Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка по рисованию

Гурина Ольга Геннадиевна

Работая воспитателем, я обратила внимание, что у большинства детей возникают некоторые трудности в рисовании деревьев. Чтобы преодолеть эти трудности, создать ситуацию успеха, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, я решила использовать в своей работе нетрадиционные способы изображения. Это без сомнения дало положительный результат. И в этом вы сегодня убедитесь сами...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

• Повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: иллюстрация с изображением осеннего леса, выполненная в нетрадиционной технике рисования; столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, тонированные листы ватмана, кисточки, стаканчики с водой, чай, разноцветные опилки, клей ПВА, ароматизированные пакетики чая, картон, штемпельные подушки, вилки, нитки для вязания, прищепки, ватные диски, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.

Вступительное слово:

Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию свой мастер – класс по нетрадиционным техникам рисования, которые доставляют детям массу положительных эмоций, а для нас, педагогов, дают возможность использовать в качестве художественных материалов различные предметы. Для проведения мастер- -класса мне нужны 4 участника.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Геннадиевна и я хочу с вами познакомиться. Возьмите, пожалуйста, беджи и напишите свое имя. Сегодня вы для меня будете не просто коллегами, а воспитанниками. То есть, вы сегодня не Светлана, а Светочка, вы не Екатерина, а Катюша…Ну вот вы улыбнулись, мне удалось поднять настроение и тем самым настроить вас на работу. Проходите, пожалуйста, будем творить!!!

Работая воспитателем, я обратила внимание, что у большинства детей возникают некоторые трудности в рисовании деревьев. Чтобы преодолеть эти трудности, создать ситуацию успеха, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, я решила использовать в своей работе нетрадиционные способы изображения. Это без сомнения дало положительный результат. И в этом вы сегодня убедитесь сами.

Я представляю вашему вниманию выставку картин с изображением различных деревьев. Здесь 12 работ и каждое дерево выполнено в новой технике. Сегодня мы с вами будем рисовать осенний лес. Я познакомлю вас с четырьмя техниками нетрадиционного рисования. Помните, деревья можно расположить на переднем плане. Тогда это будут высокие деревья. А на заднем плане – низкие деревья.

1. Чай и опилки. Для работы нам понадобится: чай, разноцветные опилки, стаканчики с клеем ПВА, плоская, широкая кисточка и обычная круглая, пышная. Рисуем ствол дерева. В этом нам поможет круглая, пышная кисточка и клей ПВА. Будем рисовать сверху вниз. Начинаем рисовать кончиком кисти и в конце ложим кисточку плашмя, потому что внизу  ствол дерева шире, толще.

Далее, рисуем веточки. Нижние веточки толстые, а верхние тоненькие. И вот мы видим, как выросли веточки на дереве. Рисуем быстро. Вот так, чтобы клей не успел высохнуть. Теперь также быстро посыпим на клей чай. Чай будем брать не двумя пальчиками, а четырьмя. (Воспитатель демонстрирует детям захват) Пальчики нужно держать щепоткой, высыпаем струйкой, как соль. После того, как рисунок засыпан чаем, излишки нужно стряхнуть на тарелочку.  Сворачиваем листок пополам и ссыпаем лишние крупинки чая обратно в чашку с чаем. Попробуйте сами!

Далее набираем на плоскую, широкую кисть побольше клея ПВА и волнообразными движениями прорисовываем крону дерева. Берем щепотку желтых опилок, после красных, зеленых, оранжевых. Ой, какая красота получается!!!

2. Картон, ватный диск и прищепка. Для работы нам понадобится: плотный картон, ножницы, краски - акварель (как детскую, так и профессиональную художественную), гуашевые краски, тушь или акрил; небольшие тарелочки для разведения красок водой (удобно пользоваться одноразовой пластиковой посудой); штемпельная подушка из тонкого поролона; бумага, которую вы будете мять.

Вырезаем из картона круги диаметром – 10 см, 5 см. Делим круги на две части, четыре части и разрезаем. Ребро одной разрезанной части круга обмакиваем в гуашь коричневого цвета, и держа картон вертикально, рисуем ствол дерева (один край ребра зафиксирован, и ведем картон, рисуя круг, как циркулем). С помощью ребра ¼ разрезанной части круга нарисуем веточки способом примакивания.

