Конспект по рисованию
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект по рисованию для подготовительной группы "Сказочная гжель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
«Гжельская посуда».
Цель: ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.
• Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы.
• Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
• Познакомить с разными видами писем: те, которые можно читать, и которые можно послушать.
Развивающие:
• Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть.
Воспитательные:
• Воспитывать в детях умение любоваться красотой зимних пейзажей; гжельской росписью, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.
• Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.
Предварительная работа: беседа о народном творчестве, знакомство с промыслом Гжели, рассматривание иллюстраций, посуды, игрушек, изделий народных мастеров.
Материалы и оборудование: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), репродукция И. Грабарь «Февральская лазурь», таблицы «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи», шаблоны посуды для выполнения росписи, краски гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки, подставки, аудиозапись.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети проходят и присаживаются на стульчики, которые стоят на ковре.
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся!»
И сегодня на занятии мы с вами познакомимся с мастерством гжельской росписи.
2. Основная часть.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев. Я приглашаю вас на выставку гжельских изделий.
Дети проходят к выставке.
Воспитатель: Обратите внимание какие разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и, для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые.
Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем нравятся?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
Ответы детей.
Воспитатель: Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими». А теперь я расскажу вам быль. Что такое «быль»?
Ответы детей.
Воспитатель: Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Понравилась вам, быль о Гжели, дети?
Дети: Да.
Воспитатель: Гжельские узоры приятно рассматривать.
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
А теперь, дети, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?
Дети: Кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки.
Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют синие и голубые цвета.
Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
Есть авторы которые глядя на гжельские узоры, пишут стихи. Послушайте, пожалуйста, одно из них:
В старом халате художник
Кисточку с краской берет,
По белоснежному фону
Нежно он ею ведет.
Вдруг появляется птица,
Синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров -
Синие листья, цветы.
Смотришь на гжельское чудо -
Даже не веришь глазам!
Смело бери в руки кисти -
Станешь художником сам!
Мне бы очень хотелось, чтобы и вы сейчас на некоторое время тоже превратились в художников.
Но сначала мы с вами немного отдохнём.
Физкультурная минутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
(дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(качают руками вправо-влево)
Наши синие цветы закрывают лепестки,
(соединяют руки над головой)
Тихо засыпают, головой качают.
(руки под щеку, затем качают головой)
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
(снова руки вверх и покружиться)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в творческую мастерскую.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Дети, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.
Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Дети в воздухе рисуют элементы гжельской росписи.
Воспитатель: На столе разложены шаблоны гжельской посуды. Выберите любой понравившийся, придумайте свой узор и распишите его. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.
Но сначала, нужно приготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Воспитатель: Ну вот, наши пальчики отдохнули, теперь можно приступить к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель осуществляет индивидуальную и фронтальную работу.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Дети, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!
С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
Было ли вам интересно?
Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?
Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
Дети делятся своими впечатлениями о занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект по рисованию в подготовительной группе: на тему "Зимний пейзаж" с использованием не традиционной техники "Оттиск" (рисование овощами).
План конспект по рисованию (подготовительная группа) на тему:"Зимний пейзаж" с использованием не традиционной техники "Оттиск"(рисование овощами)...
Конспект по рисованию для старшей группы в технике "нетрадиционные приёмы рисования"
Тема: «Приключения Ёжика»(сухая кисть ,расчёсывание краски) Изобразительные задачи:-продолжать учить применять сочетание цветов для создания образа осени-продолжать учить смешив...

Конспект по рисованию во второй младшей группе: Тема: «Ягоды рябины для снегирей» Техника рисования: «Пальчики- палитра», примаки «Мятой бумагой».
Программное содержание: Учить рисовать рябину, передовая характерные особенности грозди. Закрепить представление о красном цвете; воспитывать интерес к коллективному творчеству. Продолжить учить делат...

Конспект по рисованию в 1 младшей группе Тема: «Колёса для поезда» (нетрадиционный способ рисования)
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик» Конспект непосредственно- образовательной деятельности по рисованию в 1 младшей группе «Винни- пух»Тема: «Колёса для поезда» (нетрад...
конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"
конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект по рисованию в младшей группе «Снежная полянка для зайчика» . Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиком и ватной палочкой.
Конспект по рисованию в младшей группе «Снежная полянка для зайчика»Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиком и ватной палочкой.Цель: Закреплять навыки рисовани...