ООД по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись армянского национального платья»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сукач Марина Юрьевна

Цель: знакомство детей с культурой армянского народа.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с творчеством народных мастеров.

- Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах разных видов росписи.

- Учить расписывать готовое платье, самостоятельно выбирать элементы узоров для украшения.

- Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор.

- Воспитывать интерес к народному творчеству.

- Формировать связную речь, обогащая и активизируя их словарный запас, развивать психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл armyanskoe_plate.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД по изобразительной деятельности в старшей группе

«Роспись армянского национального платья»

Подготовили воспитатели:

Андреенкова Елена Михайловна

Сукач Марина Юрьевна

г. Гагарин

2021- 2022 г.

Тема: «Роспись платья армянскими узорами»

Цель: Познакомить детей с культурой армянского народа, помочь увидеть красоту и неповторимость армянского узора. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с творчеством народных мастеров.

- Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах разных видов росписи.

- Учить расписывать готовое платье, самостоятельно выбирать элементы узоров для украшения.

- Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор.

- Воспитывать интерес к народному творчеству.

- Формировать связную речь, обогащая и активизируя их словарный запас, развивать психические процессы.

Предварительная работа: знакомство с Арменией, работа с глобусом, рассматривание иллюстраций, чтение армянских сказок, просмотр презентации «Национальные костюмы и орнаменты России, Украины, Узбекистана, Таджикистана и Армении».

Оборудование: иллюстрации с армянскими национальными костюмами, плоскостная кукла из картона, образцы армянского орнамента, шаблоны платьев на каждого ребёнка, краски гуашевые, кисточки, карандаши восковые, аудиозапись армянской народной музыки.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

- Дети, я знаю одно селение, где люди умели дарить друг другу добро. Как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки и их ладони встречались, между ними, появлялась теплая искорка, маленькое-маленькое солнышко, которое согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. И добра этого было так много, что все, кто хоть раз бывал в этом селении, уносили его с собой столько, что хватало на всю жизнь! А добро не кончалось. Давайте и мы отправимся в это селение и подарим, друг другу добро /звучит музыка, дети свободно ходят по ковру и здороваются друг с другом/.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Ребята, посмотрите на меня. По вашим глазам я вижу, что вы получили большой заряд энергии для того, чтобы быть добрыми.

- Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? ( доброе, веселое)

С этим хорошим настроением и начнем наше занятие.

 Мы уже знаем, что в нашей группе есть дети и русской национальности, и узбекской, и таджикской, и армянской.

Сегодня я хочу вас познакомить с Арменией, с армянским народом.

Армения - небольшая, горная страна. Вот как сказал о ней древний поэт:

Страна веков

И гор страна

Страна камней - моя Армения.

- Ребята, как называют людей, живущих в Армении? (Армяне).

Армяне гордые, красивые люди. И еще они добрые и гостеприимные. В армянском доме гостю самое почетное место. Самые красивые слова говорят, ему при встрече. Хозяйка может называть гостей цветами. Цветов в Армении много - много.

Армянский народ очень трудолюбивый и талантливый. Он привык полагаться на себя, на свои руки, и на бога. Армения славится народными умельцами. Посмотрите, какие красивые платья они изготовляют.

 (Показ картинок с женскими национальными костюмами) 

Дело в том, что жители каждой страны носят свой национальный костюм. И сегодня мы с вами узнаем много интересного о женском армянском костюме.

Женский армянский народный костюм «тараз» традиционно состоял из длинной рубахи, шаровар, архалука или платья и передника.

Рубашка, или «халав», была белого или красного  цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Под рубашкой носили нательные штаны «похан» красного цвета со сборкой внизу. Открытая их часть украшалась вышивкой «под золото». Сверху надевали «архалук» - длинный кафтан яркого (зеленого, красного, фиолетового) цвета. Покрой архалука предусматривал застежку только на талии, а разрезы по бокам, разделяли его подол на три части.  Поверх архалука или платья обязательно повязывался широкий пояс либо заменяющий его шарф из шелка или из шерсти. Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой.

Армянские мастерицы украшали платья орнаментом. Считалось, что орнаменты и узоры защищали своего хозяина от нечистой силы. Украшая свою одежду, такими узорами люди считали, что они способны вызывать обилие продуктов, принести в дом счастье, исцелить от болезней, оберегать от несчастья.   Для нанесения орнаментов использовались различные техники: вышивка, аппликация, вязание. Национальный армянский костюм «тараз» богато расшивался золотыми и серебряными нитями.

