Рисование тема: «Хохломские ложки»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Алена Солодовникова

ПЛАН – КОНСПЕКТ

организации продуктивной деятельности дошкольников

Возрастная  группа:  подготовительная
Вид продуктивной деятельности: рисование

Тема: «Хохломские ложки»

Область: Художественно-эстетическое развитие

Цель: формирование интереса к хохломской росписи.

Задачи:

1. Образовательная:  познакомить детей с хохломской росписью, учить составлять узор из растительных элементов (ветка, кустик, ягодка).

2. Развивающая:  развивать у детей образное мышления, творческую фантазию и воображение.  

3. Воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, трудолюбие.

Оборудование/ материалы/ инвентарь: посуда с хохломской росписью, схемы орнаментов, образец (поэтапная роспись ложки), диск с записью народных мелодий.

Раздаточный  материал: заготовки ложек под роспись, гуашь(желтая, красная, черная, зеленая), кисти (разные номера), ватные палочки, баночка для воды, салфетки.

 

 

Структурные этапы образовательной деятельности

время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 1. Ориентировка в деятельности

1. Мотивация

Создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия.

2. Организация детей   

3.Определение цели

 

4.Определение необходимых действий

1м.

 

  Под музыку в группу входит воспитатель.

 

Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.

Я – барыня сударыня!

Я в гости к вам пришла.

Про народный промысел

Загадку принесла:

Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют….

Дети играют в центрах активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хохломой

2. Исполнительский этап

1. Беседа

2. Демонстрация

3. Инструкция

4. Показ

5. Практическая или самостоятельна работа при организации продуктивных видов деятельности.

6. Индивидуальная работа

2м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Богата наша Россия, есть у нас и поля и реки, горы и леса, а еще богата наша Родина мастерами своего дела, народными умельцами.

Давным-давно, был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Прикоснулась крылом к чаше, стала чаша золотой, а как стала улетать, обронила перо, и стал тот мастер этим пером посуду расписывать. Это сказка, да в ней намек, а не из этой ли сказки появился чудесный мир, удивительная красота?

 

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Ребята я хочу пригласить Вас на выставку. Эта выставка необычная, сказочная, ее создали волшебники - художники Золотой хохломы.

- Посмотрите на эти предметы. Как можно назвать, одним словом все эти предметы?

Давайте вспомним особенности Хохломского промысла.

- Из какого материала сделана эта посуда?

- Вся посуда необычной формы и ярко горит росписью. Какие цвета, использовали художники?

- Поэтому и говорят «Золотая хохлома».

- А какие ягоды изображали художники?

- Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. В этом и проявлялось мастерство художника.

- Раз вы такие умненькие и все знаете, тогда мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Найди перо жар-птицы!» - на столе лежат картинки с разными видами росписи.

Но, вижу, вы устали,

Так пойдем те отдохнем.

На ложках звонко поиграем,

Хоровод свой заведем.

Вижу на ложках вы играть и хороводы водить мастера. А хохломскими художниками мастерами стать не желаете? Сейчас, закройте глаза, и с вами произойдет волшебство, когда вы откроете глаза, то вы окажетесь в моей мастерской и превратитесь в мастеров художников Хохломы и украсите изделия узорами.

А что вы будете украшать отгадайте:

Знаю, знаю наперед – вы смекалистый народ!

Деревянная подружка.

Без неё мы как без рук,

На досуге – веселушка.

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Педагог раздает заготовки ложек.

Педагог показывает образец (поэтапную роспись ложки)

 

- Определите форму ложки.

 

- Где расположен узор на ложке?

- Из чего состоит узор?

- Чем украшен край ложки?

- Как раскрашена ручка?

 

- С чего надо начинать рисовать?

– Как нужно рисовать травку и завитки?

– Что мы можем использовать для рисования ягод?

 

Пальчиковая гимнастика:

- А сейчас мои маленькие мастера, прежде чем приступить к работе, надо подготовить ваши пальчики. Слышала, что у вас в группе дружат и девочки и мальчики, может быть, подружим ваши маленькие пальчики?

- Приступайте к работе, но помните, для того чтобы ложки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!

- Пока краска на ваших работах сохнет, давайте немного отдохнем

Физминутка:

Рисовали, рисовали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

 

- Во время индивидуальной работы воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям.

 

 

 

 

-Дети рассматривают картину, на которой изображен мастер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дети с педагогом подходят к выставке.

 

 

 

 

 

- Посуда

 

 

 

- Эта посуда сделана из дерева

- Черный, красный, встречается зеленый, золотой.

 

- Крыжовник, рябина, малины, смородина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают и показывают картинку с хохломской росписью.

 

Игра на ложках и хоровод под музыку «Ложки деревянные».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ложка

 

-Дети садятся за столы

 

 

Круглые или слегка овальные.

- В середине ложки.

- Из ветки с ягодами.

- Каймой.

- Ее нижний и верхний края другого цвета, чем середина.

- С каймы.

- Концом тонкой кисти.

- Кисть, ватную палочку.

 

 

Дети проводят самостоятельно

 

 

 

 

 

Звучит русская народная мелодия, дети работают самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проводят самостоятельно

3. Завершающий этап

1.Рефлексия

2м.

Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:

Хохлома, хохлома, наше чудо дивное, мы рисуем хохлому, красоту невиданную.

- Вы, ребята, молодцы! Славно потрудились хохломские мастера. - Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что тебе больше всего здесь понравилось?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- У вас получились замечательные работы.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

- И запомните, не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поочередно высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохломские ложки

Свое название роспись получила от села Хохлома в Горьковской области. В настоящее время хохломские изделия ценятся не столько за их утилитарность, сколько за декоративные качества. Яркие, красоч...

Методическая разработка: "Роспись. Хохломская ложка."

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, к...

"Хохломские ложки" комплексное занятие для подготовительной группы (музыка, изобразительная деятельность)

Хохломские ложкиКомплексное  занятие для подготовительной группы(музыка, изобразительная деятельность) Составитель Н.В. БебекинаМузыкальный руководитель МБДОУДетский сад № 129г. Уссурийск...

Мастер-класс "Роспись хохломской ложки".

Мастер класс " роспись хохломской ложки" будет интересен воспитателям старших возрастных групп....

Мастер-класс "Роспись хохломской ложки".

Мастер класс " роспись хохломской ложки" будет интересен воспитателям старших возрастных групп....

Открытое занятие "Хохломская ложка"

Программное содержание:- познакомить детей с произведениями мастеров Хохломы;- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листь...