Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Хохломские ложки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Хохломы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_risovaniyu_hohlomskie_lozhki.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Хохломские ложки».
Задачи:
- познакомить детей с произведениями мастеров Хохломы;
- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы;
- учить составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодой и травкой;
- учить детей расписывать изделие кистью;
- учить импровизировать, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, черный, зеленый, желтый;
- продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;
- развивать в детях патриотические чувства;
- развивать у детей навыки творческого рассказывания.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Звучит мелодия» Кострома» (гр. «Иван-Купала»).
В о с п и т а т е л ь
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
В о с п и т а т е л ь.
Ребята, вы только посмотрите, какой дивной красоты посуда на столе у нашей хозяйки. Вы можете назвать эти предметы? (Ответы детей).
А дома у вас есть такая посуда? (Да)
А вы, из нее кушаете? ( Да, нет и др.)
А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.
Вот посуда расписная!
Была и у царя такая,
Да вся полюбилась
А наша не бьется,
Из неё ничего не прольется,
Щи из нее вкусней,
Да и каша добрей.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, а давайте узнаем у нашей хозяйки, какой деревянной посудой пользовались наши предки. (Воспитатель берет в руки миску и ложку). Ребята, вы узнаете эту посуду? (Ответы детей).
Так вот, наибольшим спросом пользовались, конечно, ложка и миска. Их можно было увидеть и на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и на царском пиру. А вы знаете, ребята, для чего использовали миски? (Ответы детей). Миски служили для вторых блюд и для питья.
В о п и т а т е л ь. А как вы думаете, какой посуды, требовалось больше всего? (Ложек). Почему? (Ответы детей).
А все дело в том, что в старину вся семья ела из одной большой миски, а вот без своей ложки не мог обойтись никто. Емкость ложки (ее размер) имела большое значение; больше зачерпнешь щей, больше достанется!
В о с п и т а т е л ь. Много разной посуды использовали наши предки.
Но посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот тут-то и призадумались мастера, как сделать посуду такой, чтобы пользоваться ею могли и крестьяне.
Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.
Звучит народная музыка «Заиграю…» (гр. «Иван - Купала»)
В о с п и т а т е л ь. Рассаживайтесь, ребятушки. Расскажу я вам одну легенду. Ее мне еще бабка сказывала: «Говорят, что давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетала как-то к его порогу Жар-птица. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
В о с п и т а т е л ь. Это, конечно, легенда (вымысел), но окраска изделий Хохломы, как волшебство, при котором обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.
- Ребята, из чего же сделана эта посуда? (Из дерева).
- Хохломская посуда, да и не только посуда отличается тем, что все изделия вытачиваются из дерева мягких пород (липы, березы, ольхи).
(Воспитатель ставит на стол неокрашенную посуду: поставец, доску, сахарницу, миску, ложку).
Вы узнаете эти предметы? (Да) Назовите их и найдите такие же среди хохломской посуды.
(Воспитатель показывает детям деревянную ложку).
В о с п и т а т е л ь. Жизнь такой вот деревянной ложки начиналась у ложкаря, мастера, изготавливающего ложки.
Дело в том, что баклушей называли кусок дерева определенной величины. Вот такую баклушу ложкарь разрубал на столько кусков, сколько могло получиться ложек. Занятие это не требовало особого умения, старания, отсюда и пошло выражения «бить баклуши», то есть бездельничать, лодырничать.
Но вот еще несколько ударов – и перед вами почти готовая ложка. Затем ее окончательно отделывали. Над выделкой ложек трудились всей семьей. Отделывали поверхность ложек даже дети.
И вот из такой обычной деревянной посуды мастера сделали золотую хохлому без золота.
А знаете в чем секрет?
А секрет в том, что прежде чем нанести рисунок, посуда покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками (Воспитатель демонстрирует плакат с изображением процесса росписи хохломских ложек), потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще изделия несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. (Воспитатель показывает ложку с хохломской росписью).
Загляденье! Не правда ли? Неслучайно, хохломскую роспись называли «золотой».
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий –
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
В о с п и т а т е л ь. Нам пришла посылка ребята, посмотрим что же в ней? А в ней ребята мастера отправили нам заготовки ложек, кончились у мастеров краски и нечем им свои ложки украсить. Поможем мастерам с Хохломы?
Д е т и. Да конечно поможем!
В о с п и т а т е л ь. Наши ребята умелые да талантливые, и тоже смогут .
(Ответы детей). Ну вот, видишь, Хозяюшка. Нам нужно только немножко подготовиться.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки посуду. Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены? (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)
(Воспитатель показывает на одном из изделий травку).