Рисование мятой бумагой в чем-то напоминает создание изображений штампиками, однако характерные отличия все же имеются. Для этого творчества подойдут совершенно любые краски, в том числе акварельные и гуашевые. Единственное условие для всех – сильно разбавить пигмент водой, чтобы он был максимально жидким.  Итак, нам необходимо смять обычный лист бумаги. Далее щедро обмакнуть ее в краску, прижав к штемпельной подушке, и нанести оттиск на бумагу. Замете, скользящие движения будут создавать линейные штрихи причудливой формы, а промакивающие короткие прижимания штампиков к бумаге больше подходят для создания фактуры. Как видите, в работе нет ничего сложного, и в то же время это благодатная почва для проявления фантазии.

С помощью ватного диска и прищепки. Ватный диск сложить в несколько раз , острый уголок прихватить прищепкой, набрать краску нужного цвета и и сделать отпечатки на листе, изображая листву.

1. Печать листьев. Для работы нам понадобится: заранее высушенные осенние листочки, кисточки, гуашь, клеенка, стаканчик с водой, влажные салфетки. Осенью, гуляя в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью (однотонной или используют несколько цветов), затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Затем пририсовывают ствол, веточки и дерево готово. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи

 Пекинская капуста. Для работы нам понадобится: листья пекинской капусты; плоская, широкая кисточка, гуашь, стаканчик с водой, клеенка, влажные салфетки.  Необходимо лишь раскрасить листок пекинской капусты и сделать его отпечаток на листочке.

Посмотрите, уважаемые участники, видите, какие замечательные осенние пейзажи у вас получились!!! Вы - настоящие художники. Глядя на ваши картины, я убеждаюсь в том, что осень – самое красивое и прекрасное время года. Потому что у каждого дерева свой неповторимый наряд, как будто они соревнуются в конкурсе, у кого листья ярче и красивее. Хочется вновь и вновь любоваться вашими картинами.

Заключительный этап:

Давайте с вами вспомним какие техники мы сегодня использовали в своей работе?

На ваш взгляд, каков результат применения этих техник в работе с детьми?

Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей, благодаря занятиям рисованием, формируется связанная речь.

Нетрадиционное рисование раскрепощает детей, позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, дает свободу для самовыражения.

Спасибо всем участникам мастер - класса! Надеюсь, мой материал был для вас полезен и интересен! На память об этом мастер – классе примите памятки с большим перечнем разнообразных техник нетрадиционного рисования.    

  

До свидания! До новых встреч!

В загадках про деревья вы найдете отличную подборку стишков для обучения детей миру природы. Какие – то деревья в загадках будет легко отгадать, а над некоторыми нужно будет подумать, тренируя смекалку и память ребенка.

1. «Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют»     Рябина

2. Стоит Аленка: платочек желтый,

Тонкий стан и белый сарафан.   Береза

3. Он в лесу, как богатырь –

Весь огромный – ввысь и вширь!

Великан осенний рад

Бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

Набросает желудей.   Дуб

Пословицы и поговорки о деревьях наглядно демонстрируют любовь человека к природе.

Деревья – земли украшенье.

От доброго дерева, добрый и плод.

Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.

Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

Каковы березки, таковы и отростки.

Держись за дубок: дубок в землю глубок.

Старый дуб не скоро сломится.

Сентябрь славится одной ягодой, да и то горькой рябиновой.

Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.

Формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь составляют наблюдения. И помогут в этом, повысят интерес знание и применение народных примет. 

 

Поздний листопад — на неурожайный год.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. 
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Лист на дубе развивается – хорошо щуку ловить.

Зацвела рябина — наступит тепло.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени. 
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.

Когда черемуха цветет, всегда холод живет.

Стихи

Наливная, спелая рябина

Не грусти, краснея под окном.

Ты зимой холодною и длинной

Станешь птицам праздничным столом. (Н.Васильев)

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
 (А.Кулагина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей по нетрадиционной техники рисования

Задачи:1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.2. Дать родителям представление о нетрадиционном рисовании с детьми, используемом в детском саду.3. Познакомить...

Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования «Волшебный мир творчества»

Знакомство  с различными видами и техниками нетрадиционного рисования. Родителям предоставлена   возможность проявить свое художественное творчество....

Мастер - класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования с участием детей старшей группы. Рисование ежа

* Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. * Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми для эмоционального, позитивного взаимодействия через художественно-эстетическое во...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...