Проект разновозрастной группы детей 3-5 лет «Народная игрушка-Матрешка»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. Вот одной из таких игрушек является народная игрушка – матрешка, которая знакомит детей с русским народным творчеством, традиционной русской культурой. Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи. Смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности, но в современном мире у детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект разновозрастной группы детей 3-5 лет
«Народная игрушка-Матрешка»
Автор проекта: воспитатель Голубева Марина Александровна
Тип проекта: познавательно-информационный, игровой, художественно-эстетический.
Срок реализации проекта: 18 марта – 22 марта 2024 года
Возраст детей: Разновозрастная группа детей 3-5лет.
Участники проекта: дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
По сроку реализации: краткосрочный.
По виду: групповой.
По составу участников: детско-взрослый.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: игровая обучающая деятельность, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Методы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по народно-прикладному искусству, подвижные и дидактические, интерактивные игры, развлечение, просмотр презентаций и развивающих мультфильмов на данную тему.
Актуальность проблемы: Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитие ребенка, так как начинаются развиваться чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развить в ребенке творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. Вот одной из таких игрушек является народная игрушка – матрешка, которая знакомит детей с русским народным творчеством, традиционной русской культурой. Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи. Смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности, но в современном мире у детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки. Поэтому, если детей ближе познакомить с русской народной игрушкой – матрешкой, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.
Цель проекта: Познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение; прививать любовь к Родине.
Задачи проекта:
- привить интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой (матрешкой);
- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)
- развивать творческие и познавательные способности;
- воспитывать достойного гражданина России, патриота своей Родины.
Принципы реализации проекта:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип культуросообразности;
- принцип доступности;
- принцип интеграции.
Ожидаемые результаты:
-знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки;
-знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
-умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография;
- у детей повысится интерес к изучению народной культуры России;
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный.
Выявление первоначальных знаний детей по теме проекта;
Подборка методической, научно-популярной и художественной
литературы, иллюстрированного материала, игрушек, атрибутов для игровой
и театрализованной деятельности по теме проекта;
Подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов;
Информация родителей о предстоящей деятельности.
2 этап Практический.
Использование различных видов деятельности (познавательный, художественно-эстетический, речевой, игровой);
Просвещение родителей;
Организация развивающей среды;
Специально организованная игровая обучающая деятельность.
3 этап Итоговый.
Подведение итогов работы над проектом.
Реализация проекта планируется осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Перспективный план работы над проектом «Народная игрушка- Матрешка»
Этапы проекта. | Содержание работы с детьми. | Содержание работы с родителями. |
1 этап подготовительный. | Работа с методической литературой, составление плана работы. | Изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме. |
2 этап практический. | Познавательное развитие: Организованная образовательная деятельность: «Путешествие по народным промыслам»; «Русская матрешка. Рассказ о промысле»; Просмотр и обсуждение презентаций на темы: «Знакомьтесь, русская матрешка»; «Народная игрушка-матрешка». Беседы с детьми на темы: «Русские красавицы всем нам очень нравятся»; «Символ России». Рассматривание с детьми матрешек , определить на ощупь из какого материала они сделаны. Посмотреть иллюстрации, картинки, книжки по данной теме. Художественно-эстетическое развитие: Рисование: «Сарафан для матрешки»; «Роспись фигурок»; «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки» Рисование +Конструирование «Изготовим матрешек для настольного театра».(Коллективная работа) Аппликация «Узор на сарафане» Лепка «Все они матрешки, все они милашеньки,,,» Дидактическая игра: «Дорисуй, чего не хватает». Речевое развитие:Чтение художественной литературы: Верещагина О.В. «В некотором царстве, в деревянном государстве…» ; Манакова Н.А. «Сказка про матрешек»; Кирюшатова «Жила-была матрешка». Разучивание стихотворений: Л. Олифирова «Стихи про русскую матрешку» Отгадывание загадок на тему: «Матрешка» Пальчиковые игры: «Мы красавицы матрешки»; «Игрушки». Физическое развитие: Подвижная игра: «Найди свой домик матрешка»; «Вейся, венок», «Карусель» Игры малой подвижности: «Перейди через ручеек» Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно- ролевые игры: «Фабрика матрешек», «Мы швеи». Дидактические игры: «Собери матрешку», «Заплатки», «Вертушки». Конструирование «Магазин игрушек». | Помочь в оформлении уголка по народно-прикладному искусству в группе. Анкетирование родителей «Что вы знаете о матрешке?» Конкурс детского рисунка про матрешку. Консультации для родителей: «Народная игрушка -Матрешка»; Папка-передвижка «Символы России» |
3 этап итоговый. | Подведение итогов работы над проектом. | Просмотр видеофильма «Что мы знаем о матрешке». |
Итоговое мероприятие: Создание видеофильма на тему: «Что мы знаем о матрешке».
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. У детей повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Ребята научились передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
3.Пополнился словарный запас детей.
4. Каждый ребёнок с интересом был вовлечён в работу над проектом.
Итог проекта:
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
Используемая литература:
Интернет ресурсы.
В.Н.Косарева «Народная культура и традиции»;
Н.В.Нищева, Ю.А.Кириллова «Я люблю Россию!»;
Т.Н.Карачунская «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»,
Материально – техническое обеспечение
мультимедийная аппаратура;
музыкальный центр;
коллекция мультфильмов;
литературно – художественный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки "Матрешки"
Презентация информационно- творческого проекта с группой детей и их семьями. Задачи проекта: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, роспи...
Конспект РОД по «познавательному развитию» во второй группе раннего возраста «Знакомство с народной игрушкой – матрешкой».
Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой; различать количество предметов (один-много); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы....
Проект разновозрастной группы детей 5-7 лет «Пожарная безопасность для дошкольников»
Проект разновозрастной группы детей 5-7 лет«Пожарная безопасность для дошкольников»...
Проект разновозрастной группы детей 5-7лет. «Юный эколог»
Проект разновозрастной группы детей 5-7лет. «Юный эколог»...
ПРОЕКТ Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки «Матрешка».
Цель проекта: создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - матрешкой....
Проект для детей 3-4 лет "Народные игрушки-матрешка"
Данный проект направлен на формирование и расширение знаний детей о традиционной игрушке русского народа, воспитание интереса к народному творчеству и патриотических чувств...
Конспект НОД в разновозрастной группе(5-7лет) «Русская народная игрушка - Матрешка»
Цель:Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке матрешке, символе русского народного искусства.Задачи:Образовательные:- О...