- Травка тоненькая, похожа на реснички, а называют ее хохломские мастера нежно «осочка». Рисовать ее нужно легким движением кончика кисти сверху вниз.
(Воспитатель показывает образец узора «осочки»).
(Воспитатель в воздухе показывает движением руки рисование осочки. Дети повторяют движение вместе с воспитателем). Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки посуду. Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены? (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)
- Вы заметили, что изделия украшены ягодами. А какие ягоды рисуют своей хохломские мастера? На что они похожи? (Смородина, брусничка, крыжовник, клубничка, рябинка, малинка).
Хохломские мастера изобретают их на свой манер, но они немного похожи на настоящие.
- А какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, черный, золотой).
- Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выбрать ту ягоду, которую вы нарисуете. Ягоды: брусничка, смородинка, рябинка – рисуются специальной печаткой-тычком.(Воспитатель демонстрирует печатку-тычок);Ягоды: крыжовник, клубничка, малинка рисуются кистью, а по высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Обратите внимание на форму выбранной ягоды, как она украшена (смородинка, рябинка и клубничка – точками; крыжовник – черточками, малинка – точками и тонкими дугами).
(Воспитатель предлагает 2-3 детям показать и рассказать, как они нарисуют свою ягоду, несколько ягод, веточку).
В о с п и т а т е л ь. Ребята, работа хохломских мастеров требует большого умения и для того, чтобы вы немножко отдохнули перед ответственным делом, я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Игра с ложкой».
Русская народная игра «Игра с ложкой».
В о с п и т а т е л ь. « Делу время – потехе час». Отдохнули, а теперь пора и потрудиться. А что нам нужно для работы? (Банка с водой, кисть, подставка под кисть, бумага, тряпочка, краски). А какого цвета краски вам потребуются (Черная, красная, зеленая, желтая). А теперь, ребята, я предлагаю вам выбрать величину ложки для росписи. Не забывайте, что сказала Хозяюшка: «Больше зачерпнешь – больше достанется».
(Дети берут с подносов «ложки», вырезанные из бумаги, и садятся на свои рабочие места).
Воспитатель демонстрирует детям образец росписи «ложки».
В о с п и т а т е л ь. Определите форму ложки? (Круглая)
Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из завитка, травки, ягоды).
(Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен ягодами, травкой).
Расписываем ложки в определенной последовательности: завиток, ягоды, травка.
Какого цвета ваши «ложки»? (Желтого).
Каким цветом мы будем рисовать на желтом фоне? (Красным, черным, зеленым).
Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен ягодами, травкой. Рисовать его будем черной краской.
(Воспитатель движением руки в воздухе показывает рисование завитка, дети повторяют движение вместе с воспитателем, а затем на листе для упражнений, повторяют положение кисти (палочка смотрит вверх) и легкость движения).
Дети сначала рисуют несколько завитков на листе для упражнения, а потом на ложке завитком украшают круг.
Потом все рисуют ту ягоду, которую выбрали на предметах.
(В ходе работы воспитатель задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок их нарисует).
Последними рисуем маленькие «осочки».
(Воспитатель напоминает, что каждый элемент любит свой цвет: три цвета для элементов и четвертый для фона).
(Обратить внимание на тонкость, легкость завитков, травки. Ягоды яркие, большие или несколько поменьше).
В процессе работы дети могут, если это необходимо, рассматривать узоры на предметах.
По окончании работы, дети подносят свои ложки Хозяюшке и кладут их на стол вокруг миски. Хозяйка вместе с воспитателем отмечает все узоры, выбирает самые яркие, легкие, нежные завитки, «осочки», красивые ягоды.
В о с п и т а т е л ь. Справились наши ребята с задачей, какие же они молодцы. Ложки - просто чудо.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, как много нового мы сегодня узнали. А что же именно? (Узнали, как изготавливают ложки, как расписываю хохломскую посуду; ее назначение, наконец, сами расписали ложки).
Звучит народная музыка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Роспись ложки"
Рисование по мотивам хохломской росписи....
Конспект занятие по рисованию в старшей группе. Рисование с элементами аппликации. «Нежные подснежники»
Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе.Рисование мыльной пеной.
Тема: Рисование мыльной пеной. «Раскрась планету».Цель: Познакомить детей с новой технологией изобразительного творчества - рисование мыльной пеной....
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования
Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, они с огромным желанием рисуют, творят и соч...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Фантазии на графите" (рисование ластиком)
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.Цель:Ознакомление детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование ласт...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...