Русский народный костюм (занятие по рисованию) 24
презентация к уроку по рисованию (младшая группа)

Тимошина Елена Александровна

Знакомим детей с историей русской одежды, с русскими играми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-прикладному развитию (рисование) Тема: « Русский сарафан»

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:
Образовательные:  Познакомить детей с русским народным костюмом, особенностям  изготовления и применения.

Развивающие: Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

Речевые: Развивать связанную речь.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, к русским традициям, воспитывать  любознательность.

Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц .

Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».

Ход НОД:

Воспитатель: Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе.
Русский фольклор удивляет нас до сих пор пословицами, поговорками, потешками. Давайте вспомним, какие из них вы знаете?

Ответы детей: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, каков был русский костюм . А потом нарисуем его.

(Показать детям русский народный костюм или куклу в таком наряде). 

А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня.
Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана.
Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?
 

Ответы детей: Белого, красного (много).

Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

Ответы детей: Девушки, женщины.

Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?

Ответы детей: Для красоты.

Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?

Ответы детей: Цветы, солнце.

Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти. Давайте вспомним, что такое ярмарка?

Ответы детей: Это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что то купить, продать , повеселиться, поводить хороводы , поиграть в игры.

Воспитатель: Вы хотите поиграть как на ярмарке?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель».
В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:

«Ели-ели, закружились карусели,(Дети идут шагом).А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(дети побежали).Тише, тише, не спешите карусель остановите. (дети останавливаются, идут шагом).

Воспитатель: Садитесь на свои места. Давайте мы с вами сегодня украсим русский народный сарафан. 

Ребята, я уже начала наносить свой рисунок. Делаю я это карандашом красного цвета. Приступайте к заданию.

(Педагог наблюдает за работой детей, если возникают затруднения, оказывает помощь. Следит, чтобы дети правильно держали карандаш в руке. Детям, закончившим работу быстрей других, можно предложить разрисовать платочек) .

 (В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества.)

Воспитатель: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые. «Если дружба велика – будет Родина крепка»

Чем мы сегодня занимались?

Как называется костюм который мы сегодня рисовали?

Куда люди раньше любили ходить?

Что вам понравилось больше всего?

Чья работа вам больше всего нравится, почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История русской одежды

Слайд 2

Музей русского костюма

Слайд 3

Зал мужского костюма

Слайд 4

Зал мужского костюма На Руси в старину считались красивыми люди рослые и полные. Одежду носили довольно простую, но такой она казалась только с первого взгляда.

Слайд 5

Зал мужского костюма РУБАХА Основа мужского костюма. Наши предки считали, что одежда должна быть удобной в движении, поэтому рубахи шили свободными, с широкими рукавами. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Слайд 6

Зал мужского костюма Детям шили рубашки из старых рубах родителей, потому что считали, что такая рубашка будет защищать от всякой беды. Свою рубаху никому не отдавали, так как считали, что она оберегает человека.

Слайд 7

Зал мужского костюма На подол обычно наносился узор на бережение жизни . Верхнюю рубашку всегда украшали вышивкой. Орнамент, который оберегал владельца рубашки от злых сил, делали по краю всех проёмов — ворота, манжет, подола. На рукавах вышивался узор на бережение дела жизни . На груди вышивался узор, символизирующий внутреннюю суть человека.

Слайд 8

Зал мужского костюма Русская рубашка Ты не сделай, милая, промашку: Галстуков мне модных не дари, Подари мне лучше русскую рубашку Цвета ясной утренней зари ! Верно, я не сделаюсь красивей, Но, гордясь рубашкою своей, Стану я как принято в России, Проще, бесшабашней и смелей . Жить так жить! Без робости и страху! Обходных дорожек не искать! В трудный час последнюю рубаху Верному товарищу отдать !... И. Кобзев

Слайд 9

ПОРТЫ Порты – неширокие, длинные , сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии . Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

Слайд 10

ЛАПТИ ОНУЧИ Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви . Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки ). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

Слайд 11

валенки Новые подошвы Подшивает валенки Дедушка Макар. Старенькие валенки - И хозяин стар. Как дорожка, тянется За иголкой нить. Эх, подошвы новые - Долго не сносить! Как наденет валенки Дедушка седой - В них пойдет по улице, Словно молодой!

