Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Матрёшка-Матрёна"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

  • дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках — матрешках (семеновские матрешки, Загорские матрешки);
  • обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму;                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Сказка» АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Конспект занятия по декоративному рисованию

в старшей группе "Матрёшка-Матрёна"

Подготовила: воспитатель

Балан М.А.

Мытищи 2024г.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Матрёшка-Матрёна"

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. 

Задачи:

  • дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках — матрешках (семеновские матрешки, Загорские матрешки);                                                                                                                                            
  • обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму;                                        
  • учить находить  сходство и различие между ними; учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.).
  • развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т.п.);
  • развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность;                                                                  
  • развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана, фартука для матрёшки.
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата.
  • воспитывать эстетический и художественный вкус.

 Оборудование и материалы: деревянные матрёшки, силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, наглядные пособия.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры: «Собери матрешку», «Построй ряд с закрытыми глазами», «Эти удивительные узоры», «Сложи Матрену» (пазл).

Раздаточный материал: силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, кисти, подставки для кистей, клеенки, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия

Воспитатель: Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю. Воспитатель загадывает загадку:

 Алый шелковый платочек,                                                                                          

 ркий сарафан в цветочек,                                                                                                                

Упирается рука                                                                                                                              

  В деревянные бока.                                                                                                                                                    

   А внутри секреты есть:                                                                                                                        

  Может — три, а может, шесть.                                                                                                

 Разрумянилась немножко.                                                                                                                  

  Это русская… ( матрешка ).                                                                                                      

 Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня станем настоящими художниками по росписи игрушек. А расписывать мы будем вот такие игрушки. (Обращая внимание детей на выставку матрешек).

Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти игрушки? Как они называются? (ответы).

Воспитатель: Эту куклу - матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая- с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Послушайте потешку о матрёшке:                                                                                                  

   Шли матрёшки по дорожке                                                                                                                        

  Было их немножечко,                                                                                                                            

  Две Матрёны, три Матрёшки                                                                                                    

   И еще Матрёшечка…                                                                                                                  

Воспитатель: Давайте узнаем, как и кто придумал матрёшку, где и как делают такие игрушки. Матрёшек делают во многих городах России. Откуда же взялась такая игрушка на Руси? Давным-давно, более 120 лет назад, русские купцы привезли из далекой Японии нам в Россию фигурку добродушного лысого старичка. Изображал она старичка Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъемной и внутри была спрятана фигурка поменьше, в ней ещё меньше и ещё... Таких фигурок оказалось ровно пять. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И решили они сделать похожую игрушку: изменили её внешний вид, переодели в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек и назвали её старинным русским именем-Матрёшей. И вкладывались в нее не уменьшенные копии, а просто девчонки и мальчишки, очевидно, братья и сестры, последняя куколка — младенец. Матрёшки изготавливают из древесины, чаще всего из липы. Обычно первой вытачивают самую маленькую фигурку, которая не открывается, а потом уже все остальные.

Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны. В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название — Семёновская матрёшка. Фартук этой матрёшки украшают цветы, здесь всегда присутствуют чистые теплые тона — какие? ( Жёлтый, лимонный, зелёный ). А вот платок всегда расписан горохом.

Сергиевскую матрешку , которую создают в городе Сергеев Пасад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.

Полховская матрешка родом из Поволжья. Она отличается своей формой. Роспись полховских матрешек сочетает в себе малиново—красный, зеленый и черный цвет. Украшают этих матрешек при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек. Сегодня матрёшку знают уже во всем мире. Стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Ребята, нам предстоит тонкая работа. Поэтому перед её началом, давайте потренируем наши руки и ноги тоже.

Физкультминутка:  "Мы весёлые матрёшки"                                                                                                                  

  Мы весёлые матрёшки —                                                                                                                          

Ладушки, ладушки.                                                                                                                                  

 На ногах у нас сапожки,                                                                                                              

Ладушки, ладушки.                                                                                                                        

 В сарафанах наших пёстрых,                                                                                                        

  Ладушки, ладушки,                                                                                                                              

  Мы похожи, словно сестры,                                                                                                        

 Ладушки, ладушки.

 (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.)

Воспитатель предлагает детям занять места за столами, для росписи матрёшки.

 Воспитатель: Ребята, у Вас на столе лежат силуэты матрёшек. Я Вам предлагаю расписать их цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью. Сначала, нужно нарисовать лицо — прорисовываем глаза, рот, нос

 (Воспитатель показывает, как правильно это сделать). Затем раскрашиваем платок, рубаху, сарафан. Далее, ребята, используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки»:                                                                                                  

  Мы — красавицы матрешки (разжимают кулаки, шевелят пальчиками)                                    

   Разноцветные одежки.                                                                                                                        

   Раз — Матрена, два — Малаша (загибают пальцы)                                                                    

   Мила — три, четыре — Даша.                                                                                                            

 Маргарита — это пять.                                                                                                                              

 А с Марией будет шесть                                                                                                                  

   Нас нетрудно перечесть.                                                                                                                        

Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь.                                    

Подводится итог занятия:

 Чем сегодня занимались?  Что нового узнали? Что понравилось? По окончании работы проводится выставка рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Зимние узоры на окне"

Занятие помогает детям проявить творчество и фантазию в составлении узора из растительных элементов с использованием краски холодного тона....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Городецкая роспись"

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе"Городецкая роспись"...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».Тема: знакомство с городецкой росписью.Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой р...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе " Составление коми орнамента на носке"

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Составление коми орнамента на носке"...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...