Фольклорный праздник "ИВАН КУПАЛА"
план-конспект занятия (сценарии праздников, старшая группа) по теме
Фольклорный летний праздник "Иван Купала" был проведён в конце июня прошлого года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 494.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Иван Купала»
Сценарий народного праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре края.
- Развивать двигательную активность детей.
Виды детской деятельности: двигательная, познавательная, речевая, коммуникативная.
Предварительная работа: беседы о русских летних праздниках, разучивание песни «Во поле берёзка стояла»
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен «Во поле берёзка стояла», «Купола Ивана Купалы», весёлых народных мелодий для конкурсов; 2 таза с водой, 2 пластиковые тарелки, 2 ведёрка, 4 пластиковых бутылочки для конкурсов; венки и верёвка для игры.
Действующие лица: Девица Красная (ведущая), Иван Купала, Баба-Яга.
Ход праздника
Праздник проводится на лесной поляне.
Девица Красная встречает детей на поляне: - Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды
и матушки Земли!
Иван Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Начинается сенокос (для чего людям сено?), заготавливают целебные травы. Какие вы знаете целебные травы? (беседа с детьми о цвете липы, зверобое и др.). А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов. Ну-ка, отгадайте загадки!
- Белые горошки на одной ножке (ландыш)
- Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глаз, белые реснички (ромашки)
- Эй, звоночки, синий цвет!
С языком, а звону нет. (колокольчики)
- Золотой и молодой, за неделю стал седой;
А денёчка через два облысела голова. (одуванчик)
Молодцы, правильно отгадали! На празднике этом украшением служит береза. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим.
Все идут к берёзке.
Хором: Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут.
Славные идут.
Завивать венки идут.
Дети украшают берёзку лентами. Девица предлагает детям встать в хоровод и спеть песню «Во поле береза стояла».
Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.- 2 раза
Не кому березу заломати,
Не кому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.- 2 раза
Не будем мы березоньку ломати,
Будем мы кудряву завивати
Люли, люли завивати.-2раза
Девица Красная: - Ну вот, все готово, а самого хозяина праздника нет. (Всматривается в даль)
Приехал Купаленко
На семьдесят тележках.
Привез нам Купаленко
Добра, здоровья, богатства, почести!
Звучит русская народная мелодия, появляется Иван Купала. В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке свеча горящая и ветка вербы (купайло). Обходит всех детей.
Девица Красная: - Здравствуй, Купала, наш веселый!
Князюшка наш летний добрый!
Иван Купала: - Здравствуй, Девица Красная,
Здравствуйте, детушки малые!
-А вот и я – сам Иван Купала. Еще меня называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня-праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришел к вам с огнем - земным подобием солнца. С ним я буду вас очищать. Живите в здравии, будьте веселы и богаты (обходит с огнем детей).
- А теперь окроплю водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.
Окропляет с помощью ветки вербы и распрыскивателя.
- Чтоб здоровы были, много лет жили!
Красная Девица: Спасибо тебе, Иван Купала! Наш праздник посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой. По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.) Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину зала. А вы, ребята, решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее.
Проводится конкурс «Самая длинная коса». Участники награждаются аплодисментами.
А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!
Проводятся водно - спортивные эстафеты:
- «Водоносы» - переносят воду в тарелках.
- «Коромысло» - ведро на палочке.
- «Водолей» - перелить с бутылки в бутылку.
Иван Купала: - Сегодня день полон волшебства. В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила. А вот и она!
Под музыку «залетает» на метле Баба Яга и танцует.
Иван Купала: - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело – цветок охранять!
Баба Яга: - Да, интересное дело, сами туту веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука – то какая! Тогда и вам здесь нечего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу. Сейчас так замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!
Замахивается метлой.
Иван Купала: - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.
Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.
Баба Яга: - Чур, чур, чур! (трясётся).Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть. Только не прогоняйте! Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!
Иван Купала: - Ну так и быть, оставайтесь. А дети наши знают игру и хотят поиграть с Бабой Ягой.
Проводится игра «Бабка - Ежка».
Красная Девица: - Я хочу в свою любимую игру поиграть.
Проводится игра «Русалки».
Иван Купала: - Ну, молодцы, повеселились, порезвились, а теперь отдохните, а я проверю, умеете ли вы загадки отгадывать.
1.Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот,
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски (Лето)
2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (дождь)
3. Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается (солнце)
4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем, не найдем (роса)
5. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды, все округи полила (гроза)
6. Что в доме не видно, а ощущается (тепло и холод)
7. Поднялись в небо ворота, всему миру красота (радуга)
- Ну, а теперь всем ребятам нужно через огонь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться силы, здоровья. Готовы?
Красная Девица: Иван купала! Наши детки ещё маловаты, прыгать через огонь им страшновато! Чтобы пятки им огонь не обжёг, предлагаю вам другой костерок! Отгадайте-ка загадку: Не огонь, а жжётся. Правильно, это крапива! И Баба Яга много нам крапивы приготовила!
Баба Яга высыпает гору крапивы или ведёт детей к зарослям крапивы. Прыжки через «костер».
Иван Купала: Ну вот, наши ребятки оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми, преодолели все препятствия. Наверное, ты, Баба, укажешь им дорогу к папоротнику, вдруг он зацвел в мой день.
Баба Яга предлагает построиться парами и, проведя игру «Ручеек», добраться до цветка.
Баба Яга: - А вот и цветок, мы до него дошли и он цветет.( Дети любуются.)
- А значит, мы будем счастливы и найдем клад. А вот и он (достает коробку). Что в нем, узнаете позже.
Дети возвращаются назад. Их встречает Иван Купала с зажженными свечами. Раздает детям угощенье из коробки, которую нашли под цветком. Звучит песня «Купола Ивана Купалы», все участники праздника танцуют и подпевают. Иван Купала прощается до следующего года, а Баба Яга улетает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477676-1410099140.jpg)
«Иван Купала» (фольклорный праздник на воздухе)
Сценарий летнего праздника, посвящённого Ивану Купала.Цель: формировать интерес к народной культуре.Задачи:1. Знакомить с обычаями народного праздника Иван Купала.2. Развивать интонационную выразитель...
Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала»
Сценарий праздника «Иван Купала»Задачи:· Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;· Развивать интонационн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-830407-1478432606.jpg)
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-670403-1547478931.jpg)
«Купаться или не купаться?»
Ежедневное купание восприниматься ребенком должно как что-то необходимое и естественное. Только купанием и мытьем мы можем защитить себя от микробов. Только так мы избавляемся от неприятного запаха....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-468062-1408369393.jpg)
Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»
Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-1315609-1613510656.jpg)
Дидактическая игра для формирования экономических представлений "Что можно купить, а что купить нельзя?"
Данная дидактическая игра направлена на развитие логического, экономического мышление, наблюдательности, умения делать умозаключения....