Слайд 12

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом . ЗИПУН

Слайд 13

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата . КАФТАН

Слайд 14

ТРИШКИН КАФТАН У Тришки на локтях кафтан продрался. Что долго думать тут? Он за иглу принялся: По четверти обрезал рукавов - И локти заплатил. Кафтан опять готов; Лишь на четверть голее руки стали. Да что до этого печали ? Однако же смеется Тришке всяк, А Тришка говорит: "Так я же не дурак И ту беду поправлю: Длиннее прежнего я рукава наставлю". О, Тришка малый не простой! Обрезал фалды он и полы, Наставил рукава, и весел Тришка мой, Хоть носит он кафтан такой, Которого длиннее и камзолы. Таким же образом, видал я, иногда Иные господа, запутавши дела, их поправляют, Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют. И. Крылов КАФТАН

Слайд 15

Самой модной деталью кафтана был стоячий воротник – козырь. Слово «козырять», т.е. обладать таким воротником, означало в старину важничать. КОЗЫРЬ

Слайд 16

Престижным предметом одежды был также пояс — кушак. Пояс отделывали красивыми бляхами. Зажиточные бояре, богатые купцы носили широкие, свободные одежды ярких цветов, отделанные золотом и жемчугом. Рукава и подолы кафтанов обязательно отделывали другими по цвету материалами. КУШАК

Слайд 17

Богатые горожане особенно любили шубы. Их надевали даже не в очень большую стужу, чтобы показать свое богатство, похвастаться мехом. А если уж было очень жарко, то поверх одежды прикрепляли красивый соболий воротник. МЕХ

Слайд 18

Зал женского костюма Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола , рукавов, ворота. СОРОЧКА

Слайд 19

Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан - распашная длинная одежда без рукавов, на лямках . Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. САРАФАН

Слайд 20

ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая , чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках . Спереди душегрея застегивалась на пуговицу .

Слайд 21

кокошник Кокошник — женский головной убор, который, стал символом традиционного русского костюма. Форма гребня кокошника могла меняться в зависимости от губернии. Так, например, в Костромской губернии было модно носить однорогий кокошник, а в Нижегородской — двурогий . Этот головной убор изготавливался мастерицами — « кокошницами ».

Слайд 22

Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам. Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам.

Слайд 23

ПОНЁВА Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Слайд 24

ВОЛОСЫ Наши предки считали, что сила человека в его волосах. Поэтому все мужчины носили широкие густые бороды, а женщины длинные волосы, заплетенные в косы. Мужчин на Руси стригли «под горшок». На голову надевали горшок, а волосы, которые торчали снизу, остригали. Шапки надевали обязательно, без шапки человек не осмелился бы и из дома выйти.

Слайд 25

ВОЛОСЫ Девочкам волосы заплетали в одну косу . Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей миссии материнства. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Замужняя женщина собирала все волосы под головной убор, а девушки по праздника носили волосы распущенными, в будние же дни ходили с косой.

Слайд 26

ВОЛОСЫ Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан, Не входи, родимая, Попусту в изъян. Рано мою косыньку На две расплетать. Прикажи мне русую В ленту убирать! Пускай непокрытая Шелковой фатой, Очи молодецкие Веселят собой! Русский романс

Слайд 27

загадки Это часть костюма Не мужской кафтан. Носит красна девица Длинный …

Слайд 28

загадки Ходит девица с косой, С непокрытой головой. Красоте помощник Расписной…

Слайд 29

загадки Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки В них мы бегаем зимой, Утром – в садик, Днём – домой! …

Слайд 30

скороговорки Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Михейка на скамейке плетет лапти Анрейке . Не годятся лапти Андрейке на ножки, А годятся лапти на лапки кошке

Слайд 31

Одежда в сказках Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. душегрейка кичка

Слайд 32

Не учась и лаптя не сплетешь. По одежке встречают, по уму провожают . Береги платье снову, а честь смолоду . На воре шапка горит. Работать спустя рукава . На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не чёрт съел НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Слайд 33

РЕБУСЫ ч 4 0 а ея ,

Слайд 34

Ы ХА ,,,, ,, ,,

Слайд 35

оа К ,,,, , ,,, ,,,, х ,,,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование "Русский народный костюм"

Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Методическая разработка Русский народный костюм к НОД Художественно-эстетическое развитие (рисование) в подготовительной группе

Презентация к НОД по рисованию на тему "Русский народный костюм".Цель - формирование представлений об основных элементах русского русского народного костюма, особенностях цвета и узоров....

Конспект по рисованию "Русский народный костюм"

Рисование Русского народного костюма...

Художественное творчество (рисование с элементами аппликации) в старшей группе: "Русские народные костюмы"

В настоящее время очень важно формировать у детей патриотические чувства. И вот мы, с детьми старшего дошкольного возраста, познакомились с русскими народными костюмами. Раскрасили и украсили их, с по...