Украшение армянского национального костюма делится на три основные группы: растительный орнамент, геометрические орнаменты и изображения животного мира (изображения змей, петухов, рогов парнокопытных)

-Давайте вспомним, чем отличается геометрический орнамент от растительного орнамента? (Геометрический орнамент состоит из элементов геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов, треугольников и крестов, а растительный из элементов растительного происхождения, то есть из цветов, листочков, веточек, деревьев).

-Какие цвета в армянской одежде используются чаще всего? (белые, красные, синие, зелёные, реже оранжевые и желтые краски)

Ребята, к нам в гости пришла армянская бумажная кукла, она очень огорчена. Злая колдунья, сожгла всю одежду жителей бумажной страны. Как мы можем помочь жителям бумажной страны? ( Нарисовать платья).

-  Предлагаю вам проявить себя как художники-модельеры и  создать новый наряд для армянской куклы из бумажной страны. А кто такой художник – модельер? (модельер придумывает одежду, чтобы она была красивая, удобная).

Пройдите на свои рабочие места, там вы найдёте всё необходимое для создания эскизов одежды. (Шаблон платья, краски, кисточки, баночки с водой, полоски белой бумаги для пробных узоров)

-Рисование узора требует умения точно повторять элементы, правильно их располагать и чередовать, а также подбирать красивые сочетания цветов, цвета тоже должны повторяться. Прежде чем украшать платье, надо определить основной цвет платья. Какого цвета платья у армянских красавиц? (обращается внимание на выставку армянских платьев: красный, зелёный, синий)

Приступаем к работе. Наносим основной цвет на платья. Пока краска сохнет, немножко отдохнём.

Физкультминутка:  Сейчас я превращу вас в яркие, красивые цветы. Они спят. А ранним утром цветы просыпаются.

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок покачал

Влево качнулись

Низко нагнулись.

Ветерок, убегай

Ты цветочки не сломай

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

- А сейчас надо    придумать узор, которым вы украсите платье.  Попробуем нарисовать узор в полосе, а потом перенесём его на платье.

Показ воспитателем.

Сначала рисуем волну, именно по ней мы будем рисовать орнамент. Далее мы должны выбрать, какой у нас будет орнамент, и начать рисовать его элементы. Мне захотелось нарисовать цветочки. В армянском узоре часто рисуют колокольчики. А на каждом изгибе можно нарисовать завитки. Если вы хотите украсить платье геометрическим узором, можно нарисовать ромбики, а внутри ромбика крестики. Не забываем, что характерной чертой орнамента является его ритмичность, повторы, то есть чередование элементов узора. После того, как нарисуем, стоит закрасить все красками. Очень сильно не нажимайте на карандаш, чтобы потом можно было скрыть линии под красками.

Теперь самый важный этап работы. Ребята, вы сейчас будете рисовать красками тот узор на платье, который вы задумали. Помним, что орнамент граничит с краями одежды.

Дети рисуют самостоятельно – воспитатель по необходимости оказывает помощь индивидуально (звучит армянская музыка).

Заключительная часть

-Красивые наряды созданы, почему бы не устроить модный бумажный показ? (Дети выстраиваются полукругом и показывают свои рисунки)

- Ребята, что мы сегодня делали? (Украшали платья армянским растительным и геометрическим орнаментом)

Воспитатель проводит индивидуальный опрос детей.

- Какие элементы орнамента ты использовал для росписи платья?

- Посмотрите, сколько красивых платьев у нас получилось! Армянская кукла очень рада  вашему подарку, а ее подруги из бумажной страны будут в восторге от ваших платьев!

- Молодцы, ребята, хорошо справились с работой, из вас получатся хорошие

модельеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.Задачи: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Вос...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».

Программное содержание:Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек:...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Конспект  занятия по  изобразительной  деятельности в старшей группе«Золотая хохлома роспись хохломских досок». Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись хохломских тарелок»

Развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству....

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись дымковского индюка»

Цель: - Обогащать представления детей о народном декоративном искусстве: расширять представление о народном промысле Задачи:Образовательные:- Учить рисовать  кистью и ватными палочками....