом, если его поставить в угол перед входом.

Поэтому многие обереги сделанные в наше время – имеют форму веников и лаптей или просто панно с растительными элементами.

Сегодня мы с вами ребята будем  делать куклу оберег – куватку.  Она охраняет детей, значит будет беречь каждого из вас. Оберег сделанный своими руками делает становиться ещё  сильней.

Занятие 10

Тема – « Суеверия  и предания русского народа»

Задачи: Познакомить детей с суевериями и преданиями русского народа рассказать  о домовых, леших и кикиморах, о сказочных персонажах бабе-Яге  кощее.

Помочь разобраться в добре и зле, которое связанно с этими героями

« Сказка лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок».

Ход занятия.

Педагог – Сегодня ребята, мы с вами вспомним русские народные сказки и их героев. А герои в сказках бывают разные одни злые, страшные, а другие добрые, справедливые. Наши предки верили, что есть сила страшная и грозная, которая может творить зло, и обязательно найдётся герой, который с этой силой сразиться и в сказках своих они и рассказывали о борьбе добра и зла.

Кто мне подскажет кто в русских сказках злой и страшный?

Дети – Баба – Яга, Кощей бессмертный, змей Горыныч итд.

А теперь назовите добрых персонажей?

Иван  Царевич, Емеля, Иванушка дурачок, Василиса итд.

Это герои русских сказок, в которых сейчас уже никто не верит. Но были такие времена, когда в  нечистую силу наши предки верили по настоящему. Это -  леший, кикиморы, шишиги и домовые. Конечно,  никто их никогда не видел, но стоило кому-то заблудится в лесу. То сразу говорили – Это леший тропинки в лесу путает, путника домой не пускает. В таких случаях старались от лешего откупиться, оставить пирог или вещицу какую ни будь, тогда леший отпускал.

( изображение Лешего)

Вот поглядите, как изобразил лешего художник. А вот как о нём написал автор этой книге.

« Живёт в дупле леший – владыка леса, живёт в глуши, буреломе. Характер у него озорной и проказливый. Любит заводить путников в чащу, пугать кричать разными голосами. Узнать его не возможно. Нет у него постоянного образа, может дубом прикинуться или барсуком или старика с длинной бородой. Что бы леший оставил в покое надо вывернуть наизнанку свою одежду, тогда леший отстанет»

Вот он какой лесной владыка.

А рядом с  лешим в лесной чаще живёт Баба-Яга. Вы много раз о ней читали в русских сказках. Может, кто из вас нам о ней расскажет

( дети рассказывают о сказочном персонаже Бабе Яге)

А вот что о ней говорили наши предки. Баба Яга баба вздорная живёт в избушке на курьих ножках, летает в ступе, помелом погоняет. А вообще - то она домоседка живёт с котом да мышами, лежит на печи кота гладит да песни поёт. Много о ней кто говорит, сказки сказывают, даже игру придумали, вот в неё мы с вами и поиграем.

Игра:по считалке выбирается Б-Яга, она встаёт в середину круга, которые образуют остальные дети. БЯ прыгает на одной ноге а дети её дразнят.

Бабка Ёжка – костяная ножка

С печки упала, ножку сломала.

После этих слов дети разбегаются, а БЯ их ловит.

Ни только в леших и бабу ягу верили наши предки. Считал,  что на болоте тоже живёт нечисть – это кикиморы болотные. Это существо женского пола с длинными нечесаными волосами, проживающее в болоте под кочкой. И если кто-то забредал в болото, то кикимора старалась его напугать сильным криком  и утащить с собой в трясину. Поэтому детям строго настрого запрещали подходить к болотам, пугали кикиморами.

А знаете откуда берутся кикиморы?

Старики рассказывали, что в кикимор превращаются маленькие девочки, которых часто ругали их мамы. Бесы забирали их к себе на болото и растили их там. А когда они вырастали то оставались на болоте пугать людей. Многие кикиморы старались перебраться поближе к людям и устраивались жить в домах. По ночам выйдут из своих укрытий и станут хозяйничать по дому. То подметать начнёт, да только на мусорит. То стряпать кинется, да горшки опрокинет. Вреда от неё нет, только беспокойство одно. Умные хозяйки кикимор подкармливают, они ночью поедят и спать ложатся. А вообще кикиморы как дети любят петь и играть.

Мы с вам тоже поиграем в народную игру « Жмурки»

Игра: дети образуют круг в середине круга жмурка с завязанными платком глазами и ребёнок с колокольчиком. Дети раскручивают жмурку словами:

Цынцы брынцы бубенцы.

Позолочены концы

Кто на бубенцах играет

Того жмурка не поймает.

После этого ребёнок с колокольчиком убегает от жмурки и звонит в колокольчик, а жмурка его ловит.

В домах ещё живут домовые . Домовой мужик хозяйственный - хозяин дома.

Домовой – дух не видимый, но требует к себе уважения. Если хозяин ласковый то домовой ему помогает по дому, предупреждает о несчастьях. Очень любит трудолюбивых людей, а с лентяями не дружит, кричит по ночам вещи прячет.

Ну а мы домового потешим, сыграем в народную игру « Дед –Домовой»

Игра: Дети образуют круг. В центре сидит «Домовой» закрыв руками глаза.

Дети ходят по кругу и говорят приговорку.

Дед, дед, домовой

Ты облей нас водой

Что мы делали вчера

Отгадать пришла пора.

Дети изображают какое ни будь действие. А домовой должен отгадать, что они делают.

Ну вот, я вам рассказала о том во что верили наши предки, чего страшились  и как  эти суеверия стали сюжетами наших народных  сказок.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...